Напоминание

Чтобы дети вас слушались


Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Колокольчик"
Населённый пункт: Красноярский край ЗАТО Железногорск пос. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: Чтобы дети вас слушались
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель старшей группы №5 МБДОУ №31

«Колокольчик»

Красноярский край Железногорск

Сидоренко Ирина Викторовна

Чтобы дети вас слушались.

«Дети- цветы жизни , но нельзя

давать им « распускаться»

Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо не хочет садиться заниматься,

кушать кашу, убирать игрушки! На уговоры нет сил, хвататься за ремень или орать – не-

педагогично….Как быть? Способы, которые позволяют без угроз и крика добиться, чтобы

дети вас слушались.

1.Остановиться и подумать:

Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что

именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль,

прежде , чем начнете разговор.

Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. В психо-

логии есть такое выражение «отключаются ушки». Включается система защиты: ребенок

начинает сопротивляться или изображать, что он вас не слышит.

2.Говорить глаза в глаза:

Необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите,

чего вы хотите.

Все ценят внимание. Когда вы поворачиваетесь к ребенку лицом, вы показываете: да, у

меня есть для тебя время! Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы

и замечания.

3.Обойтись без «нельзя»:

Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!». Но есть простое упражнение

для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте «СЛОНА». Видите? А теперь

представьте частичку «НЕ».Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который

не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Когда мы говорим

«СЛОН», ребенок видит «СЛОНА».А когда мы говорим «не делай» - ребенок опускает

частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» - он кричит, «Не беги» - он бежит. Что

же делать? Попробуйте вместо «нельзя» сказать «можно», обьясняя, что в данной ситуа-

ции нужно делать. Например: ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя» , а

скажите: «Можно дорогу переходить только с мамой.».Ребенок запомнит эту формулиров-

ку и будет так поступать. Но чаще всего взрослые разговаривают с ребенком в приказном

порядке(«Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише , по-

жалуйста!»). Но на просьбу можно реагировать по-разному! Ребенок вправе отказаться ее

выполнять. Если мы просим малыша в конфликтной ситуации, это должна быть точно не

просьба, но и не приказ! Что же выбрать в таком случае? Инструкцию! Вместо «Не беги

по лестнице-упадешь!» говорим «По лестнице ходим спокойно!» Ребенок на автомате бу-

дет делать это. Если повторять угрозу «Ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует

и непременно упадет!

4.Забудте на время про имя:

Нет приятнее слова, чем свое собственное имя, но часто в порыве гнева родители говоря

ребенку: «Вася, убери наконец-то свои игрушки!» начиная обращение с имени. Забудьте

про такую форму! Почему? Потому что к своему имени ребенок должен относиться не как

к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убирать

игрушки, они хотят отдыхать!». А вот если хотим похвалить, используйте обязательно

имя: «Да, Вася, ты молодец! У тебя все получилось!». И на этом зафиксируйте внимание,

закончив обсуждение проблемы. И не вспоминайте «А помнишь, ты боялся…».

5.Запрет на шантаж:

Многие используют фразу «Если ты не принесешь мне…, я на тебя обижусь.». Такие фра-

зы говорят о том, мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим

чтобы ребенок, когда подрастет, шантажировали нас подобным образом( «Не купишь-уйду

из дома!»), не показывайте дурного примера.

Когда наказывать?

До 2 лет: Наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что ему

скажет взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию – и ребенок поймет, что

сделал что-то не так. Если промежуток до 2 лет прожит спокойно, то дальше, как правило,

родители не встречаются с агрессией, истериками ребенка. И если это происходит –

значит, он или начинает заболевать, или не выспался.

От 2 до 3 лет: Возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное мудрость родите-

лей: следим за своей скоростью речи, интонацией – и ребенок будет делать то, о чем вы

его просите. Наказывать будет не за что!

От 3 до 5 лет: В этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете

ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то

обязанности . Скажем, самому одеть ботинки. Важно, чтобы дело получилось.

От5 до 8 лет: Если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к

психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. Надо понять, от-

куда они взялись.

….и поощрять: Покупка поощрением быть не может! Чтобы ребенок нормально разви-

вался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8

раз в день! Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните:

когда у ребенка есть все – он перестает мечтать!

Как вам такое предложение? «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это

вышло!»

-Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки.

Полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу , на подушках, или гуляе-

те. Побеседуйте: Как живут твои куклы? Как дела в гараже? Может там нужна уборка? Ре-

бенок будет благодарен за такое качественное общение и внимание к его делам!

Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в себе.



В раздел образования