Автор: Горбунова Татьяна Вячеславовна
Должность: психолог
Учебное заведение: МОУ "Шацкая средняя школа"
Населённый пункт: г. Шацк Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка занятия по арт-терапии
Тема: "Образ моего страха"
Раздел: начальное образование
Конспект занятия по арт-терапевтической технологии
Тема: «Образ моего страха»
Цель: снижение эмоционального напряжения через манипуляции с предметом страха.
Задачи:
осознание страха через сенсорные каналы
перевод негативных переживаний в позитивные
повышение психического тонуса
Адресат: школьники в возрасте 7-8 лет
Форма: индивидуальная
Материалы к занятию: магнитофон, релаксационная музыка, лист бумаги формата А4,
гуашь, кисть.
Структура занятия:
1.
Разминка — 2 минуты
2.
Коррекционная часть — 15 минут
3.
Релаксация — 3 минуты
Ход работы
Психолог: Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. Наше занятие мы начнем, как
обычно, с разминки. Тихонько, как мышата, пройдите сейчас в круг. Помните правило:
«Где встал, замри на месте!». Отлично! Начнем с упражнения «Черепашка». (Приложение
1)
Мы
сделаем упражнение «Человек боится…» (здесь ребятам необходимо продолжить
предложение).
Следующее упражнение «Дотроньтесь до…, кто боится…» (выявление и актуализация
детских страхов, например: дотронется до мочки уха тот, кто боится мышей, и т. д.)
Молодцы, у всех все отлично получилось. Ребята, вы храбрецы, мы сейчас увидели, что
каждый из нас чего-то боится.
Коррекционная часть
Цель: визуализация страха и дальнейшее манипулирование с ним.
Упражнение «Расскажи свой страх»
Психолог вместе с ребенком садится на ковёр (важно, чтобы взрослый и ребенок были
на
одном
уровне).
Психолог
рассказывает
о
своих
собственных
страхах,
тем
самым
показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться.
Далее идет работа по осознанию страха через сенсорные каналы.
Психолог: Как ты думаешь, что такое страх? (в основном ответы такие: «Это когда
дрожишь. Когда трудно дышать. Когда напрягаются руки и ноги» и т. п.)
Психолог: Ты правильно думаешь, страх это неприятное ощущение в теле. А если бы
страх имел цвет, то какого бы цвета он был?
В основном присутствует два цвета — черный и красный.
Психолог: Как ты думаешь, какой страх на вкус? («Фу, он горький как яд» и т. п.)
Психолог: А если страх потрогать, то какой он? («Он очень холодный, жесткий,
твердый. «У него острые шипы, можно уколоться»)
Психолог: Хорошо, а если бы мы могли слышать страх, какой бы он был на слух?
(«Тихий, шуршащий, как мышка. Шипящий»)
Психолог: Замечательно, нам с тобой удалось представить, как выглядит страх. А
теперь нарисуй, пожалуйста, свой страх. Подумай, какие ты возьмешь для этого цвета.
Ребенок садится за стол, получает лист бумаги формата А4, гуашь или акварель и
кисть. Психолог оказывает помощь по мере необходимости.
После завершения работы, психолог проводит беседу, уточняет, спрашивает.
Психолог: Ну что ж, рисунок готов. Хочешь ли ты что-нибудь рассказать о нем? Какие
чувства у тебя вызывает это изображение?
Психолог: А теперь я предлагаю тебе превратиться в волшебника. Хочешь?
Ребенок получает волшебную мантию или любой другой атрибут волшебника.
Психолог: Что бы ты хотел сделать со своим страхом? Ты волшебник. Ты можешь
уничтожить страх, превратить во что угодно, украсить так, чтобы он стал добрым. А
можешь даже подружиться с ним, если хочешь. Ты волшебник, все в твоих силах.
Ребенок выбирает любой понравившийся способ или придумывает собственный и
реализует свой выбор. Психолог контролирует процесс, помогает по мере необходимости.
После завершения работы выясняется эмоциональное самочувствие ребенка.
Психолог: Очень хорошо! Тебе удалось совершить настоящее волшебство. Что ты
сейчас чувствуешь?
Ритуал прощания «Дерево дружбы» (Приложение 2)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1
«Черепашка»
Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу.
Шла по полю черепаха (дети сжимают руки в кулачки и кулачками спускаются по ногам
до колен)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, трясутся всем телом, изображая страх)
И сказала вдруг: «Кусь-кусь», (кисти рук складываются в «уточку»)
Ничего я не боюсь.(мотают головой из стороны в сторону)
Приложение 2
Ритуал прощания «Дерево дружбы»
Дети вместе с учителем собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим
пальцем
вверх,
и
строят,
цепляясь
друг
другу
за
пальцы,
дерево.
По
окончании
строительства, не отпуская друг друга, хором произносят:
молодцы!!!! (в некоторых
случаях, если количество детей не более 10, можно назначить того, кто будет корнями,
стволом, кроной!)
Список литературы:
1.
Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии.- СПб.:Речь, 2003.-320 с.
2.
Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Алиева М. А., Гришанович Т. В., Трошихина Е. Г.
Тренинг
развития
жизненных
целей
(программа
психологического
содействия
успешной адаптации).\ под ред Е. Г. Трошихиной.-СПБ.: Речь, 2002.- 216с.
3.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).-
М.: «Генезис», 2006.-303 с.
4.
Исаева
О.
С.
«Принципы
коррекции
агрессивного
поведения
у
младших
школьников», Психология и школа 2006, №3