Автор: Кравченко Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ №144
Населённый пункт: Воронеж - 45, Воронежская область
Наименование материала: открытое занятие
Тема: "Имя моё".
Раздел: дошкольное образование
Программное содержание: Развивать психические процессы: внимание, память,
мышление.
Способствовать
формированию
позитивного
образа
«Я»,
активизировать
процесс
самопознания,
способствовать
принятию
собственного
имени.
Развитие
воображения и творческого мышления. Дать детям знания о том, что у каждого человека
есть свое имя, которое отличает его от других людей; вызвать у ребят интерес к этой теме
и желание правильно обращаться к людям. Обогащать, активизировать, расширять словарь
по теме. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными
суффиксами,
полных
имён.
Помочь
развитию
связной
речи
через
стимулирование
собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Способствовать воспитанию доброго
отношения к себе и окружающим.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое
имя», индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; в качестве домашнего
задания предложить детям уточнить полное имя своих родных — дедушки, бабушки, отца,
матери.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с детским плачем, с песенкой «Если с
другом вышел в путь…»; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской
избы; кукла; стулья расставлены по количеству детей полукругом.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату. (здороваются)
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что
вы видите в нашем лесу.
Дети: Снег, деревья.
Ребенок. Смотрите, тут какой-то камень!
Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то
написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Воспитатель. Дети, куда же пойдем?
Дети: Направо.
Воспитатель: А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель: Ну, что же, в путь!
Дети идут по массажному коврику. Подлезают под дугу. Прыгают по кольцам, как по
кочкам.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
Вот
мы
и
пришли.
Дети
куда
мы
попали?
Посмотрите,
сколько
здесь
интересных вещей. Где же мы?
Дети: В русской избе!
Выходит бабушка: Здравствуйте дети:
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я, бабушка-хозяюшка.
А зовут меня Мария Ивановна.
Какие вы все разные и красивые. Ребята, а вы знаете, чем отличаются люди?
Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз.
Воспитатель. Несмотря на то, что мы такие разные, все-таки у каждого есть что-то такое,
чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это?
Дети. Имя.
Воспитатель. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена?
Имена — это слова, но особые. Они значат очень многое. Как вы думаете, для чего нужны имена?
Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного
человека от другого.
Воспитатель. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди
ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех
прав, но нельзя лишить имени. Давайте разыграем с вами одну ситуацию, и я вам докажу, что без
имени
обходиться
непросто.
(Обыгрывается
ситуация
в
которой
выбранный
ребёнок
становиться позади другого и пытается позвать какого-то определённого ребенка, не называя
его имени. У него ни чего не получается).
Воспитатель: Вот подтверждение того, что без имени нелегко. Имя помогает человеку
выделиться среди других. А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним?
Игра «Назови ласково»
В конце игры воспитатель обобщает: «Молодцы, ребята, вежливо, ласково, обращаетесь к
сверстникам».
(пригласить сесть на стульчики)
Воспитатель. А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова
«Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушаете, а потом скажете, хорошо ли
поступил Незнайка. (Прочитать отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом.
Затем задает детям вопросы.)
У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик,
Авоська, Торопыжка, Пилюлькин.
Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.
А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?
Дети. Нет.
В конце беседы сделать обобщение: «Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их
неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки. И будем
обращаться друг к другу по имени, ласково».
Воспитатель:- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем.
Игра – имитация «Имена»
Воспитатель. Я буду произносить имя одного из вас и выполнять какое-то действие, а вы
его повторяйте.
(варианты заданий: произнести имя и прохлопать его, держа руки прямо, вверху над
головой, внизу; произнести имя и похлопать по коленям; при произнесении имени присесть,
наклониться вперед, подпрыгнуть, повернуться, топнуть ногой и т.д.
(Звучит плач грудного ребёнка)
Воспитатель: Дети, кто же это плачет?
Дети: Маленький ребёнок.
Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились.
Бабушка-Хозяюшка. Ой-ой, это мой внучок проснулся. Он только сегодня родился, поэтому
он и плачет. Давайте его покачаем.
(дети подходят к кроватке)
Ребенок достает куклу-малыша из кроватки и качает, плач стихает.
Ребенок. А как его зовут?
Бабушка-Хозяюшка. У него пока нет имени. Еще не придумали.
Воспитатель:- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.
Он еще слишком мал, и сам имя себе его выбрать не может. Давайте и мы придумаем нашему
ребеночку имя.
Дети не могут решить.
Воспитатель. А помните ли вы какие-нибудь стихи, в которых упоминаются имена?
Дети.
А. Барто
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
А. Барто «Вовка – добрая душа»
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренёк махал рукой.
С ним теперь знакомы будем –
Это Вовка – есть такой! …
А. Барто «Верёвочка»
Вышла Лидочка вперёд,
Лида прыгалку берёт…
- Лида, Лида!
Вот так Лида! –
Раздаются голоса. –
Посмотрите, эта Лида
Скачет целых полчаса…
С. Чёрный «Прятки»
Оленька играет в прятки.
Где искать ее, ребятки?
Заглянули под кровать –
Под кроватью не видать.
- Где ты, Оля, далеко ли?
Мы соскучились без Оли! …
Н. Саконская
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
С. Михалков «А что у вас?»
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал. …
Воспитатель. Вот сколько имен вы знаете. Молодцы.
Бабушка-Хозяюшка. Только как же мы из такого большого количества имен выберем имя
для моего внука?
Дети предлагают разные имена и останавливаются на имени Сашенька.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут
называть ласково Сашенька. А когда он вырастет, то его уже будут называть Александром. Мы
растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы
станете большими?
Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому». Дети называют: Вова – Владимир
и т.д.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Сашенькой и назвали ему свои имена.
Дети, понравилась игра? А теперь давайте порадуем нашего Сашеньку - пусть каждый
пожелает ему что-нибудь.
Дети:
Саша, никогда не болей, будь здоров.
Сашенька, расти сильным, крепким да удалым.
Сашунечка, слушай папочку и мамочку.
Санечка, будь добр и пусть встречаются добрые люди.
Бабушка Хозяюшка. Спасибо вам, дорогим гостям, за то, что имя помогли выбрать для
моего внука, а за пожелания и за слова добрые вам тоже подарок – угощение.
Воспитатель. И вам спасибо, бабушка –Хозяюшка. Нам пора в обратный путь.
(обратный путь).
Воспитатель. Ну вот мы снова в наше детском садике. Дети, вам понравилось в гостях у
Бабушки-Хозяюшки и ее внучка у которого теперь тоже есть имя - Сашеньки?
Ответы детей.
Воспитатель. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.