Напоминание

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ


Автор: Сазанова Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Тундровичок"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЬСКОГО

СООБЩЕСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Сазанова Л.С.,

воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 8

«Центр развития ребенка – Детский сад «Тундровичок», г. Норильск

Контактный телефон 8 913 506 72 09

Одним

из

важнейших

направлений

государственной

политики

Российской

Федерации

в

области

образования

является

обеспечение

реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том

числе детей-инвалидов, на образование.

Дошкольная

организация

имеет

все

возможности

организовать

качественное развитие, образование всех категорий детей без ущерба для их

здоровья и с учётом их потребностей.

Цель

такого

(инклюзивного)

ДОУ

дать

всем

детям

возможность

наиболее

полноценной

социальной

жизни,

самого

активного

участия

в

коллективе.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и

заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным

жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей,

коррекцию

их

дефицитов

в

развитии.

Включение

детей

с

особыми

образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет,

прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности,

особые образовательные потребности не только у «особых».

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны

родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача ДОУ –

установить

доверительные

партнерские

отношения

с

родителями

или

близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что,

на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о

совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Психологическое

состояние

родителей,

воспитывающих

особого

ребенка нестабильное, подавленное, сопровождаемое чувством хронической

печали и депрессии. Поэтому крайне редко они участвуют в различных

мероприятиях.

Причины, по которым родители не включаются в образовательный

процесс:

-малая осведомлённость в вопросах патологии и коррекции;

-недооценка

ими

раннего

выявление

дефектов

и

своевременного

воздействия на них;

-слабые педагогические знания;

-ложные, а порой и вредные установки в отношении детей;

-отстранённость;

-нежелание разобраться в проблеме.

Дошкольное

учреждение

является

первым

и

главным

звеном,

формирующим социальное партнёрство с родительским сообществом, как

одним из самых важных социальных партнеров.

Основной принцип организации социального партнерства - сплочение

разных

социальных

групп,

имеющих

собственные

интересы

в

сфере

образования,

вокруг

единой

цели

-

всестороннего

и

полного

развития

личности ребенка (приложение 1).

Основной

целью

партнерства

является

воплощение

в

жизнь

идей

социального

равенства

и

активного

участия

в

общественной

жизни:

реинтеграция социально уязвимых групп населения в сферу образования,

представление

родителям

возможности

стать

«добрым

попутчиком»

на

образовательном маршруте ребенка (приложение 2).

Направление, которое выбрало наше учреждение надо рассматривать

как

ресурс

для

тех,

кто

хочет

включиться

в

инклюзию.

Мы

продумали

специальные

мероприятия

по

налаживанию

взаимодействия

между

общественностью,

общеобразовательными

и

специализированными

социальными учреждениями города.

Основные аспекты сотрудничества ДОУ с социальными партнерами:

учреждения науки, здравоохранения, культуры и досуга, отделом по делам

несовершеннолетних

и

защите

их

прав,

социальной

защиты

населения,

физической культуры и спорта, общественные организации, позволяющие

выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое

является

залогом

успешного

развития

и

адаптации

ребенка

с

ОВЗ

в

современном мире. Детский сад превращается в открытую образовательную

систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения

становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со

стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на

сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными

институтами.

Таким

образом,

социальное

партнерство

взаимовыгодное

сотрудничество

различных

секторов

общества,

направленное

на

решение

социальных

проблем,

обеспечение

устойчивого

развития

социальных

отношений

и

повышение

качества

жизни,

осуществляемое

в

рамках

действующего законодательства.

В связи с тем, что в последние годы возросло число детей с ОВЗ,

посещающих

дошкольное

учреждение

и

государство,

обеспечивая

социальную защищенность детей с ОВЗ и их семей, призвало создавать им

необходимые

условия

для

индивидуального

развития,

творческих

возможностей и способностей, реализация социального партнерства означает,

что

каждому

родителю,

педагогу,

ребенку

предоставлены

право

и

возможность

удовлетворять,

реализовывать

свои

интересы,

высказывать

мнение,

проявлять

активность. Включение

родителей

в

социальное

взаимодействие

мы

считаем

основным

стабилизирующим

фактором,

обеспечивающим

комплексную

психолого-педагогическую

помощь

такой

семье.

Проводимая

нами

работа

в

сфере

социального

партнерства

родительского

сообщества

с

социальными

институтами

города

помогла

установить партнерство, как высшую форму социального взаимодействия,

основанную

на

социальном

диалоге,

предполагающем

не

только

определенное понимание предмета обсуждения, но и «слышание» друг друга.

Официальный

сайт

ДОУ

в

сети

Интернет

с

целью

возможности

оперативного получения информации о жизни ДОУ; использование закрытых

почтовых

ящиков

«Задай

вопрос

специалисту»

с

целью

осуществления

обратной связи с родителями; родительский всеобуч (выпуск газеты) с целью

создания условий для осознания родителями образовательных возможностей

городской среды в личностном развитии ребенка и приобретение ими знаний

и умений, позволяющих трансформировать окружающую ребенка среду в

среду его развития – все эти различные формы партнерства, используемые

нами, направлены, на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его

в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

Для сближения родителей с окружающим социумом в ДОУ реализуется

ряд

мероприятий,

предусматривающих

общение

в

семейном

клубе

«Росточек», проведение совместных праздников «Алло, мы ищем таланты»,

«А ну-ка мамочки!», дни здоровья, встречи с интересными и знаменитыми

людьми.

Сотрудничество

с

библиотекой

позволило

нам

сформировать

и

удовлетворить потребности дошкольников в интеллектуальном и духовном

росте. Доброй традицией стало партнерство с детской школой искусств.

Одним

из

результатов

такого

сотрудничества

являются

совместные

мероприятия,

знакомящие

дошкольников

с

миром

классической,

фольклорной музыки.

Наше

дошкольное

учреждение,

является

открытой

социальной

системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного

учреждения

с

культурными

и

научными

центрами

дает

дополнительный

импульс

для

духовно

-

нравственного

развития

и

обогащения

личности

ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями,

строящиеся на идее социального партнерства.

Предметом

взаимодействия

и

сотрудничества

является

ребенок,

его

интересы,

заботы

о

том,

чтобы

каждое

педагогическое

воздействие,

оказанное на него, было грамотным, профессиональным, безопасным. Опыт

работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция

дошкольного

учреждения

влияет

на

личную

позицию

педагогов,

детей,

родителей,

делает

учебно-воспитательный

процесс

более

эффективным,

открытым и полным.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.

Гембаренко

В.

Семья

и

ребенок

с

ограниченными

возможностями // Социальное обеспечение – 2002. - №3.

2.

Балдицина Е. И. Семья и государство социальном пространстве

современной России: Автореф. дис. канд филос. наук. Ставрополь, 2005.

3.

Набиуллина

Н.

М.

Формирование

и

развитие

социального

партнерства в сфере образования: Дис. канд. экон. наук. М., 2003.

4.

Никольская

О.

Д.

Организация

социально-педагогического

партнерства

как

фактора

повышения

качества

дошкольного

образования:

Автореф. дис. канд. пед. наук: Челябинск, 2007.

Приложение 1

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 8 «ТУНДРОВИЧОК»

С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ДОУ

СПЕЦИАЛИСТЫ

ДОУ

воспитатели

групп

учитель-

логопед

педагог-

психолог

музыкальный

руководитель

инструктор по

физической культуре

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

СОЦИАЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА

МБОУ «Средняя образова-

тельная школа

№ 29»

МБУ «Норильская художест-

венная галерея»

МБУ «Музей истории

освоения и развития НПР

ГУЧ «Норильский

заполярный театр драмы им.

В. В. Маяковского»

МБУ «Кинокомплекс

«Родина»

МБУК

«Городской Центр

Культуры»

МБУ «Центральная детская

библиотека им. Саши

Петряева»

МБОУ «Норильская детская шк

ола безопасности движения»

МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2»

КГБОУ СПО «Норильский

колледж искусств»

Воинская часть

№ 96453

Совет Ветеранов

поликлиника

поликлиника

медработники

медработники

реабилитацион-

ный центр

реабилитацион-

ный центр

Приложение 2

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

РЕБЁНОК

РОДИТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

СОЦИАЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

оздоровительные мероприятия

культурно - досуговые мероприятия

правовое информирование

консультативно-просветительский центр

сетевое информирование

конкурсно-праздничные мероприятия

активное участие в воспитательно-

образовательном процессе

совместная работа по обмену

опытом



В раздел образования