Автор: Панченко Наталья Александровна
Должность: заместитель директора по упр, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Фроловский промышленно-экономический техникум"
Населённый пункт: г. Фролово, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок географии по ФГОС: "Географическая карта"
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока географии по ФГОС:
«Географическая карта»
Автор:
Панченко Наталья Александровна,
ГБПОУ «Фроловский промышленно-
экономический техникум»
План урока по географии для 6 класса
Тема урока: «Географическая карта».
Цель: сформировать понятие «географическая карта».
Задачи: сформировать знания о форме и размерах Земли, сформировать представление о
видах и значении географических карт.
Средства обучения:
Учебник «Начальный курс географии», автор А.А. Летягин, атласы по географии,
мультимедийное оборудование ( доска, компьютер с подключенным интернетом), глобус,
мультимедийная презентация.
Виды деятельности обучающихся:
Работа с картами атласа в группах.
Ход урока.
1.
Приветствие, оргмомент.
2. Актуализация знаний
-Ребята, вы знаете, как в прошлом люди представляли Землю? ( ответы)
-А как она выглядит на самом деле?(ответы)
-Почему же наши предки заблуждались? ( ответы).
-Действительно, нашим далеким предкам не хватало знаний для правильного
представления о Земле; нам сложно поверить, что ученым, имевшим верные
представления о форме Земли, пришлось пострадать за науку ценой жизни. Но вы
верно описали форму нашей планеты.
3. Постановка темы и задач урока.
-Ставится проблемный вопрос: только ли на глобусе можно изобразить Землю?
(Ответы).
Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию с демонстрацией слайдов: 1.
Физическая карта мира, 2. глобус, 3. Карта политическая, 4. Карта природных
ресурсов, 5. Карта автомобильных дорог, 6. Демографическая карта.
Во время демонстрации презентации звучат стихи:
- Карта- глобуса сестрица, очень плоская девица.
Можно карту расстелить, можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход: лишь свернуть – и нет хлопот.
Нет на глобусе деревни, абсолютно не видна,
А на карте, на подробной, посмотрите, вон она!
Глобус – важный господин, гордо кружится один.
А вот карт не счесть на свете- пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов, стран, поселков, городов
Карты разных есть дорог, чтоб по ним ты ехать мог.
Если сели вы за парты, изучайте мира карты!
Учитель задает вопросы ученикам:
1. Что мы будем изучать сегодня на уроке?
2. Что такое «географическая карта»?
3. Для чего человеку нужна географическая карта?
(ответы)
- Верно, мы будем изучать географические карты, узнаем, какими они бывают.
4. Изучение нового материала.
Практикум.
1. Стр. 41 учебника, § 7. Виды изображения поверхности Земли. Найдите
определение «карта» расскажите, какие способы изображения земной поверхности
использовались в древности, а какие используются сейчас? (работа с текстом и
иллюстрациями, ответы).
- Предлагаю вам посмотреть на фотоснимки Земли сделанные из космоса).
( демонстрирует на слайдах мультимедийной презентации. Можно ли по ним
определить, где находится наша страна? Наш город? Горы? Моря? Природные зоны?
Народы? (ответы)
- Верно, не каждая карта может помочь в таком поиске, поэтому люди придумали
много разнообразных карт.
2. Работа с картами географического атласа.
-Учитель рассказывает о физической карте и ее особенностях.
Задание — показать на физической карте на мультимедийной доске: р. Волгу, г.
Волгоград, Уральские горы, Черное море и т.п.
- Невозможно точно указать границы государств, без политической карты. Именно она
дает нам представление о расположении стран на карте, их столицах, границах.
Учитель рассказывает о политической карте -что и какими способами на ней
изображается.
Задание: «Найди страну и назови ее столицу». Работа в микрогруппах ( по 2
человека). Каждая микрогруппа получает задание - назвать государства на
определенную букву и назвать ее столицу ( работа с бумажным атласом на местах, а
ответы от групп — у доски, с демонстрацией для всех учеников страны на карте,
изображенной на мультимедийной доске)
- Ребята, еще одним видом карты является карта природных зон мира.
Учитель рассказывает об особенностях карты «Природные зоны», что и каким
способом на ней отмечено.
Задание: раздаем ученикам иллюстрации из журналов или интернета с изображением
разнообразных природных зон, просим найти описание этих зон в легенде карты.
-Знаете ли вы, что по картам можно измерять расстояния?
Проблемный вопрос: Как это можно сделать? ( ответы)
Учитель рассказывает, как измеряются расстояния по картам, раскрывает понятие
«масштаб».
Задания микрогруппам ( по 2 человека):
Измерить расстояние по физической карте России:
– от Волгограда до Москвы,
– от Волгограда до Санкт-Петербурга;
– от Москвы до Новосибирска,
4 группа – от Москвы до Мурманска и т. п.
- Ребята, давайте посмотрим, какие карты создаются с помощью космических
спутников и как на такой карте выглядит наша школа. Демонстрирует интерактивную
спутниковой карты ( с помощью ресурсов интернета), приближает снимок местности
до визуализации здания школы.
5. Подведение итогов. Оценка работы. Рефлексия.
Что нового узнали? Что понравилось, запомнилось больше всего? Что вызвало
затруднение? Комфортно ли было работать в микрогруппе?
6. Домашнее задание. §7 Задание странице 43.