Напоминание

"Игровые технологии в обучении и воспитании"


Автор: Зайчикова Екатерина Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 920
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии в обучении и воспитании"
Раздел: среднее образование





Назад




«Игровые технологии в обучении и воспитании»

Автор: Зайчикова Екатерина Михайловна,

учитель английского языка ГБОУ Школа № 920

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.

Ф. Шиллер

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим

люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на

активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность

особенно важна и используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-

в

качестве

урока

(занятия)

или

его

части

(введения,

объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в

форме

различных

педагогических

игр.

В

отличие

от

игр

вообще

педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной

целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые

могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-

познавательной

направленностью.

Игровая

форма

занятий

создается

на

уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как

средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация

игровых

приемов

и

ситуаций

при

урочной

форме

занятий

происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится

перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется

правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства.

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую

задачу

в

игровую.

Успешное

выполнение

дидактического

задания

связывается

с

игровым

результатом.

Место

и

роль

игровой

технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во

многом

зависят

от

понимания

учителем

функций

и

составляющих

педагогической игры. В первую очередь, следует разделить игры по виду

деятельности

на

физические

(двигательные),

интеллектуальные

(умственные),

трудовые,

социальные

и

психологические.

По

характеру

педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)

коммуникативные,

диагно стиче ские,

п р о ф о р и е н т а ц и о н н ы е ,

психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру

игровой

методики.

Укажем

лишь

важнейшие

из

применяемых

типов:

предметные,

сюжетные,

ролевые,

деловые,

имитационные

и

игры-

драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным

дисциплинам. Можно выделить следующие цели и задачи использования

игровых технологий в обучении:

1.

Дидактические:

расширение

кругозора,

познавательная

деятельность;

применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных

умений

и

навыков,

необходимых

в

практической

деятельности;

развитие

обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2.

Воспитывающие:

воспитание

самостоятельности,

воли;

формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,

общительности, коммуникативности.

3.

Развивающие:

развитие

внимания,

памяти,

речи,

мышления,

умений

сравнивать,

сопоставлять,

находить

аналогии,

воображения,

фантазий,

творческих

способностей,

эмпатии,

рефлексии,

умения

находить

оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4.

Социализирующие:

приобщение

к

нормам

и

ценностям

общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение

общению; психотерапия.

Вот как определяли игру Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев:

«Игра

-

пространство

«внутренней

социализации»

ребенка,

средство

усвоения социальных установок». (Л.С. Выготский).

«Игра

-

свобода

личности

в

воображении,

«иллюзорная

реализация

нереализуемых интересов». (А.Н. Леонтьев).

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с

человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю

сторону

явлений,

открывает

у

себя

наличие

переживаний

и

начинает

ориентироваться

в

них.

У

ребенка

формируется

воображение

и

символическая

функция

сознания,

которые

позволяют

ему

переносить

свойства

одних

вещей

на

другие,

возникает

ориентация

в

собственных

чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет

ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Особую

роль

играет

технология

развивающих

игр

в

обучении

детей

младшего школьного возраста. Программа игровой деятельности состоит из

набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из

общей

идеи

и

обладают

характерными

особенностями.

Каждая

игра

представляет

собой

набор

задач,

которые

ребенок

решает

с

помощью

кубиков,

кирпичиков,

квадратов

из

картона

или

пластика,

деталей

из

конструктора-механика и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе

строительно-трудовых

и

технических

игр,

и

они

напрямую

связаны

с

интеллектом. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели,

плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции

и

т.п.,

и

таким

образом

знакомят

его

с

разными

способами

передачи

информации.

Задачи

имеют

очень

широкий

диапазон

трудностей:

от

доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему

взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до

взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет

ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать

свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и

где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке. Для

младшего

школьного

возраста

характерны

яркость

и

непосредственность

восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую

деятельность,

особенно

в

игровую,

самостоятельно

организуются

в

групповую

игру

с

предметами,

игрушками.

В

игровой

модели

учебного

процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой

ситуации:

проблемная

ситуация

проживается

участниками

в

ее

игровом

воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть

деятельности

учащихся

происходит

в

условно-игровом

плане.

Игровая

обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между

ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры

выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный

результат.

Дидактическая

функция

игры

реализуется

через

обсуждение

игрового

действия,

анализ

соотношения

игровой

ситуации

как

моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной

модели

принадлежит

заключительному

ретроспективному

обсуждению,

в

котором

учащиеся

совместно

анализируют

ход

и

результаты

игры,

соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход

учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы

содержатся

игры,

способствующие

обогащению

и

закреплению

у

детей

бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых

представлений,

обучение

счету,

и

игры,

развивающие

память,

внимание,

наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр

зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от

целенаправленности

программы

игр

в

сочетании

с

обычными

дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное

образование,

охватывающее

определённую

часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем.

Составление

игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя,

работающего с обучающимися начальной школы.

Приведем примеры игровых технологий.

1.Деловая игра -

используется для решения комплексных задач усвоения

нового

материала,

закрепления

материала,

развития

творче ских

способностей,

формирования

обще-учебных

умений,

дает

возможность

обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

2. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо

организации,

предприятия

или

его

подразделения.

Имитироваться

могут

события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение

плана,

проведение

беседы

и

т.

д.)

и

обстановка,

условия,

в

которых

происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника

цеха, зал заседаний и т.д.).

3.Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных

специфических

операций,

например,

методики

написания

сочинения.

В

операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры

этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

4.

Исполнение

ролей.

В

этих

играх

отрабатываются

тактика

поведения,

действий,

выполнение

функций

и

обязанностей

конкретного

лица.

Для

проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации,

между обучающимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

5. «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение

человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт,

знания,

навыки,

суметь

вжиться

в

образ

определенного

лица,

понять

действия,

оценить

обстановку

и

найти

правильную

линию

поведения.

Основная задача метода инсценировки - научить ребенка ориентироваться в

различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению,

учитывать

возможности

других

людей,

устанавливать

с

ними

контакты,

влиять

на

их

интересы,

потребности

и

деятельность,

не

прибегая

к

формальным

атрибутам

власти,

приказу.

Для

метода

инсценировки

составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и

обязанности действующих лиц, их задачи.

Рассмотрим подробнее деловую игру. Технология деловой игры состоит из

следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с

разработки

сценария

-

условного

отображения

ситуации

и

объекта.

В

содержание

сценария

входит

учебная

цель

занятия,

описание

изучаемой

проблемы,

обоснование

поставленной

задачи,

план

деловой

игры,

общее

описание

процедуры

игры,

содержание

характеристик

действующих

лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен

режим

работы,

формулируется

главная

цель

занятия,

обосновывается

постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов,

инструкций,

правил,

установок.

Собирается

дополнительная

информация.

При

необходимости

ученики

обращаются

к

ведущему

и

экспертам

за

консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками

игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли,

выходить

из

игры,

пассивно

относиться

к

игре,

подавлять

активность

и

нарушать этику поведения. Этап проведения - процесс игры. С началом игры

никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может

корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные

типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению

к

содержанию

работы

в

группе:

генератор

идей,

разработчик,

имитатор,

эрудит,

диагност,

аналитик.

Организационные

позиции:

организатор,

координатор,

интегратор,

контролер,

тренер,

манипулятор.

Позиции,

проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик,

консерватор. Примерная технологическая схема деловой игры:

1.

Этап подготовки.

Разработка игры:

-разработка сценария

- план деловой игры

- общее описание игры

- содержание

инструктажа

- подготовка

материального

обеспечения

Ввод в игру:

- постановка проблемы,

целей

- условия, инструктаж

- регламент, правила

- распределение ролей

- формирование групп

- консультация

2.

Этап проведения.

Групповая работа над

заданием:

- работа с источниками

- тренинг

- мозговой штурм

- работа с игротехником

Межгрупповая

дискуссия:

- выступления трупп

- защита результатов

- правила дискуссии

- работа экспертов

3.

Этап анализа и

обобщения.

Вывод из игры:

- анализ, рефлексия

- оценка и самооценка

работы

- выводы и обобщения

рекомендации

Современные педагогические технологии направлены на главную фигуру

школы - ученика. Для выбора технологии требуется перестроить

традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика,

принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и

подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и

возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая

о результате, который вы желаете получить. Поэтому так актуальны сегодня

современные образовательные технологии, которые направлены на

организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их

знаний, умений, навыков. Актуальность освоения педагогами современных

образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-

воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом

проблем и противоречий практики.



В раздел образования