Напоминание

"Веселая грамматика"


Авторы: Турабова Ольга Владимировна, Луканова Лилиана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г..Астрахани " Гимназия №3"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: авторская программа и методические материалы факультативного курса
Тема: "Веселая грамматика"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА

факультативного курса:

« Веселая грамматика».

Выполнили учителя

начальных классов

МБОУ г.Астрахани « Гимназия №3»

Турабова О.В. и Луканова Л.В.

Программа факультативного курса:

« Веселая грамматика».

Пояснительная записка.

Русский язык- один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют

русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала.

Развитие пытливости ,любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям и

интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей

перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной

работе.

Внеклассная работа по русскому языку формирует и развивает способности и личность

ребенка. Управлять этим процессом- значит не только развивать и совершенствовать

заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном

саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает прежде всего себя сам.

Факультативные занятия- одна из наиболее действенных и эффективных форм работы. В основе

этой работы лежит принцип строгой добровольности.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание

младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность

программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие

детей. В этом случае на помощь приходят занятия на факультативе « Веселая грамматика».

Уже при организации факультативных занятий необходимо заинтересовать уч-ся,

показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятий, четко

сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. По существу факультативные

занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения. В какой

бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия, они должны

строиться так, чтобы быть для уч-ся интересными, увлекательными, а подчас и

занимательными.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими

школьниками.

Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать

обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом. Это значит не только

развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся

нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него

потребность в постоянном саморазвитии физических и духовных сил.

Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по русскому языку

является развитие интереса уч-ся к родной речи. На первом занятии кружка надо наметить

основное содержание работы, поставить цели и задачи, выбрать старосту кружка, распределить

обязанности между членами кружка, познакомить с планом работы, а так же распределить

поручения за те или иные мероприятия.

Курс « Веселая грамматика» занимает важное место в решении практических задач,

которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь

уч-ся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие

школьников.

Курс изучения « Веселая грамматика» для уч-ся 4-х классов ставит следующие задачи:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- совершенствование общего языкового развития младших школьников;

- расширение и углубление программного материала;

- пробуждение потребности у уч-ся к самостоятельной работе над познанием родного языка и

над своей речью;

- воспитание любви к великому русскому языку;

Организация деятельности младших школьников на занятиях строится на следующих

принципах:

- личностно-развивающее образование младших школьников;

- научность;

- доступность;

- сотрудничество и взаимопомощь;

- наглядность;

- самостоятельность, сознательность и активность;

- связь теории с практикой;

- занимательность и творчество;

- индивидуальный подход к уч-ся;

Программа данного курса позволяет показать уч-ся, как увлекателен, разнообразен,

неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники

могут увидеть волшебство знакомых слов, понять как обычные слова достойны изучения и

внимания. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с

программным материалом по русскому языку, осуществляя преемственность между начальным

и средним звеном. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у уч-ся стремление

расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

4

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных

предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Поэтому необходимо больше внимания на занятиях « Веселая грамматика» уделять

развитию устной и письменной речи уч-ся, на воспитание у них чувства языка, а так же усилить

работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Эту работу

целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения.

Курс « Веселая грамматика» позволяет работать не только над фонемами , частями

речи, но и развитием правильной речи, обеспечивает единство развития , воспитания и

обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

игровые элементы, ролевые игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки,

пословицы, загадки, рифмовки, поговорки, физкультминутки, кроссворды, считалки, ребусы,

головоломки, грамматические сказки. Данный материал, в большинстве своем, дается в

стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Планируемый результат: у школьника повышается уровень мыслительной

деятельности, развивается логическое мышление, творческие способности, самостоятельность,

активность, чувство коллективизма, желание находить ответы на самые трудные вопросы. А так

же открывается прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Учебный процесс по данному курсу проходит в следующем режиме:

- время занятия-1час в неделю;

- два раза в год грамматические олимпиады; конкурсы сочиненных грамматических сказок,

турниры, викторины, конкурсы эрудитов;

Рекомендации по изучению программы.

Введение в факультативный курс.( 2 ч)

Предполагает рассмотрение современных требований к обучению русскому языку,

знакомство детей со всеми сторонами русской речи: фонетической( звуковой), лексической

( словарем), грамматической ( орфография), а так же вопросов культуры речи и повышение

интереса у уч-ся к изучению родного языка.

Раздел 1.

Фонетика.( 5 ч )

Совершенствовать знания уч-ся о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и

графическую формы слова, обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных,

показать значимость гласных и согласных звуков и их особенности.

Раздел 2.

Морфемика и морфология..( 17 ч)

Совершенствовать знания уч-ся грамматических правил, формировать на практике умения

правильного правописания, осознавать структуру слова, позволяющую понять его лексическое

значение, прививать любовь к слову через поэзию и прозу наших классиков; обогащать

письменную речь образностью в творческих работах детей; вырабатывать грамотное письмо

при самостоятельной работе; развивать орфографическую зоркость , речевые умения.

Раздел 3

Лексика.( лексикология- 12ч)

Практически знакомить детей с многозначными словами, со словами близкими и

противоположными по смыслу; учить детей выбирать лучшее, наиболее подходящее слово для

выражения мыслей, умению устранять однообразное употребление слов в речи, а так же

умению различать разные значения одного и того же слова в контексте; расширять знания уч-ся

о русском языке , развивать интерес к изучению языка, подвести уч-ся к осмыслению своего

словаря, обогатить словарный запас., углублять знания о разнообразии родной речи, богатстве

русского языка, умении работать с различными словарями.

5

Содержание программы.

Введение в факультативный курс ( 2 ч.)

Цели нашей работы на факультативе:

познакомимся со всеми сторонами русской речи:

фонетической(звуковой),грамматической(орфография), лексической( словарём), а также

рассмотрим вопросы культуры речи , будем совершенствовать умения и навыки владения

языком в различных сферах речевого общения.

Раздел 1. Фонетика (5ч)

Звуки и буквы. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Мягкие и твердые

согласные. Звонкие и глухие согласные, их различение. Разделительный мягкий знак. Перенос

слов.

Раздел 2.

Морфемика и морфология.( 17 ч).

Состав слова. Корень и окончание. Приставка и суффикс. Однокоренные слова.

Части речи: имя существительное ( его значение, вопросы, род имен существительных) ; имя

прилагательное ( его значение, вопросы, изменение прилагательных по родам и числам, связь

имени прилагательного с именем существительным ); глагол

( его значение, вопросы, изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее и будущее, Не

с глаголами).

Раздел 3.

Лексика( лексикология) ( 12 ч).

Виды словарей, слова – синонимы, слова- антонимы, слова- омонимы. Истоки слов, значение

слов. Культура речи.

Учебно-тематический план

36 часов

№ п/п

Тема занятий.

Кол-во

часов

Введение.

2 ч

(теория)

Раздел 1. Фонетика.

5 ч

1.1.

Звуковая культура. Зачем нужны звуки в языке?

Загадки, скороговорки, пословицы.

1.2.

Как обходились без письма? « А начинали все медведи…»

Криптограммы. Наскальные рисунки.

1.3.

Знакомство с жителями страны « Шипящие звуки»

Наблюдение за шипящими в конце слова.

Пословицы, поговорки, веселые рифмы.

1.4.

Грамматическая сказка « Страна букв и звуков»

Игра- викторина « Кто- кто в алфавите живет?»

1.5.

Обобщение знаний о звуках нашей речи.

Фонетика и фонема.

Праздничное занятие. Игра- путешествие к берегам Лингвии.

Раздел 2. Морфемика и морфология.

17 ч

2.1.

Беседа « Хорошо ли ты знаешь грамматику?, Из чего состоят слова? ,

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется».

2.2.

Правила русского языка.

Язык родной, дружи со мной! ( правила переноса на основе

занимательного материала)

2.3.

Слова, которые пишутся с большой буквы.

Игра « Лишнее слово» ( упражнения на группировку слов имен

собственных и нарицательных).

2.4.

Большая буква.

Игра- путешествие в Страну больших букв. Литературная викторина «

Почему нас так назвали?»

2.5.

Добрый волшебник «Ударение».

Путешествие в Замок сказочного принца.

2.6.

Занятие –праздник. Игра « Счастливый случай»

( Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень,

суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу.

2.7.

Творческая игра по теме « Состав слова».

( Загадки, ребусы, викторины, веселые стихи).

2.8.

Беседа « Слова – части нашей речи.»

Путешествие в государство « Русский язык» в город

« Морфология».

2.9.

Имя существительное очень удивительное!

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

2.10.

Имя прилагательное – часть страны Речь.

Кроссворды. Грамматические сказки.

2.11.

Тексты- описания.

Сочинения- миниатюры по заданным темам: « Улицы нашего города», «

Весенний день», « Зимняя сказка»,

« Поздняя осень».

2.12.

Составление рассказа по иллюстрации « Родная земля» ,

используя текст Разумовского Р.И. « Слово о русской земле».

2.13.

Путешествие в страну « Глаголию». ( на основе материала устного

народного творчества).

2.14.

Интегрированное занятие « Глагол и его друзья» , используя сказки А.С.

Пушкина.

2.15.

Подведение итогов по теме « Части речи».

Грамматические сказки, викторины, кроссворды, ребусы, загадки.

2.16.

Служебные части речи.

Ссора предлогов со всеми словами. ( Сочинение грамматических сказок

самими уч-ся).

2.17.

Занятие – праздник. Игра- путешествие « В Королевство предложений.»

Раздел 3. Лексика( лексикология).

3.1.

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

Путешествие в страну Лексика.

3.2.

Слово одно, а значений много.

Практическая работа на основе дидактических игр.

3.3

Слова- тезки. ( синонимы).

Дидактические упражнения.

3.4.

Одно и тоже по- разному.

К истокам слова.

3.5.

Слова с противоположным значением.( антонимы)

Дидактические упражнения.

3.6.

Незаменимые помощники словари.

Устный журнал.

3.7.

К несметным сокровищам страны слов.

Работа с различными видами словарей.

3.8.

Какого роду- племени?

3.9

К словам разнообразным, близким, но чуточку разным.

3.10.

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.

Организация выставки словарей.

3.11.

Подведение итогов. Конкурс эрудитов « Наш родной язык».

3.12.

Заключительное занятие « Без грамматики не выучишь и математики».

Итого:

36 часов

Грамматическая газета.

Грамматика как наука содержит много интересного и занимательного, а по

содержанию – доступного пониманию младших школьников. Для расширения грамматического

кругозора учащихся, для ознакомления их с любопытными фактами из области грамматики, а

рядом занимательных вопросов и заданий большую пользу может оказать грамматическая

газета или соответствующий уголок в классной стенной газете.

Грамматическая газета при разумной организации работы с ней содействует

повышению интереса детей к грамматике, воспитанию у младших школьников грамматической

смекалки, элементов логического мышления, выработки навыков самостоятельного чтения

грамматического текста.

Газета обычно содержит занимательные задания – головоломки, логические

упражнения в форме вопросов, заданий, загадок, грамматических ребусов, шарады,

кроссворды.

В газету можно включить отдельные задания, составленные самими учениками и

признанные учителем оригинальными. Полезно в ней освещать познавательный материал или

предлагать задания познавательного характера, т.е. такие, после решения которых, дети

узнавали бы что – то новое.

Большое место в грамматической газете должны занимать рисунки, которые

привлекают внимание детей к газете, делают её занимательной и являются наглядным пособием

при решении различных вопросов и заданий.

Выполнение заданий, предлагаемых газетой, не должно занимать слишком много

времени. Дети ведь непоседы. У них может не хватить терпения на длительные обдумывания и

выкладки. Тем более, что эти задания не являются для них обязательными.

Газета будет иметь успех и выполнять своё назначение, если к её грамматическому

содержанию будет обращено внимание учеников. К материалу газеты учитель может

обращаться во время уроков, заранее предусмотрев его в качестве дополнительных заданий

отдельным ученикам, которые быстро справляются с упражнениями предложенными всему

классу.

После выполнения дополнительного задания ученик должен получить оценку.

При подборе материалов для газеты следует ориентироваться не только на сильных

учеников, но и на средних и слабых. Учет выполненных заданий, взятых из газеты, позволяет

отметить и поощрить не только тех, которые всегда активны, но и слабых учеников,

проявивших определенную сообразительность, возбуждая тем самым у них интерес к

грамматике.

Факультативное занятие по теме:

« Незаменимые помощники - словари».

Цель: познакомить уч-ся со словарями, показать их назначение и область

применения, выработать навыки работы со словарями; обогатить словарный запас учащихся;

привить навыки культурного поведения.

Ход занятия.

1.Вступительная часть.

- Ребята, начинаем урок, урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.

Спасибо.

- Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы познакомимся с секретами богини

красноречия – Пейто.

2.Речевая разминка.

- Чтобы четко и красиво говорить, давайте выполним упражнение для губ и языка.

- Кто хочет разговаривать? ( Мы будем разговаривать)

- Тот должен выговаривать. ( И будем выговаривать).

- Всё правильно и внятно. ( Так правильно и внятно).

- Чтоб было всем понятно. ( Чтоб было всем понятно).

Посмотрите, ученик написал нераспространенное предложение:

Кружатся снежинки.

Давайте поможем ему сделать это предложение распространенным, прибавляя последовательно

по одному слову.

3.Сообщение темы и цели занятия.

- Молодцы ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много

слов. И я думаю, что в вашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть ещё много замечательных и

нужных слов.

- А вы не задумывались, сколько слов в русском языке?

Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

- Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое

изречение:

« Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на

возникший вопрос».

- Сегодня на занятии мы и узнаем, где же « хранятся» слова.

-Оказывается, они хранятся в словарях, которых существует множество.

Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют

кругозор, приобщают к культуре.

- Видите, какую помощь могут оказать нам словари. Поэтому наше занятие, которое мы

проведем в форме устного журнала, я так и назвала «Незаменимые помощники- словари».

4. Чтение с перемещением логического ударения.

- Давайте прочитаем тему с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои

вопросы.

- Чем являются для нас словари?

- Какие помощники словари?

- Что является для нас незаменимыми помощниками?

Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться

пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их

словарные статьи.

Этому мы и будем сегодня учиться.

1 страница журнала – « К несметным сокровищам страны слов».

У нас в гостях « Толковый словарь». ( Дети рассказывают о Толковом словаре).

- Какого же основное назначение толкового словаря?

- Что значит толковать?

- Говорит ли вам что – нибудь имя Владимир Иванович Даль?

- Откройте толковые словари. Посмотрите, как располагаются слова в словаре? (по алфавиту) .

Начнем с буквы А.

- Объясните с помощью словаря значение слова авторитет.

- Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?

- О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?

- А теперь найдите слово корысть.

( 1 ряд – грамматические формы слова; 2 – значение слова; 3 – пример употребления в речи).

- Из какого произведения этот пример?

- Кому принадлежат эти слова?

- Какой была старуха?

- А старик?

Из каких же частей состоит словарная статья? ( заглавное слово, грамматическая

характеристика, объяснение значения слова, пример употребления в речи).

2 страница журнала « Какого роду –племени».

Словарь иностранных слов.

- Ребята, русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще в глубокую

старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и

культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые

понятия. Узнать откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных

слов.

Слово комплимент. Объясните значение этого слова.

- Давайте найдем в словаре слово комплимент.

-О чем рассказала вам словарная статья?

А сейчас , я предлагаю вам сыграть в игру, которая так и называется «Комплимент».

- Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

А ведь это очень приятно. Ведь вместе с лестными словами вы дарите собеседнику хорошее

настроение, своё доброе сердечко.

Вот и сейчас каждый из вас возьмет вот это сердечко, и подарит вместе с комплиментом кому-

то из ребят. Принявший благодарит вас и передает сердечко следующему. Комплимент можно

говорить о внешности, характере, способностях и т. д.

Молодцы.

Эту страничку я хочу закрыть словами поэта В.Бохова.

« Следуйте хорошему примеру –

Продлевайте добрым словом жизнь людей!»

3 страница журнала –« К словам разнообразным, близким, но чуточку разным».

Словарь синонимов.

Пользуясь словарной статьёй, назовите синонимы к слову беседовать.

Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы.

Прочитайте текст.

- Здравствуй, Вася! Куда ты идешь? - сказал Саша.

- В кино, - сказал Вася.

- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.

-Вот они. Есть и на твою долю, -сказал Вася.

- Ура! – сказал Саша.

- Ура-а-а!- сказали оба.

- Как построен текст: диалог или монолог?

- Какой речевой недочёт вы заметили?

- Какие синонимы можно подобрать к слову сказал?

Молодцы.

Мы подошли к 4 страничке нашего журнала.

Минус – плюс, огонь – вода.

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны.

Словарь антонимов.

Подберите антоним к слову веселье.

Прочитайте словарную статью. Сравните со словарными статьями из других словарей.

Давайте сыграем в игру « Магнит». Потренируемся подбирать антонимы.

Левая часть магнита ( знак +) притягивает добрые слова, правая (- ) – слова с

противоположным значением.

Ласково трус

Трудолюбивый ненавидеть

Храбрец грубо

Щедрый рассеянный

Любить ленивый

Внимательный жадный

5.Заключительная часть.

- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на

занятие.

« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль

Франс.

И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими

пользоваться.

6. Итог.

- Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями?

- С помощью мимики ( улыбнитесь или нахмурьтесь), покажите понравилось ли вам наше

занятие.

- Что понравилось, а что удивило?

- Что запомнилось?

Всем спасибо за активную работу.

Приводим один из выпусков Грамматической газеты.

« Словарик».

Девиз : « Язык родной – дружи со мной!».

1.Говори правильно!

Класть – положить.

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладёт кирпич.

А. Барто.

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовёт матроса:

« Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: « Поможем!

Положить заплату можем…»

С.Маршак

В литературном языке нет глагола « ложить» , но есть положить;

есть глагол класть, но нет глагола « покласть».

Нужно говорить: « Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на

стол» или « Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, и т. д.»

Придумайте предложения со словами :класть, кладите, клади.

2.К истоку слова.

Пингвин. Слово пингвин нерусское, и означает « жирный».

Павлин. Название птицы павлин родственно слову павильон, которое во французском

языке имеет значение « палатка, шатёр». Распущенный павлиний хвост похож на

красочный шатёр. Вот почему эту птицу так назвали.

1.

Значение слова.

Бирюза, лазурь, изумруд.

Бирюза – непрозрачный драгоценный камень, голубого или бледно-зелённого цвета.

Бирюзовый цвет – нежно- голубой, цвета бирюзы.

Лазурь – краска светло- синего, лазурного цвета.

Светло – синий цвет, синева.

Изумруд – драгоценный камень, ярко – зелёного цвета. Среди всех зелённых камней

самый прекрасным и ценным, бесспорно, является изумруд.

На какой цвет указывают названия: желток, желчь, желтобрюх (змея),

желтушка ( тропическая птичка).

4.Сочини четверостишие.

…. солнце …. не спешу

…. оконце …. пишу

…. привет …. в тетрадь

…. кабинет …. пять

5.Головоломка.

Из букв слова « ТРАНСПОРТ» составьте как можно больше новых слов.



В раздел образования