Автор: Пакулева Лидия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Создание системы методического обеспечения деятельности молодых педагогов по изучению и внедрению современных подходов к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Пакулева Лидия Николаевна,
старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок»
«Создание
системы
методического
обеспечения
деятельности
молодых
педагогов по изучению и внедрению современных подходов к организации
образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
Интенсивное обновление нормативной базы последних лет ориентируется
на
реализацию
культурологической
парадигмы
в
воспитании
ребенка
дошкольного возраста. Методологически важно положение, согласно которому
дошкольное
детство
рассматривается
как
уникальный
самоценный
период
развития личности.
В
этих
условиях
каждому
педагогу
и
специалисту
ДОУ
необходимо
ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий.
На это, в частности, указывает Федеральный закон от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
четко
определены
требования
к
педагогам общего образования (а в соответствии с п.1. 4 ст. 10 Закона № 273-ФЗ
дошкольное образование является уровнем общего).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (п.3.4.2) определено, что педагогические работники, реализующие
образовательную
программу
дошкольного
образования,
должны
обладать
основными
компетенциями,
необходимыми
для
создания
условий
развития
детей.
Из
выше
сказанного
следует,
у
педагога
должны
быть
сформированы
представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам,
технологиям дошкольного образования.
Основной проблемой начинающих педагогов является то, что они с первого
дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что
и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по
работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Учитывая
необходимость
использования
современных
педагогических
технологий
в
работе
с
воспитанниками
в
условия
реализации
ФГОС
ДО,
повышение профессионального мастерства педагогов в этих вопросах должно
стать приоритетным направлением деятельности методической службы ДОУ.
При
этом
педагогам
важно
не
только
знать
теоретические
основы
педагогических
технологий,
но
и
научиться
эффективно
применять
их
для
решения образовательных задач.
Проблема
заключается
в
недостатке
практического
опыта
молодых
специалистов,
имеющих
специальное
образование
в
области
дошкольной
педагогики и психологии.
1
С
целью
организации
работы
по
повышению
профессиональной
компетенции
молодых
педагогов
была
создана
творческая
группа
для
обеспечения деятельности по изучению и внедрению современных подходов к
организации
образовательного
процесса,
эффективному
использованию
педагогических
технологий
в
условиях
реализации
ФГОС
ДО
из
числа
высококвалифицированных педагогов ДОУ.
На
основании
приказа
заведующего
ДОУ,
нами
было
разработано
положение
о
творческой
группе
по
обучению
молодых
педагогов
ДОУ
современным педагогическим технологиям, составлен план работы, проведено
анкетирование молодых педагогов с целью изучения актуальных потребностей
и
выявления
затруднений
в
применении
современных
педагогических
технологий.
В
задачи
творческой
группы
входило,
изучение
федеральных
и
региональных нормативных правовых актов, методических рекомендаций по
организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО, а
так же учебно-методических пособий для понимания теоретической основы
педагогических
технологий
и
разработка
практических
материалов
по
их
применению с детьми.
Приоритетными
формами
организации
заседаний
стали:
практическая
работа в микрогруппах, круглый стол, дискуссионная площадка (например,
анализ возможных затруднений при реализации конкретных педагогических
технологий).
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и
повышения
квалификации
педагогов
является
семинар-практикум-особая
форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей.
Основная цель-обновление теоретических знаний, совершенствование навыков
и развитие практических умений в связи с необходимостью новых способов
решения профессиональных задач.
С целью непрерывного обучения педагогов и практического закрепления
ими
новых
знаний
в
течение
учебного
года
нами
был
разработан
план
проведения
постоянно
действующего
семинара-практикума
«Современные
педагогические технологии как средство реализации ФГОС ДО». В рамках
которого, были изучены следующие технологии: педагогика сотрудничества,
технологии проектной деятельности, проблемного обучения, исследовательской
деятельности, информационно-коммуникативные технологии.
В
программу
постоянно
действующего
семинара-практикума
были
включены
разные
формы
работы
с
педагогами
по
ознакомлению
их
с
современными педагогическими технологиями: лекция-диалог, тренинг, мастер-
класс, педагогический ринг.
2
Одним
из
результатов
работы
творческой
группы
стало
составление
методического пособия для молодых педагогов «Современные педагогические
технологии
как
новые
эффективные
формы
работы
с
детьми»,
которое
представляет
собой
описание
педагогических
технологий.
В
текст
данного
пособия
включены
задания
для
самопроверки,
рубрика
«Проверь
себя»,
приводится список использованной литературы. Данное пособие периодически
пополняется новым теоретическим материалом и практическими заданиями.
В
ходе
работы
творческой
группы
были
подготовлены:
положение
о
проведении смотра-конкурса на лучший проект в ДОУ, положение о конкурсе
детско-родительских
проектов,
составлена
картотека
опытов
для
детей,
оформлены
обучающие
мультимедийные
презентации
по
разным
педагогическим
технологиям
и
различные
памятки.
Членами
творческой
группы
или
организованы
занятия,
мастер-классы
по
определённым
технологиям в рамках постоянно действующего семинара-практикума.
На первом занятии были рассмотрены такие вопросы, как современные
определения
педагогической
технологии,
сущность,
основные
подходы,
структура и основные признаки. Несколько занятий постоянно действующего
семинара-практикума
были
посвящены
педагогике
сотрудничества.
При
уточнении и закреплении теоретических и практических знаний воспитателей
по
данной
технологии
использовались
такие
задания,
как
решение
педагогических
ситуаций,
моделирование
фрагментов
образовательной
деятельности с воспитанниками. В настоящее время педагоги уделяют большое
внимание
развитию
у
дошкольников
навыков
сотрудничества,
умения
взаимодействовать друг с другом (работа в парах, малых группах), поэтому
молодым
педагогам
предлагались
задания
на
решение
педагогических
ситуаций,
с
использованием
данных
форм
организации
детей
в
ходе
образовательной
деятельности,
особое
внимание
уделили
моделированию
фрагментов
работы
с
родителями.
При
изучении
технологии
проектной
деятельности
особое
внимание
обращалось
на
ошибки,
допускаемые
при
организации
проектной
деятельности
с
детьми.
В
рамках
изучения
этой
технологии был проведен смотр-конкурс на лучший проект в ДОУ. Тематика
проектов
разнообразна
и
определялась
самими
участниками
процесса
в
зависимости от их интересов, возможностей. Все это способствовало развитию
интереса
молодых
педагогов
к
технологии
проектной
деятельности,
повышению
их
профессионального
мастерства
и,
как
следствие,
качества
образовательного процесса. На занятиях по технологии проблемного обучения
внимание педагогов акцентировалось на особенностях его организации в ДОУ,
последовательности
этапов
деятельности
в
условиях
проблемной
ситуации.
Воспитателям
предлагались
практические
задания,
например,
разработать
конспект непосредственно образовательной деятельности на основе технологии
3
проблемного
обучения,
в
помощь
молодым
педагогам
наставниками
были
разработаны
примеры
проблемных
задач
и
вопросов
для
составления
конспектов. У нас в ДОУ применяется индивидуальная форма наставничества,
за одним молодым специалистом закрепляется один наставник, что позволяет
обеспечить
своевременную
помощь,
где
основной
акцент
ставится
на
формирование практических умений и навыков молодого педагога.
В
конце
занятий
важно
использовать
интерактивные
формы
рефлексии
(например: инсерт, дневники и бортовые журналы, синквейн и др.) Их также
можно рекомендовать молодым педагогам для активизации внимания родителей
воспитанников на собраниях и различных встречах.
В заключение работы необходимо предусмотреть проведение занятия, на
котором педагоги, работая в мини-группах, смогут ответить на вопросы по
изученным технологиям. Так для оценки и анализа, проведенных в рамках
постоянно
действующего
семинара-практикума
мероприятий
педагогам
предлагалось заполнить карту самооценки «Соответствие профессиональной
компетентности
вызовам
современного
общества».
В
дальнейшем
можно
рекомендовать спланировать и провести неделю педагогического мастерства, в
ходе которой молодые педагоги смогли бы продемонстрировать применение
педагогических технологий в работе с детьми.
Таким образом, глубокий анализ, выявление затруднений, организованное
своевременное
обучение,
адаптация
молодых
педагогов
к
работе
в
новых
условиях
позволит,
молодому
специалисту
стать
полноценным
участником
образовательного процесса. А главное-активизация педагогической рефлексии
их
профессиональной
деятельности
будет
способствовать
формированию
у
молодых
воспитателей
профессиональных
компетенций,
направленных
на
достижение
нового
качества
образования.
Поэтому
с
каждым
годом
профессионального становления эти молодые специалисты будут добиваться
высоких результатов педагогической деятельности.
Список источников
1.
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 « 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
3.
Белая К.Ю. инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. -
М. Сфера.
4.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
Санкт-Петербург. Детство-Пресс.
4