Напоминание

Особенности развития речевой культуры дошкольников в интерактивном образовательном взаимодействии


Автор: Смирнова Юлия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №33 города Ельца
Населённый пункт: Липецкая область, город Елец
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речевой культуры дошкольников в интерактивном образовательном взаимодействии
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков

речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка,

осознания себя и окружающего мира. В этом периоде детства очень важно заложить

предпосылки к успешному обучению грамоте в школе. Основными предпосылками можно

считать достаточно сформированную мелкую моторику рук, полноценную устную речь,

хорошо развитой фонематический слух, а также владение фонематическим анализом и

синтезом. Эти компоненты играют важную роль в формировании навыка беглого чтения,

письма и являются основанием для дальнейшего развития логического мышления ребенка.

Если мелкую моторику рук ребенок может развивать во время самостоятельной творческой

деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, аппликация т.п., то овладеть

связной, грамматически правильной речью он может только в активном речевом взаимо-

действии со сверстниками и взрослыми. Звуковой же анализ в отличие от фонематического

восприятия (при нормальном речевом развитии ребенка) требует планомерного специального

внимания со стороны педагогов и родителей. Аналитико-синтетическая деятельность ребенка –

это его умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать языковой материал.

Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове,

установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик

звука: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой.

Каким же образом организовать образовательный процесс, чтобы ребенок-дошкольник в

увлекательной игровой форме познакомился со всеми звуками речи, научился их вычленять,

анализировать и соединять?

Современная дошкольная педагогика отдает приоритет приемам опосредованного

педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия и дидактизма,

назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы

увлекательного общения детей с педагогом и между собой, их совместный поиск истины,

развитие личности ребенка через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную

творческую деятельность. Применение интерактивной технологии обучения становится все

более актуальной. Что же такое интерактивная технология обучения? Интерактивность

означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-

либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Для дошкольников главными

методами обучения являются игры. Под интерактивной игрой понимается не просто

взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а организованная проблемно-

поисковая познавательная и коммуникативная деятельность. В такой игре дети не только

узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Важно,

чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.

Организация интерактивной игры в дошкольном учреждении обычно базируется на

следующем алгоритме:

создается игровая образовательная ситуация. Педагог знакомит

дошкольников с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь;

детям предлагаются заранее заготовленные педагогом проблемно-поисковые задания и

упражнения. В активном взаимодействии при направляющей роли педагога дошкольники

находят ответы на поставленные вопросы;

по окончании игры (после небольшой паузы,

призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит

из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали

дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало

затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков

результат).

Незаменимыми помощниками в организации такой игровой деятельности могут выступить

мультимедиа технологии и в частности интерактивная доска. Педагогами нашего

дошкольного учреждения разработана программа «Интерактивная познайка». Разработанная

система развивающих образовательных ситуаций по подготовке к обучению грамоте и

развитию культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием

интерактивных методик и средств обучения включает в себя весь комплекс методического и

наглядно-дидактического материала. Программа рассчитана на 60 организованных игровых

ситуаций к каждой, из которой разработан не только план конспект, но и презентация.

Презентация представляет собой пакет материалов для визуализации темы образовательной

ситуации (анимация, звуковое сопровождение) и выполнения

игровых интерактивных заданий, созданных посредством триггерных механизмов – сенсорно

активных картинок.

В ходе разработки программы был разработан авторский алгоритм ведения интерактивной

игровой образовательной ситуации, который представлен на рисунке-схеме. Рассмотрим

методы, которые мы используем на разных этапах ИОС.

Первый этап – «Инициация». Его цель – организовать внимание детей, создать

доброжелательную атмосферу. Здесь используются необычные приветствия, образные

перевоплощения, эмоциональный всплеск (музыка, видео, анимация).

Второй этап – «Погружение в игровую (сказочную) ситуацию». Для каждого занятия свое

погружение. Формируется новая для ребенка аудио-визуально-тактильная рабочая среда в

форме путешествий, экскурсий, игр, сказок, соревнований, задается проблемно-поисковая

ситуация. Например, при знакомстве с буквой «Я» используется загадка о Бабе-Яге, после

просмотра короткой анимации, дети определяют, какой буквы не хватает в слове «Яга». Для

прочного запоминания буквы дается яркий образ буквы: в картинках, в фигурках, в

конструировании букв из пальцев, в конфигурациях позы человека. С помощью

интерактивной доски ребенок не только слышит звук, но и «чувствует» его, видит разные

варианты графического изображения, произносит это слово, действует с ним, двигает,

изображает сам.

Основная часть – «Проработка содержания темы». Ее цель – активизировать мыслительные

процессы, помочь детям организовать интерактивное речевое взаимодействие, поддержать

познавательный интерес игровыми заданиями. Задачи разные – узнавание неречевых звуков,

звуков речи; различение слов, близких по звучанию; дифференциация фонем и слогов;

развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

На этом этапе могут использоваться различные исследовательские и творческие методы:

наблюдение, сравнение, экспериментирование, решение проблемной задачи «мозговым

штурмом», моделирование, работа в малых подгруппах. Например, в ИОС «Звук и буква А»

использован метод моделирования. На интерактивной доске дети сами создают сюжетную

картину «Африка» из отдельных картинок. Фантазируя, они составляют предложения со

словами со звуком «А», объединяют разные предложения в рассказ. В ИОС на

дифференциацию звуков «Ы– И» – проблемная задача: поселить животных в домики с

буквами «И», «Ы». Используется метод индукции и дедукции: убери лишнее, погрузи

картинки с мягким звуком в зеленый чемодан, а с твердым – в синий. Используются

упражнения, задания, игры по развитию лексико-грамматических средств языка и связной

речи; по развитию просодической стороны речи: ритмико-интонационной и мелодической

окраске. Все задания основаны на принципе обеспечения активной речевой практики.

Количество заданий и форму их проведения педагог выбирает самостоятельно. Это могут

быть уже созданные интерактивные цифровые ресурсы или реальные картинки, буквы, пазлы

на ковре или столе. Задания могут выполняться индивидуально, коллективно или малыми

подгруппами.

Момент начала проведения «Релаксации» педагог определяет в зависимости от степени

утомления детей и проводится в форме физминутки. Цель этапа: снять напряжение,

отвлечься, создать эмоциональный настрой.

Заключительный этап – «Итоговая рефлексия». Цель этапа: подвести итоги занятия в форме

игры. В оценке успешности ребенка на занятии помогает метод прогнозирования. Важно,

чтобы в конце занятия ребенок оценил себя более успешно, чем в ранее построенном

прогнозе. На этом этапе дети делятся своими впечатлениями с педагогом, подводят итог.

Рисунок-схема: Алгоритм ведения интерактивной образовательной ситуации

Системная практика такого интерактивного образовательного взаимодействия дает

неожиданные положительные результаты. Формируются условия для самообразования

саморазвития личности каждого ребенка, дошкольники вырабатывают умение высказать свое

мнение и отстоять его, активизируется индивидуальная интеллектуальная деятельность, даже

у пассивных детей появляется желание участвовать в работе. Развиваются межличностные

отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении, воспитанники

начинают демонстрировать раскованность во время ответа, уверенность в себе, создается

ситуация успеха.



В раздел образования