Автор: Литовченко Анжела Азамжоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Путешествие на необитаемый остров
Раздел: начальное образование
Урок по математике «Путешествие на необитаемый остров
».
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100». (Устные вычисления)
Цели урока:
-закрепить вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100,с опорой
на разрядный состав чисел, обучать решению составных задач;
-развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы,
как мышление, внимание, воображение;
Оборудование: макет парусника, иллюстрации к островам, иллюстрации с
изображением попугаев, обезьян, слона и слоненка, пираты, Робинзон Крузо.
Карточки с названиями островов; карточки с различными видами примеров для
устного счета . Музыкальные записи: шум моря, песни из «Бременских музыкантов».
Ход путешествия.
-Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо. Путешествие
далекое, интересное, но очень опасное. Поэтому мы берем с собой самых смелых,
дружных, сообразительных и находчивых математиков.
-А есть ли среди вас такие?
-Это мы проверим, когда выполните следующие задания.
- Скажите, ребята, а вы знаете, кто такой Робинзон Крузо?
Робинзон Крузо - это путешественник, который много лет назад отправился на корабле
в путешествие. Он был выброшен морем на один из островов. Этот остров оказался
необитаемым. Ему пришлось очень тяжело. Но он приспособился к жизни: построил
себе жилище, научился добывать себе пищу, изготавливать одежду.
-Итак, прежде, чем сесть на корабль, выполняем задания.
1). На доске записаны числа: 15,18,20,3,45,37
-Определите лишнее число.
-Почему лишнее число 3?
-Увеличить однозначное число на 10. Сколько стало? Какое это число?
- Как же можно получить из однозначного числа двузначное?
Молодцы! С этим заданием вы справились. Выполните еще одно.
2).Давайте-ка посчитаем примеры:
75-3= 24+5=
68-5= 31+20=
52+40= 46+3=
( Во время устного счета ведется индивидуальная работа по карточкам - 4 ученика).
- Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием тоже. Теперь мы можем
отправиться в путешествие. Робинзон Крузо ждет вас. Я приглашаю вас на корабль.
- Вам нравится наш корабль?
- В путь, друзья!
-Закройте глазки и вслушайтесь в шум моря, крик чаек - они зовут нас к новым
островам. (Звучит музыка).
- Внимание! ( Дети открывают глаза) Наш корабль подходит к первому острову. Это
«Остров попугаев». Нас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете
ли вы расставить в приведенных примерах нужные знаки?
36…4…8…=32 72…6…40=38 63…7…23=93
- Гоша рад, что вы справились с заданием и прощается с вами. Мы снова
отправляемся в путь. Закройте глазки (Звучит музыка)
-Внимание! Снова на нашем пути остров. Это «Остров обезьян» .Хозяйка острова
приготовила для вас задание в учебнике на странице 55.
С . 55 № 1 - это задача. (Чтение про себя учащимися)
- О ком говорится в задаче? Чем они занимались?
- Сколько прошла первая девочка? А вторая?
- Что сказано о второй девочке? Как узнать, сколько прошла вторая девочка?
- Теперь мы можем узнать длину всей дорожки?
(Составление краткой записи )
Решение записывают самостоятельно, 1 ученик у доски, с последующей проверкой.
(Использую для индивидуального подхода в решении задачи карточки-опоры для
слабых детей). Запись этой задачи выражением.
Физминутка.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
-И еще одно задание в учебнике. С.55 № 6- это выражения, которые нужно сравнить.
36-4….36-6
7+32….32+7
1)
По первому выражению: чем больше отняли из одного и того же числа, тем
меньше осталось и наоборот.
2)
По второму : он перестановки слагаемых сумма не меняется.
Закрыли глазки. Плывем дальше. Перед нами «Остров слонов». Маленький
слоненок ходит в школу зверей и никак не может справится с домашним
заданием. Вот его примеры. Поможем?
96-50 60+18
37-20 73+20
24-20 45+30
- Ребята, а как вы думаете, вы поступили правильно, решив слоненку примеры?
Значит, за вас тоже кто-то решает домашнее задание?
- Слоненку нужно было объяснить, а не решать. Но слоненок вам очень благодарен
и признателен.
(Звучит музыка из « Бременских музыкантов»)
- Ой, но что это? Наш корабль захватили пираты! Они нас не отпустят до тех пор,
пока вы не выполните самостоятельно примеры по вариантам.
1В. 2В.
43+7 64+6
86-5 59-4
93-40 81-20
90-26 70-34
( Два человека работают на переносных досках. Проверка примеров.)
УРА! Мы на свободе! Скорее! Нас ждет Робинзон Крузо !
- Ой, но что это? На палубе вода! Кто-то из пиратов успел пробить нам корабль!
Ищите «пробоину»
Чтобы закрыть пробоину,
Нужно ответить из каких
Геометрических фигур состоит
Эта елочка?
-А что такое отрезок? Посчитайте сколько здесь отрезков.
- Давайте их покажем.
- А вот и Робинзон Крузо:
Трудна была ко мне дорога,
Но вы с ней справились, друзья,
Каких талантливых детишек
На своем острове встретил Я!
- На этом наше путешествие закончилось. Робинзон Крузо счастлив , встретив вас на
своем острове .
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-На каком из островов вы хотели бы остаться жить ?
-А какое правило вы запомнили?
( Звучит музыка).
Робинзон Крузо прощается.