Автор: Григорьева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 города Ельца
Населённый пункт: Липецкая область, город Елец
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольное детство
–
период развития человека, в течение которого происходит
первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными
человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в
проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское
сообщество как первый институт социализации ребенка.
На дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств
повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.
Повышение компетентности, проявляющейся в том, что, обладая знаниями, умениями,
навыками, ребенок способен принимать на их основе собственные решения, происходит
на основе формирующихся и развивающихся компетенций (речевой, коммуникативной,
физической, валеологической, интеллектуальной), которые станут базой для работы в этом
направлении на уровне системы общего образования.
Коммуникативная компетенция
–
умение строить взаимоотношения с другими детьми,
взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями.
Социальная компетенция
–
владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми
для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстро
меняющимся условиям жизни.
Валеологическая компетенция
–
признание ребенком здоровья как наиважнейшей
ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и
соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и
эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением
здоровья.
Двигательная компетенция
–
развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в
соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.
Познавательная компетенция
–
наличие у ребенка адекватных представлений об
окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических
процессов.
Творческая компетенция
–
развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих
выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать
новый, оригинальный продукт.
В образовательном процессе формирование указанных компетенций должно происходить
в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей, специфичных для данного
возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.).
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие
способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации общения, на этой
основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния
и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и
уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими.
Регуляторные способности позволяют ребенку регулировать поведение и деятельность,
выполнять правила, действующие в нормативной ситуации, иногда вопреки
первоначальным непосредственным побуждениям.
Познавательные способности позволяют ребенку познавать окружающую
действительность и самого себя.
Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в
процессе ее преобразования создать новый продукт.
Со временем детей начинают увлекать сюжеты, навеянные литературными
произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры
являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст мы
используем более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам
сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на
котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика
у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. В
сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в
театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-
ролевой игре инициативу детей направляем на создание сюжета, а в театрализованной на
выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре
является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в
театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности
при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная
деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы. Такие
дети проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Им не хватает
внимания, сосредоточенности.
Практические наблюдения показывают, что в ходе театрализованной игры повышается
умственная активность, совершенствуются речевые навыки, развиваются психические
процессы, повышается эмоциональная активность. Для успешного формирования
творческой активности детей в театрализованной деятельности мы соблюдаем ряд
условий:
–
приобщаем детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей
в исполнении взрослых. Чередуем просмотры спектаклей кукольного и драматического
театров, позволяющие детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления
помогают нам при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.
Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в
творческой игре.
–
мы осознанно выбираем художественное произведение для работы.
Вначале выразительно читаем произведение, а затем проводим по нему беседу,
поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств
выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть
чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога,
являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
–
огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют
иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание мы уделяем анализу
эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему
он плачет?» и т. д.) При организации игр мы используем фланелеграф (особенно на
начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления
сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-
снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Мы используем
настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно
много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
–
мы предоставляем детям возможность
самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих
авторских сюжетов).
–
учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают
стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также
время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной
группе оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в
котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом
или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для детей младшего дошкольного возраста есть уголок ряжения и игрушки-
животные для театрализации сказок.
В группе детей старшего дошкольного возраста более широко представлены виды театров,
а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях
учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной
деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Использованная литература: 1. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития
навыков общения у дошкольников: методические рекомендации.
Минск. – 1995. 2. Марцинковская Т.Д. Межличностные отношения ребенка от рождения
до 7 лет. – М; Воронеж. – 2001. 3. Смирнова Е.О. Холмогорова В. М Межличностные
отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М; Владос. – 2005. 4.
Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личностных
взаимоотношений. Минск. – 1984. 5. Смирнова Е. О. Становление межличностных
отношений в раннем онтогенезе. Вопросы психологии №6. – 1994.