Автор: Иванченко Виктория Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 76"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Мои первые шаги в науку" для 4 класса
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону
«Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А.»
Приложение № 2
К Основной образовательной программе НОО
Приказ об утверждении № 383
от 31 августа 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности:
НОУ «Мои первые шаги»
для 4 класса на 2017-2018 учебный год
начальное общее образование
Учитель: Иванченко В.Н. Категория: первая
Раздел I.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности «НОУ «Мои первые шаги» в 4 классе,
рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
РАЗДЕЛ II
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
№
Тематический раздел
Результаты освоения раздела рабочей
программы
Ученик научится
Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата
1
Введение в программу
формулировать вопросы; добывать
необходимую информацию различными
методами (работа с дополнительной
литературой, Интернетом);
ориентирование в своей системе
знаний, отличие нового от уже
известного с помощью учителя;
2
Структура учебно-исследовательской деятельности
Рассматривать проблемную ситуацию как
задачу, осуществлять поиск оптимального
решения задачи, видеть проблему;
выдвигать гипотезы; наблюдать,
сравнивать;
формулировать вопросы;
добывать необходимую информацию
различными методами (работа с
дополнительной литературой,
Интернетом); работать в паре, группе;
вести диалог, описывать свою
деятельность.
анализ (выделение признаков),
синтез (составление целого из
частей), сравнение, обобщение
проведение аналогий, выявление
закономерностей, выводы (в том
числе по результатам работы в
паре, группе);
установление причинно-
следственных связей;
поиск и выделение информации;
умение слушать и вступать в
диалог;
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью;
аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации;
умение задавать вопросы
3
Этапы организации учебно-исследовательской
деятельности
составлять план выполнения задач,
решения проблем творческого и
поискового характера, выполнения
проекта совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять
ошибки;
работая по составленному плану,
использовать, наряду с основными
и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, средства
ИКТ);
Практические занятия (опыты,
наблюдения, лабораторные
работы, эксперименты).
4
Оформление работ
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций, в том
числе с применением средств ИКТ;
Создание
различных
форм
отчета
о
проделанной
работе:
текстовые
документы,
газеты,
публикации,
мультимедийные
презентации и т.д.).
Защита проектов
5
Презентация результатов учебно-исследовательской
деятельности
организовывать взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться друг
с другом и т.д.); предвидеть
(прогнозировать) последствия
коллективных решений; оформлять свои
мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций, в том числе с
применением средств ИКТ;
Защита проектов (конференции,
праздники,
интеллектуальные
игры, инсценировки).
Участие в различных конкурсах
(школьное и городское НОУ)
при необходимости отстаивать свою
точку зрения, аргументируя ее; учиться
подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать
другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Тема раздела
Кол-
во
часов
Содержание темы
Формы занятий,
практические, проектные,
творческие работы
1
Введение в программу.
7
Познакомить с программой, содержанием, структурой
школьного научного общества.
Урок-путешествие
Тематическая игра
2
Структура учебно-исследовательской
деятельности
14
Раскрыть
содержание
учебно-исследовательской
деятельности.
Познакомить
с
понятиями:
«научный
факт»,
«гипотеза»,
«исследовательская
работа».
Гипотезы
в
истории
развития
науки
и
культуры.
Провести практическую работу по формулированию
гипотез в различных областях знания, определению их
научности.
Урок-путешествие
Тематическая игра
Практическая работа
3
Этапы организации учебно-
исследовательской деятельности
14
Выявить основные источники получения информации.
Познакомить с правилами и приёмами работы в
библиотеке, с ресурсами Интернет. Познакомить с
основными методами исследования: экспериментом,
Викторины
Презентации
Практическая работа
наблюдением, анкетированием. Раскрыть понятия:
«анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение»,
«абстрагирование». Познакомить с методами работы
по оформлению результатов, составлению сводных
таблиц, диаграмм, схем.
Раздел предполагает большое количество
самостоятельных и практических работ под
руководством научного руководителя и консультантов.
Промежуточный контроль предполагает защиту
теоретических проектов на семинарах, мини-слайд
шоу.
4
Оформление работ
14
Научить оформлять исследовательский материал через
презентации, проекты, творческие отчёты.
Практическая работа
5
Презентация результатов учебно-
исследовательской деятельности
17
Познакомить
с
содержанием
письменного
отчёта,
составлением плана письменного отчёта. Познакомить
со
структурой
и
содержанием
устного
доклада
и
визуального
отчёта.
Познакомить
со
структурой
презентаций, приёмами, методами и технологией её
изготовления.
Раздел
предполагает
индивидуальную
и
групповую
работу
над
методиче скими
про ект ами
п од
руководством консультантов и научных руководителей.
Выступления
конференции
РАЗДЕЛ IV
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема занятия
кол-во часов
1.
День Знаний. Введение
1
2.
Что такое научно-исследовательская работа.
1
3.
Знакомство с работами – победителями НПК
1
4.
Знакомство с работами – победителями НПК
1
5.
Как работать над проектом.
1
6.
Как работать над проектом.
1
7.
Что такое проект? Проект «Любимые поэты. С.А. Есенин»
1
8.
Проект «Любимые поэты. С.А. Есенин»
1
9.
Проект «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
10.
Проект «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
11.
Защита проекта «Нестандартные праздники на нашей планете.
1
12.
Проект «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
13.
Проект «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
14.
Защита проекта «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
15.
Проект «Зарубежные сказочники. Джанни Родари»
1
16.
Проект «Зарубежные сказочники. Джанни Родари»
1
17.
Защита проекта «Чудесный мир Джанни Родари»
1
18.
Проект «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
19.
Проект «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
20.
Защита проекта «Нестандартные праздники на нашей планете».
1
21.
Проект «Экологические проблемы Ростова-на-Дону глазами детей»
1
22.
Проект «Экологические проблемы Ростова-на-Дону глазами детей»
1
23.
Защита проекта «Экологические проблемы Ростова-на-Дону глазами детей»
1
24.
Проект «Великие люди России».
1
25.
Проект «Великие люди России».
1
26.
Проект «Великие люди России».
1
27.
Защита проекта «Великие люди России»
1
28.
Составление каталога книг «Семь чудес литературы».
1
29.
Составление каталога книг «Семь чудес литературы».
1
30.
Составление каталога книг «Семь чудес литературы».
1
31.
Проект «Древние праздники на Руси»
1
32.
Проект «Древние праздники на Руси»
1
33.
Проект «Чудесный мир Редьярда Киплинга»
1
34.
Проект «Чудесный мир Редьярда Киплинга»
1
35.
Защита проекта «Чудесный мир Редьярда Киплинга»
1
36.
Проект «Великие русские художники»
1
37.
Проект «Великие русские художники»
1
38.
Защита проекта «Великие русские художники»
1
39.
Проект «Чудесный мир Агнии Барто»
1
40.
Проект «Чудесный мир Агнии Барто»
1
41.
Защита проекта «Чудесный мир Агнии Барто»
1
42.
«Нестандартные праздники на нашей планете».
1
43.
«Нестандартные праздники на нашей планете».
1
44.
Защита проекта «Нестандартные праздники на нашей планете»
1
45.
Подготовка к научно-практической конференции. Выбор лучших творческих проектов.
1
46.
Подготовка к научно-практической конференции. Выбор лучших творческих проектов.
1
47.
Научно-практическая конференция
1
48.
Продолжаем знакомство с календарем знаменательных дат
1
49.
Продолжаем знакомство с календарем знаменательных дат
1
50.
Продолжаем знакомство с календарем знаменательных дат
1
51.
Продолжаем составление каталога книг «Семь чудес литературы».
1
52.
Продолжаем составление каталога книг «Семь чудес литературы».
1
53.
Продолжаем составление каталога книг «Семь чудес литературы».
1
54.
«Я только слышал о войне». Проекты учащихся к годовщине ВОВ
1
55.
«Я только слышал о войне». Проекты учащихся к годовщине ВОВ
1
56.
«Я только слышал о войне». Проекты учащихся к годовщине ВОВ
1
57.
Защита проектов по теме к годовщине ВОВ
1
58.
Защита проектов по теме к годовщине ВОВ
1
59.
Научно-практическая конференция «Юные исследователи».
1
60.
Научно-практическая конференция «Юные исследователи».
1
61.
Научно-практическая конференция «Юные исследователи».
1
62.
Проект «Удивительные обычаи разных народов»
1
63.
Проект «Удивительные обычаи разных народов»
1
64.
Защита проекта «Удивительные обычаи разных народов»
1
65.
Обобщающие урок
1
66.
Обобщающие урок
1