Напоминание

"Создание системы методического обеспечения деятельности молодых педагогов по изучению и внедрению современных подходов к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Пакулева Лидия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Создание системы методического обеспечения деятельности молодых педагогов по изучению и внедрению современных подходов к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Пакулева Лидия Николаевна,

старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок»

«Создание

системы

методического

обеспечения

деятельности

молодых

педагогов по изучению и внедрению современных подходов к организации

образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Интенсивное обновление нормативной базы последних лет ориентируется

на

реализацию

культурологической

парадигмы

в

воспитании

ребенка

дошкольного возраста. Методологически важно положение, согласно которому

дошкольное

детство

рассматривается

как

уникальный

самоценный

период

развития личности.

В

этих

условиях

каждому

педагогу

и

специалисту

ДОУ

необходимо

ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий.

На это, в частности, указывает Федеральный закон от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об

образовании

в

Российской

Федерации»

четко

определены

требования

к

педагогам общего образования (а в соответствии с п.1. 4 ст. 10 Закона № 273-ФЗ

дошкольное образование является уровнем общего).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования (п.3.4.2) определено, что педагогические работники, реализующие

образовательную

программу

дошкольного

образования,

должны

обладать

основными

компетенциями,

необходимыми

для

создания

условий

развития

детей.

Из

выше

сказанного

следует,

у

педагога

должны

быть

сформированы

представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам,

технологиям дошкольного образования.

Основной проблемой начинающих педагогов является то, что они с первого

дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что

и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по

работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Учитывая

необходимость

использования

современных

педагогических

технологий

в

работе

с

воспитанниками

в

условия

реализации

ФГОС

ДО,

повышение профессионального мастерства педагогов в этих вопросах должно

стать приоритетным направлением деятельности методической службы ДОУ.

При

этом

педагогам

важно

не

только

знать

теоретические

основы

педагогических

технологий,

но

и

научиться

эффективно

применять

их

для

решения образовательных задач.

Проблема

заключается

в

недостатке

практического

опыта

молодых

специалистов,

имеющих

специальное

образование

в

области

дошкольной

педагогики и психологии.

1

С

целью

организации

работы

по

повышению

профессиональной

компетенции

молодых

педагогов

была

создана

творческая

группа

для

обеспечения деятельности по изучению и внедрению современных подходов к

организации

образовательного

процесса,

эффективному

использованию

педагогических

технологий

в

условиях

реализации

ФГОС

ДО

из

числа

высококвалифицированных педагогов ДОУ.

На

основании

приказа

заведующего

ДОУ,

нами

было

разработано

положение

о

творческой

группе

по

обучению

молодых

педагогов

ДОУ

современным педагогическим технологиям, составлен план работы, проведено

анкетирование молодых педагогов с целью изучения актуальных потребностей

и

выявления

затруднений

в

применении

современных

педагогических

технологий.

В

задачи

творческой

группы

входило,

изучение

федеральных

и

региональных нормативных правовых актов, методических рекомендаций по

организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО, а

так же учебно-методических пособий для понимания теоретической основы

педагогических

технологий

и

разработка

практических

материалов

по

их

применению с детьми.

Приоритетными

формами

организации

заседаний

стали:

практическая

работа в микрогруппах, круглый стол, дискуссионная площадка (например,

анализ возможных затруднений при реализации конкретных педагогических

технологий).

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и

повышения

квалификации

педагогов

является

семинар-практикум-особая

форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей.

Основная цель-обновление теоретических знаний, совершенствование навыков

и развитие практических умений в связи с необходимостью новых способов

решения профессиональных задач.

С целью непрерывного обучения педагогов и практического закрепления

ими

новых

знаний

в

течение

учебного

года

нами

был

разработан

план

проведения

постоянно

действующего

семинара-практикума

«Современные

педагогические технологии как средство реализации ФГОС ДО». В рамках

которого, были изучены следующие технологии: педагогика сотрудничества,

технологии проектной деятельности, проблемного обучения, исследовательской

деятельности, информационно-коммуникативные технологии.

В

программу

постоянно

действующего

семинара-практикума

были

включены

разные

формы

работы

с

педагогами

по

ознакомлению

их

с

современными педагогическими технологиями: лекция-диалог, тренинг, мастер-

класс, педагогический ринг.

2

Одним

из

результатов

работы

творческой

группы

стало

составление

методического пособия для молодых педагогов «Современные педагогические

технологии

как

новые

эффективные

формы

работы

с

детьми»,

которое

представляет

собой

описание

педагогических

технологий.

В

текст

данного

пособия

включены

задания

для

самопроверки,

рубрика

«Проверь

себя»,

приводится список использованной литературы. Данное пособие периодически

пополняется новым теоретическим материалом и практическими заданиями.

В

ходе

работы

творческой

группы

были

подготовлены:

положение

о

проведении смотра-конкурса на лучший проект в ДОУ, положение о конкурсе

детско-родительских

проектов,

составлена

картотека

опытов

для

детей,

оформлены

обучающие

мультимедийные

презентации

по

разным

педагогическим

технологиям

и

различные

памятки.

Членами

творческой

группы

или

организованы

занятия,

мастер-классы

по

определённым

технологиям в рамках постоянно действующего семинара-практикума.

На первом занятии были рассмотрены такие вопросы, как современные

определения

педагогической

технологии,

сущность,

основные

подходы,

структура и основные признаки. Несколько занятий постоянно действующего

семинара-практикума

были

посвящены

педагогике

сотрудничества.

При

уточнении и закреплении теоретических и практических знаний воспитателей

по

данной

технологии

использовались

такие

задания,

как

решение

педагогических

ситуаций,

моделирование

фрагментов

образовательной

деятельности с воспитанниками. В настоящее время педагоги уделяют большое

внимание

развитию

у

дошкольников

навыков

сотрудничества,

умения

взаимодействовать друг с другом (работа в парах, малых группах), поэтому

молодым

педагогам

предлагались

задания

на

решение

педагогических

ситуаций,

с

использованием

данных

форм

организации

детей

в

ходе

образовательной

деятельности,

особое

внимание

уделили

моделированию

фрагментов

работы

с

родителями.

При

изучении

технологии

проектной

деятельности

особое

внимание

обращалось

на

ошибки,

допускаемые

при

организации

проектной

деятельности

с

детьми.

В

рамках

изучения

этой

технологии был проведен смотр-конкурс на лучший проект в ДОУ. Тематика

проектов

разнообразна

и

определялась

самими

участниками

процесса

в

зависимости от их интересов, возможностей. Все это способствовало развитию

интереса

молодых

педагогов

к

технологии

проектной

деятельности,

повышению

их

профессионального

мастерства

и,

как

следствие,

качества

образовательного процесса. На занятиях по технологии проблемного обучения

внимание педагогов акцентировалось на особенностях его организации в ДОУ,

последовательности

этапов

деятельности

в

условиях

проблемной

ситуации.

Воспитателям

предлагались

практические

задания,

например,

разработать

конспект непосредственно образовательной деятельности на основе технологии

3

проблемного

обучения,

в

помощь

молодым

педагогам

наставниками

были

разработаны

примеры

проблемных

задач

и

вопросов

для

составления

конспектов. У нас в ДОУ применяется индивидуальная форма наставничества,

за одним молодым специалистом закрепляется один наставник, что позволяет

обеспечить

своевременную

помощь,

где

основной

акцент

ставится

на

формирование практических умений и навыков молодого педагога.

В

конце

занятий

важно

использовать

интерактивные

формы

рефлексии

(например: инсерт, дневники и бортовые журналы, синквейн и др.) Их также

можно рекомендовать молодым педагогам для активизации внимания родителей

воспитанников на собраниях и различных встречах.

В заключение работы необходимо предусмотреть проведение занятия, на

котором педагоги, работая в мини-группах, смогут ответить на вопросы по

изученным технологиям. Так для оценки и анализа, проведенных в рамках

постоянно

действующего

семинара-практикума

мероприятий

педагогам

предлагалось заполнить карту самооценки «Соответствие профессиональной

компетентности

вызовам

современного

общества».

В

дальнейшем

можно

рекомендовать спланировать и провести неделю педагогического мастерства, в

ходе которой молодые педагоги смогли бы продемонстрировать применение

педагогических технологий в работе с детьми.

Таким образом, глубокий анализ, выявление затруднений, организованное

своевременное

обучение,

адаптация

молодых

педагогов

к

работе

в

новых

условиях

позволит,

молодому

специалисту

стать

полноценным

участником

образовательного процесса. А главное-активизация педагогической рефлексии

их

профессиональной

деятельности

будет

способствовать

формированию

у

молодых

воспитателей

профессиональных

компетенций,

направленных

на

достижение

нового

качества

образования.

Поэтому

с

каждым

годом

профессионального становления эти молодые специалисты будут добиваться

высоких результатов педагогической деятельности.

Список источников

1.

Федеральный

закон

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации».

2.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 « 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования».

3.

Белая К.Ю. инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. -

М. Сфера.

4.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

Санкт-Петербург. Детство-Пресс.

4



В раздел образования