Напоминание

"Пластмассы и способы их переработки"


Авторы: Деген Анастасия Александровна, Царев Александр Сергеевич
Должность: преподаватель естественнонаучных дисциплин,преподаватель биологии
Учебное заведение: ССМШ при СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Пластмассы и способы их переработки"
Раздел: полное образование





Назад




Интегрированный урок

«Пластмассы и способы их переработки»

Авторы: преподаватели

ССМШ при СПб Государственной

Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Деген Анастасия Александровна (преподаватель химии),

Царев Александр Сергеевич (преподаватель биологии)

Санкт-Петербург

2018 г.

В

своей

практике

в

современном

образовании

многие

учителя

часто

используют

интегрированные

уроки

и

считают

их

очень

успешными.

В

данной

статье

рассматриваются вопросы интеграции в обучении, понятие «интегрированный урок и

возможности

его

применения»,

методика

подготовки

и

проведения

интегрированных

уроков.

Актуальность

проблемы

интеграции

в

обучении

обусловлена

объективными

процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми

к школе, социальным заказом общества. Одна из проблем современной школы состоит в

том,

что

предметная

система

обучения

предполагает

отдельное

рассмотрение

сторон

действительности и ориентирует на частное усвоение знаний в той или иной области,

слабо связанных между собой. Часто ученик, получая определённый объём информации

по каждому предмету, не всегда может анализировать; улавливать неочевидную на первый

взгляд

связь

явлений;

адекватно

оценивать

ситуацию

и

быстро

находить

правильное

решение. Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе

основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период

необходимо направить все усилия на подготовку высокообразованной, интеллектуально

развитой личности с целостным представлением картины мира. Выходом на единую,

целостную

картину

мира

может

стать

интегрированный

подход

в

образовании.

Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать

ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки

отдельного

предмета.

А

интеграция

предметов

между

учителями

разных

школ

способствует межшкольному взаимодействию.

При проведении интегрированных уроков по разным предметам, в результате у детей

возникает

более

целостное

восприятие

мира,

формируется

деятельностный

подход

в

обучении. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном

обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции;

способствует

развитию

креативности,

коммуникативных

способностей.

В

государственных стандартах второго поколения социализация ребенка, его успешность

оказались настолько важными понятиями, что совершенно очевидно – одними учебными

результатами не объяснить и, что самое главное, не обеспечить успешность ребенка ни во

время учебы, ни тем более после нее. Очевидным фактом стало то, что без признания

достижений

ребенка

в

самых

разных,

не

только

учебных

направлениях,

успешную

личность,

способную

к

самореализации,

к

принесению

пользы

другим

людям,

не

сформировать. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые

отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых

шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны и тем

самым, повысить уровень успешности, социализации гражданина. Процесс интеграции

имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место

и свою роль в природной и социальной среде Интегрированные уроки увлекают новизной,

возможностью

включения

в

школьный

курс

альтернативных

идей

и

нестандартных

подходов.

Определение целей и задач

Главной целью является формирование целостного восприятия мира у школьников,

развитие экологического мышления характерного для современного человека по средствам

интегрированных уроков биологии и химии.

Задачи:

- повысить качество образования;

- расширить его информативную ёмкость;

-отыскать точки соприкосновения предметов биологии и химии;

-показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество

учителей и школьников как новой формы урочной деятельности;

- развить у учащихся современного экологического мышления столь востребованного в

современном обществе;

- расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать

интерес учащихся к предметам биологии и химии.

Интеграция в образовании

Интеграция в образовании - это процесс усвоения учениками всей совокупности знаний в

их развитии, овладение общенаучным мировоззрением, формирующимся на знании всех

предметов в их взаимосвязи. Интеграция учебных предметов предполагает выполнение

трех условий:

осуществление

сближения

разнородных

элементов,

понятий,

установление

межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;

установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация

понятий и явлений интегрируемых предметов;

курс построен по единой программе, и для его реализации используются единые

идентифицированные методологические приемы.

В

рамках

традиционных

учебных

предметов

одним

из

самых

доступных

способов

осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Сравнительное

исследование

возможностей

различных

методик

показывает,

что

эффективнее

всего

поставленная цель достигается на основе единой программы и единых теоретических

подходов. В конечном итоге интеграционные процессы в обучении предполагают: а) в

системе знаний - преобразования количественные и качественные с учетом знаний многих

областей науки; б) в системе умений - развитие до специфики научно-познавательной

деятельности; в) в системе навыков и отношений - углубление и расширение вплоть до

возможности построения философских умозаключений и синтеза новых знаний на основе

полученных.

Интегрированный

урок

это

специально

организованный

урок,

цель

которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов,

направленный

на

рассмотрение

и

решение

какой-либо

пограничной

проблемы,

позволяющий

добиться

целостного,

синтезированного

восприятия

учащимися

исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий

практическую направленность. В этой связи интегрированные уроки помогают детям

соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к

предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с

каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и

помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует

меньшей

утомляемости

учащихся

и

переключению

внимания.

Ст руктура

интегрированных уроков отличается от обычных уроков:

предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

логической взаимообусловленностью,

взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При

планировании

и

организации

таких

уроков

учителю,

синтезирующему

знания

различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного

урока. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов,

которые необходимы для ее реализации.

Методика подготовки и проведения интегрированных уроков

Их

разработка

разбивается

на

ряд

этапов:

1.

Согласование

учебных

программ

по

родственным предметам в трактовке общих понятий во времени их изучения. При анализе

учебных

программ,

рекомендаций

научно-методической

литературы

учителями

отбирается

материал,

требующий

интеграции

знаний

учеников

при

его

изучении,

закреплении, обобщении и контроле. В этом процессе устраняется несогласованность

терминологий, единиц для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом

данной работы может быть составление таблиц, в которых соотнесены сроки прохождения

темы в курсах смежных дисциплин, формируемые понятия, тип межпредметных связей и

т.д.

2. Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по физике, химии и

другим дисциплинам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.

3. Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов

контроля и оценки школьниками методов и средств обучения. Особое внимание уделяется

взаимодействию

(взаимоувязке)

содержания

обучения,

проведению

предварительного

хронометража времени будущего урока.

Методические приемы проведения интегрированных уроков

Усвоение новых знаний

Урок должен охватывать большой теоретический материал смежных курсов. В этом случае

целесообразно использовать такие формы организации обучения, которые служат этой

цели: лекции, беседы, конференции, семинары, комбинированные уроки. Лекции могут

быть

обобщающими

(например,

"Единая

научная

картина

мира",

"История

развития

техники",

"Закономерности

технического

развития").

При

этом

существенный

дидактический эффект дает участие самих учеников в проведении таких уроков в форме

частичного изложения ими элементов учебного материала. В процессе развития форм и

методов

проведения

интегрированных

уроков

многие

учителя

отдают

предпочтение

конференциям

и

семинарам,

что

изменило

соотношение

между

информативными

и

активными

методами

обучения.

Самостоятельная

работа

детей

с

научно-популярной,

справочной

литературой,

составление

таблиц,

транспарантов

способствуют

развитию

умения

анализировать

и

обобщать.

Новый

материал

в

течение

урока

ребята

также

сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из

ранее известного на основе ассоциативного мышления. Таким образом, процесс обучения

становится

более

эффективным

-

углубление,

обобщение

и

систематизация

знаний

школьниками. Реализация данной задачи может быть осуществлена во время проведения

вышеназванных уроков на уровне междисциплинарных методологических принципов,

комплексных проблем генерализации материала смежных дисциплин вокруг одной цели.

Данные уроки по дидактическим приемам наиболее разнообразны по форме проведения:

семинары, конференции, имитационные игры, соревнования и т.д. При проведении таких

занятий увеличивается их эффективность за счет перехода от коллективной деятельности к

индивидуальной. В этом случае в процесс подготовки входит большая предварительная

самостоятельная работа учеников, которая состоит из трех этапов:

1. Подготовительный этап. Учитель четко формулирует цели урока по каждому предмету,

учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из

нескольких предметов, разрабатывается форма, определяются методы проведения урока,

планируется эксперимент, подбирается и анализируется литература интегрируемых наук.

С учениками проводится организационная работа - деление на группы, выбор для каждой

группы темы исследования. Затем дети 1-2 недели самостоятельно работают каждый над

своей

темой.

В

период

подготовки

и

проведения

интегрированных

уроков

учителем

используются различные материалы и средства, характерные для обучения в целом и

специфичные для данного урока. В этом случае активно развиваются коллективные формы

обучения. Работа в группах формирует, шлифует каждую личность через микроколлектив

в процессе сотрудничества, общения. Преподаватель контролирует отобранный ребятами

материал по объему и содержанию, корректирует его, если необходимо, знакомится с

опорными конспектами содержания, помогает с подготовкой демонстрации эксперимента.

2. Проведение урока. Во время проведения урока учителю отводится организующая роль.

Группы выступают по очереди. При этом оценивается способность излагать материал

научно, лаконично, образно и логично, умение выделять главное, сопровождать свое

выступление экспериментом, демонстрацией, наглядными пособиями. При работе групп

выступает каждый, и от его подготовки зависит общая оценка всей группы. Материал

может излагаться в виде диалога между членами группы либо между группами. Работу

группы контролирует и направляет руководитель, выбранный из класса.

3. Итоги урока. Обобщается весь интегрируемый материал. Ученики, возможно, получают

оценку по нескольким предметам. Материал оформляется в виде отчета. Урок овладения

умениями и навыками, контроля и коррекции знаний детей Интегративные уроки контроля

и коррекции знаний оптимальнее всего осуществлять в процессе выполнения проектного

задания.

Отметим

следующие

устойчивые

положительные

результаты

педагогической

деятельности:

-создание

психологического

комфорта

для

приобретения

учащимися

знаний

и

для

самовыражения;

-формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;

-повышение познавательного интереса детей;

-усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся;

-снижение утомляемости, усталости и перенапряжения;

-повышение

уровня

знаний

учащихся,

который

достигается

благодаря

многогранной

интерпретации с использованием сведений из различных наук;

- включение обучающихся в социально значимую деятельность (проекты, конференции,

конкурсы).

Интеграция

предметов

в

современной

школе

-

реальная

потребность

времени,

необходимая

всем

тем,

кто

заинтересован

в

формировании

всесторонне

развитой

личности.

Для

каждого

учителя

проведение

интегрированных

уроков

способствует

повышению

роста

профессионального

мастерства,

так

как

требует

от

него

владения

методикой

новых

технологий

учебно–воспитательного

процесса,

осуществления

деятельностного подхода к обучению Интеграция — необходимое условие современного

учебного

процесса,

её

возможная

реализация

в

рамках

какой-либо

школы

была

бы

переходом

этой

школы

на

новый

качественный

уровень

образования.

В

заключение

хотелось

бы

отметить,

что

для

меня

интегрированный

урок

-

не

цель,

а

средство

формирования личности, приобщение к новому типу мышления, простор для реализации

новых технологий.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бешенков С. А. Школьное образование: Информатика и информационные технологии. /

Информатика и образование, 2000, № 7

2.Соколова Н.Ю., Как активизировать познавательную деятельность учащихся/Педагогика.

– 2008 – №7.

3. Журнал “Информатика в школе” №4-2005.

4. Интегрированный урок: теория и практика.Кочеткова О. Н., учитель английского языка

1 категории Быльнова Л. Ю., учитель информатики 1 категории г. Могилев

ТЕМА: ПЛАСТМАССЫ И СПОСОБЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.

Закрепить и обобщить ранее изученный материал; выявить уровень знаний по теме;

2.

Развивать: познавательный интерес, память, внимание, стремление к расширению

кругозора, экологическую ответственность;

3.

Воспитывать:

аккуратность,

дисциплинированность;

ответственность

за

результаты своей деятельности; бережное отношение к имуществу; уважительное

отношение к друг к другу и к природе; культуру общения.

Тип урока: интегрированный

Обеспечение

урока:

Учебный

комплекс

Пасечника

В.В

(5-9

класс),

Цветков

Л.,А

органическая химия 10-11 класс, рабочие программы по биологии и химии для ССМШ

при СПбГ Консерватории им. Н.,А Римского-Корсакова., раздаточный материал

и

видеоматериалы (см. приложение).

Ход урока

предмет

Дидактическая

задача

Деятельность

учителя

и

ученика

Методическое

обеспечение

Организационная

часть

Здравствуйте! Садитесь!

химия

Актуализация

знаний

У ч и т е л ь

п р е д л а г а е т

в с п о м н и т ь

у ч е н и к а м

вещества

изученные

на

прошлом уроке.

На

лабораторном

столе

выкладываются бытовые

предметы сделанные из

э т и х

м а т е р и а л о в .

(пластиковая

бутылка,

полиэтиленовый

пакет,

р а з л и ч н ы е

в и д ы

упаковки)

химия

Усвоение

нового

материала

У ч и т е л ь

п р е д л а г а е т

у ч а щ и м с я

п од умат ь

о

дальнейшей

судьбе

этих

предметов

после

того

как

о н и

в ы п о л н и л и

с в о ю

основную функцию, а также

Раздаточный

материал,

содержит информацию о

названии пластмассы, ее

обозначение на изделии

и

применении

по сле

переработки.

биология

Заключительная

ч а с т ь

у р о к а .

Закрепление

знаний

тщательно

осмотреть

эти

предметы.

У ч е н и к и

н а х о д я т

н а

изделиях

с п е ц и а л ь н ы е

знаки,

обозначающие

из

ч е го

и з го т о в л е н о

э т о

изделие

и

с

помощью

таблицы

(выдаются

н а

парт ы )

у с т а н а в л и в а ю т

степень вреда окружающей

среде.

Обозначение переносятся в

тетрадь к учащимся.

У ч и т е л ь

п р е д л а г а е т

ученикам

вспомнить,

что

они

обы ч но

делают

с

предметами, сделанными из

пластмассы.

После

просмотра

видео

м а т е р и а л а ,

у ч и т е л ь

п р е д л а г а е т

о ц е н и т ь

насколько

безопасно

для

о к р у ж а ю щ е й

с р е д ы

и

человека

такой

с по с о б

утилизации.

Ученики

высказывают свое мнение и

предлагают

пути

решения

этой

проблемы,

исходя

из

н а в о д я щ и х

в о п р о с о в

учителя.

Класс приходит к мнению,

ч т о

н у ж н о

с о б и р а т ь

пластмассовые

о т ход ы

раздельно и направлять их

на переработку

В

заключительной

части

урока ученики голосуют за

тот

вариант

переработки

пластмассы,

который

им

к а ж е т с я

н а и б о л е е

п е р с п е к т и в н ы м

и

экологичным.

Домашнее задание. Донести

Просмотр

в и д е о ф р а г м е н т а

о

традиционных

способах

утилизации пластмасс.

Просмотр

еще

одного

видеоматериала,

дающего обзор изделий

с д е л а н н ы х

и з

переработанных

пластмассовых

изделий

и

с п о с о б о в

т а к и х

переработок.

информацию о переработки

пластмасс до своих семей,

узнать о ближайших к дому

или школе пунктам приема

п л а с т и к а

и л и

б а к а х

раздельного сбора мусора.

Приложение

1.

Раздаточный материал .



В раздел образования