Авторы: Турабова Ольга Владимировна, Луканова Лилиана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г..Астрахани " Гимназия №3"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: авторская программа и методические материалы факультативного курса
Тема: "Веселая грамматика"
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА
факультативного курса:
« Веселая грамматика».
Выполнили учителя
начальных классов
МБОУ г.Астрахани « Гимназия №3»
Турабова О.В. и Луканова Л.В.
Программа факультативного курса:
« Веселая грамматика».
Пояснительная записка.
Русский язык- один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют
русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала.
Развитие пытливости ,любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям и
интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей
перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной
работе.
Внеклассная работа по русскому языку формирует и развивает способности и личность
ребенка. Управлять этим процессом- значит не только развивать и совершенствовать
заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном
саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает прежде всего себя сам.
Факультативные занятия- одна из наиболее действенных и эффективных форм работы. В основе
этой работы лежит принцип строгой добровольности.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание
младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность
программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие
детей. В этом случае на помощь приходят занятия на факультативе « Веселая грамматика».
Уже при организации факультативных занятий необходимо заинтересовать уч-ся,
показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятий, четко
сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. По существу факультативные
занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения. В какой
бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия, они должны
строиться так, чтобы быть для уч-ся интересными, увлекательными, а подчас и
занимательными.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими
школьниками.
Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать
обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.
Современная школа должна управлять воспитательным процессом. Это значит не только
развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся
нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него
потребность в постоянном саморазвитии физических и духовных сил.
Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по русскому языку
является развитие интереса уч-ся к родной речи. На первом занятии кружка надо наметить
основное содержание работы, поставить цели и задачи, выбрать старосту кружка, распределить
обязанности между членами кружка, познакомить с планом работы, а так же распределить
поручения за те или иные мероприятия.
Курс « Веселая грамматика» занимает важное место в решении практических задач,
которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь
уч-ся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие
школьников.
Курс изучения « Веселая грамматика» для уч-ся 4-х классов ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- расширение и углубление программного материала;
- пробуждение потребности у уч-ся к самостоятельной работе над познанием родного языка и
над своей речью;
- воспитание любви к великому русскому языку;
Организация деятельности младших школьников на занятиях строится на следующих
принципах:
- личностно-развивающее образование младших школьников;
- научность;
- доступность;
- сотрудничество и взаимопомощь;
- наглядность;
- самостоятельность, сознательность и активность;
- связь теории с практикой;
- занимательность и творчество;
- индивидуальный подход к уч-ся;
Программа данного курса позволяет показать уч-ся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники
могут увидеть волшебство знакомых слов, понять как обычные слова достойны изучения и
внимания. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с
программным материалом по русскому языку, осуществляя преемственность между начальным
и средним звеном. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у уч-ся стремление
расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
4
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому необходимо больше внимания на занятиях « Веселая грамматика» уделять
развитию устной и письменной речи уч-ся, на воспитание у них чувства языка, а так же усилить
работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Эту работу
целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения.
Курс « Веселая грамматика» позволяет работать не только над фонемами , частями
речи, но и развитием правильной речи, обеспечивает единство развития , воспитания и
обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, ролевые игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки,
пословицы, загадки, рифмовки, поговорки, физкультминутки, кроссворды, считалки, ребусы,
головоломки, грамматические сказки. Данный материал, в большинстве своем, дается в
стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Планируемый результат: у школьника повышается уровень мыслительной
деятельности, развивается логическое мышление, творческие способности, самостоятельность,
активность, чувство коллективизма, желание находить ответы на самые трудные вопросы. А так
же открывается прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Учебный процесс по данному курсу проходит в следующем режиме:
- время занятия-1час в неделю;
- два раза в год грамматические олимпиады; конкурсы сочиненных грамматических сказок,
турниры, викторины, конкурсы эрудитов;
Рекомендации по изучению программы.
Введение в факультативный курс.( 2 ч)
Предполагает рассмотрение современных требований к обучению русскому языку,
знакомство детей со всеми сторонами русской речи: фонетической( звуковой), лексической
( словарем), грамматической ( орфография), а так же вопросов культуры речи и повышение
интереса у уч-ся к изучению родного языка.
Раздел 1.
Фонетика.( 5 ч )
Совершенствовать знания уч-ся о звуках и буквах; развивать умение соотносить звуковую и
графическую формы слова, обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных,
показать значимость гласных и согласных звуков и их особенности.
Раздел 2.
Морфемика и морфология..( 17 ч)
Совершенствовать знания уч-ся грамматических правил, формировать на практике умения
правильного правописания, осознавать структуру слова, позволяющую понять его лексическое
значение, прививать любовь к слову через поэзию и прозу наших классиков; обогащать
письменную речь образностью в творческих работах детей; вырабатывать грамотное письмо
при самостоятельной работе; развивать орфографическую зоркость , речевые умения.
Раздел 3
Лексика.( лексикология- 12ч)
Практически знакомить детей с многозначными словами, со словами близкими и
противоположными по смыслу; учить детей выбирать лучшее, наиболее подходящее слово для
выражения мыслей, умению устранять однообразное употребление слов в речи, а так же
умению различать разные значения одного и того же слова в контексте; расширять знания уч-ся
о русском языке , развивать интерес к изучению языка, подвести уч-ся к осмыслению своего
словаря, обогатить словарный запас., углублять знания о разнообразии родной речи, богатстве
русского языка, умении работать с различными словарями.
5
Содержание программы.
Введение в факультативный курс ( 2 ч.)
Цели нашей работы на факультативе:
познакомимся со всеми сторонами русской речи:
фонетической(звуковой),грамматической(орфография), лексической( словарём), а также
рассмотрим вопросы культуры речи , будем совершенствовать умения и навыки владения
языком в различных сферах речевого общения.
Раздел 1. Фонетика (5ч)
Звуки и буквы. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Мягкие и твердые
согласные. Звонкие и глухие согласные, их различение. Разделительный мягкий знак. Перенос
слов.
Раздел 2.
Морфемика и морфология.( 17 ч).
Состав слова. Корень и окончание. Приставка и суффикс. Однокоренные слова.
Части речи: имя существительное ( его значение, вопросы, род имен существительных) ; имя
прилагательное ( его значение, вопросы, изменение прилагательных по родам и числам, связь
имени прилагательного с именем существительным ); глагол
( его значение, вопросы, изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее и будущее, Не
с глаголами).
Раздел 3.
Лексика( лексикология) ( 12 ч).
Виды словарей, слова – синонимы, слова- антонимы, слова- омонимы. Истоки слов, значение
слов. Культура речи.
Учебно-тематический план
36 часов
№ п/п
Тема занятий.
Кол-во
часов
Введение.
2 ч
(теория)
Раздел 1. Фонетика.
5 ч
1.1.
Звуковая культура. Зачем нужны звуки в языке?
Загадки, скороговорки, пословицы.
1.2.
Как обходились без письма? « А начинали все медведи…»
Криптограммы. Наскальные рисунки.
1.3.
Знакомство с жителями страны « Шипящие звуки»
Наблюдение за шипящими в конце слова.
Пословицы, поговорки, веселые рифмы.
1.4.
Грамматическая сказка « Страна букв и звуков»
Игра- викторина « Кто- кто в алфавите живет?»
1.5.
Обобщение знаний о звуках нашей речи.
Фонетика и фонема.
Праздничное занятие. Игра- путешествие к берегам Лингвии.
Раздел 2. Морфемика и морфология.
17 ч
2.1.
Беседа « Хорошо ли ты знаешь грамматику?, Из чего состоят слова? ,
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется».
2.2.
Правила русского языка.
Язык родной, дружи со мной! ( правила переноса на основе
занимательного материала)
2.3.
Слова, которые пишутся с большой буквы.
Игра « Лишнее слово» ( упражнения на группировку слов имен
собственных и нарицательных).
2.4.
Большая буква.
Игра- путешествие в Страну больших букв. Литературная викторина «
Почему нас так назвали?»
2.5.
Добрый волшебник «Ударение».
Путешествие в Замок сказочного принца.
2.6.
Занятие –праздник. Игра « Счастливый случай»
( Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень,
суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу.
2.7.
Творческая игра по теме « Состав слова».
( Загадки, ребусы, викторины, веселые стихи).
2.8.
Беседа « Слова – части нашей речи.»
Путешествие в государство « Русский язык» в город
« Морфология».
2.9.
Имя существительное очень удивительное!
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
2.10.
Имя прилагательное – часть страны Речь.
Кроссворды. Грамматические сказки.
2.11.
Тексты- описания.
Сочинения- миниатюры по заданным темам: « Улицы нашего города», «
Весенний день», « Зимняя сказка»,
« Поздняя осень».
2.12.
Составление рассказа по иллюстрации « Родная земля» ,
используя текст Разумовского Р.И. « Слово о русской земле».
2.13.
Путешествие в страну « Глаголию». ( на основе материала устного
народного творчества).
2.14.
Интегрированное занятие « Глагол и его друзья» , используя сказки А.С.
Пушкина.
2.15.
Подведение итогов по теме « Части речи».
Грамматические сказки, викторины, кроссворды, ребусы, загадки.
2.16.
Служебные части речи.
Ссора предлогов со всеми словами. ( Сочинение грамматических сказок
самими уч-ся).
2.17.
Занятие – праздник. Игра- путешествие « В Королевство предложений.»
Раздел 3. Лексика( лексикология).
3.1.
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Путешествие в страну Лексика.
3.2.
Слово одно, а значений много.
Практическая работа на основе дидактических игр.
3.3
Слова- тезки. ( синонимы).
Дидактические упражнения.
3.4.
Одно и тоже по- разному.
К истокам слова.
3.5.
Слова с противоположным значением.( антонимы)
Дидактические упражнения.
3.6.
Незаменимые помощники словари.
Устный журнал.
3.7.
К несметным сокровищам страны слов.
Работа с различными видами словарей.
3.8.
Какого роду- племени?
3.9
К словам разнообразным, близким, но чуточку разным.
3.10.
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.
Организация выставки словарей.
3.11.
Подведение итогов. Конкурс эрудитов « Наш родной язык».
3.12.
Заключительное занятие « Без грамматики не выучишь и математики».
Итого:
36 часов
Грамматическая газета.
Грамматика как наука содержит много интересного и занимательного, а по
содержанию – доступного пониманию младших школьников. Для расширения грамматического
кругозора учащихся, для ознакомления их с любопытными фактами из области грамматики, а
рядом занимательных вопросов и заданий большую пользу может оказать грамматическая
газета или соответствующий уголок в классной стенной газете.
Грамматическая газета при разумной организации работы с ней содействует
повышению интереса детей к грамматике, воспитанию у младших школьников грамматической
смекалки, элементов логического мышления, выработки навыков самостоятельного чтения
грамматического текста.
Газета обычно содержит занимательные задания – головоломки, логические
упражнения в форме вопросов, заданий, загадок, грамматических ребусов, шарады,
кроссворды.
В газету можно включить отдельные задания, составленные самими учениками и
признанные учителем оригинальными. Полезно в ней освещать познавательный материал или
предлагать задания познавательного характера, т.е. такие, после решения которых, дети
узнавали бы что – то новое.
Большое место в грамматической газете должны занимать рисунки, которые
привлекают внимание детей к газете, делают её занимательной и являются наглядным пособием
при решении различных вопросов и заданий.
Выполнение заданий, предлагаемых газетой, не должно занимать слишком много
времени. Дети ведь непоседы. У них может не хватить терпения на длительные обдумывания и
выкладки. Тем более, что эти задания не являются для них обязательными.
Газета будет иметь успех и выполнять своё назначение, если к её грамматическому
содержанию будет обращено внимание учеников. К материалу газеты учитель может
обращаться во время уроков, заранее предусмотрев его в качестве дополнительных заданий
отдельным ученикам, которые быстро справляются с упражнениями предложенными всему
классу.
После выполнения дополнительного задания ученик должен получить оценку.
При подборе материалов для газеты следует ориентироваться не только на сильных
учеников, но и на средних и слабых. Учет выполненных заданий, взятых из газеты, позволяет
отметить и поощрить не только тех, которые всегда активны, но и слабых учеников,
проявивших определенную сообразительность, возбуждая тем самым у них интерес к
грамматике.
Факультативное занятие по теме:
« Незаменимые помощники - словари».
Цель: познакомить уч-ся со словарями, показать их назначение и область
применения, выработать навыки работы со словарями; обогатить словарный запас учащихся;
привить навыки культурного поведения.
Ход занятия.
1.Вступительная часть.
- Ребята, начинаем урок, урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
Спасибо.
- Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня мы познакомимся с секретами богини
красноречия – Пейто.
2.Речевая разминка.
- Чтобы четко и красиво говорить, давайте выполним упражнение для губ и языка.
- Кто хочет разговаривать? ( Мы будем разговаривать)
- Тот должен выговаривать. ( И будем выговаривать).
- Всё правильно и внятно. ( Так правильно и внятно).
- Чтоб было всем понятно. ( Чтоб было всем понятно).
Посмотрите, ученик написал нераспространенное предложение:
Кружатся снежинки.
Давайте поможем ему сделать это предложение распространенным, прибавляя последовательно
по одному слову.
3.Сообщение темы и цели занятия.
- Молодцы ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много
слов. И я думаю, что в вашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть ещё много замечательных и
нужных слов.
- А вы не задумывались, сколько слов в русском языке?
Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.
- Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое
изречение:
« Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на
возникший вопрос».
- Сегодня на занятии мы и узнаем, где же « хранятся» слова.
-Оказывается, они хранятся в словарях, которых существует множество.
Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют
кругозор, приобщают к культуре.
- Видите, какую помощь могут оказать нам словари. Поэтому наше занятие, которое мы
проведем в форме устного журнала, я так и назвала «Незаменимые помощники- словари».
4. Чтение с перемещением логического ударения.
- Давайте прочитаем тему с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои
вопросы.
- Чем являются для нас словари?
- Какие помощники словари?
- Что является для нас незаменимыми помощниками?
Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться
пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их
словарные статьи.
Этому мы и будем сегодня учиться.
1 страница журнала – « К несметным сокровищам страны слов».
У нас в гостях « Толковый словарь». ( Дети рассказывают о Толковом словаре).
- Какого же основное назначение толкового словаря?
- Что значит толковать?
- Говорит ли вам что – нибудь имя Владимир Иванович Даль?
- Откройте толковые словари. Посмотрите, как располагаются слова в словаре? (по алфавиту) .
Начнем с буквы А.
- Объясните с помощью словаря значение слова авторитет.
- Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?
- О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?
- А теперь найдите слово корысть.
( 1 ряд – грамматические формы слова; 2 – значение слова; 3 – пример употребления в речи).
- Из какого произведения этот пример?
- Кому принадлежат эти слова?
- Какой была старуха?
- А старик?
Из каких же частей состоит словарная статья? ( заглавное слово, грамматическая
характеристика, объяснение значения слова, пример употребления в речи).
2 страница журнала « Какого роду –племени».
Словарь иностранных слов.
- Ребята, русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще в глубокую
старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и
культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые
понятия. Узнать откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных
слов.
Слово комплимент. Объясните значение этого слова.
- Давайте найдем в словаре слово комплимент.
-О чем рассказала вам словарная статья?
А сейчас , я предлагаю вам сыграть в игру, которая так и называется «Комплимент».
- Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?
А ведь это очень приятно. Ведь вместе с лестными словами вы дарите собеседнику хорошее
настроение, своё доброе сердечко.
Вот и сейчас каждый из вас возьмет вот это сердечко, и подарит вместе с комплиментом кому-
то из ребят. Принявший благодарит вас и передает сердечко следующему. Комплимент можно
говорить о внешности, характере, способностях и т. д.
Молодцы.
Эту страничку я хочу закрыть словами поэта В.Бохова.
« Следуйте хорошему примеру –
Продлевайте добрым словом жизнь людей!»
3 страница журнала –« К словам разнообразным, близким, но чуточку разным».
Словарь синонимов.
Пользуясь словарной статьёй, назовите синонимы к слову беседовать.
Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы.
Прочитайте текст.
- Здравствуй, Вася! Куда ты идешь? - сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.
-Вот они. Есть и на твою долю, -сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.
- Ура-а-а!- сказали оба.
- Как построен текст: диалог или монолог?
- Какой речевой недочёт вы заметили?
- Какие синонимы можно подобрать к слову сказал?
Молодцы.
Мы подошли к 4 страничке нашего журнала.
Минус – плюс, огонь – вода.
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.
Словарь антонимов.
Подберите антоним к слову веселье.
Прочитайте словарную статью. Сравните со словарными статьями из других словарей.
Давайте сыграем в игру « Магнит». Потренируемся подбирать антонимы.
Левая часть магнита ( знак +) притягивает добрые слова, правая (- ) – слова с
противоположным значением.
Ласково трус
Трудолюбивый ненавидеть
Храбрец грубо
Щедрый рассеянный
Любить ленивый
Внимательный жадный
5.Заключительная часть.
- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на
занятие.
« Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль
Франс.
И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими
пользоваться.
6. Итог.
- Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями?
- С помощью мимики ( улыбнитесь или нахмурьтесь), покажите понравилось ли вам наше
занятие.
- Что понравилось, а что удивило?
- Что запомнилось?
Всем спасибо за активную работу.
Приводим один из выпусков Грамматической газеты.
« Словарик».
Девиз : « Язык родной – дружи со мной!».
1.Говори правильно!
Класть – положить.
Бригадир Сергей Кузьмич
Лучше всех кладёт кирпич.
А. Барто.
Где пробоина? У носа.
Лейтенант зовёт матроса:
« Надо, брат, заплату класть,
Чтобы судну не пропасть!»
Говорит матрос: « Поможем!
Положить заплату можем…»
С.Маршак
В литературном языке нет глагола « ложить» , но есть положить;
есть глагол класть, но нет глагола « покласть».
Нужно говорить: « Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на
стол» или « Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, и т. д.»
Придумайте предложения со словами :класть, кладите, клади.
2.К истоку слова.
Пингвин. Слово пингвин нерусское, и означает « жирный».
Павлин. Название птицы павлин родственно слову павильон, которое во французском
языке имеет значение « палатка, шатёр». Распущенный павлиний хвост похож на
красочный шатёр. Вот почему эту птицу так назвали.
1.
Значение слова.
Бирюза, лазурь, изумруд.
Бирюза – непрозрачный драгоценный камень, голубого или бледно-зелённого цвета.
Бирюзовый цвет – нежно- голубой, цвета бирюзы.
Лазурь – краска светло- синего, лазурного цвета.
Светло – синий цвет, синева.
Изумруд – драгоценный камень, ярко – зелёного цвета. Среди всех зелённых камней
самый прекрасным и ценным, бесспорно, является изумруд.
На какой цвет указывают названия: желток, желчь, желтобрюх (змея),
желтушка ( тропическая птичка).
4.Сочини четверостишие.
…. солнце …. не спешу
…. оконце …. пишу
…. привет …. в тетрадь
…. кабинет …. пять
5.Головоломка.
Из букв слова « ТРАНСПОРТ» составьте как можно больше новых слов.