Напоминание

"Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс"


Автор: Сопова Людмила Александровна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МКОУ " Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных"
Населённый пункт: Курская область п.Тим
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса разработана в соответствии:

1.

с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО,

М.: «Просвещение», 2011 год);

2.

с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы.

Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2010 .-79с.);

3.

с авторской программой

(Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

Программы для общеобразовательных учреждений.

Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);

Рабочая

программа

по

физике

для

7

класса

основной

школы

составлена

на

основе

Фундаментального

ядра

содержания

общего

образования

и

Требований

к

результатам

основного

общего

образования,

представленных

в

федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный

курс

физики

системообразующий

для

естественно-научных

учебных

предметов,

поскольку

физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе , вносит

существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и

культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения . Для решения

задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных

1

интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых

знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от

учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физики необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм

движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений

природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они

подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о

физической картине мира;

·

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений,

использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты

наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности,

применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и

процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

·

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в

приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований

с использованием информационных технологий;

·

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования

достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам

науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

·

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения

безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

2

В задачи обучения физики входит создание условий для:

- ознакомления учащихся с основами физической науки, с е

ѐ

основными понятиями, законами, теориями, методами

физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических

законов в технике, быту, различных сферах деятельности;

- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса е

ѐ

познания, для

понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

- развития мышления учащихся, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять

физические явления;

- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на

известные законы;

- развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

- формирования и развития таких свойств личности как: самостоятельность , коммуникативность, критичность,

толерантность;

- создание условий для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к

получению новых знаний.

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных

образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Ценностные ориентиры содержания предмета

.

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как

науки. Понятие « ценности » включает единство объективного ( сам объект) и субъективного ( отношение субъекта

к объекту ) , поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты , изучаемые в

курсе физики , к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют

3

познавательные ценности , так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла ,

главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания,

научные методы познания , а ценностная ориентация , формируемая у учащихся в процессе изучения физики,

проявляется :

в признании ценности научного знания , его практической деятельности;

в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к

Истине.

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность , здоровый образ

жизни , а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических

устройств;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной

жизни;

сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых

составляют процесс общения, грамотная речь , а ценностная ориентация направлена на воспитание у

учащихся :

4

правильного использования физической терминологии и символики;

потребности вести диалог , выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка

5

ставится

в

том

случае,

если

учащийся

показывает

верное

понимание

физической

сущности

рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных

понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми

примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь

между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении

других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но

без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования

связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку

или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка

3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых

явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует

дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с

5

использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;

допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и

допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета,

не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной

грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти

недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно

выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой

последовательности

проведения

опытов

и

измерений;

самостоятельно

и

рационально

монтирует

необходимое

6

оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и

выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,

таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но

допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части

таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были

допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не

позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов,

обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3.

Неумение

применять

знания

для

решения

задач

и

объяснения

физических

явлений;

неправильно

сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач,

аналогичных

ранее

решенным

в

классе;

ошибки,

показывающие

неправильное

понимание

условия

задачи

или

неправильное истолкование решения.

7

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты

или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков

определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.

Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

1.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

2.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.

Орфографические и пунктуационные ошибки

8

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, импульс, сила.

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь

описывать

и

объяснять

физические

явления: равномерное

прямолинейное

движение,

равноускоренное

прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию

света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния,

промежутка времени, силы, : естественного радиационного фона;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические

зависимости:, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от

жесткости пружины,

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

9

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний о

механических,

тепловых,

электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять

самостоятельный

поиск

информации естественнонаучного

содержания

с

использованием

различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов

Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов,

рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения

безопасности

в

процессе

использования

транспортных

средств,

электробытовых

приборов,

электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

• рационального применения простых механизмов;

• оценки безопасности радиационного фона

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы

Личностными результатами обучения физике являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и

технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике

как элементу общечеловеческой культуры;

10

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки

целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные

результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и

реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных

фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической

формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять

основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и

новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,

понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

11

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои

взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов,

раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и

выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,

графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и

делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных

знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств,

решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального

природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в

высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и

следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез,

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно

отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

12

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты,

являются:

•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление,

плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую

энергию, потенциальную энергию, температуру;

•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного

пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от

площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,

•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда,

•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно

встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с

условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,

охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

При личностно-ориентированном подходе ученики должны показывать:

Высокий (3) уровень: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; уметь

самостоятельно работать с моделями. Соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала; строить

монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Понимать значение

веры в себя в учебной деятельности использовать правило формирующие веру в себя, и оценивать свое умение: добывать

13

новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Хороший (2) уровень: уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результат с

реальностью в рамках изученного материала: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,

аргументировать свою точку зрения; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и

неизвестного; умения выполнять пробные учебные действия, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое

затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения, опыт использования

методов решения проблем творческого и поискового характера, овладение различными способами поиска (в справочной

литературе, образовательных интернет - ресурсах).

Средний (1) уровень: учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые

знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), донести

свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.

1. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

2. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной

задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или

учениками, мультимедийные продукты.

3. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой

деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

4. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной

подготовке.

14

5. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся,

тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в

компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

6. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

7. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Методы и приемы личностно – ориентированного подхода:

1.

Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.

2.

Индивидуальная работа по карточкам; тестам.

3.

Нестандартные, исследовательские задания.

4.

Творческие задания.

5.

Изготовление презентаций.

6.

Проектная деятельность.

Формы контроля: текущий и итоговый.

Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с

дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и

проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого

материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы проводятся

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти.

15

Педагогические технологии, средства обучения.

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-

иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; проблемный

метод; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные

контрольные работы по окончании изучения темы.

2. Модульно-блочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода

обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные

формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные

опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты

по окончании изучения темы.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы

для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа,

2010. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е.

М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю (базовый уровень

обучения)

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Особенно важное значение в

преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и

самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

16

•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,

охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Содержание программы учебного предмета (70 часов)

Введение. (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа.

№1. Определение цены деления измерительного прибора

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные

состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа.

№2. Измерение размеров малых тел.

17

Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение

массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела.

Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

№3. Измерение массы тела на рычажных весах.

№4. Измерение объема твердого тела.

18

№5. Определение плотности твердого тела.

№6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

№7. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление.

Давление

твердых

тел.

Давление

газа.

Объяснение

давления

на

основе

молекулярно-кинетических

представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

19

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр.

Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

№8. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Демонстрации:

Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия

рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

20

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение

одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

№10. Выяснение условия равновесия рычага.

№11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Демонстрации:

Простые механизмы

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Итоговое повторение (резервное время--3 ч) Учебная программа включает следующие разделы:

№ п/п

Раздел

Количество

часов

Вид занятий

(количество часов)

Лабораторные

работы

Контрольные

работы

1

Введение

4

1

21

2

Первоначальные

сведения о строении

вещества

6

1

3

Взаимодействие и

движение тел

21

5

2

4

Давление твердых

тел, жидкостей и

газов.

23

2

2

5

Работа и мощность

13

2

1

6

Резерв

3

Календарно-тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

Планируемые результаты.

Предметные

результаты

УУД (метапредметные)

22

Введение. (4часа)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты

1

овладение научной

терминологией наблюдать и

описывать физические явления

формирование учебно-

познавательного интереса к новому

материалу, способам решения новой

задачи

2/2

Физические величины. Погрешность измерений.

1

формирование научного типа

мышления

формирование умений работы с

физическими величинами

3/3

Лабораторная работа № 1

,,Определение цены деления измерительного

прибора».

1

овладение практическими

умениями определять цену

деления прибора

оценивать границы

погрешностей результатов

целеполагание, планирование пути

достижения цели,

формирование умений работы с

физическими приборами,

формулировать выводы по данной

л.р.

4/4

Физика и техника.

1

формирование убеждения в

высокой ценности науки в

развитии материальной и

духовной культуры людей

коммуникативные умения

докладывать о результатах

своего исследования

основы прогнозирования,

аргументировать свою точку зрения

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

1

участвовать в дискуссии, кратко

и точно отвечать на вопросы,

использовать справочную

литературу и другие источники

информации.

понимание различий между

исходными фактами и гипотезами

для их объяснения, овладение

универсальными учебными

действиями на примерах гипотез для

объяснения известных фактов

23

6/2

Лабораторная работа № 2

,, Измерение размеров малых тел,,

1

овладение умением

пользования методом рядов при

измерении размеров малых тел

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь

в

приобретении новых знаний и

практических умений;

получение представления о

размерах молекул

самостоятельно контролировать свое

время, адекватно оценивать

правильность своих действий,

вносить коррективы

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

выдвигать постулаты о

причинах движения молекул,

описывать поведение молекул в

конкретной ситуации

развитие монологической и

диалогической речи, умения

выражать свои мысли и способности

выслушивать собеседника, понимать

его точку зрения, признавать право

другого человека на иное мнение;

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

овладение знаниями о

взаимодействии молекул

установление указанных

фактов, объяснение конкретных

ситуаций

анализировать и перерабатывать

полученную информацию в

соответствии с поставленными

задачами, выделять основное

содержание прочитанного текста,

находить в нем ответы на

поставленные вопросы и излагать

его;

9/5

Агрегатные состояния вещества. Различия в

строении веществ.

1

создание модели строения

твердых тел, жидкостей, газов

анализировать свойства тел

10/6

,,Сведения о веществе,, повторительно-

обобщающий урок

1

участвовать в дискуссии, кратко

и точно отвечать на вопросы,

использовать справочную

литературу и другие источники

информации.

освоение приемов действий в

нестандартных ситуациях, овладение

эвристическими методами решения

проблем;

Взаимодействие тел. (21 час)

24

11/1

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение

.

1

формирование

представлений о

механическом движении тел

и его относительности

приобретение опыта анализа и

отбора информации с

использованием различных

источников и новых

информационных технологий для

решения познавательных задач;

12/2

Скорость. Единицы скорости.

1

представить результаты

измерения в виде таблиц,

графиков

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь

в

приобретении новых знаний

и практических умений;

обеспечения безопасности

своей жизни

адекватно реагировать на нужды

других, планировать

исследовательские действия,

оформлять результаты измерений,

расчетов.

13/3

Расчет пути и времени движения. Решение

задач.

1

на основе анализа задач

выделять физические

величины, формулы,

необходимые для решения и

проводить расчеты

применять теоретические

знания по физике на

практике, решать

физические задачи на

применение полученных

знаний;

формирование эффективных

групповых обсуждений,

14/4

Явление инерции. Решение задач.

1

умения применять

теоретические знания по

физике на практике, решать

физические задачи на

применение полученных

знаний;

формирование ценностных

развитие умения выражать свои

мысли и способности выслушивать

собеседника, понимать его точку

зрения

25

отношений друг к другу,

учителю, авторам открытий,

результатам обучения.

15/5

Взаимодействие тел.

1

формирование умения

выделять взаимодействие

среди механических

явлений;

объяснять явления природы

и техники с помощью

взаимодействия тел

развитие монологической и

диалогической речи

овладение универсальными

учебными действиями для

объяснения известных фактов

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1

продолжить формирование

умения характеризовать

взаимодействие тел

освоение приемов действий в

нестандартных ситуациях,

овладение эвристическими

методами решения проблем;

17/7

Лабораторная работа № 3,,Измерение массы

тела на рычажных весах,,

1

овладение навыками работы

с физическим

оборудованием

развитие самостоятельности

в

приобретении

новых

знаний

и

практиче ских

умений;

ф о рм и р о ва н и е

у м е н и я

сравнивать массы тел

приобретение опыта работы в

группах, вступать в диалог

структурировать тексты, включая

умение выделять главное и

второстепенное, главную идею

текста, выстраивать

последовательность описываемых

событий;

18/8

Лабораторная работа № 4

,,Измерение объема тел,,

1

овладение навыками работы

с физическим

оборудованием

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь

в

приобретении новых знаний

и практических умений;

формирование умений работать в

группе с выполнением различных

социальных ролей, представлять и

отстаивать свои взгляды и

убеждения, вести дискуссию.

19/9

Плотность вещества.

1

выяснение физического

смысла плотности

формирование умения давать

определение понятиям,

26

формирование убеждения в

закономерной связи и

познаваемости явлений

природы, в объективности

научного знания

анализировать свойства тел,

20/10

Лабораторная работа № 5

,,Определение плотности твердого тела,,

1

овладение навыками работы

с физическим

оборудованием

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь

в

приобретении новых знаний

и практических умений;

формирование умений работать в

группе с выполнением различных

социальных ролей, представлять и

отстаивать свои взгляды и

убеждения, вести дискуссию.

21/11

Расчет массы и объема тела по его

плотности

1

умения и навыки

применять полученные

знания для решения

практических задач

повседневной жизни

осуществлять взаимный

контроль, оказывать в

сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

формулировать и

осуществлять этапы решения

задач

сформированность

познавательных интересов

и интеллектуальных

способностей учащихся;

22/12

Контрольная работа №1

,,Механическое движение.

Плотность,,

1

овладение навыками

самоконтроля и оценки

результатов своей

деятельности, умениями

предвидеть возможные

результаты своих действий;

формирование ценностных

отношений к результатам

обучения

23/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. 1

формирование умений

наблюдать, делать

выводы, выделять

главное, планировать и

проводить эксперимент

приобретение опыта

самостоятельного поиска,

анализа и отбора

информации;

понимание различий между

исходными фактами и

гипотезами для их объяснения

понимание смысла

физических законов,

раскрывающих связь

изученных явлений;

формировать умения

выполнять рисунки,

аккуратно и грамотно

делать записи в тетрадях

27

24/14

Сила упругости. Закон Гука.

1

выводить из

экспериментальных

фактов и

теоретических моделей

физические законы

освоение приемов действий в

нестандартных ситуациях,

овладение эвристическими

методами решения проблем;

определить силы,

возникающие при

деформации;

продолжить формирование

умений наблюдать и

объяснять физические

явления

25/15

Вес тела. Связь между силой тяжести и

массой тела. Сила тяжести на других

планетах.

1

понимание смысла

физических законов,

раскрывающих связь

изученных явлений;

освоение приемов действий в

нестандартных ситуациях,

овладение эвристическими

методами решения проблем;

формировать умения

выполнять рисунки,

аккуратно и грамотно

делать записи в тетрадях

26/16

Промежуточная контрольная работа

№2

1

овладение навыками

самоконтроля и оценки

результатов своей

деятельности, умениями

предвидеть возможные

результаты своих действий;

формирование ценностных

отношений к результатам

обучения

27/17

Динамометр. Лабораторная работа №

6

,,Градуирование пружины и измерение

сил динамометром,,

1

овладение навыками

работы с физическим

оборудованием

самостоятельность

в

приобретении

новых

знаний и практических

умений;

формирование умений

работать в группе с

выполнением различных

социальных ролей,

представлять и отстаивать

свои взгляды и убеждения,

вести дискуссию.

соблюдать технику

безопасности, ставить

проблему, выдвигать

гипотезу, самостоятельно

проводить измерения,

делать умозаключения,

самостоятельно оформлять

результаты работы

28/18

Сложение двух сил, направленных вдоль

одной прямой.

1

умения пользоваться

методами научного

исследования явлений

природы, проводить

наблюдения

формирование умений

работать в группе с

выполнением различных

социальных ролей,

представлять и отстаивать

свои взгляды и убеждения,

вести дискуссию.

закрепление навыков

работы с динамометром и

шкалой прибора

развитие кругозора

формировать умения

выполнять рисунки,

аккуратно и грамотно

делать записи в тетрадях

29/19

Сила трения. Трение покоя.

1

овладение навыками

формирование умений

соблюдать технику

28

работы с физическим

оборудованием

самостоятельность

в

приобретении

новых

знаний и практических

умений;

работать в группе с

выполнением различных

социальных ролей,

представлять и отстаивать

свои взгляды и убеждения,

вести дискуссию.

безопасности, ставить

проблему, выдвигать

гипотезу, самостоятельно

проводить измерения,

делать умозаключения

30/20

Лабораторная работа №7

« Выяснение зависимости силы трения

скольжения от площади

соприкосновения тел и прижимающей

силы»

1

овладение навыками

работы с физическим

оборудованием

самостоятельность

в

приобретении

новых

знаний и практических

умений;

формирование умений

работать в группе с

выполнением различных

социальных ролей,

представлять и отстаивать

свои взгляды и убеждения,

вести дискуссию.

соблюдать технику

безопасности, ставить

проблему, выдвигать

гипотезу, самостоятельно

проводить измерения,

делать умозаключения

31/21

Трение в природе и технике.

1

умения пользоваться

методами научного

исследования явлений

природы, проводить

наблюдения

коммуникативные

умения докладывать о

результатах своего

исследования,

наблюдения

формирование умений

воспринимать,

перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной,

образной, символической

формах, анализировать и

перерабатывать полученную

информацию в соответствии с

поставленными задачами,

выделять основное

содержание прочитанного

текста, находить в нем ответы

на поставленные вопросы и

излагать его;

осуществлять сравнение,

поиск дополнительной

информации,

развитие кругозора

мотивация образовательной

деятельности школьников

на основе личностно

ориентированного подхода;

Давление твёрдых тел, газов и жидкостей. (23 часа)

29

32/1 Давление. Единицы

давления. Способы

изменения давления

1

умения

пользоваться

методами

научного

исследования

явлений

природы,

проводить

наблюдения

участвовать в

дискуссии,

кратко и

точно

отвечать на

вопросы,

использовать

справочную

литературу

формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать и

предъявлять

информацию в

словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать и

перерабатывать

полученную

информацию в

соответствии с

поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста, находить

в нем ответы на

поставленные

вопросы и

излагать его;

умение

отличать

явление от

физической

величины,

давление от

силы;

формирование

ценностных

отношений друг

к другу,

учителю;

отношение к

физике как

элементу

общечеловеческ

ой культуры;

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

33/2 Давление газа.

1

понимание

смысла

физических

законов,

раскрывающ

их связь

освоение

приемов

действий в

нестандартных

ситуациях,

овладение

самостоятельно

сть в

приобретении

новых знаний и

практических

умений;

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

30

изученных

явлений;

эвристическими

методами

решения

проблем;

34/3 Закон Паскаля.

1

умения

пользоваться

методами

научного

исследования

явлений

природы,

проводить

наблюдения

выводить из

эксперимент

альных

фактов и

теоретически

х моделей

физические

законы

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

мотивация

образовательно

й деятельности

школьников на

основе

личностно

ориентированн

ого подхода;

уважение к

творцам науки

и техники

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа,

делать выводы

35/4 Давление в жидкости и

газе.

1

выводить из

эксперимент

альных

фактов и

теоретически

х моделей

физические

законы

формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать и

предъявлять

информацию в

словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать и

перерабатывать

полученную

убежденность в

возможности

познания

природы, в

необходимости

разумного

использования

достижений

науки и

технологий для

дальнейшего

развития

человеческого

Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково.анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

31

информацию в

соответствии с

поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста, находить

в нем ответы на

поставленные

вопросы и

излагать его;

общества

36/5 Расчет давления на дно

и стенки сосуда

1

умения

применять

теоретически

е знания по

физике на

практике,

решать

физические

задачи на

применение

полученных

знаний;

приобретение

опыта

самостоятельног

о расчета

физических

величин

структурировать

тексты, включая

умение выделять

главное и

второстепенное,

главную идею

текста,

выстраивать

последовательно

сть событий;

развитие

навыков

устного счета

применение

теоретических

положений и

законов

Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом параграфа учебника, составлять план проведение опытов

37/6 Решение задач на

расчет давления

1

умения

применять

теоретически

е знания по

физике на

формулировать и

осуществлять

этапы решения

задач

мотивация

образовательно

й деятельности

школьников на

основе

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет давления жидкости на дно сосуда

32

практике,

решать

физические

задачи на

применение

полученных

знаний;

личностно

ориентированн

ого подхода;

38/7 Сообщающие сосуды

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

объяснения

принципов

действия

важнейших

технических

устройств

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

самостоятельно

сть в

приобретении

новых знаний и

практических

умений;

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

39/8 Вес воздуха.

Атмосферное давление

1

коммуникати

вные умения

докладывать

о результатах

своего

исследования

овладение

универсальными

учебными

действиями на

примерах

гипотез для

объяснения

известных

фактов

формирование

ценностных

отношений друг

к другу,

учителю,

авторам

открытий и

изобретений,

результатам

обучения.

Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению

атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты

над уровнем моря, математики для расчета давления.

40/9 Измерение

атмосферного давления.

Опыт Торричелли.

1

формировани

е убеждения

в

формирование

умений

воспринимать,

мотивация

образовательно

й деятельности

Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

33

закономерно

й связи и

познаваемост

и явлений

природы, в

объективност

и научного

знания

перерабатывать и

предъявлять

информацию в

словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать и

перерабатывать

полученную

информацию в

соответствии с

поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста, находить

в нем ответы на

поставленные

вопросы и

излагать его;

школьников на

основе

личностно

ориентированн

ого подхода;

формирование

ценностных

отношений друг

к другу,

учителю,

авторам

открытий и

изобретений,

результатам

обучения

41/1

0

Барометр-анероид.

Атмосферное давление

на различных высотах.

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

объяснения

принципов

действия

важнейших

технических

устройств

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

самостоятельно

сть в

приобретении

новых знаний и

практических

умений;

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии

34

другого человека

на иное мнение;

42/1

1

Манометры.

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

формирование

умений работать

в группе с

выполнением

различных

социальных

ролей,

представлять и

отстаивать свои

взгляды и

убеждения, вести

дискуссию

мотивация

образовательно

й деятельности

школьников на

основе

личностно

ориентированн

ого подхода;

Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; определять давление с помощью манометра;

43/1

2

Контрольная работа

№3

,,Гидростатическое и

атмосферное

давление,,

1

овладение

навыками

самоконтроля и

оценки

результатов

своей

деятельности,

умениями

предвидеть

возможные

результаты своих

действий;

формирование

ценностных

отношений к

результатам

обучения

Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника,

44/1

3

Поршневой жидкостной

насос.

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

объяснения

принципов

действия

прилагать

волевые усилия и

преодолевать

трудности и

препятствия на

пути достижения

целей.

сформированно

сть

познавательных

интересов,

интеллектуальн

ых и

творческих

способностей

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять

знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

35

важнейших

технических

устройств

45/1

4

Гидравлический пресс

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

объяснения

принципов

действия

важнейших

технических

устройств

приобретение

опыта

самостоятельног

о поиска, анализа

и отбора

информации с

использованием

различных

источников и

новых

информационны

х технологий для

решения

познавательных

задач;

самостоятельно

сть в

приобретении

новых знаний и

практических

умений;

уважение к

творцам науки

и техники

Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

опыты с ведерком Архимеда.

46/1

5

Действие жидкости и

газа на погруженное в

них тело.

1

участвовать в

дискуссии,

кратко и

точно

отвечать на

вопросы,

использовать

справочную

литературу и

другие

источники

информации.

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

развитие

диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать

право другого

человека на

иное мнение;

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе.

47/1 Закон Архимеда.

1

выводить из

эксперимент

приобретение

опыта

мотивация

образовательно

Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии,

географии, природоведения при объяснении плавания тел

36

6

альных

фактов и

теоретически

х моделей

физические

законы

самостоятельног

о поиска, анализа

и отбора

информации с

использованием

различных

источников и

новых

информационны

х технологий для

решения

познавательных

задач;

й деятельности

школьников на

основе

личностно

ориентированн

ого подхода;

48/1

7

Совершенствование

навыков расчета силы

Архимеда

1

умения

применять

теоретически

е знания по

физике на

практике,

решать

физические

задачи на

применение

полученных

знаний;

формулировать и

осуществлять

этапы решения

задач

развитие

навыков

устного счета

отработка

практических

навыков при

решении задач

Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач

49/1

8

Лабораторная работа

№ 8

,,Измерение

выталкивающей силы,

действующей на

погруженное в

жидкость тело,,

1

овладение

навыками

работы с

физическим

оборудовани

ем

самостоятель

н о с т ь

в

приобретени

задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром;

формулировать

соблюдать

технику

безопасности,

ставить

проблему,

выдвигать

гипотезу,

самостоятельно

проводить

На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе.

37

и

н о в ы х

з н а н и й

и

практически

х умений;

собственное

мнение и

позицию,

аргументировать

и

координировать

её с позициями

партнёров в

сотрудничестве

при выработке

общего решения

в совместной

деятельности;

измерения,

делать

умозаключения

проверить

справедливость

закона

Архимеда

50/1

9

Плавание тел.

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

коммуникати

вные умения

докладывать

о результатах

своего

исследования

формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать и

предъявлять

информацию в

словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать и

перерабатывать

полученную

информацию в

соответствии с

поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста, находить

самостоятельно

сть в

приобретении

новых знаний и

практических

умений;

Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.

38

в нем ответы на

поставленные

вопросы и

излагать его;

51/2

0

Лабораторная работа

№ 9

,,Выяснение условий

плавания тел,,

1

овладение

навыками

работы с

физическим

оборудовани

ем

самостоятель

н о с т ь

в

приобретени

и

н о в ы х

з н а н и й

и

практически

х умений;

овладение

универсальными

учебными

действиями для

объяснения

известных

фактов и

экспериментальн

ой проверки

выдвигаемых

гипотез

соблюдать

технику

безопасности,

ставить

проблему,

выдвигать

гипотезу,

самостоятельно

проводить

измерения,

делать

умозаключения

Применять знания из курса математики, географии при решении задач.

52/2

1

Плавание судов, водный

транспорт.

Воздухоплавание

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

объяснения

принципов

действия

важнейших

технических

устройств

обеспечения

безопасности

своей жизни,

охраны

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

овладение

формирование

ценностных

отношений к

авторам

открытий,

изобретений,

уважение к

творцам науки

и техники

39

окружающей

среды;

основами

реализации

проектно-

исследовательско

й деятельности

53/2

2

Решение задач по теме

« Архимедова сила»

1

умения

применять

теоретически

е знания по

физике на

практике,

решать

физические

задачи на

применение

полученных

знаний;

формулировать и

осуществлять

этапы решения

задач

развитие

навыков

устного счета

отработка

практических

навыков при

решении задач

54/2

3

Контрольная работа

№4

,,Архимедова сила,,

1

овладение

навыками

самоконтроля и

оценки

результатов

своей

деятельности,

умениями

предвидеть

возможные

результаты своих

действий;

формирование

ценностных

отношений к

результатам

обучения

Работа и мощность. Энергия. (13 часов)

55/1 Механическая работа.

Мощность.

1

участвовать в

дискуссии,

кратко и

точно

адекватно

оценивать свои

возможности

достижения цели

развитие

монологическо

й и

диалогической

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы

40

отвечать на

вопросы,

использовать

справочную

литературу

определённой

сложности в

различных

сферах

самостоятельной

деятельности;

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать

право другого

человека на

иное мнение;

56/2 Простые механизмы.

Рычаг. Равновесие сил

на рычаге.

1

формировани

е

неформальн

ых знаний о

понятиях

простой

механизм,

рычаг;

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

объяснения

принципов

действия

важнейших

технических

устройств

формирование

умений

воспринимать,

перерабатывать и

предъявлять

информацию в

словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать и

перерабатывать

полученную

информацию в

соответствии с

поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста, находить

в нем ответы на

мотивация

образовательно

й деятельности

школьников на

основе

личностно

ориентированн

ого подхода;

уважение к

творцам науки

и техники

Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в

различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы

41

поставленные

вопросы и

излагать его;

57/3 Момент силы. Рычаги в

технике, быту и

природе

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

развитие

монологическо

й и

диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать

право другого

человека на

иное мнение;

Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи

58/4 Лабораторная работа

№ 10

,,Выяснение условия

равновесия рычага,,

1

овладение

навыками

работы с

физическим

оборудовани

ем

самостоятель

н о с т ь

в

приобретени

и

н о в ы х

з н а н и й

и

практически

х умений;

подтвержден

ие

на

опыте

овладение

универсальными

учебными

действиями для

объяснения

известных

фактов и

экспериментальн

ой проверки

выдвигаемых

гипотез

соблюдать

технику

безопасности,

отработает

навыки

обращения с

лабораторным

оборудованием

на практике

убедится в

истинности

правил

моментов

Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии

равновесия тел.

42

правила

моментов

сил

59/5 «Золотое» правило

механики

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

выводить из

эксперимент

альных

фактов и

теоретически

х моделей

физические

законы

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

мотивация

образовательно

й деятельности

школьников на

основе

личностно

ориентированн

ого подхода;

Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия

рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работать в группе.

60/6 Центр тяжести тела.

Условия равновесия

тел.

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

приобретение

опыта

самостоятельног

о поиска, анализа

и отбора

информации с

использованием

различных

источников и

новых

информационны

х технологий для

решения

развитие

монологическо

й и

диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с

подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

43

познавательных

задач;

право другого

человека на

иное мнение;

61/7 Коэффициент полезного

действия.

1

развитие

теоретическо

го мышления

на основе

формировани

я умений

устанавливат

ь факты,

различать

причины и

следствия,

строить

модели и

выдвигать

гипотезы,

отыскивать и

формулирова

ть

доказательст

ва

выдвинутых

гипотез,

выводить из

эксперимент

альных

фактов и

теоретически

х моделей

физические

законы;

приобретение

опыта

самостоятельног

о поиска, анализа

и отбора

информации с

использованием

различных

источников и

новых

информационны

х технологий для

решения

познавательных

задач;

развитие

монологическо

й и

диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать

право другого

человека на

иное мнение;

уважение к

творцам науки

и техники

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач

62/8 Решение задач на КПД

1

умения и

формулировать и

формирование

Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

44

простых механизмов

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

осуществлять

этапы решения

задач

овладение

основами

реализации

проектно-

исследовательско

й деятельности

ценностных

отношений друг

к другу,

учителю,

авторам

открытий и

изобретений,

результатам

обучения.

63/9 Лабораторная работа

№ 11

,,Определение КПД при

подъеме тела по

наклонной плоскости,,

1

овладение

навыками

работы с

физическим

оборудовани

ем

самостоятель

н о с т ь

в

приобретени

и

н о в ы х

з н а н и й

и

практически

х умений;

оценивать

границы

погрешносте

й результатов

измерений;

задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром;

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных

связей;

объяснять

процессы и

отношения,

выявляемые в

ходе

исследования;

соблюдать

технику

безопасности,

практическое

изучение

свойств

простых

механизмов

Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

условии равновесия тел.

64/1

0

Энергия.

1

знания о

природе

важнейших

формирование

умений

воспринимать,

формирование

ценностных

отношений друг

Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе

45

физических

явлений

окружающег

о мира и

понимание

смысла

физических

законов,

раскрывающ

их связь

изученных

явлений;

перерабатывать и

предъявлять

информацию в

словесной,

образной,

символической

формах,

анализировать и

перерабатывать

полученную

информацию в

соответствии с

поставленными

задачами,

выделять

основное

содержание

прочитанного

текста, находить

в нем ответы на

поставленные

вопросы и

излагать его;

к другу,

учителю,

авторам

открытий и

изобретений,

результатам

обучения.

уважение к

творцам науки

и техники

65/1

1

Совершенствование

навыков расчета

энергии, работы и

мощности

1

умения и

навыки

применять

полученные

знания для

решения

практически

х задач

повседневно

й жизни

знания о

природе

осуществлять

взаимный

контроль и

оказывать в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь;

адекватно

использовать

речь для

планирования и

регуляции своей

формирование

ценностных

отношений друг

к другу,

учителю,

авторам

открытий и

изобретений,

результатам

обучения.

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом параграфа учебника

46

важнейших

физических

явлений

окружающег

о мира и

понимание

смысла

физических

законов,

раскрывающ

их связь

изученных

явлений;

деятельности;

овладение

основами

реализации

проектно-

исследовательско

й деятельности

66/1

2

Превращение энергии.

Закон сохранения

энергии.

1

выводить из

эксперимент

альных

фактов и

теоретически

х моделей

физические

законы

наблюдать

превращение

одного вида

энергии в

другой;

объяснять

переход

энергии от

одного тела к

другому

развитие

монологической

и диалогической

речи, умения

выражать свои

мысли и

способности

выслушивать

собеседника,

понимать его

точку зрения,

признавать право

другого человека

на иное мнение;

осознание

важности

физического

знания

Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом

67/1

3

Контрольная работа

№5

« Механическая

1

овладение

навыками

самоконтроля и

формирование

ценностных

отношений к

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет работы, мощности, энергии

47

работа и мощность.

Простые механизмы»

оценки

результатов

своей

деятельности,

умениями

предвидеть

возможные

результаты своих

действий;

результатам

обучения

Итоговое повторение. Резерв. (3 часа)

48

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места учащихся;

рабочее место преподавателя;

рабочая доска;

наглядные

пособия

(учебники,

опорные

конспекты-плакаты,

стенды,

карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

ПК,

видеопроектор,

проекционный экран.

Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1.

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.

Астрономия. 7-11кл. сост В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

-334с.

2.

Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений . М.: Дрофа. 2011

3.

Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.:

Просвещение, 2009. – 192с.

4.

Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.

Марон.- М.: Дрофа, 2011.- 123с.

5.

Куперштейн Ю.С. Физика. Дифференцированные контрольные

работы. 7-11 класс. СПб. : Изд. дом «Сентябрь», 2009. 64с.

Цифровые Образовательные Ресурсы

№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики»

№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

№3 Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

№4 Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11

классы» ООО Физикон

Демонстрационное оборудование

2. Первоначальные сведения о строении вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Набор свинцовых цилиндров.

3.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5.Динамометр.

6.Набор брусков.

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

5.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.

6.

Оборудование для лабораторных работ

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №6.

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Оборудование: динамометр, набор грузов, штатив с муфтой,

лапкой и кольцом.

Лабораторная работа №7.

Исследование зависимости силы трения скольжения от

площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, набор грузов.

Лабораторная работа №8.

«Определение выталкивающей силы, действующей на

погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой

и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №9.

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование:

весы,

гири,

мензурка,

пробирка-поплавок

с

пробкой,

проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №10.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование:

рычаг

на

штативе,

набор

грузов,

масштабная

линейка,

динамометр.

Лабораторная работа№11.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.



В раздел образования