Автор: Степанова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. А.С. Розанова"
Населённый пункт: г. Кировск, Мурманская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: Основные формы обучения хореографии
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОДНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. РОЗАНОВА»
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ
методическая работа
автор:
Степанова Светлана Николаевна
Кировск, 2013
2
Введение
Процесс обучения танцу является достаточно сложным и многогранным. В его основе
лежат постулаты общей педагогики. Важное место здесь занимает изучение организации
учебного
процесса
в
различных
хореографических
коллективах,
а
также
в
учебных
заведениях, где преподаются хореографические дисциплины.
В
условиях
постоянного
введения
различных
технологий
обучения,
многие
преподаватели не используют в своей работе общие педагогические знания о формах
организации
учебного
процесса,
хотя
эти
формы
достаточно
глубоко
исследованы
специалистами-теоретиками и проверены на практике. Они являются наиболее точными и
действенными, и решают главные дидактические задачи, а именно дают возможность
получения учащимися прочных и глубоких знаний, умений и навыков по изучаемым
дисциплинам.
Выбранная
для
исследования
тема
является
актуальной,
так
как
общие
формы
организации учебного процесса, типы и структуры уроков, установленные педагогической
наукой, имеют огромное значение для учебной деятельности в самодеятельных творческих
коллективах,
специальных
учебных
заведениях,
учреждениях
дополнительного
образования, в том числе в детских школах искусств, которые относятся согласно Закону
РФ «Об образовании» к учреждениям раннего предпрофессионального образования.
Знание
форм
организации
учебного
процесса
позволяет
педагогам-хореографам,
применять
их
в
своей
работе,
делая
процесс
обучения
наиболее
качественным,
интересным и плодотворным.
Целью настоящей работы является изучение основных форм организации учебной
деятельности, в том числе форм обучения танцу, понятия урока как основного компонента
классно-урочной системы и основной формы преподавания хореографических дисциплин,
возможных типов и структур урока, а также применения их в практической деятельности.
Основными методами при написании данной работы являются:
- изучение научной и специальной литературы;
- анализ полученной информации;
- сопоставление различных научных взглядов;
В настоящей работе использованы теоретические исследования в
области истории и теории общей педагогики и дидактики, в том числе
П.И. Пидкасистого, И.И. Прокопьева,
С.И. Иванова и других авторов, исследовавших
исторические предпосылки развития классно-урочной системы, понятие урока, его места в
системе общего образования, классификацию типов и видов уроков.
Важнейшими источниками истории и теории хореографической педагогики, стали
труды, Л.Д. Блок, Л.Д. Ивлевой, В.М. Красовской,
В.М. Пасютинской,
осветивших
вопросы
исторического
становления
и
развития
отечественной
хореографии
и
хореографической педагогики, с точки зрения искусствоведения.
Научные работы педагогов-практиков: И.Э. Бриске, А.Я.Вагановой, Т.Б. Нарской, Н.И.
Тарасова,
чьи
работы
посвящены
непосредственно
процессу
преподавания
хореографических дисциплин, то есть практической педагогике. В работах этих авторов
придается огромное значение процессу подготовки и планирования уроков. Они дают
научное обоснование тем или иным вопросам, возникающим в процессе проведения
уроков хореографии.
3
Глава 1. Формы организации учебного процесса в теории обучения.
1.1. Понятие и сущность формы обучения
Формы обучения в различных областях получения знаний, умений и навыков имеет
достаточно давнюю историю. Но в любом случае содержание обучения всегда облекается
в какую-либо форму.
Термин
«форма»
употребляется
в
различных
смыслах.
Форма
(вообще)
–
это
устройство,
структура,
внешнее
выражение
чего-либо.
Форма
является
одной
из
философских
категорий,
рассматриваемых
в
неразрывной
связи
с
содержанием.
В
философии различают внутреннюю и внешнюю форму. Такое понимание формы дает
Гегель, отмечавший, что «форма, в одно и то же время и содержится в самом содержании,
и представляет собой нечто внешнее ему» [3, с.298].
Таким образом, форма – это организация, структура содержания, его выражение.
Форма не может существовать изолированно от содержания
[5, с.218].
В общей педагогике теория форм организации обучения является достаточно
разработанной. Многие ученые обращались к исследованию данной темы, в результате
чего в этой области появились различные понятия форм обучения и их обоснованности.
Одной из таких концепций является
концепция форм организации обучения,
разработанная В.К. Дьяченко, которую он строит через понятие «общение». По мнению
Дьяченко,
организационная
форма
обучения
является
структурой
общения,
которая
применяется в учебном процессе, то есть структура общения между обучающими и
обучаемыми в процессе их работы [4, с.73].
Исходя из
определения, автор данной
концепции выделяет
четыре общие формы организации обучения: индивидуальную,
общеклассную
(фронтальную),
диалогические
сочетания
в
динамических
парах,
самостоятельную работу учащихся. Предложенное определение вряд ли можно назвать
полным, так как в нем, во-первых, не обозначены временные рамки и характеристики
форм обучения, во-вторых, весь процесс обучения автором сводится к общению между
двумя группами людей (обучаемыми и обучающими).
Другой подход к пониманию сущности категории «форма обучения» обоснован в
работах В.С. Безруковой, которая дает свое определение педагогической форме исходя из
философской трактовки формы как способа выражения
содержания, а также анализа
особенностей
формообразования
в
педагогике.
По
мнению
В.С.
Безруковой
«Педагогическая
форма
–
исторически
сложившаяся,
устойчивая
и
логически
завершённая
организация
педагогического
процесса,
которой
свойственны
систематичность
и
целостность
компонентов,
саморазвитие,
личностно-деятельный
характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения»
[1, c.124-125].
Наиболее удачной можно назвать концепцию А.М. Новикова, который определяет
форму обучения как «механизм упорядочения учебного процесса и отношении позиций
его
субъектов,
их
функций,
а
также
завершенности
циклов,
структурных
единиц
обучения во времени» [9, с.18].
Форма обучения является самостоятельной категорией дидактики, которая сохраняет
при этом главный признак – внутреннюю организацию какого-либо содержания, а также
внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в
определенном
порядке
и
режиме,
которые
имеют
социальную
обусловленность,
возникают и совершенствуются по мере развития дидактических (обучающих) систем.
Таким образом, можно определить форму обучения как определенный вид занятия,
характеризующийся относительной устойчивой структурой взаимодействия участников
процесса
обучения.
Это
процесс
осуществляется
по
определенным
правилам,
в
4
определенном режиме и в соответствии с той областью знаний, умений и навыков,
которые преподаватель обязан передать учащимся.
В области педагогики хореографии, задачи и обязанности преподавателя состоят в
обучении детей, подростков, взрослых людей
искусству танца. В этом направлении
искусства, как и в других, существуют свои направления и особенности. Однако многие
формы обучения, предлагаемые общей педагогикой, полностью отвечают требованиям,
предъявляемым к процессу обучения хореографическим дисциплинам. Следовательно,
эти формы могут и должны иметь место в системе обучения хореографии.
1.2. Основные признаки
форм обучения и их взаимосвязь с другими категориями
дидактики
Для более полного представления о формах обучения, необходимо рассмотреть
основные признаки указанной категории.
В педагогике и в дидактике выделяют две
основные группы признаков: внутренние и внешние. К внешним сущностным признакам
следует отнести режим занятий, в частности их продолжительность,
обычное либо
специальное
расписание;
состав
учащихся:
класс,
группа,
часть
класса
или
группы,
отдельные учащиеся; место проведения занятия: кабинет, класс, аудитория, театр и другие.
Внутренними сущностными признаками являются: последовательность этапов работы,
строение занятия; характер взаимодействия педагога и учащихся, способ руководства
процессом
обучения
со
стороны
педагога;
степень
самостоятельности
учащихся
в
процессе
обучения;
дидактические
цели;
содержание
обучения;
методы
и
средства
обучения; сочетание коллективного и индивидуального обучения.
Для практического применения наиболее удобно из всех перечисленных выделить
четыре основных признака:
1). Пространственно-временная определенность (режим, место, состав учащихся);
2). Последовательность этапов работы, структура занятия, его композиция;
3). Степень самостоятельности учащихся;
4). Дидактическая цель занятия.
Существует тесная связь между формой организации обучения и целями обучения,
среди которых выделяют образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные цели существенно влияют на организацию учебного процесса и его
формы. Они являются внешними по отношению к форме организации обучения, в то же
время
они
входят
во
внутреннюю
структуру
формы
обучения
и
являются
ее
неотъемлемым
элементом.
В
этом
случае
следует
говорить
о
дидактической
цели
и
дидактических задачах занятия. Они определяют выбор методов обучения, видов учебной
работы, отбор и обработку учебного материала, влияя тем самым на структуру формы
обучения.
Существует неразрывная связь между понятиями «формы обучения» и «содержание
обучения». Последнее понятие представляет собой систему научных знаний и связанных с
ними
способов
деятельности
и
отношений,
зафиксированных
в
целях
обучения
и
воспитания учащихся осуществляется специальная организация обучения, выраженная в
определенных
формах,
которые
являются
внешним
явлением
по
отношению
к
содержанию, они предназначены для того, чтобы сделать его доступным учащимся.
В практике обучения содержание детерминирует форму: наряду со знаниями, умениями
и
навыками
учащиеся
должны
овладеть
навыками
работы
в
коллективе,
умение
ориентироваться в различных видах коллективной деятельности и возникающих в жизни
ситуациях
коллективных
групповых
отношений.
Формирование
этих
умений
предопределяет
использование
соответствующих
форм
организации
коллективного
обучения.
Категорию
«метод
обучения»
в
соотношении
с
«формой
обучения»
можно
рассматривать в философском и логическом аспектах. В философском смысле метод
5
является
частью
содержания
по
отношению
к
форме
обучения,
в
логическом
плане
следует говорить о том, что эти два понятия совместимы и их объемы могут частично
совпадать. Каждой основной форме обучения могут соответствовать некоторые основные
методы обучения. Тем не менее, один и тот же метод может быть как ведущим, так и
вспомогательным в разных формах обучения.
С «формой обучения» связана категория «средства обучения». В педагогике под
средствами обучения понимается все объекты и процессы, которые служат источником
информации и инструментами для усвоения учебного материала, развития и воспитания
учащихся. В соответствии с этим понятием выделяют четыре основных группы средств
обучения: слово педагога (в различных формах); учебные пособия (книги, учебники,
дидактические
материалы);
средства
наглядности;
технические
средства
обучения
(аудиовизуальные средства, компьютерные средства и т.д.).
Таким образом, формы обучения, представляющие собой определенный вид занятия,
направленный на приобретение учащимися знаний, умений и навыков в определенной
области науки или искусства, неразрывно связаны с целями, методами, содержанием и
средствами обучения.
1.3. Классификация форм обучения хореографии
Одной из областей образования является обучение хореографии. Так как в педагогике
любая
деятельность
рассматривается
в
аспекте
формирования
качеств
личности
необходимо
выявление
условий
эффективности
процесса
выполнения
этих
видов
деятельности.
[13,
с.19].
Являясь
одним
из
важных
компонентов
образовательного
процесса, направленного на всестороннее развитие личности, в том числе формирование
«человека культуры», хореографическая педагогика, имея свои особенности, подчиняется,
тем
не
менее,
общим
правилам
педагогики.
Преподавание
различных
жанров
танцевального искусства основано на принципах и категориях дидактики.
Классификация форм обучения, предложенная общей педагогикой, вполне может быть
применима
в
обучении
хореографии.
В
учебной
и
научной
литературе
приводится
следующая классификация форм обучения:
1. По количеству учащихся выделяют:
а) индивидуальную форму обучения, которая является самой древней и первоначально
строилась на подражании неопытного человека опытному. Затем были индивидуальные
наставления:
что
и
как
нужно
делать,
чтобы
достичь
успехов
в
определенной
деятельности.
В настоящее время индивидуальная форма обучения применяется
для
более
углубленного
изучения
материала
с
детьми,
обладающими
определенными
способностями
к
той
или
иной
отрасли
знаний;
для
усвоения
учебного
материала
учащимися, имеющими некоторые пробелы в знаниях и проблемы
в обучении. При
обучении хореографическим дисциплинам также используется индивидуальная форма
обучения. Как правило, индивидуально педагоги-хореографы занимаются с одаренными
детьми, имеющими физические и творческие способности к данному виду искусства.
б). групповую форму обучения, которая появилась на более высокой стадии развития
общества.
Эта
форма
обучения
стала
возможной,
когда
обучение
становится
самостоятельным
видом
деятельности,
то
есть
с
появлением
наставников,
которые
занимались
воспитанием
и
обучением
младшего
поколения.
С
началом
хореографического
образования
в
России
широко
использовалась
групповая
форма
обучения.
в).
мелкогрупповую форму обучения, в основе которой лежит меньшее количество
учащихся, нежели при групповой форме обучения. Эта форма наиболее приемлема при
обучении танцу, так как педагог имеет возможность уделить внимание каждому ученику, в
то же время учащиеся могут наблюдать друг за другом, более слабые ученики видят более
6
грамотное и успешное выполнение заданий сильными учащимися и работают с большим
прилежанием.
2. По гендерному принципу классификация предполагает:
а). проведение занятий только с девочками;
б). занятия только с мальчиками;
в). смешанные занятия.
Классификация занятий, в основе которой лежит гендерный принцип, имеет
определенные
положительные
моменты
при
обучении
танцу.
Это
вызвано
рядом
особенностей преподавания в мужском классе, наличием пальцевой техники в женском
классе. Конечно, такие дисциплины как дуэтный, историко-бытовой танец проводятся в
форме смешанных занятий. [15, с.2].
3.
По
продолжительности
учебных
занятий
различают
классический
урок
длительностью 45 минут, спаренное занятие (90 минут), укороченное занятие (70 минут), а
также уроки без звонков.
4. Во второй половине XIX века получила распространение классно-урочная система,
созданная еще в XVII веке Я.А. Коменским. По этой системе учащихся обучали по общим
для всех программам и в одинаковом темпе. В этой системе основной формой обучения
стал урок, проводимый, как правило, с группой (классом) учащихся.
5. В XX веке в некоторых странах появляется индивидуализированная форма обучения.
Занятия по этой форме проводится одним учителем с группой учащихся, но с учетом
психологических и личностных качеств и особенностей каждого ученика. Данная форма
возникла
по
следующим
причинам:
разный
уровень
готовности
детей
к
обучению,
неодинаковый уровень способностей к обучению, специфический характер воспитания,
зависящий от социальных, экономических условий и уровня культуры родителей и семьи.
Однако дана форма обучения не нашла всеобщего одобрения и применения, так как
работая
с
группой
учащихся,
педагогу
довольно
проблематично
учитывать
все
особенности каждого учащегося.
Глава 2. Урок – основная форма обучения хореографии
2.1. Значение классно-урочной системы в хореографической педагогике
Наибольшее распространение, как в системе общего образования, так и в системе
хореографического образования получила классно-урочная система, возникшая в XVII
веке и развивающаяся более трех столетий. Ее контуры очертил
немецкий педагог И.
Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я. А.
Коменский. [12, с. 257];
Особенностями классно-урочной системы являются:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности
(класс);
- каждый класс работает в соответствии с учебным планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна
за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
-
применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся
(вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по
сравнению
с
другими
формами,
в
частности
индивидуальной:
она
отличается
более
строгой
организационной
структурой;
экономная,
поскольку
педагог
работает
одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для
7
взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития
учащихся.
При
групповой
работе
учащиеся
усваивают
элементы
организационной
деятельности
лидера,
формируют
опыт
построения
взаимоотношений
со
взрослыми
людьми и между собой.
Вместе
с
тем
данная
форма
имеет
и
свои
недостатки,
снижающие
ее
эффективность,
главный
среди
которых
–
опора
на
среднего
ученика,
отсутствие
возможности индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися и создание тем
самым проблем и трудностей для слабы учеников, задержку развития способностей у
более сильных.
Классно-урочная
система
является
главной
(основной).
Кроме
нее
в
процессе
обучения
возможно
использование
других
форм,
к
которым
относятся
консультации,
факультативные занятия, домашняя самостоятельная работа учащихся.
Важнейшей
особенностью
всех
перечисленных
форм
организации
учебной
деятельности является и то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать,
обсуждать
вопросы
во
время
коллективной
деятельности,
сосредотачивать
и
организовывать
свою
работу,
высказывать
свои
суждения,
выслушивать
других,
опровергать их доводы либо соглашаться с ними. [11,с.215];
2.2. Понятие, типы и виды и структура уроков в системе обучения хореографии
Основной составляющей классно-урочной системы является урок.
Как основная форма организации учебного процесса урок адаптировался к различным
образовательным системам с учетом их специфики, в том числе в хореографии.
Урок
-
это
форма
организации
деятельности
постоянного
состава
учащихся
и
преподавателя, законченный в смысловом, временном и организационном отношении
отрезок (этап) учебного процесса, которая систематически применяется для решения
учебных, воспитательных и развивающих задач.
Совершенно справедливо отмечает И.Э. Бриске, что «в этой форме представлены все
компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, условия,
преподаватель и обучающиеся, а также их совместная деятельность». [2,с.412]
Урок является универсальной формой обучения, потому что успешно выполняет ряд
дидактических задач, используется во всех сферах системы образования, в том числе и
при
получении хореографического образования, на разных стадиях (самодеятельность,
школы искусств, хореографические училища, колледжи искусств, ВУЗы). Урок имеет
вариативную структуру, что порождает широкую гамму построения уроков.
В этом многообразии выделяют различные типы уроков. «Тип, в данном случае, это
группа уроков, имеющих сходные особенности по некоторым признакам. В частности,
уроки одного типа имеют почти одинаковую структуру и организацию». [13, с. 40]
Деление уроков на типы, то есть классификация уроков, производится по каким-либо
основаниям, признакам. Среди ученых нет единого мнения и общего подхода в вопросах
классификации уроков, следовательно, типы уроков имеют разные основания.
Рассмотрим
типы
уроков,
которые
широко
используются
в
хореографической
педагогике.
Одна
из
первых
и
наиболее
обоснованных
классификаций
принадлежит
И.Н.
Казанцеву,
предложившему
группировать
уроки
по
двум
критериям:
содержанию
и
способу проведения.
По
логическому
содержанию
работы
и
характеру
познавательной
деятельности
различаются следующие типы уроков:
1.
вводный;
2.
урок первичного ознакомления с материалом;
3.
урок усвоения новых знаний;
4.
урок применения полученных знаний на практике;
8
5.
урок закрепления, повторения и обобщения;
6.
смешанный или комбинированный;
7. контрольный [6, с.38].
Наибольшую
поддержку
среди
теоретиков
и
практиков
получила
классификация
уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей
системе:
1.
комбинированные, или смешанные уроки;
2.
уроки ознакомления учащихся с новым материалом;
3.
уроки закрепления знаний;
4.
уроки обобщения и систематизации изученного;
5.
уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6.
уроки практического применения знаний и умений
Заслуживает внимания предложенная Е.Б. Юнусовой, классификация типов уроков по
хореографическим направлениям:
а). классический танец;
б). народно-сценический танец;
в). историко-бытовой танец;
г). бальный танец;
д). современный танец.
Следует, пожалуй, дополнить данную классификацию перечнем теоретических
дисциплин,
таких
как
музыкальная
литература,
музыкальная
грамота,
история
хореографического
искусства
и
т.д.,
которые,
хотя
и
не
изучаются
участниками
самодеятельных хореографических коллективов, но повсеместно введены в программы
детских школ искусств, колледжей культуры, хореографических факультетов ВУЗов.
Предложенное же Е.Б. Юнусовой деление уроков по организационному принципу, а
именно: вводно-ознакомительное занятие;
учебное занятие;
открытое (показательное)
занятие; контрольное (показательное) занятие
[15, с.2], представляется не совсем точной,
так как любой проводимый урок является
учебным, ведь учащиеся либо получают новые знания, либо закрепляют и обобщают
знания,
полученные
ранее.
Открытое
(показательное)
занятие
может
иметь
в
своем
содержании показ ранее изученного материала, то есть этот
открытый урок должен
называться либо обобщающим, либо уроков закрепления знаний. В зависимости от того,
для кого проводится открытое занятие (для родителей, педагогов и т.д.), а также целей и
задач,
поставленных
преподавателем,
это
может
быть
и
контрольный
урок,
и
урок
ознакомления
учащихся
с
новым
материалом,
и
урок-концерт,
и
комбинированы
(смешанный) урок.
В учебнике «Хореография в спорте», его автор И.А. Шипилина предлагает следующую
классификацию:
тренировочный
урок,
разминочный
урок,
обучающий
урок,
показательный урок. [14, с. 37].
Такая классификация обусловлена определенными особенностями, связанными со
спецификой подготовки спортсменов.
Из большого многообразия типов уроков, для обучения хореографии целесообразно
взять
за
основу
классификацию,
предложенную
дидактикой
и
соответствующую
дидактическим целям и месту уроков в общей системе: комбинированный (смешанный)
урок, урок изучения новых знаний, урок закрепления новых знаний, обобщающий урок,
контрольный урок.
Употребление всех этих типов уроков различных направлений и
жанров хореографии. Так уроки классического танца могут быть комбинированными,
обобщающими, контрольными и т.д.
В зависимости от целей и задач, которые ставит педагог-хореограф при обучении танцу
на основе основных типов уроков, можно использовать его различные виды и сочетания
этих видов.
9
Так как уроки классического, народно-сценического, историко-бытового, современного
танцев и других направлений хореографии, являются практическими занятиями, в целях
предоставления отдыха и чередования физической нагрузки с умственной, возможно
введение
в
такие
уроки
фрагменты
лекционного
материала,
различных
диалогов
(например, при проверке знаний о правилах исполнения того или иного движения). Уроки
теоретических
дисциплин
можно
проводить
в
виде
лекций,
коллоквиумов,
диспутов,
просмотров
видеоматериалов,
семинаров
и
т.д.
При
проведении
контрольных
уроков
можно применять такие виды как урок-концерт, урок-показ, урок-конкурс.
При обучении искусству танца детей дошкольного и младшего школьного возраста
имеет место проведение таких уроков, как урок-игра, урок-праздник.
Рассмотренные
в
предыдущих
параграфах
понятие
урока,
его
типы
и
структура,
позволяют сделать вывод о том, что в общем, все дидактические материалы общей
педагогики распространяются и в сфере обучения хореографическому искусству.
Итак, в школах искусств, как и в сфере основного образования действует классно-
урочная система, где урок является основной формой обучения танцу.
Н а
у р о к а х
хореографии
применяются
групповые
и
индивидуальные
формы
обучения,
причем
недостатки,
отмеченные
в
обучении
групп,
здесь
существенно
снижаются
за
счет
меньшего количества учащихся в одной группе (классе).
В процессе обучения хореографическому искусству решается множество задач, как
дидактических, так воспитательных и развивающих. Все эти задачи соответствуют общим
задачам обучения. Следует отметить, что основными задачами в обучении танцу являются
освоение
хореографических
дисциплин,
эстетическая
направленность
воспитания
и
обучения.
Типы уроков, проводимых на хореографических отделениях в школах искусств, в
хореографических самодеятельных коллективах могут в полной мере быть заимствованы
из общей педагогики, ведь
на уроках происходит знакомство с новым материалом,
закрепление изученного и развитие полученных умений и навыков. Разница, пожалуй,
состоит
лишь
в
том,
что
получаемые
теоретические
знания
в
области
хореографии,
учащиеся
на
каждом
уроке
реализуют
практически,
исполняя
различные
движения,
комбинации и танцы. Теоретические знания играют важную роль, поэтому прежде, чем
начать практическую часть урока, необходимо, чтобы учащиеся проговаривали словами
методику исполнения того или иного движения. Здесь, например, можно давать такое
задание: «Представьте, что вы ведете передачу на радио, объясните технику исполнения
движения слушателям так, чтобы они вас поняли и смогли выполнить это движение».
В
отличие
от
проблематичности
индивидуальной
формы
обучения
в
общеобразовательных школах, в школах искусств предусмотрены такого рода занятия для
учащихся
хореографического
отделения.
Следовательно,
педагог
имеет
возможность
индивидуально заниматься с более слабыми учащимися, чтобы повысить уровень их
знаний и умений, либо вести индивидуальные уроки с более сильными и одаренными
детьми, также повышая их уровень.
На
занятиях
хореографических
отделений
в
основном
используются
уроки
комбинированного (смешанного) типа и контрольные уроки.
Структура комбинированных занятий хореографических отделений основывается
на
общепедагогических
принципах
построения
уроков
такого
типа
в
части
организационных
вопросов,
повторения
изученного
материала,
изучения
нового
материала, подведения итогов и даче домашнего задания. Однако есть ряд существенных
отличий: здесь при подготовке и организации урока в обязательном порядке учитываются
физические
данные
учеников,
показ
движений,
элементов
и
комбинаций
учителем
является неотъемлемой частью каждого урока. Повтор движений и комбинаций всегда
должен быть мотивированным.
Любой урок хореографии состоит из подготовительной, основной, заключительной
части.
10
В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся,
мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной
части занятия и включает следующие моменты:
поклон педагогу и концертмейстеру;
опрос учащихся об их физическом самочувствии и степени готовности к уроку; краткое
сообщение учителем темы урока; постановка перед учащимися целей и задач.
В основной части урока решаются главные задачи, решение которых достигается
применением различных движений экзерсисов у станка и на середине зала. На уроках
классического танца в основную часть урока входят: экзерсис у станка и на середине зала,
адажио, аллегро, упражнения на пальцах (в женском классе). Уроки народно-сценического
танца помимо экзерсисов у станка и на середине зала включают этюдную работу с
использованием
движений
той
или
иной
народности
или
национальности
и
соответствующего
им
характера
исполнения.
Урок
историко-бытового
танца
не
предполагает
экзерсисов
у
станка,
но
предусмотрен
экзерсис
на
середине
зала,
где
«движения
строятся
на
поэтапном
введении
в
работу
отдельных
частей
тела.
Затем
знакомые элементы сочетаются с различными положениями рук, поворотами и наклонами
корпуса и головы». [9, с.31-32]
Заканчивается урок подведением итога качества занятия. Педагог высказывает свои
пожелания, дает оценку группе и каждому ученику. Поклон учащихся завершает урок. [10,
с.11]
Следует
также
отметить,
что
на
уроках
хореографии
необходимо
решать
воспитательные и развивающие задачи, на которые указывает общая педагогика.
Таким образом, для наиболее полноценного и качественного обучения хореографии,
педагог
должен
знать
и
понимать
типологию
уроков,
их
виды,
структуру,
а
также
целесообразность использования того или иного типа и вида урока. Каким бы ни был
выбор педагога в этой части, тип и вид урока – это лишь форма, которая должна быть
наполнена соответствующим ей содержанием. Лишь при полном соответствии формы и
содержания урока, педагог достигнет тех целей, которые были поставлены при подготовке
и проведении урока.
2.3. Репетиционная и концертная деятельности как формы обучения танцу
Специфическими формами обучения танцу являются репетиционная и концертная
деятельности. Выделение данных форм обучения является не случайным, так как именно
в них синтезируются и применяются все знания, умения и навыки учащихся, полученных
ими на различных хореографических занятиях. В конечном итоге, весь процесс обучения
резюмируется в умении учащимися исполнять на сцене (во время концертов, праздников,
конкурсов)
хореографические
постановки
различных
хореографических
жанров
и
направлений.
При проведении репетиций педагог-хореограф может использовать индивидуальные и
групповые формы обучения. Здесь возможно сочетание коллективных и индивидуальных
форм, к примеру учащиеся, репетирующие массовый номер, на время репетиции сольного
номера,
становятся
зрителями.
Это
дает
возможность
солисту
преодолеть
барьер
волнения,
справиться
с
внутренним
страхом.
Данный
выбор
зависит
от
концертных
номеров, которые учащиеся готовят к исполнению на сцене.
Учитывая специфику работы самодеятельных хореографических коллективов, где нет
специальных программ и определенных требований к образовательному процессу, и где
концертная
деятельность
играет
ведущую
роль,
репетиционному
процессу
отводится
больший
отрезок времени. В этой связи на занятиях в таких коллективах небольшой
период отводится
на разогрев мышц и приведение в готовность всего двигательного
аппарата, а основное время отдается репетициям концертных номеров.
11
В учебных заведениях, где обучение танцу проводится на профессиональном уровне,
(школы
искусств,
хореографические
училища,
колледжи
культуры
и
искусств,
хореографические факультеты высших учебных заведений), на репетиционную работу
отводятся
специальные
учебные
часы,
которые
предусмотрены
специальной
учебной
дисциплиной, имеющей, как правило, названия «сценическая практика» или «подготовка
концертных номеров». Следует заметить, что наличие такого учебного предмета имеет
определенные
преимущества
по
отношению
к
репетиционной
деятельности
самодеятельных хореографических коллективов.
Великий артист балета
Марис
Лиепа
вспоминал
о
репетициях
с
Леонидом
Михайловичем Лавровским: «Репетиция никогда не начиналась с разучивания какого-то па
или танцевального куска. Каждой из них предшествовало некое органическое вступление,
увертюра из разговора, рассказа, истории, простого двухминутного общения с аудиторией.
Со всеми вместе, включая пианистов. Это было необходимо, чтобы войти в определённую
тональность
будущей
работы.
Он,
как
умелый
дирижёр,
настраивал
свой
маленький
оркестрик и подчинял его движению своей руки. И когда он чувствовал, что нужная
тональность получена, ещё раз окидывал взглядом всех и тихо бросал: «Начали!»». [7,
c.89].
Репетиционная деятельность требует от педагога-хореографа большой ответственности
при подготовке и проведении таких занятий. Тщательно спланированный ход репетиции,
будь то разучивание танца либо отработка уже выученного концертного номера, является
залогом
более
успешного
усвоения
учеником
предложенного
хореографического
материала.
Кроме
того,
требуется
соблюдение
основных
этапов
занятия.
Во
время
подготовительная части, то есть в начале репетиции преподаватель выясняет степень
готовности
учащихся,
их
настроение.
Учащиеся
должны
выполнить
комплекс
упражнений, направленный на разогрев мышц (он должен быть достаточно коротким, но
очень эффективным).
Основная
часть
репетиции
строится
в
соответствии
с
целями
и
задачами,
поставленными учителем. Это может быть проучивание и отработка отдельных движений
и комбинаций танцев, репетиция всего концертного номера или нескольких номеров. Во
время
работы
над
сценическими
образами
целесообразно
введение
в
репетицию
про смот ров
ф рагментов
хореограф ич е ских
композ иций,
и с п о л н я е м ы х
профессиональными коллективами или отдельными артистами, которые наиболее удачно
передают характер танцев. Возможно использование упражнений, повышающих актерское
мастерство
учащихся
(пластические
этюды,
работа
над
мимикой
лица).
Выполнение
учащимися конкретного задания требует от педагога четкой формулировки цели и задач.
Это существенно облегчает работу учащихся, так как они знают, каким должен быть
результат их деятельности. Особое внимание следует уделять мотивировке повтора того
или иного движения (комбинации, фрагмента танца).
Заключительная часть – своеобразный итог, где педагог отмечает качество
проведенного занятия, дает оценку работы учащихся. Важным моментом здесь является
объяснение домашнего задания (если в этом есть необходимость). Оно должно быть
конкретным и достаточным по объему и сложности (перегруженность домашнего задания
не способствует прочному усвоению учебного материала). Результаты репетиционного
занятия дают педагогу возможность оценки его качества, а также определяют цели и
задачи следующего занятия, а также способы и приемы их достижения.
Полноценность и качество репетиционной деятельности проявляется в концертных
выступлениях учащихся.
Концертная деятельность с одной стороны является синтезом всего образовательного
процесса,
с
другой
–
это
форма
обучения,
требующая
от
учащихся
предельной
концентрации
внимания,
собранности,
соответствующего
психологического
и
эмоционального
настроя,
умения
сосредоточиться
и
быть
предельно
ответственным,
сочетая навыки работы в ансамбле и сохранении при этом индивидуальности.
12
Таким образом, репетиционная и концертная деятельности являются
достаточно
важными в обучении хореографии. Являясь зеркалом всего учебного процесса, эти формы
обучения танцу отражают технические, артистические и другие
навыки учащихся, их
способность к самовыражению через танец, умение эмоционально захватить зрителя.
Заключение
Проблемы современного образования, его постоянное реформирование связано не
только с постоянными изменениями в социальной и культурной жизни общества, но и с
обострением
противоречий
самого
образовательного
процесса.
Известна
проблема
отчуждения
содержания
образования
от
субъекта
образовательной
деятельности.
Это
отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится
безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает
смыслы, обращенные к его участникам.
Вопросы инновационной педагогической деятельности находят свое отражение во
всех сферах образования, в частности и хореографического. Тем не менее, нужно всегда
помнить об основах, на которых строится любой образовательный процесс.
Формы обучения, предложенные дидактикой, являются в настоящее время
универсальными, и могут и должны быть использованы в процессе обучения хореографии.
Многообразие форм дает педагогам возможность творческого подхода к обучению. При
этом нужно помнить, что всякая форма должна иметь соответствующее содержание.
Только в синтезе содержания и формы возможно достижение дидактических, а также
воспитательных целей и задач, которые ставят хореографы, занимающиеся педагогической
деятельностью.
Одной
из
важнейших
систем
обучения
является
классно-урочная
система,
доказавшая за историю своего существования, свою значимость и действенность. Главным
компонентом
этой
системы
является
урок,
который
уже
на
протяжении
нескольких
столетий является основной формой обучения танцу.
Структура и типы уроков в обучении хореографическим дисциплинам
должны
соответствовать типам и структуре уроков, предложенной общей педагогикой. Только
когда педагог обладает глубокими и разносторонними знаниями в данной области, его
деятельность станет успешной.
Библиография
1. Безрукова В.С. Педагогика профтехобразования. Педагогический процесс в
профтехучилище: Текст лекций. Свердловск. 1990. – 257с.;
2. Бриске И.Э. Урок как организационная форма обучения студентов- хореографов
народно-сценическому танцу./ Педагогический опыт и мастерство хореографа. Сборник
научных трудов. Челябинск.2010.-503с.;
13
3. Гегель Г. Наука логики//Энциклопедия философских наук. Т.1.Наука логики. М.
1974. 482с.;
4. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.
М.1989.- 160с.;
5. Жарков А.Д. , Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. М. МГУК. 1998.
– 480с.;
6. Иванов С.В. Типы и структура урока. М. 1952. – 151с.;
7. Лиепа М.Э. «Вчера и сегодня в балете». М. «Молодая гвардия».1982;
8.
Нарская
Т.Б.
Историко-бытовой
танец.
Учебно-методическое
пособие.
Челябинск.2009.-179с.;
9. Нарская Т.Б.
Классический танец. Челябинск.2007. – 162с.;
10.
Новиков
А.М.
Формирование
учебной
деятельности
//Школьные
технологии.2007.№ 4;
11.
Педагогика.
Учебное
пособие
под
ред.
П.И.
Пидкасистого.
М.
Высшее
образование.2008. - 430с.;
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М. Владос. 2002. – 520с.;
13. Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции. Учебное пособие в трех частях.
Часть 3- дидактика. Гродно.2000. 138с.;
14. Шипилина И.А. Хореография в спорте. М. «Феникс».2004. – 215с.;
15.
Юнусова
Е.Б.
Значение
специфики
и
типов
хореографических
занятий
для
становления
хореографических
умений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
дополнительном образовании ДОУ. (интернет-ресурс).
14