Напоминание

Игра-занятие


Автор: Петропавлова Надежда Борисовна
Должность: педагог организатор
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом №1" для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: "Поможем Машеньке вернуться домой"
Тема: Игра-занятие
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработала: Петропавлова Надежда Борисовна, педагог - организатор

Игра-занятие

«Поможем Машеньке вернуться домой»

На данную тему отводится 2 часа: 1-й час – учимся замешивать тесто, 2-й час

непосредственно

данное

занятие.

Поскольку

занятие

давала,

участвуя

в

конкурсе

«Сердце отдаю детям», первая часть была представлена видеофильмом, который сняли

в своей школе. Вторая часть проводилась в другой школе, детей я видела впервые.

Возраст детей 7-8 лет.

Цель: Подготовка учащихся начальных классов к урокам СБО.

Познакомить с предметами старины (народный костюм, русская печь,

короб). Познакомить детей с новой технологией – «изготовление

поделок из теста, сделанного из бумаги и муки. Учить правильно

подбирать бумагу для работы, закрепить свойство бумаги – она

размокает. Учить приемам замеса «теста», последовательно

изготавливать пироги. Ввести в словарь детей такие слова, как

противень, скалка, разделочная доска, начинка. Воспитывать

усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в

работе, вежливость, сострадание, желание помочь попавшему в беду.

Закрепить технику безопасности при работе с ножом.

Оборудование: Фартуки, колпаки, противень, скалка, разделочная доска, нож с тупым

концом, мука, кукла Машенька, игрушечный стульчик для куклы, короб, муляж русской

печи, муляж чугунка, игрушки-курочки, картина «Емеля несет короб с грибами», игрушка

«медведь», на педагоге русский народный костюм.

Ход

Педагог:

Здравствуйте,

ребята.

Я

очень

рада

встрече

с

вами.

Меня

зовут

Надежда

Борисовна. Как зовут вас, я сейчас узнаю. Давайте хором каждый скажет свое имя…Тебя

зовут……(на груди у ребят бейджики).

А в какой стране мы с вами живем, ребята? (Россия)

А кто знает, как называли нашу страну в старые времена? (Русь).

Правильно, Русь. И не просто так я надела этот красивый наряд…это русский народный

костюм. Так одевались в старину наши девушки и женщины (демонстрирую костюм).

Сегодня я хочу показать вам не только русский народный костюм, а еще несколько

предметов старины. Когда не было высотных домов, в деревянных домах Руничей стояла

огромная печь, которую топили дровами. Печь размером была от пола до потолка. Я

показываю вам, макет, то есть подобие той печи, уменьшенной во много раз. Вот в это

отверстие клали дрова и закрывали заслонкой. А когда печка набирала жару, огонь в печи

раздвигали и ставили в печь чугунок с супом и суп томился там, …был такой запах….!!! А

под печкой жили куры (все свои слова сопровождаю показом). Когда я была маленькая, у

моей бабушки была такая печка, вот здесь мы спали, там было очень тепло.

Еще я хочу показать вам картинку, на которой Емеля несет за плечами «сумку» с

грибами. Кто знает, как называется такая «сумка»? (Короб).

(Показываю муляж короба) - вот такой короб делали из бересты. Кто знает, что такое

береста? (Верхний слой коры березы).

Педагог: Скажите, а что еще можно было носить в этом коробе из леса? (дрова, ягоды…)

(Пока веду с детьми беседу, незаметно надеваю на руку Машеньку, куклу из кукольного

театра. Появляется Машенька, она, что то ищет)

1

Маша: (недовольно) Куда он подевался этот короб? Здесь его нет…и здесь его нет…

(увидев короб) Ах, вот, ты где! Как же ты здесь очутился?

Педагог: Маша, что же ты такая недовольная, да еще и не здороваешься ни с кем.

Маша: (оглядывает всех) Ух, ты! Сколько вас здесь! Так это вы мой короб взяли?

Педагог: Ну, во-первых, наши ребята ничего без спроса не берут, они знают, что это очень

плохо. А во-вторых, этот короб наш, а не твой, мы его как раз разглядывали…

Маша: А где тогда мой? Он мне так нужен! Ведь мне с помощью этого короба, к дедушке

с бабушкой вернуться нужно. К тому же мне еще надо научиться пироги печь.

Педагог: Маша, мы с удовольствием одолжим тебе свой короб и научим тебя пироги печь.

Наши ребята очень любят трудиться. Они все знают пословицу: «Не потопаешь, так и не

полопаешь». Ребята, какие еще пословицы о труде вы знаете? Скажите Маше.

1.

Без труда, не вынешь рыбку из пруда.

2.

Труд кормит, а лень портит

Маша: Как здорово, что я вас встретила! Дело в том, что мне нужно медведя обхитрить,

чтобы домой вернуться. Я попрошу медведя отнести бабушке с дедушкой пирожки. Сама

спрячусь в этот короб, а пирожки только сверху положу. Но ведь пироги стряпать трудно…

Педагог: А ты, Маша, попроси наших ребят, они тебе и настряпают пирожков!

Маша:

Э й ,

в ы ,

н у к а

н а с т р я п а й т е

м н е

п и р о ж к о в !

Педагог: Машенька, а тебя разве вежливости не учили?

Маша: Вежливости? А что это такое?

Педагог: Есть волшебные слова, с которыми нужно обращаться друг к другу. Ребята,

подскажите Маше волшебные слова (спасибо, пожалуйста, и др.)

Маша: Поняла, поняла! Ребята, настряпайте мне, пожалуйста, пирожков, мне это очень

нужно…

Педагог: Ну, вот, совсем другое дело. Садись, Маша, да учись вместе с нами пироги

стряпать (усаживает Машу на кукольный стульчик, который стоит на столе учителя)

Педагог: Прежде, чем начать, что либо готовить, необходимо надеть фартук, колпак, либо

косынку. Для чего это нужно сделать? (чтобы не испачкаться, чтобы волос не попал в

пищу, надеваем фартуки и колпаки) Еще необходимо обязательно тщательно вымыть руки,

поскольку крана с водой здесь у нас нет, я предлагаю вам влажные салфетки.

Педагог:

Мы

стали

веселыми

поварятами.

Ребята,

поскольку

нам

нужно

настряпать

сказочных пирожков, я хочу показать вам фильм, как нужно приготовить сказочное тесто.

Вы сейчас внимательно посмотрите, и расскажите мне, из чего оно готовится…

(Просмотр фильма)

Педагог: Из чего же готовится сказочное тесто? (из муки и бумажных салфеток)

Педагог: Почему именно салфетки использовали для теста? (они размокают лучше, чем

другая бумага)

Педагог: Вот оно, это тесто (достает из красивой миски). Но, прежде чем приступить к

работе, давайте сделаем упражнение для пальчиков, чтобы они у нас стали послушными.

(упражнение «Поможем Машеньке вернуться домой»

Поочередно каждым пальцем, начиная с указательного, касаемся большого пальца, на

обеих руках одновременно и говорим: «Поможем Машеньке вернуться домой» с разными

интонациями (просто, вопрос, восклицание)

Педагог: А теперь приступаем к пирожкам. Берем разделочную доску, нож (вспоминаем

ТБ при работе с ножом), отрезаем половину теста, катаем колбаску, разрезаем пополам,

затем каждую половину еще пополам. Получилось 4 части. Тоже самое проделываем с

другой половиной теста (это начинка). Из первых 4х частей скалкой раскатываем сочень,

кладем на него начинку, защипываем, укладываем на противень.

(первый пирог делаем поэтапно, вслед за преподавателем. Остальные - по памяти.

Повторяем всю технологию, пока не закончится тесто. Ставим противень в печь,

вытираем салфеткой руки)

Педагог: Ну, Маша, научилась пироги стряпать?

2

Маша: Да, научилась! Только, пожалуйста, напомните мне еще раз, как это делать по

порядку, чтобы я не забыла! (повторяем, обязательно проговариваем слова: разделочная

доска, скалка, противень, сочень, начинка)

Маша: Спасибо, ребята, я обязательно буду стряпать пирожки сама, для бабушки и

дедушки.

(Спрашиваю детей, что нового сегодня узнали, чему научились? Вынимаем пироги из печи,

там спрятаны уже готовые (запеченные в духовом шкафу, они очень твердые, пригодные

для игры), предлагаю Маше спрятаться в короб, сверху ставим тарелку с пирогами.

Прощаемся с нею. Обыгрывается ситуация: возвращается медведь, забирает короб и

уносит

его.

Хвалю

детей

за

то,

что

они

сделали

доброе

дело:

помогли

Машеньке

вернуться домой.

Сюрпризный момент: В печи спрятаны настоящие маленькие пирожки для ребят. Дети

говорят волшебные слова «По щучьему велению….испеки печка пирожков».

Литература

1) Нагибина, М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей [Текст]: популярное пособие для

родителей и педагогов / М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.

2)

Шматко)

Н.Д.

Дети

с

отклонениями

в

развитии

[Текст]

/Н.Д.

Шматко.

М.Просвещение, 1997.

3

4

5



В раздел образования