Напоминание

"Этот чудный мир воды"


Автор: Коньшина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №316
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этот чудный мир воды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

по освоению образовательных областей

«Познавательное развитие + Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Этот чудный мир воды».

(ИКТ)

Выполнила: Коньшина Н. В.

2018 год

Образовательная деятельность «Познавательное развитие»

Задачи: учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и признаки

воды. Закрепить знания детей о значении воды. Развивать познавательный

интерес в процессе экспериментальной деятельности детей.

Образовательная деятельность «Социально – коммуникативное

развитие».

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать умения

участвовать в коллективном разговоре: аргументировать ответ понятно для

собеседника. Формировать представление о соблюдении техники

безопасности.

Материал к занятию:

-проектор;

-компьютер;

-экран;

-кроссворд;

-аудиозапись: шум воды;

-видеофильмы «Невероятная Вселенная», «Берегите воду!»;

-халаты (по количеству детей);

-стаканы пластиковые;

-пуговицы, камешки;

-таз с водой;

-лист чёрной бумаги;

-баночки с водой (по количеству детей);

-платочки;

-мяч;

-комнатные растения (толстянка, колеус);

- лупы.

Содержание деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: -

Ребята,

сегодня

у

нас

необычное

занятие.

Я

хочу

вас

пригласить в волшебную страну чудес. Но, чтобы попасть в неё, нам надо

разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери

волшебной страны. Помогут нам в этом загадки. (Слайд №1)

С высоты большой срываясь

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь

Пеною встаёт.

(водопад)

Не вода и не суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь

(болото)

Без крыльев летают

Без ног бегают

Без паруса плывут.

(облака)

Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали.

(дождь)

Воспитатель: - Какое слово у нас получилось?

Дети: - Вода.

(Звучит аудиозапись: шум воды).

2. Основная часть.

Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда

первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он

назвал её «голубой планетой». (Слайд №2)

(Показ видеофильма «Невероятная Вселенная» )

Воспитатель: - Как вы думаете, почему Гагарин Юрий Алексеевич назвал

землю «голубой планетой»?

Дети: - Потому что большую часть земли занимает вода.

Воспитатель: - Где живёт вода в природе?

Дети: - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…

Воспитатель: - Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.

Игра – опыт «Свойства и признаки воды»

Воспитатель: - Приглашаю вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на

время стать учёными, чтобы узнать о свойствах и признаках воды.

Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые

материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы

к работе. Занимайте свои рабочие места.

(Дети рассаживаются за столы, надевают халаты).

Воспитатель: - Мы с вами проведём несколько опытов и узнаем, какими

свойствами и признаками обладает вода. Но для того, чтобы у нас всё

получилось, вы должны соблюдать следующие правила:

не шуметь – этим вы мешаете другим;

аккуратно обращаться с посудой;

слушать воспитателя;

внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Опыт №1 «Вода - жидкость, может течь».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стакана, один с

водой, второй пустой. Вам нужно перелить воду из одного стакана в другой

аккуратно, чтобы не разлить.

- Вода льётся? (Да)

- Почему? (Потому что, она жидкая)

Воспитатель: - Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой,

то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода – это жидкость, которая может течь.

(Воспитатель вешает на доску символ, обозначающий это свойство воды).

Опыт №2 «Вода прозрачная».

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, перед вами стоит стакан с водой.

Давайте опустим в стакан любой предмет: пуговицу, камешек.

- Виден ли предмет? (Да)

- Почему? (Вода просвечивается).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №3 «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: - Ребята, возьмите стакан с водой и определите запах.

- Вода имеет запах? (Нет)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №4 «Вода отражает предметы».

Воспитатель: - А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может

отражать предметы. (Воспитатель ставит на стол таз, кладёт на дно лист

чёрной бумаги, наливает воду, предлагает детям посмотреться в воду).

- Что видите? (Своё отражение).

Вывод: вода отражает предметы. (Слайд №3)

Опыт №5 «Вода безвкусная»

Воспитатель: - Попробуйте воду на вкус

- Какая она? (Безвкусная)

Вывод: вода безвкусная.

Опыт №5 «Вода окрашивается».

Воспитатель: - А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно

побыть волшебниками.

- Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо? (Да)

- Тогда возьмите баночки с прозрачной водой, закрытые крышкой и платочки.

Накрываем свои баночки платочками и произносим волшебные слова: «чудо

появись». Давайте все откроем платочки.

(У всех вода окрасилась: на крышке каждой банки была краска).

- Что произошло с водой? (Она окрасилась).

Вывод: вода окрашивается.

Опыт №6 «Лёд – твёрдая вода»

Воспитатель: - Какой лёд – тёплый или холодный? (Холодный)

- Из чего образовался лёд? (Из воды).

- А если взять лёд в руки, что с ним произойдёт? (Он начнёт таять).

- Почему? (Потому что, рука тёплая, а лёд холодный).

Вывод: лёд – тоже вода.

Дидактическая игра: «Какая бывает вода?»

Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Какая

бывает вода?» ( Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом.

Воспитатель задаёт вопрос «какая бывает вода?» и бросает мяч одному из

детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю ).

Воспитатель: - Без воды нет на Земле жизни. Она нужна, как воздух, как

Солнце, как пища. А вот для некоторых живых существ вода – это среда

обитания, это их «дом».

Дидактическая игра: «Каждую птицу – на своё место».

Воспитатель: - Птиц, жизнь которых связана с водой, делят на две группы:

болотные и водоплавающие. (Слайд №4)

- На доске перед вами картинки с изображением болота, озера и птиц.

- Что за птицы здесь изображены?

Дети: - Гусь, лебедь, утка, цапля, аист, журавль.

Воспитатель: - Определите их место обитания.

( Дети делятся на пары. Одна пара работает на доске, а остальные за

столами).

Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Почему вы этих птиц поселили в болота, а этих - в озеро?

Дети: - Журавль живёт на болотах. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя

по мелководью, он ищет небольших водных обитателей. На озёрах, прудах и

реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребёт ими и

быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе

корм.

Мини – викторина «Животные – обитатели водоёмов».

На доске картинки с изображением щуки, пингвина, моржа, дельфина,

карася, окуня, пеликана, кита, сома. (Слайд №5)

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Вопросы:

1.

Почему этих животных объединили в одной таблице? (Они обитают в

воде и около воды).

2. - Сколько здесь рыб? (4) Назовите их. ( Щука, карась, окунь, сом)

- Сколько птиц? (2) Назовите их. (Пингвин, пеликан)

- Сколько млекопитающих? (3) Назовите их. (Морж, дельфин, кит)

3. Кто из этих животных живёт в Антарктиде? (Пингвин)

4. Кто обитает на Севере? (Морж)

5. Кто приносит детёнышам корм в «сумке»? (Пеликан)

6. Назовите животное, которое спасает утопающих? (Дельфин)

7. Самое крупное животное на земле? (Кит)

8. Усатая речная рыба? (Сом)

Физкультминутка «Весёлые пингвины». (Слайд №6)

(Дети выполняют движения за пингвинами)

Воспитатель: - Вода нужна не только животным, но и растениям. Одни

растут на дне водоёмов. Их называют водоросли. Другие, хоть и обитают на

суше, но требуют много влаги. Есть и такие, что обходятся без воды

месяцами. Их называют суккулентами. Они произрастают в пустынях.

(Слайд №7)

- Посмотрите, у меня на столе два комнатных растения. Это – толстянка. В

народе её называют «обезьянье дерево», «дерево счастья» или «денежное

дерево». А это – колеус. Народное название – «крапивка». Потребности в

воде у них разные. Как же определить, какое из них влаголюбивое, а какое

засухоустойчивое?

- По характеру листьев: в мясистых листьях толстянки влага накапливается,

поэтому растение долгое время может обходиться без воды, питаясь своими

соками. А вот растение с тонкими листьями – колеус – быстро испаряет влагу

и требует обильного и частого полива.

( Дети щупают руками листья комнатных растений и рассматривают их через

лупу).

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Берегите

воду!» ведь без воды невозможно жить на Земле. Поэтому воду надо беречь и

охранять.

Просмотр видеофильма «Берегите воду!»

3. Заключительная часть.

Воспитатель: - Потрудились мы с вами на славу, много интересного узнали.

Я скажу вам ещё одну интересную новость. У воды, ребята, так же как у нас с

вами есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран

празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и

очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду

обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это

Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно

беречь.

- Дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы

узнали о воде.



В раздел образования