Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Колокольчик"
Населённый пункт: Красноярский край ЗАТО Железногорск пос. Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: Чтобы дети вас слушались
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель старшей группы №5 МБДОУ №31
«Колокольчик»
Красноярский край Железногорск
Сидоренко Ирина Викторовна
Чтобы дети вас слушались.
«Дети- цветы жизни , но нельзя
давать им « распускаться»
Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо не хочет садиться заниматься,
кушать кашу, убирать игрушки! На уговоры нет сил, хвататься за ремень или орать – не-
педагогично….Как быть? Способы, которые позволяют без угроз и крика добиться, чтобы
дети вас слушались.
1.Остановиться и подумать:
Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что
именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль,
прежде , чем начнете разговор.
Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. В психо-
логии есть такое выражение «отключаются ушки». Включается система защиты: ребенок
начинает сопротивляться или изображать, что он вас не слышит.
2.Говорить глаза в глаза:
Необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите,
чего вы хотите.
Все ценят внимание. Когда вы поворачиваетесь к ребенку лицом, вы показываете: да, у
меня есть для тебя время! Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы
и замечания.
3.Обойтись без «нельзя»:
Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!». Но есть простое упражнение
для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте «СЛОНА». Видите? А теперь
представьте частичку «НЕ».Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который
не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Когда мы говорим
«СЛОН», ребенок видит «СЛОНА».А когда мы говорим «не делай» - ребенок опускает
частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» - он кричит, «Не беги» - он бежит. Что
же делать? Попробуйте вместо «нельзя» сказать «можно», обьясняя, что в данной ситуа-
ции нужно делать. Например: ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя» , а
скажите: «Можно дорогу переходить только с мамой.».Ребенок запомнит эту формулиров-
ку и будет так поступать. Но чаще всего взрослые разговаривают с ребенком в приказном
порядке(«Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише , по-
жалуйста!»). Но на просьбу можно реагировать по-разному! Ребенок вправе отказаться ее
выполнять. Если мы просим малыша в конфликтной ситуации, это должна быть точно не
просьба, но и не приказ! Что же выбрать в таком случае? Инструкцию! Вместо «Не беги
по лестнице-упадешь!» говорим «По лестнице ходим спокойно!» Ребенок на автомате бу-
дет делать это. Если повторять угрозу «Ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует
и непременно упадет!
4.Забудте на время про имя:
Нет приятнее слова, чем свое собственное имя, но часто в порыве гнева родители говоря
ребенку: «Вася, убери наконец-то свои игрушки!» начиная обращение с имени. Забудьте
про такую форму! Почему? Потому что к своему имени ребенок должен относиться не как
к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убирать
игрушки, они хотят отдыхать!». А вот если хотим похвалить, используйте обязательно
имя: «Да, Вася, ты молодец! У тебя все получилось!». И на этом зафиксируйте внимание,
закончив обсуждение проблемы. И не вспоминайте «А помнишь, ты боялся…».
5.Запрет на шантаж:
Многие используют фразу «Если ты не принесешь мне…, я на тебя обижусь.». Такие фра-
зы говорят о том, мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим
чтобы ребенок, когда подрастет, шантажировали нас подобным образом( «Не купишь-уйду
из дома!»), не показывайте дурного примера.
Когда наказывать?
До 2 лет: Наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что ему
скажет взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию – и ребенок поймет, что
сделал что-то не так. Если промежуток до 2 лет прожит спокойно, то дальше, как правило,
родители не встречаются с агрессией, истериками ребенка. И если это происходит –
значит, он или начинает заболевать, или не выспался.
От 2 до 3 лет: Возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное мудрость родите-
лей: следим за своей скоростью речи, интонацией – и ребенок будет делать то, о чем вы
его просите. Наказывать будет не за что!
От 3 до 5 лет: В этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете
ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то
обязанности . Скажем, самому одеть ботинки. Важно, чтобы дело получилось.
От5 до 8 лет: Если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к
психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. Надо понять, от-
куда они взялись.
….и поощрять: Покупка поощрением быть не может! Чтобы ребенок нормально разви-
вался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8
раз в день! Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните:
когда у ребенка есть все – он перестает мечтать!
Как вам такое предложение? «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это
вышло!»
-Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки.
Полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу , на подушках, или гуляе-
те. Побеседуйте: Как живут твои куклы? Как дела в гараже? Может там нужна уборка? Ре-
бенок будет благодарен за такое качественное общение и внимание к его делам!
Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в себе.