Автор: Борисова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Клюквинская СОШИ"
Населённый пункт: Посёлок Клюквинка, Томской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свойства воды в твёрдом состоянии"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Конспект урока окружающего мира
в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Педагог: Борисова Людмила Владимировна
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Цель: создание условий для успешного усвоения обучающимися темы
«Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)».
Задачи:
- помочь обучающимся выявить свойства льда и получить представление об
использовании этих знаний в практической деятельности;
- создать условия для формирования умения работать с разными источниками
информации - учебником, хрестоматией, тетрадью на печатной основе,
мультимедийной презентацией, использовать с этой целью собственные
наблюдения в ходе опытов, опираться на личный опыт по данной теме и
знания своих одноклассников;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.
1. Личностные УУД
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
осознание ответственности обучающегося за общее благополучие класса
2. Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
принимать и сохранять заданную учебную цель;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения
задания;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
адекватно принимать оценку взрослого.
3. Познавательные УУД
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
обобщать полученные знания;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
1
4. Коммуникативные УУД
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
формировать умения при работе в группе, в паре, в роли консультанта и
председателя заседания клуба;
контролировать действия партнёра;
эмоционально позитивно относится к процессу.
Оборудование и технические средства обучения:
•авторский медиапродукт – презентация;
•молоток и разделочная доска (демонстрационные);
•кусочки и пластинки льда в блюдце;
•пустой стакан и стакан с водой в каждой группе.
Ключевые слова: лёд, тает, хрупкий, холодный, скользкий, бесцветен,
прозрачен, твёрдое тело.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник, хрестоматия, ТПО № 1 по
окружающему миру, ТПО №3 по математике - УМК «Перспективная
начальная школа»
•карточка «Оборудование»
•цветные карандаши
•кусочки и пластинки льда в блюдце
•пустой стакан и стакан с водой в каждой группе
Автор учебника: О.Н. Федотова
№п/
п
Этапы
урока
Содержание
этапа,
деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Примечание
1.
Организа-
ционный
момент
Приветствие,
настрой нам
работу
Желают друг другу
удачи
Слайд 1
2.
Целепола-
гание
Предлагает
открыть учебник на
стр. 68, прочитать
вслух тему урока,
открывает
слайд дополняет
Читают тему урока и
формулируют задачу
Слайд 2
2
высказывания
детей, предлагает
выяснить в какой
форме
авторы
предлагают
провести урок
3.
Обсуж-
дение
плана
работы
заседания
клуба
Организовывает
беседу по
материалам
учебника стр. 57-
58
Что было по плану
сначала?
Что члены клуба
делали потом?
Чем заканчивается
любое заседание
клуба, любой урок?
Дети делают вывод:
получился план нашей
работы
Слайд 3
4.
Выбор
пред-
седателя
заседания
клуба и
проверка
домашнего
задания
Учитель
наблюдатель
Сообщение о
свойствах льда
5.
Изучение
нового
материала
Учитель-
наблюдатель
Председатель
руководит работой.
Переходим к опытам.
-Найдите в учебнике
на стр. 68
пиктограмму «опыт».
-Прочитайте 1 вопрос.
-Кто готов ответить?
(Лёд тает и
превращается в воду).
-Прочитайте
следующее задание и
вопрос.
-Выполните задание.
Дети работают с
учебником.
Выполняют первый
Приложение
1
3
Руководит работой
в тетради на
печатной основе
стр. 26.
Организовывает
работу в группах.
Напоминает
алгоритм работы.
опыт.
-Кто готов ответить?
(Лёд холодный,
скользкий).
- Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод. (Лёд
хрупкий).
- Сравните наши
наблюдения с
выводами Миши
Иванова на стр.68.
Зачитайте по учебнику
общий вывод по
первому опыту.
Записывают вывод в
тетрадь.
Открывают учебник на
стр. 70-71, нумеруют
опыты в учебнике
(№2-№4)
Выполняют опыт по
заданию, записывают
выводы в тетрадь.
Консультанты в группе
проверяют записи.
Ученики
разбивают
молоточком
кусочки льда
на
разделочных
досках.
Слайд 4
Приложение
2
6.
Первичное
закреплени
е и
систематизаци
я
учебного
материала
Руководит
подведением
итогов
Читают выводы по
опытам вслух
Слай 5
7.
Первичная
Проверка
Усвоения
Нового
материала
Наблюдатель
Работают в парах,
рассказывают о
свойствах льда
Слайд
отключён
8
Рефлексия,
физминутка
- Встаньте, кто
смог выполнить
задания без
помощи. Встаньте
4
те, кому товарищ
сделал только одно
замечание.
Молодцы.
Я вами довольна.
Встаньте все,
потянитесь.
9.
Применение
знаний по
теме
Руководит работой
по слайду
- Какие океаны,
покрытые льдом,
вы знаете?
-Где самые толстые
льды?
-Покажи на глобусе
Антарктиду.
-Какая самая
большая толщина
льда в Антарктиде?
- Где мы взяли эту
информацию?
Дети отвечают на
вопросы.
Переводят метры в
километры
4330м=4км330м
(Связь с уроком
математики)
Слайд 6
10.
Закрепление
Проводит беседу о
предупреждении
несчастных
случаев на дороге
во время гололёда,
о предупреждении
травматизма.
Отвечают на вопросы,
читают
самостоятельно
советы врача на стр.
69.
Слайд 7-8
11.
Домашнее
Задание
Даёт задание на
выбор: пересказ
про айсберги или
сообщение о
ледяных пещерах.
Записывают задание
Слайд 9
5
12.
Подведение
итогов
Руководит беседой. Повторяют свойства
льда.
Конспект урока
Тема: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
(Заседание клуба)
Подготовка к уроку: детям предложено сесть по группам, в каждой по 4
человека.
1.Организационный момент
Слайд 1 Учитель: Начинаем урок окружающего мира. Улыбнитесь друг
другу. Пожелайте удачи.
2.Целеполагание.
Учитель: Откройте учебник окружающего мира на странице 68 и прочитайте
тему урока. Кто готов прочитать вслух?
Дети читают тему по учебнику. Затем учитель открывает слайд.
Слайд 2
Тема: «Свойства воды в твёрдом состоянии»
Главная задача урока - …
Учитель: Обратите внимание на подзаголовок темы и сформулируйте
главную задачу урока.
Учитель предлагает карточку - помощника
Дети: Главная задача урока – узнать свойства льда.
Слайд 2 (дополняется высказыванием детей)
Тема: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Главная задача урока – узнать свойства льда.
Учитель: Прочитайте в учебнике, в какой форме авторы предлагают нам
провести этот урок?
Дети: Заседание клуба
3.Обсуждение плана работы заседания клуба
Учитель: Рассмотрите страницы 57, 58 учебника и вспомните, как проходило
1 заседание клуба, которое вёл Костя Погодин?
- Что было по плану сначала?
- Что члены клуба делали потом?
- Чем заканчивается любое заседание клуба, любой урок?
Вывод: получился план нашей работы.
Слайд 3
Заседание клуба
1.Доклад (сообщение)
2.Опыты
3.Подведение итогов
6
Учитель: Предлагаю сегодня председателем заседания клуба быть
Бондаревой Ирине. Выходи, пожалуйста, вот твоё рабочее место.
4.Проверка домашнего задания
Учитель уходит от доски, этот этап урока и часть следующего полностью
ведёт ученица.
Председатель заседания клуба: Итак, первый пункт плана – это сообщение
про лёд.
- Кто готов рассказать? Пожалуйста.
Вызывает одного ученика к доске для ответа.
- Спасибо, садись, пожалуйста.
5.Изучение нового материала
5.1. фронтальная работа по 1 опыту
Председатель заседания клуба: Переходим к опытам.
- Найдите в учебнике на стр. 68 пиктограмму «опыт».
- Прочитайте 1 вопрос. (1 ученика спросить прочитать вслух)
- Кто готов ответить? (Лед тает и превращается в воду)
- Прочитайте следующее задание и вопрос. (1 ученика спросить прочитать
вслух)
- Выполните задание.
Дети работают с учебником. Выполняют первый опыт необходимым для
этого оборудованием.
- Кто готов ответить? (Лёд холодный, скользкий)
- Прочитайте последнее задание. Кто сможет выполнить у доски?
Пожалуйста.
1 ученик разбивает молоточком кусочки льда на разделочной доске.
- Что мы наблюдаем? Сделайте вывод. (Лёд хрупкий)
- Сравните наши наблюдения с выводами Миши Иванова на стр. 68.
Зачитайте по учебнику общий вывод по первому опыту.
Открывается следующий слайд
Слайд 4
Опыт №1
Лёд при нагревании тает и превращается в воду.
Лёд холодный, скользкий, хрупкий.
Учитель:
- Спасибо, Дмитрий, ты молодец! Можешь пока занять своё рабочее место в
группе.
- Рассмотрите страницу учебника. Как в учебнике показан вывод?
Дети: Выделен крупным шрифтом.
Учитель: Запишите вывод по 1 опыту в тетрадь (ТПО по окружающему миру
стр. 26)
7
Дети записывают, а учитель следит за посадкой учеников во время письма.
5.2. Работа в группах над последующими опытами
Учитель:
- Откройте в учебнике страницы 70, 71. Найдите пиктограммы «опыт».
- Сколько опытов ещё предлагается выполнить? (3)
- Пронумеруйте опыты в учебнике: № 2, № 3, № 4.
Слайд 4 (дополняется после ответа детей)
Опыт №1 Лёд при нагревании тает и превращается в воду.
Лёд холодный, скользкий, хрупкий.
Опыт №2
Опыт №3
Опыт №4
Учитель: При работе над 1 опытом Дмитрий показал вам алгоритм работы.
Ещё раз его напоминаю:
- Прочитайте задания опыта и вопросы к нему.
- С помощью карточки «Оборудование» выберите то, что нужно для опыта.
- Выполните опыт по заданию.
- Совместно в группе сделайте вывод.
- Убедитесь в правильности своего вывода по учебнику.
- Запишите вывод в тетрадь под соответствующим номером опыта.
Учитель: Режим работы – в группе. Читайте вслух по очереди, выполняйте и
обсуждайте вместе. Желаю успеха!
Далее идёт самостоятельная работа детей в группах. Учитель наблюдает
за работой, оказывает дозированную помощь, просит учеников –
консультантов в каждой группе проверить записи в тетрадях других
учеников.
6. Первичное закрепление и систематизация учебного материала
Председатель заседания клуба: Итак, подведём итоги.
- Прочитайте еще раз вывод по 1 опыту (слайд 5)
- Прочитайте в тетради вывод по 2 опыту. (Лёд – твёрдое тело)
- Прочитайте в тетради вывод по 3 опыту. (Лёд не тонет)
- Прочитайте вывод по 4 опыту. (Лёд бесцветен и прозрачен)
Слайд 5 дополняется выводами по ходу высказываний детей.
Слайд 5
Опыт №1 Лёд при нагревании тает и превращается в воду.
Лёд холодный, скользкий, хрупкий.
Опыт №2 Лёд – твёрдое тело.
Опыт №3 Лёд в воде не тонет.
Опыт №4 Лёд бесцветен и прозрачен.
Председатель заседания клуба:
- Зачитайте общий вывод со слайда.
8
- Все вопросы рассмотрели. Главную задачу урока выполнили.
- Заседание клуба окончено.
7.Первичная проверка усвоения нового материала
Учитель: Все хорошо потрудились, проверим, как вы запомнили новый
материал. Режим работы – в парах. Расскажите друг другу свойства льда.
Дети работают в парах. Учитель обходит класс, вслушивается в ответы.
Слайд отключен.
8.Рефлексия (совместно с физкультпаузой)
Учитель: Встаньте, пожалуйста, те ученики, кто смог вспомнить всё сам без
помощи товарища. Встаньте ещё и те, кому товарищ сделал только одно
замечание во время ответа. Молодцы. Я вами довольна. Встаньте все,
потянитесь.
9.Применение знаний по теме (в том числе и во взаимосвязи с другими
учебными предметами)
Учитель: Заседание клуба подошло к концу, а наш урок, к счастью, пока ещё
не окончен. Давайте вместе вспомним, где мы лёд можем видеть в природе?
После ответов детей рассматриваем слайд 6
Слайд 6
Картинки:
•лёд на реке,
•Северный Ледовитый океан,
•айсберг,
•ледяная пещера,
•сосульки,
•наледь на веточке рябины,
•ледяные узоры на окнах.
Работа по слайду 6
Учитель: Какие океаны, покрытые льдом, вы знаете?
Дети: Северный Ледовитый океан и Южный океан.
Учитель: А где самые толстые льды?
Дети: В Антарктиде.
Учитель: Покажите на глобусе местонахождение Антарктиды.
1 ученик выполняет задание у доски
Учитель: Кто сможет ответить, какая самая большая толщина льда в
некоторых районах Восточной Антарктиды?
Дети: 4.330 метров
1 ученик у доски переводит 4.330 метров в км и м.
Получается запись 4.330 м = 4 км 330 м
Учитель: А где мы на предыдущих уроках смогли найти эту информацию?
9
Дети: ТПО по математике №3, стр. 12, 1 абзац. «Учёные определили, что
самая большая толщина ледников в Антарктиде четыре тысячи триста
тридцать метров около базы исследований Мэри Бэрд.»
Учитель: Молодцы! С вами очень приятно работать!
Учитель: На следующем слайде показано очень опасное явление неживой
природы - гололёд. Рассмотрите картинки, чем опасен гололёд?
Слайд 7
Гололёд:
картинки, иллюстрирующие несчастные случаи на дороге,
травматизм при падении людей.
Работа по слайду 7-8
Учитель: Подумайте и скажите, из-за какого свойства льда возникли все эти
неприятности?
Дети: Лед скользкий.
Учитель: В учебнике на стр. 69 прочитайте советы врача Тамары Егоровны.
Работаем в режиме «самостоятельно».
Дети самостоятельно читают страницу учебника.
Учитель: Какие советы врача вы запомнили?
Дети:
- Во время гололёда спешить нельзя, спешка увеличивает опасность падения.
- Школьный рюкзак лучше закрепить на спине, чтобы освободить обе руки.
- Быть внимательными на дороге, так как на скользкой дороге водителю
трудно управлять машиной.
- Осторожно переходить дорогу, потому что машина не может быстро
остановиться даже, если водитель своевременно нажал на тормоза.
10.Подведение итогов
Учитель: Подведём итоги нашего урока: свойства льда нужно знать, чтобы
сохранить своё здоровье, уберечь себя от неприятностей, предотвратить беду.
Воспользуйтесь этими знаниями во время каникул и уже сегодня, когда
пойдёте домой, вспомните советы врача, о которых прочитали в учебнике.
Слайд 9
11. Домашнее задание
Домашнее задание сегодня на выбор: Хрестоматия стр. 45, пересказ про
айсберги – или подготовить сообщение о ледяных пещерах (можно
воспользоваться любыми источниками, в том числе и Интернет- ресурсами).
Подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками.
Список литературы
1.Программы четырёхлетней начальной школы «Перспективная начальная
школа» / Р. Г. Чуракова. – 4-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
10
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования/
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:
Просвещение, 2010.
3.Федотова О. Н., Окружающий мир: Учебник: 3 класс, ч. 1/ О.Н. Федотова, Г.
В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. – М.: Академкнига/Учебник,
2011- УМК «Перспективная начальная школа».
4.Федотова О. Н., Окружающий мир: Хрестоматия: 3 класс / О.Н. Федотова,
Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011- УМК
«Перспективная начальная школа».
5.Федотова О. Н., Окружающий мир: 3 класс: Тетрадь для самостоятельной
работы № 1/ О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царёва. –
М.: Академкнига/Учебник, 2011- УМК «Перспективная начальная школа».
11