Напоминание

"Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы"


Автор: Дубинина Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1959 "Дети мира"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы"
Раздел: начальное образование





Назад




Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-

оздоровительной работы

Эффективность

учебного

процесса

в

школе

зависит

от

умелой

организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм

физкультурно-оздоровительных

мероприятий

особое

место

отведено

проведению малоподвижных игр на переменах. Проведение динамических

подвижных перемен способствует лучшему восприятию учебного материала,

физическому развитию и воспитанию волевых качеств; в учебном процессе

позволяет

снижать

утомляемость,

повышает

эмоциональный

настрой

и

работоспособность.

Цель:

использование комплексных оздоровительных мероприятий во время

учебного процесса.

Задачи:

Знакомство и изучение русских народных игр.

Развитие умственных способностей детей, их волевых качеств.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Игры малой подвижности

Игры большей подвижности

Игры в камешки

Спортивная семейная игра

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Краски

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки—

краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину.

Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».—

«Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?» — «За голубой». Если

голубой

краски

нет,

хозяин

говорит:

«Иди

по

голубой

дорожке,

найди

голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски

угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином

повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает

покупатель,

который

угадал

больше

красок.

При

повторении

игры

он

выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет

краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Указания к проведению. Игра проводится с детьми как в помещении,

так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может

дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой

дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и

двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и говорит:

Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы

кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «Черный, белый, да,

нет.»

Ведущий ведет примерно такой разговор:

«Что продается в булочной?» — «Хлеб».— «Какой?» Чуть-чуть не

ответил игрок: «Черный и белый», да вовремя вспомнил запрещенные слова

и сказал: «Мягкий». — «А какой хлеб ты больше любишь, черный или

белый?» — «Всякий».— «Из какой муки пекут булки?» — «Из пшеничной».

И т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце

игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

Правила.

1. На вопросы играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять

нельзя

2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.

3. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.

4. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Указания к проведению

Игру

можно

провести

на

лесной

полянке

или

в

тенистом

уголке

игровой площадки. В игре принимают участие не более 10 человек, все дети

имеют по нескольку фантов. Они должны внимательно слушать вопросы

водящего и, прежде чем ответить, подумать.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта

интересные

задания:

спеть

песню,

загадать

загадку,

прочитать

стихи,

рассказать короткую смешную историю, вспомнить пословицу и поговорку и

т. д. Самой трудной в этой игре является роль ведущего, поэтому вначале эту

роль выполняет воспитательница. Фанты могут выкупаться после того, как

проиграет 5 человек.

Колечко

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все

играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине

круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4

раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру.

Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом

для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и

старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает

руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого

нашли кольцо, идет водить.

Правила.

1.

Кольцо

передвигать

по

шнуру

только

тогда,

когда

водящий

с

закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми глазами.

3.

Играющий

должен

снять

руки

со

шнура,

как

только

водящий

назовет его по имени.

Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то

на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.

Молчанка

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается

играющих

рассмешить

движениями,

смешными

словами

и

потешками,

шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он

отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию

играющих

поют

песни,

читают

стихи,

танцуют,

выполняют

интересные

движения.

Правила.

1. Ведущий не должен играющих трогать руками.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.

Указания к проведению. Игру можно проводить в разных условиях.

Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется,

улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей

в игре.

Веревочка

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают

в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу

и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они

опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они

сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила.

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Телефон

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на

ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он

услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово

следующему игроку и так до последнего играющего.

После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал

сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону.

Каждый

ребенок

может

выполнять

роль

телефона

один

раз,

после

чего

садится в конце ряда.

Летит — не летит

Эта

игра

проходит

за

столом.

Играющие

кладут

на

стол

пальцы,

ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании

летающего

предмета

все

должны

поднять

пальцы

вверх.

Кто

поднимет

пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при

назывании летающего — платит фант.

Иногда

играют

и

так:

все

становятся

в

круг

и

при

назывании

летающего

предмета

все

игроки

подпрыгивают.

Если

назван

предмет

нелетающий, они стоят на месте.

Камешек

Дети сидят на скамейке или стульях, ладони у всех сложены вместе и

лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и

делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из

играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от

скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и по-

казывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому

положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим

остается прежний.

Правила.

1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не

знал, у кого он.

2. Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко

мне!»

Мережа

Выбирают

двух

рыбаков,

остальные

играющие

садятся

в

кружок,

сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на

коленях руки — мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него

маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно

кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка.

Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена, еще 2—3 детей.

Первый рыбак садится на место, второе опускает рыбку в мережу, а тот, у

кого нашли рыбку, идет угадывать.

Море волнуется

По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка

одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся

на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают

вокруг

стульев.

«Море

утихло»,—

говорит

водящий,

и

дети

занимают

свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает

водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.

Правила.

1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.

2.

Занимать

свободное

место

можно

только

после

слов:

«Море

утихло».

Соломинки

Соломинки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают

их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок,

неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры.

Кто из играющих взял больше соломинок, тот и побеждает.

Правила. 1. Соломинки по столу рассыпают или бросают с небольшой

высоты.

2.

Брать

их

можно

рукой

или

длинной

соломинкой

на

конце

с

крючком.

Указания к проведению. Соломинки делают одинаковой толщины и

длины (10—15 см). На каждого играющего должно быть до 10 соломинок.

Дятел

Дети собираются на площадке, выбирают водящего — дятла. Все

встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по

кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает: «Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С этими словами юн быстро берет за руку одного из играющих и

встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра

повторяется.

Солнце и месяц

Все

дети

собираются

на

площадке,

выбирают

двух

ведущих.

Те

отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них

будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди

стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим,

берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют

песенку:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

С

этой

песенкой

они

проходят

через

ворота.

Солнце

и

месяц

останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу

или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает

рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры

нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 7 2007 год

М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»

Игры большей подвижности

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых

-

физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно

термин «подвижные игры».

Семь основных условий подвижной игры:

-движение;

-физическая раскованность и свобода;

-общественный

характер,

«ибо

забава

исходит

из

общества,

к

которому стремится человек»

-состязательность,

которая

приводит

к

«колебанию

духа

между

надеждой и страхом»

-наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются

в ссоры и драки, так что нарушением правил, игра противоречит сама себе»

-лёгкость, которую приобретает каждый её участник;

-ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой

конец, так как затянувшаяся игра надоедает»

Подвижные игры в учебном процессе начальной школы применяют

строго

целенаправленно, с учётом конкретных задач каждого отдельного

урока, его содержания. Подвижные игры должны эффективно содействовать

нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем

организма учащихся с учётом возраста, а также формированию правильной

осанки.

Особенность методики проведения подвижных игр на уроках состоит

в

том,

что

между

подвижными

играми

и

другими

упражнениями,

включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная

организационно-

методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять

место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную

её длительность.

ИГРЫ В КАМЕШКИ

Популярной в России в свое время была игра в камешки. Называли ее

по-разному: кремушки,

галанцы,

просферы.

Для

игры

дети

берут

пять

камешков величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой

поверхностью. Такие камешки удобно взять в руку, легко рассыпать во время

игры на столе. (Можно использовать для игры также желуди и т.д.).

Перед

игрой

дети

по

взаимному

согласию

или

считалке

уста-

навливают, кому за кем бросать камешки. Но есть и особый жребий, когда все

играющие берут пять камешков, слегка подбрасывают вверх, поворачивают

руки ладонями вниз и пытаются поймать их на тыльную сторону руки. У кого

на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники

игры садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит

игра, называется коном. Очередь игроки ведут «по солнцу», т. е. справа

налево.

Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну

фигуру (такие, как «Грудка», «Жары», «Мостик»), и трудные, когда дети

выполняют несколько фигур Комбинация фигур бывает сложной, и не всегда

всем

играющим

они

удаются,

но

частое

повторение

игры

дает

свои

результаты.

Эти

игры

увлекательны

и

полезны,

воспитывают

внимание,

сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную

координацию движений.

Жары

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре

рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И

пока он летит, нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на

столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться

одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых

коснулся играющий, откладывают в сторону.

Верты

Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или

просто сдвинуть с места.

Мостик

Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый

камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят

пятый.

Из руки в руку

Та

же

игра,

но

нужно

успеть

взять

со

стола

как

можно

больше

камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в

другую руку.

Грудка

В правую руку дети берут по пять камешков, один бросают вверх, а

четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек.

Камешек

подбрасывают

вверх

еще

раз,

быстро

берут

лежащие

на

столе

четыре камешка и ловят брошенный.

Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.

На подолик

Играющий

рассыпает

на

столе

по

четыре

камешка,

пятый

подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть

один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра

повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не

переложат их на колени.

Через реку

Та же игра, но камешек бросают из-под левой, вытянутой вперед руки.

Мены

Четыре

камешка

игрок

рассыпает

на

столе,

пятый

бросает

вверх.

Нужно

быстро

взять

один

из

лежащих

камешков

и

успеть

поймать

брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро

кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный.

Игра заканчивается, когда все камешки играющие обменяют.

Одиночка

Ребенок берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх,

а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его

вверх,

быстро

берет

со

стола

один

камешек

и

ловит

брошенный.

Игру

повторяют несколько раз, пока не соберут со стола все камешки.

Двойка

Ребенок держит пять камешков в руке. Один из них бросает вверх, два

камешка быстро кладет на стол и ловит брошенный вверх. В руке осталось

три

камешка.

Еще

раз

играющий

бросает

один

камешек

вверх,

два

оставшихся камешка кладет на стол и ловит тот, который бросил. В третий

раз

камешек

подбрасывается

вверх,

а

со

стола

нужно

успеть

взять

два

камешка и поймать брошенный. В четвертый раз при подбрасывании надо

взять остальные два камешка.

Тройки

В правой руке игроки держат по пять камешков, один подбрасывают

вверх, а четыре кладут на стол, но так, чтобы три лежали вместе, а один

отдельно, и ловят камешек, брошенный вверх. Камешек подбрасывают еще

раз вверх. Прежде чем его поймать, нужно успеть взять сначала три камешка

со стола.

Камешек подбрасывают снова вверх, быстро берут со стола остав-

шийся камешек и ловят брошенный.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их

вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки на тыльную сторону

одной

руки.

Прикрыв

пойманные

камешки

другой

рукой,

спрашивает

у

играющих: «Чет или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все

свои фанты, выходит из игры.

Царапки

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки кроме одного, кладут на

кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его,

быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, ловит брошенный.

Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного,

снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона

камешки.

Если играющий не поймал брошенный камешек вверх, игру начинает

второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.

СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР В КАМЕШКИ

Упражнения с камешками

1. Перебрасывать камешек друг другу, ловить двумя руками.

2. Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и

левой рукой.

3. Перебрасывать камешек из руки в руку.

4. Подбрасывать и ловить камешек правой рукой.

5. Подбрасывать и ловить камешек левой рукой.

6. Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой.

7. Подбрасывать камешек левой, а ловить правой рукой.

Игры:

1. Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага, лицом в круг.

Камешек передают одной рукой по кругу: сначала в правую, а потом в левую

сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть три 'и

более штук. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется

несколько раз.

2. Та же игра, но дети камешки друг другу перебрасывают.

3.

Пять

камешков

лежат

на

столе.

Один

из

них

играющий

подбрасывает вверх, быстро ладонью этой же руки стучит по столу, ловит

брошенный камешек и перекладывает его в левую руку. Так он подбрасывает

камешки

один

за

другим,

стучит

ладонью

по

столу,

старается

каждый

брошенный камешек поймать и переложить в левую руку.

4. Пять камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди

подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный

камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим,

хлопает

в

ладоши,

ловит

их

и

кладет

на

стол.

Выигрывает

тот,

кто,

поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

5.

Пять

камешков

лежат

на

столе.

Один

из

них

играющий

подбрасывает вверх, ловит его и перекладывает в левую руку. Так поочередно

он

подбрасывает

все

камешки,

в

левую

руку

перекладывает

только

те,

которые поймал.

6. Четыре камешка ребенок рассыпает на столе, один держит в руке.

Подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит

брошенный

вверх.

Из

двух

камешков

в

руке

играющий

должен

один

переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет

один

за

другим

камешки

со

стола,

старается

поймать

брошенный.

Если

камешек

поймал,

перекладывает

его

в

левую

руку.

Выигрывает

тот,

кто

первый заканчивает игру.

7.

Пять

камешков

лежат

в

левой

руке.

Один

камешек

играющий

подбрасывает, ловит правой рукой. Пойманный камешек кладет на стол.

Подбрасывая левой рукой второй камешек, ловит его правой и кладет на стол.

Игра заканчивается, когда один из играющих все камешки, подбрасывая и

ловя таким образом, переложит на стол.

8. Камешки лежат на столе на небольшом расстоянии друг от друга.

Играющий берет один камешек левой рукой, бросает его вверх, а ловит

правой. Берет левой рукой второй камешек, подбрасывает его вверх, ловит

правой. Так играющий, подбрасывая один за другим камешки левой рукой,

ловит их правой, перекладывая на стол.

Вариант.

Та

же

игра,

но

камешки

играющий

подбрасывает

вверх

правой рукой, а ловит их левой.

9. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от

друга

так,

чтобы

их

удобно

было

брать.

Играющий

подбрасывает

один

камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из

трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз

подбрасывает один камешек вверх, берет со стола другую пару камешков и

ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не

уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок.

По договоренности, на кон играющие кладут от 3 до 6 пар камешков.

Вариант. Та же игра, но камешки на столе кладут тройками.

10. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в

левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один

камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он

кладет на стол, но в стороне от кона. Первый играющий выполняет фигуры,

пока не уронит камешек. Игру по очереди начинает второй игрок, а первый

дожидается своей очереди.

На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 7 2007 год

М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»



В раздел образования