Автор: Савченко Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Талловеровская СОШ
Населённый пункт: х.Талловеров Кашарский район Ростовская область
Наименование материала: статья и презентация выступления на районном МО учителей начальных классов
Тема: "Особенности методики преподавания ОРКСЭ"
Раздел: полное образование
«Особенности преподавания ОРКСЭ в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы помним 2010 год, когда впервые за последние
годы было решено в школах введение в школьную программу курса
«Основы
религиозных культур и светской этики», а повсеместно во всех школах России этот курс
был введён в 2012 году. Сколько было сомнений, опасений, вопросов: правильный ли
этот шаг или нет, не только со стороны родителей, но и нас с вами. Но практика
показала, что для нашего многонационального государства – это одно из
приоритетных
направлений
работы
в
школе. Человек не рождается с врождённой
нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования
личностных качеств человека, в том числе и таких, как толерантность, умение уважать
культуру других национальностей, именно эту воспитательную задачу
целенаправленно решает ведение курса «ОРКСЭ», который является
составной
частью
реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта.
1 слайд Особенности введения курса ОРКСЭ
К концу 3-го началу 4-го класса, как правило, установлены доверительные
взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями.
В
конце
3
класса
проводится родительское собрание, на котором учитель знакомит
родителей с новым курсом «ОРКСЭ» в 4 классе, с его целями и задачами и выбирается
модуль курса ОРКСЭ. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный
образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
2 слайд Практические советы родителям
3 слайд Модуль, УМК
4 слайд Цели и задачи курса ОРКСЭ
Поскольку курс «ОРКСЭ» новый в учебном плане, поэтому и подходы к его
преподаванию значительно отличаются от основных предметов, добавляются новые
роли учителю, ведущему данный курс.
5 слайд Новая роль педагога
Насколько эффективно станет обучение и воспитание на данных занятиях, целиком и
полностью будет от нашего с вами отношения, подхода к подаче изучаемого материала.
Не знаю, как вы, а я, с введением данного курса. сама стала на многие обычные вещи
смотреть другими глазами.
6 слайд Притча «Как сделать ребёнка крылатым»
Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но зачётный.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик.
Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки
коммуникации, критического мышления и т.д.?
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны
другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и
навыков, а также успешности воспитательной деятельности.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,
метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
7 слайд Безотметочная система оценивания
Я в своей практике использую индивидуальные самооценочные листы, у меня на
рабочем столе есть отдельная папка с сеткой самооценки, и каждый ученик в конце
урока, используя эффект цвета, оценивает свою работу за урок.
Для себя я тоже в отдельной папке на рабочем столе веду своеобразный журнал,
фиксируя результаты деятельности детей на каждом уроке. Затем сравниванию свою
оценку с самооценкой учащихся.
8-9 слайды Безотметочная система оценивания (самооценка, учёт деятельности
учащихся)
Особенный подход я нахожу и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его
нет (в журнале д/з не прописывается), но уходя домой, ребенок точно должен знать, с
чем прийти на следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома
обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их мнение по
данной теме. Вот некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. И вы знаете, почти
все родители принимают активное участие в их выполнении, практически к каждому
занятию готовят проекты, проводят итервьюирование, выполняют задания творческого
характера.
У меня на рабочем столе есть папка: «Детские проекты», дети приносят флешки с
проектами, сбрасывают на рабочий стол и, сидя за моим столом, презентуют его.
10-15 слайды Домашние задания.
Прежде чем мы перейдём к практической части, я хочу ознакомить вас с формами и
методами, которые я используя на занятиях по ОРКСЭ.
16 слайд
Формы и методы проведения уроков ОРКСЭ
Сейчас мы вместе с вами посмотрим эпизоды занятий, использование
форм и методов
на уроках ОРКСЭ
на уроках ОРКСЭ и, с вашего позволения, станем соучастниками
данного процесса.
Постараюсь представить вам кратко материал по разделам.
Первый раздел в нашем УМК - Россия — страна, объединившая народы
Во время знакомства с материалом по темам данного раздела я предложила детям
организовать
экспедиции,
каждая
из
которых
подготовит
материал
и
расскажет
об
отдельных группах народов России. Для того, чтобы проще было работать, разделим
народы России таким образом:
- народы Крайнего Севера,
- народы, говорящие на финно – угорских языках,
- народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,
- народы Сибири и Дальнего Востока,
- народы Северного Кавказа.
Раздать раздаточный материал экспедициям
17-19 слайды Вначале я провела вступительную часть, обобщив знания о России,
как крупнейшем государстве мира, её площадь 17098 246 квадратных километров. По
последней переписи населения на территории РФ проживают около 142 миллионов
человек.
Всех
граждан,
живущих
в
нашей
стране,
называют
россиянами.
Но
национальности у них разные.
Россия –
великое многонациональное государство. На ее землях живут
более 180 национальностей, народностей, этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную
семью. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и
старики, люди любой национальности и вероисповедания.
Вот как об этом записано в Конституции РФ: (Слайд 20)«Государство гарантирует
равенство
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
независимо
от
пола,
расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям».
Слово предоставляем экспедиции, которая расскажет нам о народах Крайнего Севера.
21 слайд
- В суровых условиях Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура
воздуха даже летом не поднимается выше нуля градусов, испокон веков проживают
чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России.
Закройте глаза и представьте себя на месте этих народов. На улице – 40. А в
жилище, которое называется чум, нет электрических приборов, нет газовой плиты,
водопровода.
Стены
дома
–
это
жерди,
образующие
купол,
обтянутые
шкурой
животных. Посредине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди.
Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках. Чаще всего
едят строганину (мясо замороженной рыбы). Несмотря на суровые условия Арктики,
они
находят
в
себе
силы
заниматься
творчеством.
Из
костей
животных
вырезают
различные амулеты, обереги. Оба народа относятся к православным.
Учитель: Спасибо за интересный рассказ. Слово предоставляем экспедиции
«Народы, говорящие на финно – угорских языках».
22 слайд
К народам, говорящим на финно – угорских языках, относятся марийцы, удмурты,
мордва, ханты, манси, карелы, коми. Живут он на Урале, на северо- востоке и на севере
России. Все эти народы исповедуют христианство.
Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1073 тысячи, за
ними
идут
удмурты
–
747
тысяч,
марийцы
–
644
тысячи.
Коми
расположены
на
четвертом месте – 336 тысяч, на пятом – ханты, 22 тысячи. Меньше всего численность
населения у манси, их всего 8 тысяч.
Хотя мал народ, зато традициями богат. Вот, что нам удалось узнать об одном из
национальных праздников народа манси.
23 слайд
У народов манси есть праздник, который называется «Медвежий». Все готовятся к
торжеству: женщины наряжаются в праздничные малицы, расшитые национальными
узорами и разноцветным бисером, мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные
тесьмой, и мягкие сапоги из оленьей шкуры.
Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.
Когда- то, много лет назад, когда люди еще не умели добывать огонь, медведь со
своим сыном смотрели на них с неба. Медведь – сын, желая приключений, вымолил,
чтобы отец отпустил его к людям. Медведь – отец согласился отпустить отпрыска, но
при условии, что тот не будет надеяться на помощь отца, сам преодолеет все трудности,
а с людьми будет справедлив. Чтобы ему было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.
Молодой медведь ослушался отца. Много бед принес он людям. И один охотник убил
его.
Вот с тех пор люди и пользуются огнем, луком и стрелами. А перед отцом медведя
чувствуют свою вину. Поэтому по осени каждый год устраивают для него праздник.
Праздник проводится обычно в доме охотника, убившего медведя. Если был убит
самец,
праздник
продолжается
5
дней,
если
самка
–
четыре
дня.
Все
участники
праздника, заходя в дом, кланяются медведю, подходит к нему и целуют его лапу. Только
после этого чинно усаживаются на скамейки. А те, кто не попал в дом, смотрят в окна.
Перед медведем поставлено угощение: мясо, сало, хлеб. В дальнем углу дома стоит
«священный»
стол,
на
котором
и
лежит
медвежья
голова,
украшенная
лентами
и
бисером.
Торжество
начинается
с
плясок
и
песен.
Играет
ансамбль
национальных
инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идет карнавал
масок, сделанный из бересты и меха. Торжество заканчивается праздничным столом,
главным блюдом которого является оленина, приготовленная на костре.
Учитель: Какой интересный материал собрала и рассказала нам экспедиция «Народы,
говорящие на финно -
угорских языках». Несомненно, есть праздники и у других
народов, говорящих на тюркских языках.
Слово предоставляется экспедиции «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на
тюркских языках».
24 слайд
К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары,
башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татары и башкиры исповедуют ислам, а
чуваши являются приверженцами христианской веры.
Мы хотим рассказать и в презентации показать проведение такого мусульманского
праздника, как Сабантуй.
25 слайд
Сабантуй, или праздник плуга, проводится в июне, после окончания полевых работ. В
день праздника каждый старается нарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать
в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.
Над местом, где будет проходить праздник, возвышается шест с развевающимся на
ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.
Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут
состязаться и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя – победителя среди мужчин в
национальной борьбе на кушаках. В качестве подарка батыру дают барана, которого он
должен
унести
на
поднятых
руках.
Обязательной
частью
праздника
является
бой
мешками и лазание на высокий гладкий столб. А потом начинаются народные гулянья с
песнями да плясками.
Учитель: Следующая экспедиция нам расскажет о народах Сибири и Дальнего
востока.
26 слайд
- Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, манси, якуты, буряты, тувинцы.
Нанайцы и другие народы. Исповедуют они христианство. Но среди бурятов и тувинцев
распространен буддизм. А по окраинам морей в глухих селеньях можно встретить и
шаманов.
Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как
поется в одной из песен: «Пароход –хорошо! Паровоз – хорошо! Самолет – хорошо! А
олени лучше!» Бегут олени, везут пассажиров, грузы. Сложно было бы людям без этих
животных. Именно поэтому в Сибири оленям такой почет и уважение.
27 слайд
Национальный праздник – это праздник оленеводов. На нем первое соревнование –
гонки, за ними – прыжки через нарты на скорость. Далее ходьба на лыжах. В Сибири
лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. В финале праздника –
метание аркана. Благодаря ловкости, быстроте, силе оленеводы заарканивают дикого
оленя и пополняют свое стадо.
28 слайд
А в Якутии почитают коня. А все потому, что по старинной легенде, первым животным,
появившимся на Земле, была лошадь. От коня произошел полуконь – получеловек.
Любят в Якутии праздник Ысыах. Его проводят по окончании долгой и холодной зимы.
Люди собираются в круг на большой поляне. В центре круга- костер, а около него –
шаман.
Шаман
открывает
праздник
песней,
которая
просит
у
богов
благословения
праздника. После песни начинается национальный танец якутов «Осоухай». Он очень
похож на русский хоровод. А затем приходит время состязаний: прыжки на одной и двух
ногах, выжимание гири, перетягивание палки и, конечно, скачки на лошадях! С этим
праздником связаны и многие традиции, например, старое сжечь, чтобы начать новую
жизнь.
Кстати, любимые многими из нас пельмени – это национальное блюдо народов
Сибири.
Учитель: Последняя экспедиция расскажет нам о народах Северного Кавказа.
29 слайд
-
Северный Кавказ самый многочисленный по национальностям. Там проживают:
чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы, даргинцы и другие
народы.
Очень часто их называют горцами. Темпераментными людьми, в чьих жилах течет
горячая кровь. Но любой спор всегда разрешит совет старейшин, который уважают от
мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством. Кавказская кухня считается
одной их древнейших в мире. Любят здесь острую пищу. Навряд ли найдется хоть один
среди нас, кто не пробовал шашлык, суп- харчо или люля- кебаб. А такие сладости, как
халва, козинаки и щербет просто объеденье!
Кавказ
прекрасен
красотой
родной
природы.
Кто
видел
восход
солнца,
освещенные его лучами горы и скалы, тот этого не забудет! Вот как воспевал Кавказ М.
Ю. Лермонтов, который там служил.
Отрывок из стихотворения «Утро на Кавказе»:
Светает- вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там…
Учитель: Молодцы! Замечательные рассказы, иллюстрации, презентации подготовила
каждая экспедиция. Пришла пора подвести итоги.
-
Теперь давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое
государство?
- Объединились народы в одно большое государство для того, чтобы стать могучей
страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое,
как во время Великой Отечественной войны, то всем вместе будет легче победить врага
и справиться с бедой.
- А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?
- Во – первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным
или родным языком. Во – вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями,
национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой. В – третьих,
характером, внешностью.
Россия- дружная многонациональная страна равноправных народов. На ее территории
проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты,
ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит
свой вклад в развитие России. Поэтому очень важно крепить дружбу народов России.
Уважать национальные чувства каждого из них.
Шопенгауэр
говорил:
«Самый
распространенный
вид
гордости
–
это
национальная гордость». Каждый из нас, каждый человек испытывает чувство гордости
за
свою
Родину,
за
ее
историю,
за
свой
народ.
Россия
объединила
людей
разных
национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.
Следующая тема: «Многообразие культур народов России», на изучение данного
материала отводится 5 часов. На протяжении всего этого времени мы знакомимся с
традиционными религиями народов России. Чтобы закрепить данный материал, мы
проводили вот такое творческое задание.
Попрошу выйти ко мне 4 человека.
Творческое задание: каждому участнику предлагается выбрать карточку с названием
национальности, которую он будет представлять: русский, еврей, мусульманин, калмык.
Каждому нужно выбрать религиозную культуру, которую он проповедует, выбрать
название и изображение священного сооружения и священной книги, которые относятся
к их культуре.
Вырезной материал (карточки) к творческому заданию:
Проверим правильность выполнения задания
30 слайд Религиозные культуры, священные сооружения
Сейчас каждый из участников может присоединиться к группе поддержки и
постараться выполнить викторину по этой же теме. (Раздать викторины по каждой из
религий)
ХРИСТИАНСТВО
1.Найдите лишнее слово.
Крещение,
Палийский канон
Виная-питака
Суттавибханга
Кхандхака
Паpивара
Сутта-питака
Дигха-никая
Мадджхима
Hикая
Самъютта
Hикая
Ангуттара
Hикая
Кхуддака
Hикая
Абхидхамма-питака
Дха.Виб.
Дха.
Пуг.
Кат. Ямака
Паттхана
Рождество
Сергий Радонежский
Москва
2.На какие церкви разделилась единая христианская Церковь?
3.Кого преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву с врагом?
4.Как называется это православное таинство: глубокое раскаяние, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью
и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое
твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа?
5.Как называется храм на Красной площади?
Храм Рождества Христова
Храм Василия Блаженного
Храм Петра и Павла
ИУДАИЗМ
1.От кого произошёл еврейский народ?
Авраама
Ноя
Исака
Иосифа
2.Место собрания членов иудейской общины
3.Святыня еврейского народа, символ скорби по утраченному Храму.
4.Священные книги, в которых содержатся основы иудейской религии
5.С какого праздника начинается год по иудейскому календарю?
ИСЛАМ
1.Мусульмане верят в ...
Троицу
Духов природы
Аллаха
2.Слово ислам переводится как:
Мировая религия
Пророческая религия
Покорность Аллаху
3.Как переводится имя пророка Мухаммада?
Пророк
Счастливый
Достойный хвалы
4.Какая из названных обязанностей мусульман является ежедневной?
Намаз
Закият
5.. Внутри мечетей никогда не бывает чего?
БУДДИЗМ
1.Чье изображение вы видите на фотографии?
2.Какого цвета одежда у буддийского монаха?
3.Среди каких народов России распространен буддизм?
4.Как называется здание, где хранятся священные предметы (реликвии) буддистов?
5.
Отличия буддизма от других учений и верований.
31 – 34 слайды Проверка выполнения задания
А теперь поиграем.
35 слайд Игра «Да – нет»
Ни на каком другом учебном предмете нет такой возможности, чтобы говорить целый
урок о самом главном – о ценностях человека, о его внутреннем содержании, а вот на
занятиях данного курса, к счастью, можно увидеть, как дети раскрепощаются, стараются
стать светлее, честнее, душевнее.
Сейчас попробуем объединить несколько тем из раздела : «Какие ценности есть у
человечества?» в одном. Надеюсь, вы будете активны.
36 слайд Высказывания мудрецов,
37 слайд Золотое правило нравственности
38 слайд Помни
Дети очень любят притчи, и я стараюсь знакомить их при каждой подходящей
возможности, тщательно разбирая содержимое каждой притчи.
Вот, например, эта притча, напрочь, отучила детей дразниться, обзываться.
39 слайд Притча «Кто осёл?»
А сейчас прочитаем знакомый рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»
40 слайд Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»
Как поступил мальчик? (Нечестно)
41 слайд
Высказывания из глубины
человеческой мысли
А какое положительное качество проявилось у мальчика Вани из рассказа
Л.Н.Толстого? (Ему стало стыдно)
42 слайд Собери пословицы
А как вы думаете, стыд и совесть это одно и то же?
43 слайд
Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»
44 слайд Собери схему
45 слайд
Как принято извиняться?
46 слайд
5 шагов к правильному извинению
Не мене важно научиться не только просить прощение, но и уметь прощать, не
обижаться.
47 слайд
Притча "Мешок картошки"
Давайте проведём игру.
48 слайд
Игра «Доскажи словечко»
Сейчас речь пойдёт о всеобъемлющем понятии как доброта
49 слайд Доброта
Давайте вместе с вами откроем секретики доброты. Составьте из слов важные советы,
на чём должен складываться фундамент добрых, дружественных отношений.
50 слайд Составление советов.
51 слайд «Золотое правило нравственности»
52 слайд. Задание.
Мы с детьми заготавливаем «копилочки». Я раздам вам «Копилки», вы запишите
пословицы о дружбе, о добре, о честности и совести.
Теперь, давайте поиграем. Игра называется «Комплименты». Выходите в два круга.
Внутренний круг поворачивается к внешнему друг против друга и говорите друг другу
комплименты, по моему сигналу (хлопок в ладоши) внешний круг стоит на месте, а
внутренний делает шаг вправо, к следующему участнику внешнего круга, пока не
встретятся с первыми.
На этой дружественной ноте заканчиваем наше занятие, только напоследок хочу
предложить вашему вниманию притчу и пожелать вам творческих успехов.
53 слайд Притча «Всё в твоих руках»
54-55 слайд