Автор: Горбунова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в развитии ребёнка - дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в развитии ребёнка-дошкольника
Что же такое игра? Для чего она нужна? Зачем люди играют – взрослые и дети? Часто ли вы
играете со своим ребёнком? Помните ли вы свою первую игрушку? (проводится игра)
Взрослые воспринимают игру как забаву, развлечение и т.д. И традиционно игру принято
связывать с детством, но для детей игра – дело серьёзное.
Она обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения жизни. В ней развиваются
психические процессы: воображение, образное мышление, память, возникает умение взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные
качества (силу, ум, координацию движений и т.д.), получать новые знания о мире, испытывать
переживания, которые по тем и или иным причинам недостижимы в обычной жизни.
Но игровая деятельность ребёнка только тогда будет способствовать всестороннему развитию его
личности, если в ней участвует взрослый.
Дети очень любят, когда взрослые играют с ними, особенно если это мама и папа, т.к. совместные
игры способствуют установлению понимания и помогают родителям добиваться от детей выполнения
требований особого нажима.
Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности
сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир.
И всё- таки действительно ли игра так важна ребёнку, действительно ли ваш малыш так нуждается
в ней?
Да, оказывается, он не просто нуждается в игре, а живёт в ней и самовыражает себя в игре.
Игра нужна малышу как воздух и как пища, она естественная среда обитания ребёнка, в которой
он ощущает себя как птица в небе или как рыба в воде. Это среда общения не только с вами или
взрослыми людьми, но главное – с его сверстниками. Благодаря игре малыш становится
коммуникабельным, и это облегчает его жизнь.
И наконец, игра – второй язык ребёнка, которым он владеет лучше, чем словами, и игровыми
символами передаёт нам взрослым свои желания или то, что его беспокоит, о чём он вслух не может
говорить, что его угнетает. И лишь в игре малыш как бы разряжается , высвобождает свои чувства.
Неосуществимые для малыша желания могут быть реализованы в игре. Например, ребёнку интересно и
очень хочется управлять настоящим автомобилем, быть врачом, учителем, продавцом и т.д., но в реальной
жизни это пока не осуществимо, а вот в игре ребёнок может реализовать все свои заветные желания.
Поэтому, учите ребёнка играть, и сами играйте вместе с ним.
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его
для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовление ужина, а ваш малыш крутиться возле вас.
Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено – тем самым он окажет вам посильную помощь,
а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребёнка.
Игра “Волшебные палочки”
Дайте малышу счётные палочки или спички (с обрезанными головками). Пусть он выкладывает из
них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы,
трапеции дополняют изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащения словаря ребёнка.
“Давай искать на кухне слова”
Какие слова можно вынуть из борща? Кухонного шкафа? Плиты и т.д.
“Приготовим сок”
Из яблок сок… (яблочный), из груш… (грушевый) и т.д.
Можно играть с ребёнком по дороге из д/сада и в д/сад.
“Я заметил”
Назвать предметы именно, которых мы проходим, а ещё и называть какие они. Вот почтовый ящик
– он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Назвать по очереди.
“Волшебные очки”
Когда их надеваешь, всё становится красным (синим, зелёным и т.д.)
Красные сапоги, красный дом, красный мяч и т.д.
В преддверии Новогоднего праздника можно заняться с ребёнком изготовлением новогодних
игрушек, используя простейшие материалы (бумагу, вату, картон) и добавить немного фантазии,
использовать посильную помощь ребёнка в изготовлении новогодних костюмов, тогда праздник ему
запомнится надолго.
Если вы заинтересовались нашими советами и предложениями, можете познакомиться подробнее
после собрания.
Многие родители стремятся вырастить своих детей гармонично развитыми творческими
личностями. Но не все осознают, что творческие способности уходят своими корнями в раннее детство, в
личный опыт ребёнка. А ведь детские представления, фантазии, которые нам, взрослым, на первый взгляд
кажутся смешными, нелепыми, а иногда даже кажутся докучливыми, на самом деле являются зародышами
будущего творчества. В ответ на разыгравшуюся фантазию ребёнка, взрослый может одёрнуть его: “Не
говори глупости!” – И слова эти будут серьёзной ошибкой, всё равно, что растоптать едва пробившийся из
земли расточек. Ребёнок, как правило, старается делать то, что от него ждут, и повторяющееся много раз
подобное одёргивание может убить его творческую инициативу. Необходимо поддерживать игру ребёнка.
Если он представил себя собачкой, динозавриком или индейцем, надо подхватить игру, включиться в мир
детской фантазии.
Любящие родители стараются купить как можно больше игрушек для своего чада. Внимательно
всмотритесь в игрушки, которыми завалены магазины. Они забавны только на первый взгляд.
Подавляющее большинство их сделаны с коммерческими целями и рассчитаны в основном на восприятие
взрослого. Они нацелены на мгновенный, броский, коммерческий эффект. Детализированные до
мельчайших подробностей современными дизайнерами, они не оставляют простора для детского
воображение. Многие так называемые “развивающие игрушки” тоже вовсе не служат развитию
воображения, поскольку состоят в основном из стандартных деталей и направляют мысль ребёнка всё
время по одному и тому же пути.
Кстати, избыток игрушек вызывает противоположный эффект – подавляет и в конечном счёте
вызывает скуку. Ценность игрушки вовсе не в её цене. А часто даже наоборот. Ребёнок с удовольствием
играет деревяшечкой, палочкой, перышком, веточкой. В его воображении они могут преобразовываться в
зверя, птицу, замок великана, космический корабль и т.п. Сама интересная игрушка для ребёнка та,
которая не имеет в себе заранее запрограммированного единственного варианта игры. В этом смысле, как
считают многие детские психологи и педагоги, идеальными являются пластилин, бумага, глина. Ребёнок
может придать им любую форму, они не сковывают его воображение.
Коробку цветных карандашей надо дать ребёнку как можно раньше. Идеальным размером листа
для рисования будет “бесконечная площадь”, которая не ограничивает маленького творца жесткими
рамками. Но поскольку предоставить её ребёнку весьма трудно, надо давать ему бумагу разного формата,
чтобы он сам выбрал, что больше подходит к задуманному рисунку, пусть и в этом он проявит свою
творческую активность. Не сердитесь на ребёнка, если он разрисует обои в своей комнате. Не пересекайте
его творчества.