Автор: Уржумова Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Компас"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Использование мнемотехники в ДОУ»
Выполнила воспитатель: Уржумова Нина Владимировна.
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения
«Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению
ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных
учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям
развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет
живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в
разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.
Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы,
учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его
личностных качеств на рефлексивной основе.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»,
познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты
использования мнемотаблиц.
Воспитатели от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не
запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках,
переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко,
когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие
приемы, которые бы развивали детскую память.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти,
путем образования дополнительных ассоциаций.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-
следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое
мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют
ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической
аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,
воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового,
экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей
адаптации в современном обществе.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная
информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, из
каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он
передвигается, какие издает звуки.
Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании
стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку
придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается
схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое
изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по
мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы
при разучивании стихотворения. Послушайте его:
«ЁЛОЧКА» Н.Нищева
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со
мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку).
Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя
на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам
понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до
сложного.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с
мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого
высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и
уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания
стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное
запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,
но и образ.
– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это
использование готовых схем чистоговорок, потешек.
Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь
закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю, опираясь только на схему
рассказать чистоговорку.
– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому
запоминанию?
– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных
рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду,
сезонные изменения, рассказать сказку.
– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой
овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы
попробуем его отгадать! Попробуйте ….
– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение
или пересказать художественный текст, учить составлять описательный
рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам
самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня,
Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать
как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и
увлекательно!
Результаты
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии
основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления,
а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного
возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более
простым, интересным, творческим.