Автор: Иванец Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУОДО "Марьинская начальная школа-детский сад"
Населённый пункт: с.Марьино, Джанкойский район, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку (2 класс)
Тема: "Правописание буквосочетаний ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ."
Раздел: начальное образование
Тема: Правописание буквосочетаний
ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ.
Тип урока: Решение учебной задачи
Цели: Способствовать формированию умения правильно писать
буквосочетания ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ. Создать условия для
развития речи детей.
Воспитывать усидчивость, самостоятельность, уважительное
отношение к книге, интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Планируемые результаты :
(предметные)Уточнить представление о шипящих звуках и их обозначении буквами,
о написании буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Личностные:
результаты уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Универсальные учебные действия:
(метапредметные)Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок;высказывать своё предположение.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оборудование: таблица «Звуки и буквы», портрет А.С.Пушкина, фрагмент из
мультфильма «Сказка о царе Салтане…», карточки, предметные картинки,
магнитные дощечки.
Ход урока.
1.
Организация детей к уроку.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
И книжки и тетрадки
И мысли – всё в порядке.
2.Минутка чистописания:
ж ш ч щ.
3.Актуализация знаний.
- Повторим орфограммы, которые мы изучили на последних уроках.
Нужен или не нужен мягкий знак в таких словах: точка, ночной, чтение,
хищник, птенчик? (Повторение правила).
- Какие звуки мы называем гласными?
- Какие звуки называем согласными?
4. Знакомство с целями и задачами урока.
- Сегодня мы отправимся в страну звуков, которые произносятся только
при помощи шума, в Страну Шипящих.
-Назовите шипящие звуки. Правильно, мы их сегодня уже писали.
Ж - Ш
Ч - Щ
-
Чем особенны эти звуки?
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать слова с
буквосочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Может, вы припомните правило? Мы его уже учили в 1классе.
5. Картинный диктант.
Показываю детям картинки, а они записывают слова и называют
орфограмму: машина, чайник, кувшин, чашка, щука, шило.
6.- А теперь поиграем.
Игра «Один – много»
- Я буду называть слово, обозначающее один предмет, а вы запишете
слово, обозначающее много предметов: лужа, груша, нож, мышь.
Игра «Доскажи словечко».
- Запишите недостающее слово.
Решу …
Вдали я вижу берёзовую …
По барабану я …
Больной ждёт …
Игра «Родители- детёныши».
- Я называю родителя, а вы записываете слово, обозначающее детёнышей:
заяц, медведь, волк.
7. Работа в парах.
- Обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку.
8. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
9. – А теперь посмотрим мультфильм.
(Дети просматривают отрывок из мультфильма «Сказка о царе
Салтане…»).
- Как называется эта сказка?
- Кто её написал?
- Какие произведения А.С.Пушкина вы читали?
10.- Чтение стихотворения с.12, упр.18.
- Объясните написание в словах выделенных букв.
11.Закрепление.
Работа в группах по карточкам.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машина, чужой,
тащу, щюпальца, чяйник, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу,
стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищу, жывотное.
Исправь ошибки.
12. Итог урока.
- Давайте ещё раз повторим.
Знаем твёрдо, что ЖИ - ШИ
Пишем только с гласной
А в словах, где ЧА и ЩА
Мы напишем только А.
Где же встретим мы - ЧУ - ЩУ,
То напишем букву У.
13.Домашнее задание: с.12, упр.20.
14.Рефлексия.
-Чему учились на уроке?
-Как вы оцениваете свою работу?
- С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте смайлик на
магнитных дощечках.