Автор: Кузнецова Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кабановская СОШ"
Населённый пункт: Московская область Орехово-Зуевский район дер.Кабаново
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: К. Паустовский "Растрепанный воробей"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Задачи урока:
образовательные:
продолжить знакомство с произведением К.Паустовского
«Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; находить
в тексте отрывки, соответствующие заданному вопросу: пробуждать и обогащать чувства
детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и
живой речи;
развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление
учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую
отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение
выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к
"братьям меньшим"; интерес к чтению.
Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г.
Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации
понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов, клей.
Ход урока:
1.Орг. момент (1 мин)
Включение обучающихся в учебную деятельность
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте, все ли готово для урока. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и
тихонько сядем.
Приветствуют учителя, улыбаются друг другу.
2. Речевая разминка (3 мин)
- Для того чтобы подготовить наш речевой аппарат к уроку, давайте проведем речевую
разминку.(учитель у доски показывает движения, дети повторяют).
Постановка дыхания:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Работа со скороговоркой (сначала дети хором повторяют слова за учителем, потом текст
появляется на экране)
-А теперь, хором повторяйте за мной каждую строчку.
Я – весёлый воробьишка.
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив.
И пуглив. Чив-чив, чив-чив.
Мне едою служат мошки.
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив.
Суетлив. Чив-чив, чив-чив.
Текст на экране.
- прочитайте хором стихотворение, выделяя главные слова;
- выразительное чтение.
3. Введение в тему урока (2 мин)
-Как бы вы назвали это стихотворение? ( Воробей, воришка. )
- Главным героем какого произведения является воробей? ( К. Паустовский
«Растрепанный воробей»)
- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г.
Паустовского « Растрёпанный воробей».
- А как мы будем работать с текстом – ПРОСТО ЧИТАТЬ??? (Нет, Мы будем думать,
рассуждать – и тогда мы откроем что-то новое для себя). (На доске девиз урока).
- Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той
обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не
только наблюдателями, но и участниками событий.
4. Работа по теме урока (10 мин)
- Давайте вспомним, с чего началась третья часть произведения. (Третья часть
произведения началась с того, что мама, Маша и Петровна отправились в театр).
- Найдите в тексте и прочитайте, что задумал Пашка, когда узнал о беде? ( Пашка по
приказу Чичкина собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей
напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет).
- Прочитайте, как происходила драка между воробьями и вороной.
- Найдите момент, когда воробей вручает Машиной маме стеклянный букетик.
- Как вы думаете, почему вечером в разговоре с Машей мама плакала?
(
Потому что
радовалась, что такие люди, как папа Маши, бывают на свете).
- Давайте прочитаем по ролям этот диалог.
5. Физкультминутка (зрительная на экране). (1,5 мин)
6. Продолжение работы по теме урока. (8 мин)
- Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению
писателя? (Ворона на самом деле могла забираться в дом и воровать вещи. А вот воробей
не мог принести стеклянный букетик в театр маме.)
- Давайте вспомним, как назывался театр, в котором танцевала мама и на крыше какого
можно увидеть чугунную четверку лошадей? ( Большой Театр).
- Сегодня Боря подготовил небольшое сообщение о Большом Театре. (2 мин)
- А вы смотрели когда-нибудь по телевизору балет? Я подготовила для вас отрывок из
балета «Золушка», который проходил в Большом Театре. Отрывок из балета «Золушка».
(2 мин)
- Вам понравилось выступление? Как вы думаете, быть балериной – это легкая
профессия.
Сообщение Нади о трудной профессии балерины. (2 мин)
Физминутка (двигательная) (1,5 мин)
-А сейчас мне бы хотелось проверить, насколько хорошо вы поняли содержание этого
произведения. Выполняем небольшой тест в парах.
Работа в парах: дети отвечают на вопросы в тестовой форме, потом меняются с другой
парой (взаимопроверка). (3 мин) Оцените работу друг друга.
Выполнял __________________________
Проверял ___________________________
1.Как звали нянюшку Маши?
А. Ивановна
Б. Степановна
В. Петровна
2.Мама Маши в театре:
А. Пела
Б. Играла
В. Танцевала
3.Мама готовилась танцевать:
А. Снегурочку
Б. Золушку
В. Красную шапочку
4.Букет цветов был сделан из:
А. Хрусталя
Б. Тонкого стекла
В. Толстого стекла
5. Папа должен был вернуться:
А. Весной
Б. Летом
В. Осенью
6 . Ворона жила:
А. В ящике
Б. В сарае
В. В ларьке
7. Растрепанного воробья звали:
А. Пашка
Б. Васька
В. Тишка
8. Воробья подобрал(а):
А. Милиционер
Б. Прохожий
В. Маша
Итог урока:
- Чему мы можем научиться у героев этого произведения? ( Честности, милосердию,
благодарности, смелости).
- А какой же герой проявил смелость? (воробей).
- Как вы думаете, легко ли птицам зимой? (ответы)
- А что мы можем сделать для птиц? У нас в школе сейчас как раз проходит акция
«Помоги птицам».
Рефлексия:
- И в заключении. Вы уже увидели на доске ветки от деревьев. Они сейчас голые, т.к. на
улице зима. Но давайте позовем наших друзей – воробьев, и разместим их на ветки.
- Для этого нужно сделать воробья из заготовок, которые лежат у вас на парте. А
потом наклеить его на ветку. (чириканье воробья)
- Слева – это если вам на уроке все было понятно, легко давалось. Посередине – если были
небольшие затруднения. А справа – если урок показался вам трудным и сложным.