Автор: Шевченко Алена Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ№30
Населённый пункт: г.АБАКАН
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровый образ жизни школьников"
Раздел: начальное образование
Здоровый образ жизни школьников
Шевченко Алёна Николаевна, учитель физической культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Абакан
Республики Хакасия
План
1.
Актуальность проблемы.
2.
Компоненты здорового образа жизни.
3.
Опыт работы по проблеме.
4.
Здоровый образ жизни школьника: советы родителям.
Актуальность проблемы
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим:
«Будущее наших детей - в наших руках». Значит, от нас зависит, каким будет
здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая
культура
и
спорт
постоянным,
надёжным
спутником
жизни
нового
поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом
возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочередной задачей ставит
воспитание физически здорового ребёнка.
Однако статистика показывает, что за время обучения в школе около
половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только
10%
выпускников
полностью
здоровы.
Уберечь
своего
ребенка
от
заболеваний
и
сохранить
его
здоровье
на
максимально
высоком
уровне
вполне по силам родителям и педагогам - нужно лишь понимать важность
этой проблемы и действовать грамотно.
В
вопросе
здорового
образа
жизни
школьника
задача
педагогов
и
родителей подразумевает три основных направления:
1.
создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая
мебель и т.п.);
2.
составление гармоничного режима труда и отдыха;
3.
воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его
важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.
Каждый из компонентов по-своему важен. Игнорирование даже одного
из них может свести на нет все прочие усилия. Рассмотрим подробнее.
1.Правильное питание
Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным.
Энергии
и
питательных
веществ
должно
хватать
на
рост
и
ежедневную
активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной
ценности одинаково вредны.
2. Рациональный режим дня
Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную
нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.
3.Оптимальная физическая нагрузка
Любой
ребенок,
даже
самый
«неспортивный»,
должен
заниматься
физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии
обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику
рекомендуется
посещать
спортивную
секцию
и
выделять
время
на
подвижные игры на свежем воздухе.
4. Закаливание
Зака ливание
являет ся
отличным
средством
п о в ы ш е н и я
сопротивляемости
организма:
человек
становится
менее
подверженным
простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во
время эпидемий.
5.Соблюдение гигиенических норм
В
эту
группу
входят
все
основные
гигиенические
мероприятия:
поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота
постельного и нательного белья, использование только личных предметов
гигиены и т.п.
6. Отказ от вредных привычек
Курение,
алкоголь,
любая
форма
наркомании
несовместимы
со
здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития,
формированием различных заболеваний и даже смертью.
7. Благоприятная психологическая обстановка в семье
Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются
основой психического здоровья школьника.
Между тем, знание компонентов, общих принципов здорового образа
жизни само по себе не дает положительного эффекта: здоровье не улучшится
до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении.
Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с
первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового
образа
жизни.
После
прохождения
ежегодного
медицинского
осмотра
классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут
дальнейшую работу с родителями.
Физическое
здоровье
определяется
не
только
наличием
детских
болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить
детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за
телом.
С момента поступления ребенка в школу проводятся беседы о гигиене,
о правильной осанке.
Правильно
организованный
режим
позволяет
сохранять
высокую
работоспособность
организма
ребёнка,
способностей
нормальному
физическому развитию и укрепляет здоровье.
Напряжённые
занятия
в
школе,
трудные
домашние
задания,
дополнительные
занятия
иностранным
языком
или
музыкой,
соблазн
посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников
времени,
необходимого
для
отдыха,
прогулок,
занятием
физической
культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это
ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не
допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо
соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время
для
отдыха,
прогулки,
подвижных
игр
и
т.д.
Необходимо
чередовать
умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать
переутомления
и
сохранить
здоровье
ребёнка.
Нельзя
перегружать
его
занятиями, жертвуя сном и отдыхом.
После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной
нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для
ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это
приводит
к
ухудшению
деятельности
сердечно-сосудистой
системы,
развитию
утомления,
снижению
работоспособности
и
сопротивляемости
организма.
Основными
моментами
рациональной
организации
учебной
деятельности
школьника
является:
нормирование
учебной
нагрузке;
регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность
каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их
оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение
оптимальных
условий
для
учёбы
и
отдыха.
Одной
из
причин,
способствующих
возникновению
многих
заболеваний
сердца
и
сосудов,
является недостаток двигательной активности. Двигательная активность –
один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского
организма,
его
адаптационные
возможности.
Исследования,
проведённые
различными медиками в различные годы показали, что детская активность у
большинства детей ниже физиологического минимума.
Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя
гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного
дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые
виды
движений
могут
рассматриваться
как
взаимозаменяемые.
Так,
например,
занятия
в
спортивных
секциях
и
в
некоторых
кружках
художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть
вполне
сопоставимы
по
интенсивности
и
объёму
физической
нагрузки.
Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в
школе ложится на уроки физкультуры.
Здоровый образ жизни школьника: советы родителям
Общие
принципы
мало
приемлемы
для
конкретного
человека:
учитывайте
возраст
своего
ребенка. Это
касается
практически
каждого
аспекта
здорового
образа
жизни:
питание,
продолжительность
сна,
допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на
основе потребностей и возможностей определенного возраста.
Помните
о
разном
исходном
запасе
здоровья,
физической
выносливости
и
индивидуальных
особенностях
психики
школьника. Не
секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе -
обязательно
стройте
распорядок
дня
своего
школьника
с
учетом
этих
особенностей.
Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов
жизни и возникновения острых заболеваний. Если в один из переходных
периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности
снизьте
учебную
и
дополнительную
нагрузку. Не
переусердствуйте:
постарайтесь не давить на ребенка
Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая
способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть,
например,
«такую
полезную»
цветную
капусту,
если
он
ее
не
любит
–
возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не
заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет
вид спорта, который ему больше нравится.
В ограничении вредных факторов будьте разумны. Ничего страшного
не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не
совсем полезную пищу. Будьте последовательны и постоянны
Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным.
Список использованной литературы
1.
Барин Л.Г. Мама, папа, я – здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005. – 254с.
2.
Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, - Минск: Вышейшая школа,
2004. – 303с.
3.
Буцкина Д.К. Младший школьник, - Москва: Аверсев, 2001. – 152с.
4.
Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, - Минск.: Вышэйшая школа, 2003. –
223с.
5.
Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников.
Москва.: Панорама, 2005. – 144 с.
6.
Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва.: Центр,
2004. – 92 с.
7.
Куркович А.О. Здоровый образ жизни, - Москва: Овал, 2002. – 233с.
8.
Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, - Москва:
Аверсев, 1997. – 393с.
9.
Лебедева
Н.И.
Формирование
здорового
образа
жизни
младших
школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. – 112 с.
10.Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и
ответы. Москва.: Мысль, 2002. 236 с.