Напоминание

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы".


Автор: Каплун Игорь Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 36" г. Белгорода
Населённый пункт: г.Белгород Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы".
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

г.Белгорода

16 апреля 2015 год

Интегрированный урок

биологии и физкультуры

по теме: "Значение физических

упражнений для развития и укрепления

сердечно-сосудистой системы".

8-й класс

Учитель физической культуры Каплун И.И.

Учитель биологии Холодова Р.А.

1

Цель:

Обеспечить

условия

для

формирования

устойчивого

убеждения

в

необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

Образовательная

Показать

влияние

физической

нагрузки

на

работу

сердечно-сосудистой

системы;

отработать

навыки

самостоятельной

работы

при

выполнении

заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при

выполнении физической нагрузки.

Развивающая

Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать

результаты

выполненных

действий,

регулировать

и

контролировать

свои

действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.

Воспитывающая

Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.

Тип урока. Интегрированный урок биологии и физкультуры.

Вид урока. Практическая работа.

Оборудование:

секундомеры,

листы

самоконтроля,

учебные

таблицы,

спортивный инвентарь.

План урока:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока и его задач.

3. Инструктаж по выполнению практической работы.

4. Выполнение практической работы.

5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

6. Проверка результатов учебной работы на уроке.

7. Формулирование выводов

8. Рефлексия.

9. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

2. Сообщение темы урока и его задач

Учитель биологии сообщает тему урока и его задачи.

Более

2500

лет

назад

лучшему

воину

скороходу

было

поручено

сообщить

жителям

Афин

о

победе

греков

над

персами

в

Марафонской

долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на

площади, он крикнул: “Мы победили!” и упал замертво. От чрезмерного

напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся

соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям

пенсионного возраста.

В чём причина этого явления? Попробуем разобраться.

Тема урока: “Значение физических упражнений для развития и укрепления

сердечно-сосудистой системы”.

Задачи урока:

1. Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки.

2. Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.

2

3. Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой

для сохранения и укрепления здоровья.

Учитель физической культуры объясняет план урока:

3. Инструктаж по выполнению практической работы.

Учитель

биологии

проводит

инструктаж

по

выполнению

практической работы.

Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу

по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической

нагрузки.

В

течение

урока

нагрузка

будет

меняться:

вначале

постепенно

повышаться,

а

затем

так

же

плавно

снижаться.

После

каждой

серии

упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной

стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся и

результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса

за 1 минуту значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится

в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному

сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы

сердца.

Сегодня

вам

предоставляется

возможность

применить

знания,

полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния,

степени

тренированности

организма

и

по

желанию

с

помощью

учителя

физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить

сердечно-сосудистую систему.

Лист самоконтроля

Таблица 1.

Ч С С

в

покое

ЧСС

после

разминки

ЧСС

после

бега

Ч С С

п о с л е

круговой

тренировки

Ч С С

п о с л е

восстановления

10

сек.

1

мин.

10

сек.

1

мин.

10

сек.

1

мин.

10 сек.

1 мин.

10 сек.

1 мин.

Таблица 2.

Результаты

Вывод

Результаты определяются по формуле: m1-М/m•100%=х

m1

-

пульс,

измеренный

после

максимальной

нагрузки

(круговой

тренировки).

М – пульс после разминки

m

-

пульс

в

покое

(используется

первое

значение,

определённое

до

1

нагрузки).

3

Х - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с

величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности сердца делается на основании значения х:

выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;

меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать

нагрузку.

4. Выполнение практической работы.

Учитель

биологии

определяет

с

учащимися

величину

пульса

в

покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.

Учитель физкультуры в течение 5 минут в игровой форме проводит

разминку,

цель

которой

подготовить

организм

к

выполнению

беговой

нагрузки.

Класс делится на команды путём построения на 2 колонны. Команда

№1

получает

красный

флажок,

№2

зелёный.

Капитаны

с

флажками

остаются на месте, команды добегают до конца зала и возвращаются назад.

Капитаны

в

это

время

по

знаку

учителя

могут

поменяться

местами

и

поменять положение флажка:

верх – построение в колонну

вперёд – в круг

в сторону – в шеренгу.

Вернувшиеся команды располагаются в заданном капитаном порядке.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после

разминки.

Результаты

заносятся

в

карту

самоконтроля

и

комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий.

1 этап - ходьба;

2 этап - бег без препятствий;

3 этап - “зигзаг, барьер” (перепрыгивая зигзагообразно через препятствия);

4 этап - “зигзаг” (обегая стойки)

5 этап – «кочки»

6 этап - бег без препятствий по диагонали;

7 этап - “зигзаг, барьер”

8 этап - “зигзаг”

9 этап – бег без препятствий

10 этап - ходьба

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после

нагрузки.

Результаты

заносятся

в

карту

самоконтроля

и

комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку.

Учащиеся

делятся

на

команды

по

2

человека.

На

каждой

станции

есть

задание, на которое даётся 1 минута. (определяется секукундомером). После

выполнения

заданий

команды

перемещаются

по

кругу

на

следующую

станцию по свистку.

Задания по станциям:

№1 – подтягивание на низкой перекладине;;

4

№2 – прыжки через скакалку;

№3 – прыжки в длину с места;

№4 - наклоны вперёд сидя;

№5 – приседания;

№6 – прыжки через скакалку;

№7 – поднимание ног в висе на гимнастической лестнице;

№8 – сгибание рук в упоре лежа;

№9 – прыжки через скакалку;

№10 –поднимание туловища на наклонной скамейке.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после

нагрузки.

Результаты

заносятся

в

карту

самоконтроля

и

комментируются.

Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой

является восстановление организма после нагрузки.

Команды “Красных” и “Зелёных” строятся в колонны.

По команде “Копна” учащиеся встают в круг и поднимают руки друг к

другу “домиком”.

По команде “Тропинка” учащиеся кладут руки на плечи друг другу.

По команде “Кочки” учащиеся должны присесть на корточки.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после

восстановления.

Результаты

заносятся

в

карту

самоконтроля

и

комментируются.

5.

Проверка

выполнения

практической

работы,

корректировка

результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учителя могут выступать в

роли консультантов.

Учитель

биологии

комментирует

полученные

результаты,

используя учебные таблицы.

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц

в

питательных

веществах

и

кислороде.

Повышается

уровень

обменных

процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов

усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в

работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы

происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это

время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные

волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее.

Таким

образом,

выполняя

физические

упражнения,

мы

способствуем

укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение

выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл,

нетренированное сердце – в 2 раза меньше.

6. Проверка результатов учебной работы на уроке.

Учитель биологии предлагает ответить на вопросы прикрепленные к

флажкам.

Вопросы:

1. Чем определяется биение пульса?

5

2. Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя

к работе? Почему?

3. Как осуществляется питание сердечной мышцы?

4. Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?

5. Чем отличается строение тренированного человека от нетренированного?

6. Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при

выполнении физической нагрузки?

7. Для чего проводят разминку перед выполнением основной нагрузки?

8. Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?

9. Как изменяется работа сердца при переходе от физической нагрузки к

покою?

10. Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке погибает при первом же

беге?

7. Формулирование выводов

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что “…если бы мы

использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше

бы

страдали

от

болезней

сердца”.

Тренированное

сердце

основа

человеческого здоровья.

8. Рефлексия.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ребята

на

листе

самоконтроля

есть

таблица

«Оценка

за

урок». Я выставляю сегодня оценку «5» тем, у кого на сегодняшнем

уроке

был

количественный

прирост

показателей

в

одном

из

видов

упражнений

(контрольные

измерения

проводились

на

Станции

«Сгибание рук в упоре лежа»).

6



В раздел образования