Автор: Плешивцева Татьяна Ивановна
Должность: старшая вожатая
Учебное заведение: Шпикуловский филиал МБОУ "Жердевская СОШ №2"
Населённый пункт: с.Шпикулово Жердевский район Тамбовская область
Наименование материала: Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы
Тема: Воспитательная система в школе
Раздел: дополнительное образование
ШПИКУЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ЖЕРДЕВСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка
Тема: "Роль детской общественной организации в
воспитательной системе школы"
Подготовила: старшая вожатая
Плешивцева Татьяна Ивановна
с. Шпикулово-2017 г.
2
Содержание.
Введение
Детская общественная организация в воспитательной системе школы
Детская
общественная
организация
в
воспитательной
системе
Шпикуловского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Результаты
работы
детской
общественной
организации
«Страна
ИКС»
Шпикуловского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Заключение
3
I
.
Введение.
В обстановке общего кризиса идей происходит пересмотр, а порой и
деформация
ключевых
понятий
педагогики,
и
прежде
всего
понятия
«воспитание».
В
течение
долгого
времени
в
общественном
сознании
укрепляется взгляд на школу как, главным; образом, на учебное заведение.
Воспитание же рассматривалось как процесс, автоматически совершающийся во
время передачи знаний, или как процесс, сопутствующий обучению.
Для правильного осмысления сложившийся ситуации и для необходимого
педагогического
действия
нужен
«ключ».
Таковым
не
наш
взгляд
является
воспитательная система современной школы.
Но в современной российской школе большое место стало занимать
воспитание, которое направлено на поощрение самостоятельности и
гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность
приобретают принципы воспитания, основанные на сотрудничестве. В этих
условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического
процесса: возникают доверительные отношения между детьми и взрослыми;
реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется
совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается
атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании
приобретает самоуправление школьников и всевозможные детские
организации на базе школ.
Детская общественная организация перестала быть лишь инструментом
педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение
страны.
Современная детская общественная организация может быть
охарактеризована как объединение, создаваемое не для детей, а самими
детьми, на основе свободного волеизъявления юных граждан России и при
участии поддерживающих их взрослых для реализации общих интересов и
защиты прав в условиях совместной, социально значимой деятельности. В
демографической структуре современного общества дети и подростки
составляют значительную часть, возрастной показатель объединяет всех их в
единую группу — детские общественные организации.
Общество заинтересовано в том, чтобы целенаправленно влиять на
подрастающее поколение с целью передачи ему богатств социального опыта
для стабильного своего существования. Функции воспитания реализуют
семья, школы и детские общественные организации. Не зная и не понимая
многих законов человеческих отношений, подрастающее поколение не
сможет стать полноценным членом общества, сделать свой
4
профессиональный выбор, именно воспитание и помогает осуществить этот
выбор.
В процессе влияния взрослых на школьников, организации его жизни объект
воспитания сам становится субъектом, который формирует определенные
убеждения, нравственные позиции, являющиеся основой для принятия того
или иного решения.
Перспективные цели детской общественной организации — помочь
подрастающему поколению найти приложение своих сил и возможностей,
заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое
лицо, свои подходы.
В детской общественной организации школьники объединяются с учетом
своих интересов, как в школе, так и вне её стен. Процесс воспитания
эффективнее осуществляется в детской общественной организации, члены
которой объединены общей целью, деятельностью по изменению и
улучшению окружающего мира и жизни, как самих школьников, так и других
людей. Эта деятельность строиться на основе принципов самоуправления и
самоорганизации, уважения и защиты прав школьников.
Деятельность детской общественной организации рассматривается с двух
сторон: с одной, как цель, которую ставят перед собой школьники, с другой
— как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые,
участвующие в работе детской организации, кроме того необходимо отметить,
что добровольное объединение школьников возможно лишь тогда, когда они
видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения
своих запросов, при этом предполагает создание в организации таких
условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности
школьников, результатом чего является желание и готовность школьников к
выполнению социальных функций в обществе. Важно, так же чтобы детская
общественная организация повышала социальную значимость их
деятельности, делало их более взрослыми.
Целесообразность
создания
детских
организаций
обусловлена
следующими факторами:
•
интеграцией
усилий
субъектов
воспитательной
деятельности,
укреплением
взаимосвязи
компонентов
педагогического
процесса
(целевого,
содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);
• расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в
воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;
•
экономией
времени
и
сил
педагогического
коллектива,
поскольку
5
преемственность
и
диалектичность
в
содержании,
методах
осуществления
воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;
•
созданием условий для самореализации и самоутверждения личности
учащегося,
учителя,
родителя,
что
способствует
их
творче скому
самовыражению
и
росту,
проявлению
неповторимой
индивидуальности,
гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2015-2020
года
определены
важность
и
значение
самоуправления
для
развития
государственно-общественной
системы
управления
образовательным
учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся
молодежи.
В
соответствии
с
Основными
направлениями
и
планом
действий
по
реализации программы развития воспитания в системе образования России на
2002 - 2004 годы, одобренными решением коллегии Министерства образования
Российской Федерации от 25.12.2001, развитие ДОО в общеобразовательном
учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений
государственной политики в сфере воспитания.
Однако во многих общеобразовательных учреждениях ДОО до сих пор
рассматривается как нечто второстепенное, необязательное при организации
жизни школы, не учитывая то, что детская организация является одним из
ключевых звеньев в воспитательной системе школы.
Основное
предназначение
ДОО
-
удовлетворять
индивидуальные
потребности учащихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских
прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного
учреждения.
Участие
учащихся
в
ДОО
способствует
формированию
более
четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и
другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные
навыки
поведения
и
установки
на
самостоятельное
принятие
решений
в
проблемных социальных ситуациях.
Сегодня
детское
движение
предстает
как
сложная
социально-
педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности
самих
детей
по
их
запросам,
потребностям,
нуждам,
их
инициативам,
как
своеобразный
отклик
на
события
окружающей
их
жизни.
Основная
их
особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его
естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального
развития.
Воспитательным
средством
детское
движение
становится
при
особых
условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на
ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием
6
как
личности,
дополняя
школу,
внешкольные
учреждения,
семью.
Одно
из
условий
-
педагогически
организованная,
социально
и
личностно
значимая
деятельность детского общественного объединения - основной формы детского
движения.
II.
Детские
общественные
объединения
в
воспитательной
системе
школы
Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие
связей
и
отношений
между
образующими
ее
элементами
(определенная
организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях
с которой система проявляет свою целостность. В этой связи воспитательная
подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды
выступает
среда,
освоенная
школой
(микрорайон,
населенный
пункт),
а
в
качестве
макросреды
-
общество
в
целом.
Воспитательная
система
школы
способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом
случае школа становится реальным центром воспитания.
Воспитательная
система
-
это
целостный
социальный
организм,
функционирующий
при
условии
взаимодействия
основных
компонентов
воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и
обладающий
такими
интегративными
характеристиками,
как
образ
жизни
коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).
Движущие
силы
развития
воспитательной
системы
школы.
Воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех
участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В
процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути
их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не
статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять
ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.
Для
определения
уровня
сформированности
воспитательной
системы
школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии
факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли
в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне
ее сформированности и эффективности.
Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:
7
• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания,
объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям
данной школы);
• наличие сложившегося единого школьного коллектива;
• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических
усилий.
Критерии качества складываются из таких показателей, как:
•
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация
педагогической
концепции,
идей
и
принципов,
лежащих
в
основе
воспитательной системы;
• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие
ученика,
его
социальная
защищенность,
внутренний
комфорт;•
уровень
воспитанности учащихся.
Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что
воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа.
Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей
этого
этапа
следует
выделить
прогностическую
стадию.
Именно
здесь
осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной
системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.
Главная
цель
первого
этапа
-
отбор
ведущих
педагогических
идей,
формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают
отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают
организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются
стили
отношения
между
всеми
участниками
образовательного
процесса,
нарабатываются
технологии,
зарождаются
традиции.
Взаимодействие
с
окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения
здесь должен быть достаточно высоким.
Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие
школьного коллектива, органов само и соуправления, определяются ведущие
виды
деятельности,
приоритетные
направления
функционирования
системы,
идет
отработка
наиболее
эффективных
педагогических
технологий.
Главная
трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе
состоит
в
согласовании
темпов
развития
ученического
и
педагогического
коллективов.
Последний
должен
быть
инициатором
в
организации
жизнедеятельности школьного коллектива.
Третий
этап
-
окончательное
оформление
системы.
На
данном
этапе
школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей
целью,
общей
деятельностью,
отношениями
сотрудничества,
творчества.
В
центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой,
8
практичной
личности,
развитие
демократического
стиля
руководства
и
отношений.
Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей,
обретение
ими
гуманистической
педагогической
позиции,
овладение
технологиями
гуманистического
воспитания.
Все
это,
по
мнению
Е.
В.
Бондаревской,
является
ярким
показателем
обновления
воспитания,
опирающегося
на
идеи
гуманизации.
Система
накапливает
и
передает
от
поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда
активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может
осуществляться
либо
революционным,
либо
эволюционным
путем.
Она
обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так
называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием
основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и
т.д.
Причины
возникновения
кризисных
явлений
различны,
но
чаще
всего
сводятся
к
возникновению
скуки
в
коллективе,
отсутствию
творчества
в
деятельности, дефициту новизны.
Оценка эффективности воспитательной системы школы. Переход школы
от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение
воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому,
возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под
руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы
зависит, прежде всего, от характера управленческой деятельности, включающей
в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.
Технология
создания
и
развития
воспитательной
системы
школы
складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка
основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции,
конкретизация
составляющих
системы
и
механизмов
их
взаимодействия,
определение
соответствующих
теоретической
концепции
инновационных
педагогических
технологий
и
возможностей
их
реализации
в
рамках
предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий
и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.
Влияние
детских
объединений
на
функционирование
и
развитие
воспитательной
системы
школы.
Их
влияние
определяется
многообразием
факторов: спецификой государственного учреждения и общественной детской
структуры; воспитательными традициями школы и целевой направленностью
объединения;
кадровым
потенциалом
школы;
особенностями
окружающего
социума; личностью руководителя объединения и др. В каждом конкретном
случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный
результат - позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной
9
системы) было существенным.
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных
социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские
общественные
объединения,
которые
имеют
значительную
роль
в
воспитательной
системе
школы.
Предшествующий
опыт
доказывает,
что
у
детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны
глобальные
цели,
возложение
на
них
функций
других
общественных
или
государственных
институтов.
Перспективные
цели
детских
общественных
объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей,
заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое
лицо, свои подходы.
Д е т с ко е
о б щ е с т ве н н о е
о р г а н и за ц и я
-
э то ,
п р е ж д е
в с е г о
самоорганизующееся,
самоуправляемое
сообщество,
создающееся
на
добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию
участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы,
потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной
социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой
"должностной
иерархии".
Оно
не
является
структурой
государственного
учреждения
(школы,
учреждения
дополнительного
образования,
вуза,
предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при
непосредственной
кадровой,
финансовой
и
материально-технической
поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не
менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно
членов
или
участников
объединения)
носит
добровольный,
общественный
характер.
Относительная
самостоятельность
детского
общественного
объединения - характерная его особенность.
Детская общественная организация как форма детского движения - это
объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности,
создаваемое,
как
правило,
взрослыми
сообществами,
государственными
структурами.
Это
относительно
закрытая,
многоступенчатая
структура
с
подчиненностью
нижестоящих
вышестоящим,
фиксированным
членством,
обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного
лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через
которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности.
Деятельность
организации,
ее
программу
определяют
перспективы,
как
организации,
так
и
каждого
члена
(разряды,
степени,
звания,
должности).
Классический пример детской организации - пионерская, скаутская.
Целями и задачами ДОО являются:
1
Становление
воспитательной
системы
школы
чере з
формирование единого школьного коллектива;
10
2
Приобщение
личности
к
общечеловеческим
ценностям,
усвоение социальных норм через участие в общественной жизни школы;
3
Защита прав, чести и достоинства учащихся от посягательства
окружающих лиц;
4
Рассмотрение
перспективных
и
текущих
планов
развития
школы.
Современная
ситуация
деполитизации
детского
движения,
его
ориентированность
на
гуманистические
принципы,
раскрытие
творческого
личностного
потенциала
ребенка,
его
природных
данных
обусловливают
предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского
движения.
Так,
детские
общественные
объединения
получили
право
быть
самостоятельными
юридическими
лицами
и
определять
свои
отношения
с
различными государственными структурами как равные партнеры на принципах
взаимодействия, сотрудничества, на договорной основе.
Еще
одна
важная
особенность
современных
детских
общественных
структур - их право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного
вожатого, представителя молодежной, взрослой общественной структуры, нет
единого
педагогического
руководства
в
лице
профессионалов.
Куратором
(руководителем,
лидером)
детского
объединения
может
быть
практически
любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности, образования,
партийной
принадлежности,
действующий
в
рамках
Декларации
о
правах
ребенка и законов Российской Федерации.
Нет ограничений в базировании детских общественных объединений. Они
могут
создаваться
и
действовать
на
базе
государственных
и
частных
учреждений, общественных структур, по месту жительства.
Цель деятельности любого детского общественного объединения можно
рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед
собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед
собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда,
когда
они
видят
в
нем
перспективу
интересной
жизни,
возможность
удовлетворения
своих
потребностей.
Важно,
чтобы
объединение
повышало
социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот
аспект,
не
противоречащий
"детской"
цели,
предполагает
создание
в
организации
таких
условий,
при
которых
более
успешно
осуществляется
социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к
выполнению социальных функций в обществе.
Детское общественное объединение представляет собой важный фактор
воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает
11
условия
для
удовлетворения
потребностей,
интересов,
целей
ребенка,
формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор
внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного
выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными
программами.
Детское
общественное
объединение
выполняет
и
защитные
функции,
отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности
интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми
должно
оставаться
право
выбора
форм
жизнедеятельности
объединения,
свободного
перехода
из
одной
группы,
одного
микроколлектива
в
другие,
возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Типы
детских
общественных
объединений.
Объединения
детей
различаются по содержанию деятельности, по длительности существования, по
форме управления.
По
содержанию
деятельности
детские
объединения
могут
быть
трудовыми,
досуговыми,
общественно-политическими,
религиозными,
патриотическими,
познавательными
и
др.
Трудовые
объединения
детей
реализуют
задачи
организации
их
трудовой
деятельности.
Это
ученические
кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по
решению личных экономических проблем.
Досуговые,
общественно-политические,
патриотические
и
другие
объединения
предполагают
решение
задач
развития
способностей
и
склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения,
самовыражения
и
самоутверждения.
В
связи
с
тем,
что
в
эти
коллективы
ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением,
которое он вынужден занимать в классе.
По
длительности
существования
детские
общественные
объединения
могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы,
учреждений
дополнительного
образования,
по
месту
жительства
детей.
Типичными
временными
объединениями
детей
являются
детские
летние
центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения
детей,
создаваемые
для
решения
какой-либо
задачи,
не
требующей
много
времени (участники акции помощи, слета и т.п.).
По
характеру
управления
среди
детских
общественных
объединений
можно
выделить
неформальные
объединения
детей,
клубные
объединения,
детские организации.
Л.
В.Алиева
опыт
взаимодействия
школы
и
детских
общественных
объединений представляет в следующих типичных вариантах.
12
Первый вариант - школа как государственное образовательное учреждение
и
детские
общественные
объединения
(чаще
это
организации
с
четкой
программой,
целью,
правами
и
обязанностями
членов
федерального,
регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический
статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно
закону
"О
поддержке
детских,
молодежных
общественных
объединений",
принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.
При
таком
сотрудничестве
создаются
реальные
возможности
взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом
школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры,
исходя
из
принципов
демократизации
и
гуманизации
образовательного
процесса.
Взаимодействие
равных
воспитательных
субъектов
может
быть
реализовано
в
разнообразных
формах,
прежде
всего
на
основе
реализации
общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.).
Субъекты СПО-ФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют
на базе разработанных социально ориентированных программ ("Игра - дело
серьезное", "Орден милосердия", "Школа демократической культуры" и др.).
Программы, проекты ФДО "Юная Россия", ориентированные на гражданское
воспитание,
индивидуальное
развитие,
социальную
адаптацию
ребенка
("Возрождение",
"Школа
социального
успеха"),
на
воспитание
и
развитие
младших школьников ("Четыре плюс три", "Маленький принц Земли"), успешно
используются в обновлении воспитательных систем школ.
На базе школы могут создаваться и действовать "форпосты", первичные
структуры
(дружины,
отряды,
клубы)
районной,
городской,
региональной
детской
организации,
членами
которых
являются
учащиеся
данной
школы.
Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения
такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы
или
способствуют
ее
созданию
(создают
пресс-центры,
организуют
клубы,
проводят походы-экспедиции).
Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений
равных
партнеров
во
многом
определяется
динамизмом,
демократизмом,
автономностью
детских
общественных
объединений,
четко
выраженной
их
спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не
привязывая
себя
жестко
и
надолго
к
одному
общественному
объединению,
организации,
строя
отношения
по
принципу
целесообразности.
Вариант
взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему
школы
за
ее
стены,
сделать
более
открытой,
социально
значимой,
результативной.
Новая
позиция
учеников
-
членов
детского
общественного
объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в
ее
содержание,
организацию,
гуманизируя
отношения
"взрослый-ребенок".
Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно
13
способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.
Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных
объединений как равных партнеров только зарождаются.
Второй вариант - более распространенный. Его суть заключается в том,
что
отношения
государственного
образовательного
учреждения
и
детской
общественной
структуры
строятся
как
взаимодействие
субъектов
воспитательной
системы
школы,
придавая
ей
черты
самоуправляемой,
демократической, государственно-общественной.
Детское
объединение
в
этом
случае
-
важный
компонент
системы,
находящийся
в
тесной
взаимосвязи
с
основными
ее
структурами.
Другими
словами,
взаимодействие
этих
двух
субъектов
осуществляется
внутри
воспитательной
системы
на
уровне
государственных
и
общественных
(самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс - детское
объединение,
государственные
учебные
программы
и
программы
детских
объединений во внеучебное время и т.д.).
Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в
школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их
родители.
Педагоги-инициаторы
и
становятся
добровольно
кураторами,
руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками.
Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные
сообщества
по
зову
души,
часто
выступают
генераторами
новых
идей,
реализация
которых
может
стать
начальным
этапом
оформления
воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских
общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в
последние годы на практике.
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского
движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества
детей.
В
настоящее
время
имеется
самый
разнообразный
опыт
создания
в
школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов,
детских
парламентов
и
т.д.),
органично
включенных
в
их
воспитательные
системы.
Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ
представлены:
•
разнообразными
формами,
органами
ученического
самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и
др.); • школьными (ученическими) организациями; • детскими общественными
объединениями,
организациями,
действующими
в
системе
дополнительного
образования школы;
•
временными
детскими
объединениями
-
советами,
штабами
по
подготовке
и
проведению
коллективных
творческих
дел,
игр,
трудовых
14
операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;
•
профильными
детскими
самодеятельными
объединениями
(по
расширению, углублению знаний в конкретных областях).
Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику
и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние
воспитательной
системы
школы.
Так,
место
ученических
организаций
в
воспитательной
системе
школы
достаточно
специфично.
Они
-
союзники
педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных
государством;
защитники
прав
ученика,
инициаторы
школьных
олимпиад,
конкурсов,
смотров,
предметных
недель,
творческих
выставок,
проводимых
совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик,
отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической
организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один
из показателей результативности воспитательной системы школы.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних
лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно
в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно
сказать,
что
они
способны
придать
воспитательной
системе
школы
стабильность, основательность, современность.
Основной
смысл
взаимодействия
школы
и
детских
общественных
структур
-
создание
подлинно
гуманистической
воспитательной
системы,
в
которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.
III.
Детская общественная организация в воспитательной системе
Шпикуловского филиала МБОУ «Жердевской СОШ №2».
15
Концепция модернизации российского образования на период до 2020
года отмечает: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему
универсальных
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Структура системы самоуправления должна быть гибкой и вариативной,
учитывающей специфику, возможность, традиции и этапы развития каждого
конкретного коллектива.
В Шпикуловском филиале МБОУ Жердевская СОШ №2» с 2000 года
действует
детская
организация
,
совет
старшеклассников
«Страна
ИКС»
Основными
направлениями
деятельностиорганизации
является
Искусство,
Культура и Спорт. В ее состав входят все обучающиеся начиная со 2 класса. .
Каждый класс – это город , со своим названием , мэром, девизом и личным
гимном. Объединенный общими идеями, главная из которых – освещать путь
тем, кто находится рядом. Все города образуют страну. В которой есть свои
законы,
кодексы.
Управления
страной
совершает
Президент
и
его
палата
министров, которые выбираются из старшеклассников. Выборы в президенты
проходят каждый год, осенью в форме игры «Мой выбор»
Президент приносит присягу на верность школе, делу самоуправления и
является гарантом прав и свобод учащихся.
Высшим
органом
ученического
самоуправления
является
ежегодная
ученическая
конференция,
на
которой
утверждается
структура
органов
самоуправления, принимаются важнейшие решения.
Правительство школы – исполнительная власть школьного объединения
«Союз старшеклассников», состоит из 6 Министерств, каждое из которых имеет
свои функциональные обязанности.
Самоуправление
в
классе
организуется
по
форме
школьного
самоуправления. Работу по самоуправлению в классе организует Правительство
класса.
В школе действует закон трех «П» - понимание, принятие, поддержка.
Только в таком случае можно рассчитывать на то, что между взрослыми и
детьми сложатся отношения сотрудничества, содружества, сотворчества.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей
суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда
может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является
не
его
прямая
логика,
а
действие
всей
системы
средств,
гармонически
организованных. (А.С. Макаренко.)
Главная
цель
воспитательной
системы:
создание
условий
для
формирования
самостоятельной
и
активной
личности,
эстетически
и
нравственно
богатой,
впитывающей
духовные
ценности
русской
культуры,
способной
преобразовать
себя
и
окружающую
среду.
Фактически
это
обеспечение готовности учащихся к оптимальной социализации.
16
Фундаментом
нашей
воспитательной
системы
мы
считаем
гуманно-
демократические воспитательные отношения. Это не диктат и не приоритет
старшего
над
младшим,
а
глубочайшее
признание
за
каждым
учеником,
учителем, родителем его достоинств и прав, создание условий для реализации
его
творческого
потенциала
и
возможностей,
актуализация
способностей,
ответственности за свою жизнь и улучшение окружающей среды.
Содержание и организация воспитательной работы обеспечивается всеми
членами
школьного
сообщества
как
субъектами
жизнедеятельности
организации и воспитания, это:
учителя, учащиеся, родители;
классные коллективы и клубные объединения;
постоянные и временные советы, временные творческие группы.
Они
действуют
на
всех
этапах
коллективной
организаторской
деятельности.
Гуманистический
характер
отношений
между
участниками
учебного
процесса подразумевает:
установку
на
ученика
как
на
интересную,
неповторимую
личность, на свободу выбора личности;
взаимопонимание между учителем и учеником;
доверительную атмосферу общения;
доброжелательный тон учителя;
уважительное общение на основе разумной требовательности;
терпимость к альтернативным взглядам и высказываниям;
умение детей выслушивать друг друга и т.п.
Цель работы «Страны ИКС»:
-реализация
права
обучающихся
на
участие
в
уп ра вл е н и и
образовательным учреждением;
-создание условий для самосовершенствования детей и подростков.
Задачи:
-представление интересов учащихся в процессе управления школой;
-поддержка и развитие инициативы учащихся в школьной жизни;
-защита прав учащихся;
-приобретение практических навыков в ходе организации политической,
правовой, экономической и других видов социально-значимой деятельности.
Принципы:
1
добровольность вступления, активное участие в делах;
2
с а мод е я т е л ь н о с т ь
во с п и т а н н и ко в
в
с оч е т а н и и
с
педагогическим руководством;
3
учет возрастных и психофизических особенностей детей;
4
романтика, игра.
Структура ДОО
17
«Страна ИКС»
ДОО «Страна ИКС» строится по принципам реально существующего
государства. Главным является принцип разделения властей.
В «СТРАНЕ ИКС» представлены две власти:
1. Законодательная власть - ученический Парламент.
2. Исполнительная власть – Правительство.
Права членов ДОО
1.
Участие во всех мероприятиях.
2.
Получать текущую информацию о работе ДОО.
3.
Право свободного вступления и выхода из ДОО.
4.
Избирать и быть избранным.
5.
Участвовать в делах объединения.
6.
Иметь право голоса и право на критику.
7.
Участвовать в заседаниях Совета ДОО.
Обязанности членов ДОО.
1.
Заниматься активной творческой деятельностью.
2.
Соблюдать Устав и выполнять решения ДОО.
3.
Показывать
пример
в
учебе,
беречь
школьное
имущество.
4.
Заботиться об авторитете ДОО.
5.
Представлять отчет о работе.
6.
Не пропускать сборы ДОО.
Президент.
Отвечает
за
выполнение
решений
школьного
парламента,
отвечает за работу школьного парламента; помогает организовывать
работу школьного парламента.
Министерство образования.
Цель:
развитие
интеллектуальных
способностей,
повышение
успеваемости и эрудиции учащихся.
Дела:
-интеллектуальные мероприятия;
-участие в олимпиадах;
-организация работы с неуспевающими учениками.
-заседание
в
Совете
профилактики
правонарушений
и
безнадзорности»;
-участие
в
группе
«юных
медиаторов»
в
школьной
службы
медиации
Министерство культуры.
18
Цель: повышение общей культуры учащихся.
Дела:
-организация традиционных мероприятий;
-разработка сценариев праздников.
Министерство здравоохранения, экологии и спорта.
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся; развитие
экологической культуры учащихся и родителей; забота о красоте и
чистоте школы.
Дела:
-организация мероприятий по ЗОЖ;
-организация экологических мероприятий;
-помощь в организации субботников;
-помощь в организации работы оздоровительного лагеря.
Министерство права и порядка.
Цель: обеспечить безопасность школьников.
Дела:
-организация дежурства по школе;
-шефская работа;
-участие в волонтерском отряде школы «Твори добро»
-организация мероприятий по ПДД, ГО и ЧС.
Министерство информации и печати.
Цель:
донесение
до
широкой
ответственности
какой-либо
информации, касающейся жизни школы.
Дела:
-оформление стендов, газет, поздравлений;
-разработка идей по оформлению мероприятий.
IV.
Результат
работы
детской
организации
«Страна
ИКС
в
воспитательной
системе
Шпикуловского
филиала
МБОУ
Жердевская
СОШ №2»
19
В
современном
обществе
низкая
профессиональная
деятельность
не
может
считаться
таковой,
если
отсутствует
простой
и
четкий
механизм
отслеживания
эффективности
этой
деятельности.
Поэтому
говоря
о
ДОО
в
воспитательной системе школы, мы не можем обойти вниманием вопрос о
диагностике эффективности работы детской организации в ней.
В
Шпикуловском
филиале
МБОУ
«Жердевская
СОШ
№2»
система
массового вовлечения учащихся в воспитательную систему школы обеспечивает
разнообразные потребности и интересы личности ребёнка, реализуется через
внеурочную
деятельность,
деятельность
детской
общественной
организации
«Страна ИКС». Массовое вовлечение обучающихся во внеурочная деятельность
осуществляется
с
помощью
входящих
в
нее
следующих
компонентов:
традиционные
школьные
дела,
годовая
циклограмма
школьных
дел
и
праздников,
фестивали,
конкурсы
разного
уровня.
Все
мероприятия,
включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом
участии
школьников
и
направлены
на
разностороннее
развитие
личности
ребенка.
Сценарный
план
традиционных
мероприятий
составляется
таким
образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся,
педагогов и родителей.
С
помощью
детского
и
юношеского
пресс-центров
или
классных
руководителей, представителей ученического самоуправления осуществляется
подсчет количества только активных участников в каждом традиционном деле
Таблица 1
Динамика
охвата
участием
детей
в
традиционных
мероприятиях
Шпикуловского филиала МБОУ Жердевская СОШ №2» за 2 учебных
года:
2015- 2016
2016- 2017
Осенние праздники
89,5
%
92%
Новогодние праздники
97,7
%
98,8
%
Вахта памяти
98,5
%
97,9
%
День матери
55%
68%
День самоуправления
71,6
%
64,9
%
Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в
нескольких
мероприятиях,
попробовать
свои
силы
в
разных
сферах
деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный
фактор
–
самостоятельное
творчество.
Коллективно-творческие
дела,
20
придуманные
самими
детьми
ДОО
и
успешно
воплощенные,
приводят
к
повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к
участию
во
внеурочной
социально
значимой
деятельности.
Эффективность
подсистемы
“внеурочная
деятельность”
подтверждает
мониторинг
занятости
школьников во внеурочных мероприятиях. Например, результат мониторинга
занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы
не
просто
имеет
возможность,
а
принимает
активное
участие
в
большом
количестве мероприятий, в среднем от 4 до 8-10 раз в год.
Удовлетворенность учащихся
Психологический
климат
в
детском
коллективе
складывается
из
отношений к учителям, к урокам, к учению, к школе в целом. За период 2015-
2018 гг. отношение учащихся к школе изменилось в лучшую сторону. В школе
увеличился
процент
детей,
которым
в
школе
нравится
все,
в
1,5
раза
увеличилось количество учащихся, которых больше всего в школе привлекает
досуг. За данный период отмечается стабильная удовлетворенность учащихся их
взаимоотношениями с учителями.
Организация внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности с учащимися ведется в процессе
становления и развития воспитательной системы школы. Системообразующий
вид
деятельности
–
учебно-познавательная
деятельность
в
единстве
с
организацией досуговой деятельности.
Деятельность
школы
в
освоении
воспитательного
пространства
дает
положительные
результаты.
Важным
показателем
результативности
воспитательной
системы
является
снижение
уровня
правонарушений.
Результаты анкеты «Ценностные ориентиры» (См. приложение 1) показывают,
что старшеклассники основными ценностями видят семью, собственную жизнь,
здоровье. Смысл жизни большинство старшеклассников видят в обеспечении
возможностей развития своих детей, улучшении условий собственной жизни и в
продолжение рода.
Досуговая деятельность в школе имеет своей целью вовлечение учащихся
в
различные
кружки,
секции,
клубы,
объединения,
дающие
возможность
удовлетворить
интересы
детей,
развить
их
талант
и
способности,
увлечь
полезной, развивающей внеклассной и внешкольной работой.
Досуговая деятельность включает в себя работу кружков, традиционные
дела школы, тематические КТД.
Всего в кружках и секциях занято 85% учащихся школы разных возрастов.
Основными направлениями досуговой деятельности являются:
21
Работают по данным направлениям министры ДОО "Страна ИКС".
1
Экологическое - министр экологии.
2
Нравственно-патриотическое - министр образования.
3
Гражданско-правовое- министр внутренних дел.
4
Спортивно-оздоровительное - министр спорта.
5
Семейное - министр культуры.
Экологическое направление
Экологическое
направление
своей
целью
ставит
во спитание
экологической культуры школьников, убежденности в необходимости бережного
отношения к природе.
Экологическое
направление
осуществлялось
в
ходе
проведения
тематических
КТД,
кружков
экологической
направленности,
открытие
пришкольных лагерных смен и массовых мероприятий. В их рамках проходили
недели
биологии
и
химии,
Дни
Природы,
эколого-туристические
слеты,
экологические игры, круглые столы и т.д.
Целенаправленная
экологическая
деятельность
детей
направляется
в
практическое русло, так как свои знания учащиеся 5-8 классов применяют при
прохождении экологической практики на пришкольном участке и территории
вокруг школы.
Нравственно – патриотическое направление
Призвано
способствовать
гармоническому
развитию
школьников,
развитию личностных отношений, воспитывать активную жизненную позицию.
Нравственно-патриотическое
направление
осуществляется
в
ходе
проведения
тематических
КТД,
кружков
нравственно
–
эстетического,
патриотического
направлений,
которые
призваны
предупредить
духовную
пустоту
в
сфере
свободного
времени,
способствуют
нравственному
совершенствованию ребенка, циклов классных часов, массовых мероприятий
«Вахта
памяти».
Учащиеся
школы
участвуют
в
проведении
митинга,
посвящённого Дню победы, поздравляют ветеранов ВОВ, тружеников тыла,
вдов, шефствуют над ними.
В школе образован и действует волонтерский отряд «Твори добро» на базе
учащихся 8-11 классов, в задачи которого входит оказание помощи участникам
войны, семьям погибших, инвалидам, престарелым. Учащиеся регулярно среди
учащихся начального звена, а также среди ребят среднего школьного возраста,
проводят конкурсы, беседы, инсценированные представления о здоровом образе
жизни..
В школе регулярно издаётся стенгазета «Колесо», которую выпускают
учащиеся
школы.
В
ней
рассказывается
о
школьной
жизни,
освещаются
школьные новости и мероприятия.
Гражданско-правовое направление
Преследует цель: создание оптимальных условий для гражданской
22
социализации
личности
и
направлено
на
приобщение
детей
к
правовым
ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Это
направление
реализовывалось
через
КТД
гражданско-правовой
направленности,
совместную
работу
ГИБДД
и
ОДН,
программу
по
предупреждению правонарушений.
В
школе
проводились
такие
мероприятия
как
недели
безопасности
движения,
правовые
лектории
и
беседы
с
приглашением
специалистов,
мероприятия по ППДД.
В
школе
работают
органы
самоуправления:
Совет
старшеклассников,
которые
позволяют
раскрыть
и
реализовать
организаторские
и
творческие
способности учащихся, ощутить свою значимость и причастность к решению
вопросов и проблем школы. В школе ведется работа по обучению детей навыкам
самоуправления:
так
в
школе
проводятся
сборы
активистов,
учащиеся
принимают участие в советах дела, сами организуют некоторые мероприятия.
По
результатам
анкетирования
возросла
активность
старшеклассников
в
общественных делах: 44% опрошенных ощущают себя активными участниками
разносторонней деятельности, 26% - ее организаторами и 30% - рядовыми
участниками.
С
целью
предупреждения
и
профилактики
правонарушений
школой
заключаются договора о совместной работе школы с ОДН и ГИБДД, в рамках
которых
работает
Совет
профилактики,
проводятся
тренинги,
беседы
«Ответственность за правонарушения», тематические родительские собрания.
О результативности работы можно судить по уменьшению количества
учащихся школы, стоящих на учете в ОДН и внутришкольном учете.
Спортивно – оздоровительное направление.
Призвано формировать основы культуры здоровья, ЗОЖ.
В школе работает спортивный клуб «Будь здоров», который своей целью
ставит
создание
комплексной
стратегии
по
сохранению
и
улучшению
физического, интеллектуального и нравственного здоровья учащихся.
Основными моментами деятельности данного направления было:
1
организация
и
проведение
внеклассных
мероприятий,
формирующих правильное отношение к занятиям физической культуры и
спортом. Пропаганда ЗОЖ.
2
Сотрудничество
с
другими
филиалами
МБОУ
«Жердевская
СОШ
№2»
с
целью
проведения
спортивных
соревнований
между
филиалами.
По
различным
видам
спорта:
легкая
отлетика,
футбол
баскетбол, русская лапта, лыжный бег.
Семейное направление.
Призвано
содействовать
зарождению
лучших
традиций
семейного
воспитания, становлению традиционного уклада жизни.
Это направление реализовывалось через КТД семейной направленности,
23
совместную работу с семьями.
В
школе
проводились
такие
мероприятия
как
"День
матери",
"Международный
женский
день"
-
праздник,
посвященный
мамам,
"День
семьи", которые стали традиционными.
Направление – общение, досуг и СКК
Главная цель:
-создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее
пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности,
искренности
и
открытости
в
реальных
жизненных
ситуациях,
интереса
к
внеклассной деятельности.
Наши достижения.
Важным
показателем
эффективности
работы
ДОО
стало
то,
что
на
протяжении двух лет участники ДОО стали победителями интеллектуальной
игры «ЧТО? Где? Когда? В муниципальном смотре, заняли третье место в
областном
смотре
игры.
Участвовали
в
агитационной
бригаде
о
здоровом
питание. Становились призерами в конкурсах рисунков и фотографий
Досуговая
деятельность
включает
в
себя
и
внеклассную
работу
по
предметам под руководством творческих объединений учителей. Это позволяет
интегрировать
внеучебную
деятельность
с
учебным
процессом.
Для
этого
направления традиционны предметные недели или декады, в рамках которых
проходят деловые игры, очные о заочные путешествия, КВНы и прочее. С
помощью таких форм раскрываются огромные образовательно-воспитательные
возможности, которые не всегда могут быть возложены на «плечи» урока.
Хорошая
организация
досуговой
деятельности
принесла
ощутимые
результаты, так за период с 2015/16 по 2016-2017 учебного года выросло с 69 %
до 89% количество учащихся, которых привлекает в школе организация досуга.
Детские общественные организации тесно взаимодействует с ученическое
самоуправление.
Опыт
практического
внедрения
ученического
самоуправления
показал,
что
именно
интерес
к
определенному
виду
деятельности,
отношениям,
общению
является
главной
побудительной
причиной
участия
подростков
в
системе ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление осуществляется на трёх уровнях:
Первый уровень ученического самоуправления развивается в классных
коллективах. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности
так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. У каждого члена
классных органов самоуправления есть свои обязанности. Высшим органом
самоуправления является собрание учащихся класса.
24
Второй
уровень
–
составляют
органы
управления
школьного
уровня.
Педагоги
являются
советниками,
консультантами.
Высшим
органом
ученического самоуправления является конференция учащихся школы.
Третий уровень – участие в работе Совета школы. Этот орган состоит из
представителей самоуправляемых коллективов: ученического, педагогического,
родительской
общественности.
Целостность
и
преемственность
школьного
самоуправления реализуется через вовлечение учащихся в процессы управления
со 2 по 11 классы.
25