Автор: Пржевальская Эльвира Мунировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Предметно-развивающая среда в группе
Раздел: дошкольное образование
Предметно-развивающая среда в группе
Автор: Пржевальская Эльвира
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 21"
г. Урай, ХМАО-Югра
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо
актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного
стандарта
(ФГОС)
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для
них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению
предметно-развивающей среды ДОУ.
Для центра искусства "Юный художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе
место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные
работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей
мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера
и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть
место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде
"Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ.
Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его
эстетического чувства, развитие артистических способностей.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития
дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие
разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для
рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты
природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства,
достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики,
крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет
организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и
индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский
центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами.
На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел,
песок,
глина,
камни,
ракушки,
перья,
уголь
и
т.
д.
Микроскопы,
глобус,
лабораторное
оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В
группе
также
выделены
зоны
для
сюжетно-ролевых
игр
–
"Больница",
"Семья",
"Парикмахерская", "Ателье". Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для
реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления,
современность материалов вызывают у дошкольников желание играть.
Сенсорный уголок используется как на организованных занятиях, так и в самостоятельной
игровой деятельности детей.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
Для стимуляции сенсорных функций;
Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
Создания положительного, эмоционального фона;
Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности
дошкольников.
Основные цели книжного уголка:
развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской
художественной литературы;
формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
Для того, чтобы были реализованы задачи ФЭМП у детей средствами занимательного
материала, в группе есть дидактические пособия по математике. Простые пазлы, лото, кубики-
конструкторы способствуют развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания,
мышления и пространственных представлений.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного
п од ход а
к
к а ж д о м у
ц е н т р у
в
г р у п п е
с п о с о б с т ву ю т
э м о ц и о н а л ь н о м у
и
интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-
пространственной
среды в
детском
саду
необходима
сложная,
многоплановая
и
высокотворческая
деятельность
всех
участников
образовательного
процесса.
Дальнейшая
работа предполагает осуществление
поиска
инновационных
подходов
к организации
предметно- развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной
проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.