Напоминание

"Причины общего недоразвития речи"


Автор: Тимофеева Неонила Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Причины общего недоразвития речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Причины общего недоразвития речи.

Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития,

так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка

могут приводить к общему недоразвитию речи.

От

времени

поражения

в

значительной

степени

зависит

характер

аномалии

развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных

вредностей

(инфекций,

интоксикации

и

т.п.)

обычно

возникает

в

период

раннего

эмбриогенеза. Наиболее обширные изменения структуры головного мозга возникают при

его

поражении

на

3-4

месяце

внутриутробной

жизни,

в

период

наибольшей

дифференцировки нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы

наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора,

недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или

интеллектуальных функций.

Среди

причин,

вызывающих

указанные

повреждения

или

недоразвитие

мозга,

наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности,

токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус –

фактору

или

групповой

принадлежности

крови,

заболевания

центральной

системы

(нейроинфекции) и травма мозга в первые годы жизни ребенка.

Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к

нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений

которых часто является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи у этих детей

сочетается синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с

крайне

низкой

умственной

работоспособности.

В

тех

случаях,

когда

вредоносное

воздействие на речевые зоны мозга ребенка происходят в период, когда речь его уже

сформировалась, может иметь место распад речи - афазия.

Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим

факторам.

В

этих

случаях

речевой

дефект

может

возникнуть

под

влиянием

даже

незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с

неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Наиболее часто имеет место

сочетание

наследственной

предрасположенности,

неблагоприятного

окружения

и

повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных

факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы

жизни ребенка.

Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны. В зависимости от

времени

поражения

выделяют

внутриутробную

патологию,

нарушение

со

стороны

центральной

нервной

системы,

связанные

с

родовой

травмой,

и

постнатальное

повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка.

Особое

место

в

этиологии

общего

недоразвития

речи

занимает

перинатальная

энцефалопатия - поражение мозга, возникшее под влиянием сочетания неблагоприятных

факторов как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов. Если причиной

перинатальной

энцефалопатии

является

кислородное

голодание

мозга

за

счет

внутриутробной

гипоксии

и

асфиксии

в

родах,

она

обозначается

как

гипоксическая

энцефалопатия; если имела место механическая родовая травма – как травматическая

энцефалопатия;

если

имело

место

сочетание

обоих

факторов

гипоксически

травматическая

энцефалопатия.

Если

поражение

мозга

произошло

за

счет

несовместимости крови матери и плода с токсическим поражением центральной нервной

системы – билирубиновая энцефалопатия.

Общее

недоразвитие

речи

обычно

является

следствием

резидуально

органического

поражения

мозга.

При

резидуально

органическом

поражении

центральной

нервной

системы

выделяют

два

основных

вида

нарушений:

дизонтогенетические

-

как

следствие

недоразвития

определенных

структур

и

физиологических систем; примером подобных нарушений и является общее недоразвитие

речи;

энцефалопатические

как

следствие

повреждения

тех

или

иных

структур

центральной нервной системы; примером этих нарушений могут быть локальные речевые

и двигательные, а также другие расстройства, например дизартрия, детские церебральные

параличи, гидроцефалия и т.д..

На

основании

вышесказанного

можно

сделать

заключение

о

сложности

и

полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи.



В раздел образования