Автор: Коньшина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №316
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этот чудный мир воды"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
по освоению образовательных областей
«Познавательное развитие + Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Этот чудный мир воды».
(ИКТ)
Выполнила: Коньшина Н. В.
2018 год
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»
Задачи: учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и признаки
воды. Закрепить знания детей о значении воды. Развивать познавательный
интерес в процессе экспериментальной деятельности детей.
Образовательная деятельность «Социально – коммуникативное
развитие».
Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать умения
участвовать в коллективном разговоре: аргументировать ответ понятно для
собеседника. Формировать представление о соблюдении техники
безопасности.
Материал к занятию:
-проектор;
-компьютер;
-экран;
-кроссворд;
-аудиозапись: шум воды;
-видеофильмы «Невероятная Вселенная», «Берегите воду!»;
-халаты (по количеству детей);
-стаканы пластиковые;
-пуговицы, камешки;
-таз с водой;
-лист чёрной бумаги;
-баночки с водой (по количеству детей);
-платочки;
-мяч;
-комнатные растения (толстянка, колеус);
- лупы.
Содержание деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: -
Ребята,
сегодня
у
нас
необычное
занятие.
Я
хочу
вас
пригласить в волшебную страну чудес. Но, чтобы попасть в неё, нам надо
разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери
волшебной страны. Помогут нам в этом загадки. (Слайд №1)
С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт
И о камни разбиваясь
Пеною встаёт.
(водопад)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь
(болото)
Без крыльев летают
Без ног бегают
Без паруса плывут.
(облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали.
(дождь)
Воспитатель: - Какое слово у нас получилось?
Дети: - Вода.
(Звучит аудиозапись: шум воды).
2. Основная часть.
Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда
первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он
назвал её «голубой планетой». (Слайд №2)
(Показ видеофильма «Невероятная Вселенная» )
Воспитатель: - Как вы думаете, почему Гагарин Юрий Алексеевич назвал
землю «голубой планетой»?
Дети: - Потому что большую часть земли занимает вода.
Воспитатель: - Где живёт вода в природе?
Дети: - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…
Воспитатель: - Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.
Игра – опыт «Свойства и признаки воды»
Воспитатель: - Приглашаю вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на
время стать учёными, чтобы узнать о свойствах и признаках воды.
Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые
материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы
к работе. Занимайте свои рабочие места.
(Дети рассаживаются за столы, надевают халаты).
Воспитатель: - Мы с вами проведём несколько опытов и узнаем, какими
свойствами и признаками обладает вода. Но для того, чтобы у нас всё
получилось, вы должны соблюдать следующие правила:
не шуметь – этим вы мешаете другим;
аккуратно обращаться с посудой;
слушать воспитателя;
внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Опыт №1 «Вода - жидкость, может течь».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стакана, один с
водой, второй пустой. Вам нужно перелить воду из одного стакана в другой
аккуратно, чтобы не разлить.
- Вода льётся? (Да)
- Почему? (Потому что, она жидкая)
Воспитатель: - Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой,
то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – это жидкость, которая может течь.
(Воспитатель вешает на доску символ, обозначающий это свойство воды).
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, перед вами стоит стакан с водой.
Давайте опустим в стакан любой предмет: пуговицу, камешек.
- Виден ли предмет? (Да)
- Почему? (Вода просвечивается).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: - Ребята, возьмите стакан с водой и определите запах.
- Вода имеет запах? (Нет)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Вода отражает предметы».
Воспитатель: - А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может
отражать предметы. (Воспитатель ставит на стол таз, кладёт на дно лист
чёрной бумаги, наливает воду, предлагает детям посмотреться в воду).
- Что видите? (Своё отражение).
Вывод: вода отражает предметы. (Слайд №3)
Опыт №5 «Вода безвкусная»
Воспитатель: - Попробуйте воду на вкус
- Какая она? (Безвкусная)
Вывод: вода безвкусная.
Опыт №5 «Вода окрашивается».
Воспитатель: - А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно
побыть волшебниками.
- Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо? (Да)
- Тогда возьмите баночки с прозрачной водой, закрытые крышкой и платочки.
Накрываем свои баночки платочками и произносим волшебные слова: «чудо
появись». Давайте все откроем платочки.
(У всех вода окрасилась: на крышке каждой банки была краска).
- Что произошло с водой? (Она окрасилась).
Вывод: вода окрашивается.
Опыт №6 «Лёд – твёрдая вода»
Воспитатель: - Какой лёд – тёплый или холодный? (Холодный)
- Из чего образовался лёд? (Из воды).
- А если взять лёд в руки, что с ним произойдёт? (Он начнёт таять).
- Почему? (Потому что, рука тёплая, а лёд холодный).
Вывод: лёд – тоже вода.
Дидактическая игра: «Какая бывает вода?»
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Какая
бывает вода?» ( Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом.
Воспитатель задаёт вопрос «какая бывает вода?» и бросает мяч одному из
детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю ).
Воспитатель: - Без воды нет на Земле жизни. Она нужна, как воздух, как
Солнце, как пища. А вот для некоторых живых существ вода – это среда
обитания, это их «дом».
Дидактическая игра: «Каждую птицу – на своё место».
Воспитатель: - Птиц, жизнь которых связана с водой, делят на две группы:
болотные и водоплавающие. (Слайд №4)
- На доске перед вами картинки с изображением болота, озера и птиц.
- Что за птицы здесь изображены?
Дети: - Гусь, лебедь, утка, цапля, аист, журавль.
Воспитатель: - Определите их место обитания.
( Дети делятся на пары. Одна пара работает на доске, а остальные за
столами).
Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Почему вы этих птиц поселили в болота, а этих - в озеро?
Дети: - Журавль живёт на болотах. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя
по мелководью, он ищет небольших водных обитателей. На озёрах, прудах и
реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребёт ими и
быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе
корм.
Мини – викторина «Животные – обитатели водоёмов».
На доске картинки с изображением щуки, пингвина, моржа, дельфина,
карася, окуня, пеликана, кита, сома. (Слайд №5)
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.
Вопросы:
1.
Почему этих животных объединили в одной таблице? (Они обитают в
воде и около воды).
2. - Сколько здесь рыб? (4) Назовите их. ( Щука, карась, окунь, сом)
- Сколько птиц? (2) Назовите их. (Пингвин, пеликан)
- Сколько млекопитающих? (3) Назовите их. (Морж, дельфин, кит)
3. Кто из этих животных живёт в Антарктиде? (Пингвин)
4. Кто обитает на Севере? (Морж)
5. Кто приносит детёнышам корм в «сумке»? (Пеликан)
6. Назовите животное, которое спасает утопающих? (Дельфин)
7. Самое крупное животное на земле? (Кит)
8. Усатая речная рыба? (Сом)
Физкультминутка «Весёлые пингвины». (Слайд №6)
(Дети выполняют движения за пингвинами)
Воспитатель: - Вода нужна не только животным, но и растениям. Одни
растут на дне водоёмов. Их называют водоросли. Другие, хоть и обитают на
суше, но требуют много влаги. Есть и такие, что обходятся без воды
месяцами. Их называют суккулентами. Они произрастают в пустынях.
(Слайд №7)
- Посмотрите, у меня на столе два комнатных растения. Это – толстянка. В
народе её называют «обезьянье дерево», «дерево счастья» или «денежное
дерево». А это – колеус. Народное название – «крапивка». Потребности в
воде у них разные. Как же определить, какое из них влаголюбивое, а какое
засухоустойчивое?
- По характеру листьев: в мясистых листьях толстянки влага накапливается,
поэтому растение долгое время может обходиться без воды, питаясь своими
соками. А вот растение с тонкими листьями – колеус – быстро испаряет влагу
и требует обильного и частого полива.
( Дети щупают руками листья комнатных растений и рассматривают их через
лупу).
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Берегите
воду!» ведь без воды невозможно жить на Земле. Поэтому воду надо беречь и
охранять.
Просмотр видеофильма «Берегите воду!»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Потрудились мы с вами на славу, много интересного узнали.
Я скажу вам ещё одну интересную новость. У воды, ребята, так же как у нас с
вами есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран
празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и
очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду
обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это
Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно
беречь.
- Дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы
узнали о воде.