Напоминание

"Рабочая программа по физике. 9 класс ( 2 часа в неделю)"


Автор: Сопова Людмила Александровна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МКОУ " Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных"
Населённый пункт: Курская область п.Тим
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по физике. 9 класс ( 2 часа в неделю)"
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа

для основного общего образования

( базовый уровень)

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 9 класса составлена на основе программы

основного общего образования: « Физика» 7-9 классы ( базовый уровень)

Москва, Просвещение, 2008 год и авторской программы Перышкина А.В.,

Гутник Е.М. Физика 7-9 классы, Москва, Дрофа, 2009г с учетом:

1) требований Федеральных компонентов Государственных

образовательных стандартов. Москва, Дрофа, 2004 год;

2) обязательного минимума содержания учебных программ:, утвержденного в

2004 году;

3) максимального объема учебного материала для обучающихся:

4) требований к уровню подготовки выпускников:

5) объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом

образовательного учреждения для реализации учебных предметов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предполагает

распределение предметных часов по разделам курса, последовательность

изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных

связей, логики учебного процесса, возвратных особенностей учащихся.

Определен так же перечень демонстраций, лабораторных работ и

практических занятий.

Структура программы соответствует структуре учебника: Перышкин А.В. ,

Гутник Е.М. – Москва, Дрофа, 2014 г

Цели изучения курса – выработка компетенций:

-общеобразовательных:

уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою

познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки

результата);

уметь использовать элементы причинно-следственного и структурно-

функционального анализа, определять сущностные характеристики

изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать

определения, приводить доказательства;

уметь оценивать и корректировать свое поведение в окружающей

среде, выполнять экологические требования к практической

деятельности и повседневной жизни.

-предметно-ориентированных:

понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и

взаимного влияния науки и техники. Превращения науки в

непосредственную производительную силу общества: осознавать

взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и

способы охраны природы;

развивать познавательные интересы и интеллектуальные

способности в процессе самостоятельного приобретения физических

знаний с использованием различных источников информации;

воспитывать убежденность в позитивной роли физики современного

общества; овладевать умениями применять полученные знания для

получения разнообразных физических явлений;

применять полученные знания и умения для безопасного

использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и

производстве, решения практических задач в повседневной жизни,

предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и

окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного,

деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися

интеллектуальной и практической деятельности.

2.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве

учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об

окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и

культурном развитии общества, способствует формированию современного

научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного

мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных

интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание

следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами

научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от

учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление

школьников с методами научного познания предполагается проводить при

изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального

раздела “Физика и физические методы изучения природы”.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования

состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания,

позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии,

физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на

основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их

усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные

явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне

рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и

применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего

образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и

квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления,

законах, которым они подчиняются; методах научного познания

природы и формирование на этой основе представлений о физической

картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений,

описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые

измерительные приборы для изучения физических явлений;

представлять результаты наблюдений или измерений с помощью

таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические

зависимости; применять полученные знания для объяснения

разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия

важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при

решении физических задач и выполнении экспериментальных

исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в

необходимости разумного использования достижений науки и

технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

уважения к творцам науки и техники;

применение полученных знаний и умений для решения практических

задач повседневной жизни, рационального природопользования и

охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ

отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного

общего образования, в том числе 70 учебных часов из расчета 2 учебных

часов в неделю в 9 классе.

Содержание учебного материала

1.

Физические методы изучения природы ( 1 час )

Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели.

Роль математики в развитии физики. Физика и развитие представлений

о материальном мире.

2.

Законы движения и взаимодействия тел ( 27 часов

)

Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение.: мгновенная скорость,

ускорение, перемещение. Скорость. Ускорение

.

Графические

зависимости кинематических величин от времени при равномерном и

равно ускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и

гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый , второй и третий законы

Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение .Закон

сохранения механической энергии.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение .

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Измерение ускорения свободного падения.

3.

Механические колебания и волны. Звук ( 10 часов )

Колебательное движение. Свободные колебания.

Колебательные системы. Маятник. Амплитуда. Период и

частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и

продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со

скоростью ее распространения и периодом ( частотой ).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость

звука. Звуковые колебания. Звуковой резонанс.

Демонстрации

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты свободных

колебаний нитяного маятника от его длины

4. Электромагнитное поле ( 16 часов )

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и

направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Действие магнитного поля на проводник с током.. Правило левой

руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока.

Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор.

Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле .Электромагнитные волны. Скорость

распространения электромагнитных волн .Конденсатор.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа

света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

Типы спектров. Поглощение и испускание света атомами.

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн.

Принципы радиосвязи.

Преломление света.

Дисперсия света.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции

5.

Строение атома и атомного ядра ( 14 часов )

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Альфа- , бета- и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная

модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение

зарядового и массового чисел.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и

массового чисел. Правило смещения. Энергия связи частиц в ядре.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика.

Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция.

Демонстрации

Модель опыты Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Лабораторные работы

Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

6.

Итоговое повторение

Календарно-тематическое планирование

уроков

физики в 9 классе

Количество часов за год - 70

В неделю- 2 часа

Плановых контрольных работ - 5

Лабораторных работ - 6

Авторы: Перышкин А. В., Гутник Е. М.

Физика-9, Москва, Дрофа, 2014

уро

ка

Название раздела ,

темы , урока

Параг

раф,

пункт

Коли

чест

во ча

сов

Дата

план

Дата

факт

Приме

чание

Физические методы изучения природы ( 1 час)

1/1

Вводный инструктаж

по технике

безопасности.

Физические методы

изучения природы.

1

Законы движения и взаимодействия тел ( 27 часа)

Основы кинематики ( 12 часов)

2/1

Материальная точка.

Система отсчета

п.1

1

3/2

Перемещение

п.2

1

4/3

Определение

координаты

движущегося тела.

п.3

1

5/4

Перемещение при

прямолинейном

равномерном движении

п.4

1

6/5

Прямолинейное

равноускоренное

движение. Ускорение.

п.5

1

7/6

Скорость

прямолинейного

равноускоренного

движения. График

скорости.

п.6

1

8/7

Перемещение при

прямолинейном

равноускоренном

движении

п.7

1

9/8

Перемещение тела при

прямолинейном

равноускоренном

движении без

начальной скорости

п.8

1

10/

9

Решению задач на

равноускоренное

движение

1

11/

Инструкция по ТБ.

Стр.2

1

10

Лабораторная работа

№1 « Исследование

равноускоренного

движения без

начальной скорости»

69-

274

12/

11

Решение задач по теме

« Основы кинематики»

1

13/

12

Контрольная работа №1

по теме « Основы

кинематики»

1

Основы динамики( 10 часов)

14/

1

Относительность

механического

движения.

Геоцентрическая и

гелиоцентрическая

системы мира

п 9

1

15/

2

Инерциальные системы

отсчета . Первый закон

Ньютона

п.10

1

16/

3

Второй закон Ньютона

п 11

1

17/

4

Третий закон Ньютона

п.12

1

18/

5

Решение задач на

применение законов

Ньютона

1

19/

6

Свободное падение

тел.Движение тела,

брошенного

вертикально вверх.

Невесомость.

п.13

п.14

1

20/

7

Инструкция по Т Б.

Лабораторная работа

№2 « Измерение

ускорения свободного

падения»

Стр.

274-

275

1

21/

8

Закон всемирного

тяготения. Ускорение

свободного падения на

Земле и других

небесных телах

п.15,

п. 16

п.17

Д.Ч.

1

22/

9

Прямолинейное и

криволинейное

движение. Равномерное

движение по

окружности.

Центростремительное

ускорение.

п.18,

п.19

п.20

ДЧ

1

23/

10

Решение задач по теме

« Основы динамики

1

Законы сохранения в механике ( 5 часов)

24/

1

Импульс тела. Закон

сохранения импульса.

п.21

1

25/

2

Реактивное движение.

Ракеты.

п.22

1

26/

3

Вывод закона

сохранения

механической энергии

п.23

1

27/

4

Решение задач по теме

по теме «Основы

динамики и законы

сохранения в

механике»

1

28/

5

Контрольная работа

№2 по теме «Основы

динамики и законы

сохранения в

механике»

1

Механические колебания и волны. Звук.( 10 часов )

29 /

1

Колебательное

движение. Свободные

колебания.

п.24,

п.25

1

Колебательные

системы. Маятник.

30 /

2

Амплитуда, период,

частота колебаний

п.26

1

31 /

3

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

№3 «Исследование

зависимости периода

и частоты свободных

колебаний нитяного

маятника от его

длины »

Стр.2

75-

378

п .27

ДЧ

1

32 /

4

Превращения энергии

при колебательном

движении. Затухающие

и вынужденные

колебания. Резонанс.

п.28,

п.29,

п.30

1

33/

5

Распространение

колебаний в среде.

Волны. Продольные и

поперечные волны.

п.31,

п.32

1

Длина волны. Скорость

распространения волн.

п.33

34

/6

Источники звука.

Звуковые колебания.

Решения задач.

п.34

1

35/

7

Высота и тембр звука.

Громкость звука.

п.35,

п.36

1

36

/8

Распространение звука.

Звуковые волны.

Скорость звука.

Решение задач.

п.37,

п.38

1

37

/9

Отражение звука. Эхо.

Звуковой резонанс.

п.39,

п.40

1

378

/10

Контрольная работа

№3 по теме

«Механические

колебания и звук»

п.41

ДЧ

1

Электромагнитное поле ( 16 часов )

39/

1

Магнитное поле и его

графическое

изображение.

Однородное и

неоднородное

магнитные поля.

п.42,

п.43

1

40

/2

Направление тока и

направление линий

магнитного поля.

п.44

1

41 /

3

Действие магнитного

поля на проводник с

током. Правило левой

руки.

п.45

1

42 /

4

Индукция магнитного

поля. Магнитный поток

п.46,п

.47

1

43

/5

Явление

электромагнитной

индукции.

Инструкция по ТБ.

Лабораторная работа

№4 « Изучение

явления

электромагнитной

индукции »

п.48

1

44/

6

Направление

индукционного тока.

Правило Ленца

п.49

1

45 /

7

Явление самоиндукции.

Получение и передача

переменного

электрического тока.

Трансформатор.

п. 50,

п. 51

1

46 /

8

Электромагнитное

поле.

Электромагнитные

волны.

п.52,

п. 53

1

47 /

9

Конденсатор.

п. 54

1

48 /

Колебательный контур.

Получение

п.55

1

10

электромагнитных

колебаний

49

/11

Принципы радиосвязи

и телевидения

п п.57

ДЧ .5

6

1

50

/12

Электромагнитная

природа света. Решение

задач.

п.58

1

51

/13

Преломление света.

п.59

1

52/

14

Дисперсия света.

п.60

п.61

ДЧ

1

53 /

15

Типы спектров .

Поглощение и

испускание света

атомами Решение

задач по теме

«Электромагнитные

явления»

п.62,

п. 64

п 63

ДЧ.

1

54/

16

Контрольная работа

№4 по теме

«Электромагнитное

поле»

1

Строение атома и атомного ядра ( 14 часов)

55/

1

Радиоактивность как

свидетельство сложного

строения атомов.

Модели атомов. Опыт

Резерфорда.

п.65,

п.66

1

56 /

2

Радиоактивные

превращения атомных

ядер

п.67

1

57

/3

Экспериментальные

методы исследования

частиц.

п.68

1

58/

4

Открытие протона и

нейтрона.

п.69,п

.70

1

59 /

5

Состав атомного ядра.

Массовое число.

Зарядное число.

Изотопы. Ядерные -

силы.

п.71,

п.72

1

60

/6

Альфа – и бета –

распад. Правило

смещения Энергия

связи. Дефект масс.

п.73

1

61/

7

Деление ядер урана.

Цепная реакция.

п.74,

п.75

1

62 /

8

Инструкция по ТБ

Лабораторная работа

№5 «Изучение

деления ядра атома

урана по фотографии

треков »

Стр28

0-281

1

63 /

9

Ядерный реактор.

Преобразование

внутренней энергии

атомных ядер в

электрическую.

п.76

1

64 /

10

Инструкция по ТБ.

Лабораторная работа

№6 « Изучение

треков заряженных

частиц по готовым

фотографиям »

Стр28

1-282

1

65 /

11

Атомная энергетика

п.77

1

66

/12

Биологическое

действие радиации.

Закон радиоактивного

распада.

п.78

1

67/

13

Термоядерные реакции.

Решение задач по теме

« Строение атома и

атомного ядра »

п.79

п.80

ДЧ

1

68/

14

Контрольная работа

№5 по теме « Строение

атома и атомного ядра»

1

69,

70

Итоговое занятие

2



В раздел образования