Автор: Маркова Татьяна Валентиновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ДОУ № 50
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Колпинский район
Наименование материала: статья
Тема: формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к
физической культуре в условиях реализации ФГОС.
В нашем ДОУ созданы необходимые условия для роста и развития
детей дошкольного возраста.
Укрепление физического здоровья и формирование основ
двигательной культуры является аксиологическим направлением в
образовательном процессе.
В условиях реализации ФГОС необходимо было найти среди
множества инноваций, эффективные здоровьесберегающие технологии,
которые бы способствовали повышению интереса к физкультурной
деятельности, и формированию ценностного отношения к здоровью.
Постепенно осуществлялась поэтапная системная работа по внедрению
инновационных технологий.
Такие технологии, как «Вместе весело шагать», «Ты моё
солнышко», «Здоровье без лекарств», «Грация и мужество» - стали
традиционными в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
На современном этапе развития общества, нет необходимости
убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья. Сохранению и
укреплению здоровья должно уделяться больше внимания именно в
дошкольном возрасте. Дыхательные, коррекционные, остеопатические
гимнастики, оздоровительный бег разработаны и применяются в
физическом направлении комплексно.
Большой интерес у детей и родителей вызывает направление
«Вместе весело шагать». Это организация и проведение сезонных
походов в старших и подготовительных к школе группах. Участники –
дети, родители, педагоги. Постоянный маршрут: парк отдыха
«Ижорец», берег реки Ижора. Содержание, тема в зависимости от
сезона, общей тематики и основных программных задач в обучении и
воспитании: «Мой любимый город», «Приметы лесовичка», «Краски
осени», «В гости к природе», «Мы туристы», «Север-юг», «Тропа
здоровья», и т.д. Применяются необходимые атрибуты: компас, карта,
походное снаряжение. Проводится предварительная работа: подготовка
снаряжения к походу у детей и взрослых, раздача туристических
должностей, изучение правила свистка, способов укладки дров для
разведения костра, изучение привалов, работа по технике безопасности,
изучение походных способов перестроения и ходьбы по пересеченной
местности. Развитие у детей выносливости, возобновление интереса к
туризму у родителей, познание своего края еще не полный перечень
результативности этой работы.
Именно в дошкольном возрасте отмечается наиболее тесная связь
ребенка с семьей и педагогом, что помогает наиболее эффективно
воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Родители не должны быть в роли зрителей в образовательном процессе
ДОУ, они должны быть активными участниками, помощниками. Так на
спортивных праздниках родители организуют группу поддержки с
кричалками, шумелками, плакатами, создают фоторепортаж.
В спортивных досугах родители участники эстафет, игр.
Самым значимым в совместном оздоровительном направлении
является проведение валеологических тренингов «Ты моё солнышко».
Началом этой работы послужило ознакомление с технологией М.Н.
Поповой «Навстречу друг с другом». Такие тренинги не только
эмоционально сближают родителей с детьми, но и влияют на
физическое и личностное развитие детей. Являются средством
повышения физической и валеологической компетентности родителей.
Осуществляется коррекционная работа. Валеологические тренинги
проходят 3-4 р. в год. Формы проведения разнообразны: сюжетные,
игровые, интегрированные, тематические. Темы в зависимости от
поставленных задач: «Будем трудиться – здоровью учиться», «Гибкая
кошечка», «Здоровые ножки», «Королевская осанка», и т.д. Родители и
дети с интересом и желанием занимаются.
С целью пропаганды здорового образа жизни среди педагогов, а
также повышения их компетентности в оздоровительном направлении,
а также активного взаимосотрудничества создано направление
«Здоровье без лекарств». 2р. в неделю педагоги приглашаются на
семинар-тренинги по инновационным фитнес-технологиям: «Фитбол-
гимнастика», «Зумбо», «Аэробика», «Йога», «Дыхательные
гимнастики», и другие.
С целью осуществления дифференцированного подхода в старших
группах создана и разработана технология «Грация и мужество».
Гендерный подход в проведении раздельных занятий согласно полу
ребенка. Цель – повышения интереса детей к физкультурной
деятельности исходя из ролеполовых предпочтений. Такая деятельность
осуществляется по общей программе, исходя из основных задач, но
форма одежды и проведения, музыкальное сопровождение, инвентарь,
комплексы упражнений, сюжеты исходя из предпочтений мальчиков и
девочек. Раздельная двигательная деятельность проходит 1р. в неделю.
У девочек такие темы: «Балерины», «Феи», «Принцессы», и т.д. У
мальчиков: «Богатыри», «Защитники», «Спасатели», и т.д.
Разрабатывается годовой план, проходит предварительная работа с
родителями, педагогами, проходят открытые мероприятия.
В основе используемых технологий здоровьесбережение детей и
взаимодействие с родителями и педагогами. В совместной деятельности
осуществляются принципы: активного участия, развивающего
обучения, систематичности, сознательности, индивидуального подхода,
аксиологического подхода в валеологическом направлении.
Ориентация на успех ребенка, постоянная опора на интерес,
высокая эмоциональная насыщенность двигательной деятельности дает
положительный результат и способствует эффективности процесса
обучения и образования в содействии гармоничному развитию детей.