Автор: Ушкова Ольга Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДОД "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Творчество и репертуар юного скрипача
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Республики Татарстан
МУ « Управление культуры Менделеевского муниципального района»
МБУ ДОД « Детская школа искусств» г. Менделеевск
методическое сообщение на тему:
« Творчество и репертуар юного скрипача»
Выполнила преподаватель
высшей квалификационной категории
музыкального отделения ДШИ
Ушкова Ольга Алексеевна.
2017 г.
Основываясь на научную работу М. Берлянчика « Основы обучения юного
скрипача», мне хотелось бы затронуть темы, которые помогут преподавателю
психологически организовать учебный процесс и подготовку учащихся класса
скрипки к выступлению на зачёте, экзамене, концерте.
План методического сообщения:
1.Индивидуальные и коллективные занятия.
2.Этапы формирования исполнительского мастерства и учебный
репертуар.
3.Подготовительная работа к концертным выступлениям.
Творчество и репертуар юного скрипача.
Индивидуальные и коллективные занятия.
«Дети, которых не учат по старой, рутинной схеме, свободны,
благожелательны, они слушают, они прислушиваются друг к другу. Это
совсем другая атмосфера.»
И. Менухин .
В скрипичных классах ДМШ детей учат в основном в режиме сольного
исполнительства. Исторически сложившиеся традиции сугубо сольного
обучения скрипичной игре, казалось бы, противоречат не только
происхождению европейской скрипки как поначалу оркестрового и
ансамблевого инструмента, но и практике её бытования в народном
исполнительстве.
Может быть по этой причине в последнее время стала набирать силу тенденция
переходить к коллективным и групповым формам обучения игре на скрипке.
Коллективно — групповой метод стал основой широко известной музыкально -
педагогической системы крупного японского педагога Ш. Судзуки, и послужил
важным фактором обновления путей воспитания юных скрипачей
,осуществляемого современными американскими и английскими педагогами П.
Ролландом, Э. Айлиффом и др.
Показательно, что даже один из крупнейших скрипачей — концертантов
И. Менухин в одном из своих выступлений констатировал, что «золотой век
солиста прошёл». С удовлетворением он отмечал, что « одним из замечательных
качеств английского музыканта — оркестранта является то, что он не стремится
быть солистом. Его не учили быть солистом, и для него не имеет большого
значения, играет ли он в оркестре, играет ли он камерную музыку или
солирует».
Но есть и другая сторона этой проблемы. Не зря у некоторых отечественных
педагогов возникает справедливая тревога по поводу того, не ведёт ли
впечатляющий во многом «метод Судзуки» к нивелированию индивидуальных
дарований, унификации исполнительского облика юных скрипачей и, в
конечном итоге, к ограничению их творческого потенциала в общении со
скрипкой и музыкой.
Тому есть немалые основания, коренящиеся в двух моментах.
Во-первых, игра на скрипке, даже если педагогически предельно упростить,
очень сложна. И далеко не все дети, приходящие в скрипичный класс, с самого
начала обладают необходимым комплексом органических свойств и
сложившихся способностей, позволяющим успешно справляться с её
требованиями. Поэтому как раз в начальном обучении скрипичной игре крайне
важен индивидуальный подход — умение педагога выявить у ребёнка и , как
говорил А.И. Ямпольский, «включить» именно то перспективное качество,
которое в дальнейшем позволит сформировать , а затем и развивать
недостающие компоненты дарования.
Во — вторых, скрипка, быть может как никакой другой музыкальный
инструмент, предоставляет играющему неограниченные возможности
художественного самовыражения. Не потому ли в исторической практике и
устоялся индивидуальный стиль обучения скрипичной игре, хотя многие
крупные педагоги( например Моцарт, Иоахим, Ауэр, Ойстрах и др.) неизменно
обращали внимание молодых скрипачей на важность серьёзного отношения к
ансамблевой и оркестровой игре.
Поэтому совершенствование организации начальных этапов обучения скрипача
следовало бы ориентировать на сочетание индивидуальных и коллективно-
групповых форм занятий.
В начальном, «постановочном» периоде это - необходимое сочетание
индивидуальных уроков с начинающими, где осуществляется совместно-
разделённое музицирование ученика и педагога ,и занятий с малой группой
(2-3 ученика). Здесь удобнее развивать психологические качества детей -
наблюдательность, критичность, стремление к совершенству.
Подобные занятия давно культивировали отдельные педагоги. Так, М.Семёнов,
преподаватель Бежецкой ДМШ Тверской области ещё в1975 году высказывал
убеждение в том, что в течение первых двух-двух с половиной месяцев
целесообразно проводить коллективные уроки, занимаясь от 4 до 6 раз в неделю
с группой от 2 до 4 человек одновременно .Все разделы начального обучения —
развитие слуха , изучение музыкальной грамоты, постановка левой и правой
рук идут значительно быстрее, чем на обычных индивидуальных занятиях.
Инициатива ребят в этом случае особенно велика: соревнуясь между собой ,они
изо всех сил стараются — каждый хочет показать, что у него получается лучше.
Принцип сочетания индивидуальных и коллективно- групповых форм обучения
скрипачей действенен в специальном классе и в виде разучивания на уроках не
только сольных сочинений, но и разного рода дуэтов, трио, а иногда и более
крупных по составу сочинений для нескольких скрипок.
Но при всей важности внедрения в процесс обучения скрипачей групповых и
коллективных форм занятий основой формирования- развития их
исполнительского мастерства всегда останутся индивидуальные уроки, на
которых педагог с большой тонкостью может проникать во внутренний мир
личности и игру ученика, находить самые действенные и индивидуально
неповторимые стимулы её развития.
При освоении музыки, инструмента и художественного исполнения
взаимосвязи работы в классе и дома совсем иные. И тут нужен прежде всего
труд творческий, созидательный, требующий полной мобилизации умственных,
эмоциональных и физических сил играющего.
Очень убедительно об этом говорит С. Рихтер: «Ваши занятия, репетиции
неправильны, - считает крупнейший музыкант современности,- если вы думаете
так: сегодня только ноты, вполголоса ,завтра мы прибавим то-то, послезавтра
освободим себя и т. д. Нет, нужно брать маленький кусок, но включаться
целиком. Полный эмоциональный накал, полное включение всего, всех мыслей,
всех ваших сил, всего вашего состояния, всего организма- вот тогда будет
результат....Очень мало музыкантов пользуются этим методом,-замечает
пианист,- а он единственно правильный и наиболее эффективный».
Как видно, не случайно Д. Ойстрах любил повторять: может быть, он более
всего благодарен своему первому учителю П. Столярскому за то, что он рано
внушил ему понимание того, что работа с инструментом, труд сам по себе —
это счастье, ценность твоей жизни».
Желание и умение творчески работать дома зависят от содержания и стиля
занятий с педагогом в классе. Когда на уроках не просто ставятся задачи,
даются прямые указания и готовые способы их выполнения, а создаются так
называемые проблемные ситуации- обсуждаются возможные и разные пути
разрешения поставленных проблем, которые тут же опробуются- юный ученик
скоро начинает понимать суть музыкальных занятий и постепенно обретает
«вкус» к такой творческой деятельности, продолжая её самостоятельно наедине
со своим инструментом.
Среди возможных форм коллективного музицирования в детском скрипичном
классе можно выделить 7 его видов:
1. Малые скрипичные ансамбли (всевозможные дуэты, а также трио);
2. Малые ансамбли с другими инструментами;
3. Скрипичные ансамбли с фортепиано-сочинения и переложения для 2-х ,3-х
скрипок. Характерной особенностью организации данного вида детского
музицирования является привлечение учащихся фортепианного класса.
4. Концерты для 2-х скрипок с сопровождением фортепиано;
5. Смычковые квартеты классического или смешанного состава;
6. Массовые скрипичные ансамбли;
7. Оркестр.
Подводя итог, можно выделить три основных принципа, которыми педагог мог
бы руководствоваться в повседневной работе.
Первый — принцип постоянного сочетания индивидуальных и коллективных
занятий.
Второй — принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого мастерства
скрипача.
Третий — принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в
коллективном музыкальном творчестве.
Этапы формирования исполнительского мастерства и
учебный репертуар.
Целенаправленное формирование отдельных способностей, игровых навыков
может лишь заложить фундамент развития исполнительского мастерства
скрипача .Становление его происходит в живом процессе изучения, творческой
интерпретации музыкальных произведений, исполнения их на сцене.
Процесс развития исполнительского мастерства скрипача, простирающийся от
самых первых шагов в игре на скрипке до исполнения Концерта может быть
условно разделён на семь этапов - два подготовительных и пять основных.
Первый подготовительный этап -
погружение начинающего в сферу музыки и скрипки. Ребёнок слушает и
наблюдает игру старших учеников. Знакомится с понятиями, закономерностями
игры. Например, узнаёт о том, что звуки музыки, оказывается, можно
«слышать» про себя, скрипку не надо «держать» с силой, а только
«удерживать» как бы на весу и поэтому можно играть легко и удобно, смычком
не давить и пальцами на гриф тоже и т. п.
Главное же — ребёнок должен загореться желанием учиться игре на скрипке,
полюбить её и понять, что музыка и занятия ею не только большая радость, но и
увлекательный труд.
Второй подготовительный этап -
стадия начальной, доинструментальной организации музыкального восприятия
и мышления. Ребёнок ещё не осваивает конкретные элементы организации
игрового процесса, а только исподволь как бы приобщается к музыке и скрипке.
Он узнаёт, что музыка может выражать различные чувства и образы, которые
сам фантазирует, что тому служит мелодия, текущая то плавно, а то скачками.
Юный скрипач берёт уже в руки скрипку и пробует приспособиться к её
удерживанию.
Конкретное содержание занятий здесь диктуется ситуацией- степенью
интеллектуального развития ребёнка, его реактивностью, наблюдательностью,
сообразительностью и другими необходимыми качествами. Подчас, конечно, их
приходится на ходу развивать в процессе знакомства со скрипкой и музыкой.
Иногда, нужно задержаться на данном подготовительном этапе, если ребёнок
ещё не подготовлен к систематическим занятиям на инструменте.
Торопить переход к следующему этапу нецелесообразно, поскольку в
дальнейшем это всегда скажется на качестве игровых навыков.
Первый ( основной) этап обучения -
Совместно — разделённая продуктивная деятельность ученика и педагога,
ориентированная на овладение исходными приёмами скрипичной игры,
первичную организацию игровых действий, освоение интонационных попевок
— мелодических интонаций. Сюда входит расположение пальцев левой руки,
игра щипком, «удерживание» смычка пальцами правой.
Второй этап обучения-
исполнение начального песенного и танцевального репертуара(мелодий
различного характера, скрипичной фактуры, размера, темпа).
Начало систематического изучения этюдов, гамм, упражнений. В задачи
данного этапа входит:
- осмысление образного содержания пьес и музыкально- выразительных
средств;
- овладение устойчивой интонацией, лад, ритм, основные штрихи;
- умение распределять отрезки смычка ( менять скорость его движения) в
соответствии с построением фразы и задачей её выразительного
интонирования;
- освоение позиций, беглости пальцев;
- элементарное умение выявлять характер музыки и собственное к ней
отношение через применение всех средств и приёмов игры.
Третий этап обучения-
освоение и исполнение более сложных пьес начального репертуара,
простейших вариаций. Знакомство с крупной формой, концертным жанром.
Исполнение концерта О. Ридинга 1 часть ( си минор).
Четвёртый этап обучения -
приобщение к скрипичной музыке разных эпох, стилистических направлений
,национальных школ на материале более сложных сочинений малой формы и
ученических концертов скрипичного репертуара. Примерно : от концертов О.
Ридинга, Концертино Н. Баклановой, А. Яньшинова и аналогичных сочинений
до творений в этом жанре А. Вивальди ( Концерты соль маж., ля мин.), которые
являются высокохудожественными произведениями. На данном этапе
происходит не закладка, а последовательное и разностороннее
совершенствование комплексного фундамента исполнительского процесса,
который был сформирован на предшествующих стадиях. Конечно, в
практической работе всё не так просто.
Пятый этап обучения -
на этой стадии оформляется владение основами развития технического
мастерства — навыками звукоизвлечения и звуковедения, исполнение штрихов,
смен позиций, вибрато, беглости пальцев и пр. Определённую ясность обретает
художественно — выразительная сторона игры.
Конечно, эти семь этапов восхождения по ступенькам овладения основами игры
на скрипке- только самая общая схема. Наполнить её конкретным содержанием
могут только педагог и сам ученик. Невозможно установить и
продолжительность каждого этапа , ибо она зависит от меры талантливости,
личностных качеств ученика и его педагога.
Отбирать произведения для включения в репертуарный план ученика
целесообразно с учётом сочетания музыки, относящейся к различным
стилистическим направлениям сольной скрипичной литературы.
Исходя из педагогических задач, можно выделить пять основных репертуарных
линий, охватывающих весь учебный материал скрипичного класса — от
музыкальной школы до ВУЗа. В их числе: 1) старинная музыка;
2)произведения музыкальной классики; 3) виртуозно-романтический
репертуар ;4) русская скрипичная музыка;5) творчество современных
отечественных и зарубежных композиторов.
Трудно переоценить роль музыки А. Корелли, А. Вивальди, И.С. Баха, Г.
Генделя, Д.Тартини и других мастеров 17-18 веков в педагогическом процессе.
Изучение их сочинений закладывает фундамент мастерства скрипача. Поэтому,
начиная с младших классов, нужно регулярно включать в репертуар учащихся
сонаты А. Корелли, Г. Генделя, концерты А.Вивальди.
Очень полезно систематически работать над этюдами. При этом задачей
педагога является отбор этюдов, которые представляют собой примеры
скрипичной фактуры — мелодической, штриховой, пассажной.
На всех стадиях обучения при игре гамм следует требовать чёткой ритмизации
четвертей, затем восьмых, шестнадцатых, исполняемых по 2,4,8,16 нот легато
одним движением смычка в едином темпе.
Подготовительная работа и концертные выступления.
« Исполнение артиста перед публикой или перед отдельными
лицами не одно и тоже ,да и сам он становится иным. Прекрасный ярко
освещённый зал, блеск свечей, нарядное собрание — всё это поднимает
настроение как исполнителя, так и слушателей.»
Р. Шуман.
Кому из педагогов музыкальных школ не знакома ситуация, когда ребёнок
длительное время носит в класс произведение, в котором даже и нотный текст
не вполне осмыслен, технически сложные места «не выходят», а о
выразительности исполнения ,художественных моментах и говорить не
приходится....
Но вот осталась неделя до выступления. Ученик преображается. Произведение
вдруг начинает каким-то неведомым образом «получаться»: технические
трудности кое-как преодолеваются и даже появляются некие проблески личного
отношения к исполняемой музыке. В таком состоянии сочинение выносится на
экзамен, концертное выступление. В итоге — в большей или меньшей степени
благополучное( удачное или не вполне удачное) , а порой и совсем неудавшееся,
но всегда единственное исполнение долго изучаемого произведения. Несколько
дней спустя ученик получает новое произведение и всё возвращается на круги
своя...
Суть проблемы нацеливания всей подготовительной работы юного музыканта
на конечный результат — концертное выступление и исполнение произведения
для слушателей — охарактеризована достаточно верно. Речь идёт о том .что
бытующие в повседневной школьной практике экстенсивные методы
подготовки к выступлению нужно заменять методами интенсивными,
предполагающими высокую меру активности и мобилизующими все
внутренние ресурсы, имеющиеся у юного музыканта, на достижение
наилучших результатов в максимально сжатые сроки. С этой точки зрения
большую роль играют психологические факторы . Важно так строить процесс
занятий в классе, организовывать домашнюю работу, чтобы с первых же
выступлений ученик понимал : всё, чему он учится , есть подготовительные
шаги , ведущие к главному — исполнению музыки для слушателей. В теории
музыкального исполнительства и практике концертирования давно осмыслен
тот факт, что интерпретаторское творчество музыканта — создание
произведения исполнительского искусства - завершается лишь в общении с
творчески настроенными слушателями. Однако, академические концерты,
экзамены, зачёты носят характер контрольных прослушиваний узкой группой
экзаменаторов, целью которых является — нормативная оценка, а не
художественное сотворчество. Отсутствие художественно настроенной
аудитории — едва ли не главная трудность организации концертных
выступлений юных музыкантов.
Не случайно в музыкальных вузах, реже в училищах и совсем, к сожалению, не
часто в школах практикуются ( особенно в преддверии экзаменов,
академконцертов) классные вечера, в которых участвуют все воспитанники того
или иного педагога.
Подобные концерты целесообразно широко внедрять в практику начальных
этапов обучения юных музыкантов.
Возможны и другие пути привлечения широкой публики на концертные
выступления юных исполнителей. В школе П. Столярского, например,
академические концерты всегда были открытыми , в них выступали учащиеся
нескольких специальностей. Разносторонняя эффективность таких концертов
очевидна: с одной стороны , заметно увеличивается круг слушателей за счёт
присутствия родителей и учащихся разных отделений; с другой — юные
музыканты знакомятся с сочинениями, написанными для других инструментов,
расширяют таким образом свой музыкальный кругозор, обогащают звуковые
представления о музыкальном тоне, образном мире музыки и т. д.
Крайне важно с самого начала создать и всячески поддерживать во всей
психологической атмосфере занятий микроклимат творческой ответственности
перед слушателями. Тому способствует статус всей деятельности детского
музыкального класса, в котором всегда желательно присутствие других
учеников, родителей, коллег — педагогов и даже просто знакомых и
компетентных любителей музыки. Но для того помещение класса должно быть
просторным, чтобы здесь могли заниматься солисты, ансамбли, и нашлось бы
место и для слушателей.
« Педагог должен прожить жизнь каждого своего ученика, вникнуть в его
натуру, психологию, развиваться вместе с ним».
Ю. И. Янкелевич.