Автор: Голованова Людмила Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №46 "Мишутка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования творческих способностей у детей дошкольного
возраста
На сегодняшний день важной задачей педагогики является формирование
творческой личности. По нашему мнению, средством для развития творческих
способностей у детей дошкольного возраста может служить изобразительное
искусство.
Рисование – одно из самых любимых занятий малышей. Каждый ребенок
от природы наделен способностями к этому виду деятельности. Отметим, что
дети получают положительные эмоции от самого процесса творчества, а не от
полученного
результата.
С
помощью
изобразительного
искусства
ребенок
окунается в мир творчества, который напрямую связан с миром наблюдений,
переживаний, размышлений.
Педагог является проводником ребенка в мир искусства. Так, он развивает
его
зрительное
восприятие,
способствует
формированию
элементарных
эстетических представлений об окружающей действительности.
Одним из условий проявления творчества в художественной деятельности
является создание интересной содержательной жизни ребенка. В связи с этим,
педагогу
необходимо
уделять
особое
внимание
проведению
повседневных
наблюдений
за
явлениями
окружающего
мира,
знакомству
ребенка
с
искусством, а также учету индивидуальных особенностей ребенка, созданию
творческой атмосферы. Формирование навыков в процессе изобразительной
деятельности
с
помощью
принятия,
удержания,
выполнения
темы,
поставленной
педагогом,
до
самостоятельной
постановки,
удержания
и
выполнения темы является одной из ключевых задач обучения. Следующей
задачей
является
формирование
восприятия,
так
как
изобразительная
деятельность
возможна
на
уровне
сенсорного
восприятия:
умения
рассматривать
предметы,
всматриваться,
вычленять
части,
сравнивать
с
сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и
явления. В целях создания художественно - выразительного образа необходимо
эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать
выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение
и чувства.
Занимаясь творческой деятельностью, ребенок открывает для себя что-то
новое. В процессе занятия у
него формируется собственное отношение к
окружающему миру.
Основной задачей педагога в рамках развития творческих способностей у
детей дошкольного возраста является формирование эстетического отношения
детей
к
окружающей
действительности.
Используя
художественную
деятельность и игры, педагог может оказывать влияние на развитие творческой
личности.
Он
естественно
вводит
ребенка
в
ситуации
познавательного,
художественного
и
нравственного
творчества.
Незаметно
в
процессе
игры
дошкольник
тренирует
координацию
рук
и
глаз,
что
является
хорошей
подготовкой к правописанию.
Следующим условием развития изобразительных способностей является
обучение. В рамках данного процесса ребенок идет по пути: от простого к
сложному, от конкретного к общему. Кроме того, в процессе обучения, ребенок
учится анализировать полученную информацию и делать выводы.
Необходимо
отметить,
что
использование
терминологии,
принятой
в
изобразительном
искусстве,
развивает
связную
речь
и
расширяет
кругозор
ребенка.
В
процессе
обучения
ребенок
овладевает
языком
художников.
На
занятиях дети получают начальные представления о композиции, овладевают
различными
техниками
рисования,
учатся
различать
виды
и
жанры
изобразительного искусства. Креативные задания, которые предлагает педагог
на занятиях, способствуют развитию логического мышления, воображения, а
также
приобретению
необходимых
навыков
для
развития
творческих
способностей.
Создание
проблемных
ситуаций
в
процессе
обучения
стимулирует поисковую деятельность.
В заключении отметим, что при развитии творческих способностей у
детей
дошкольного
возраста
необходимо
учитывать
их
индивидуальные
особенности. Так, на наш взгляд, в процессе проведения занятий педагогу
следует учитывать темперамент, характер и даже настроение ребенка.