Напоминание

"Использование мнемотехники в ДОУ"


Автор: Уржумова Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Компас"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование мнемотехники в ДОУ»

Выполнила воспитатель: Уржумова Нина Владимировна.

В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения

«Федеральных государственных требований к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению

ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных

учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям

развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет

живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в

разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.

Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы,

учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его

личностных качеств на рефлексивной основе.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»,

познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты

использования мнемотаблиц.

Воспитатели от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не

запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках,

переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко,

когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие

приемы, которые бы развивали детскую память.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти,

путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-

следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое

мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют

ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической

аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность,

наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,

воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового,

экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей

адаптации в современном обществе.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная

информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, из

каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он

передвигается, какие издает звуки.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании

стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку

придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается

схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое

изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по

мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы

при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со

мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку).

Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя

на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам

понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до

сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с

мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого

высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и

уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания

стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное

запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,

но и образ.

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это

использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь

закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю, опираясь только на схему

рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому

запоминанию?

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных

рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду,

сезонные изменения, рассказать сказку.

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой

овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы

попробуем его отгадать! Попробуйте ….

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение

или пересказать художественный текст, учить составлять описательный

рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам

самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня,

Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать

как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и

увлекательно!

Результаты

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии

основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления,

а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного

возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более

простым, интересным, творческим.



В раздел образования