Напоминание

"Здоровый образ жизни школьников"


Автор: Шевченко Алена Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ№30
Населённый пункт: г.АБАКАН
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровый образ жизни школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровый образ жизни школьников

Шевченко Алёна Николаевна, учитель физической культуры

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Абакан

Республики Хакасия

План

1.

Актуальность проблемы.

2.

Компоненты здорового образа жизни.

3.

Опыт работы по проблеме.

4.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям.

Актуальность проблемы

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим:

«Будущее наших детей - в наших руках». Значит, от нас зависит, каким будет

здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая

культура

и

спорт

постоянным,

надёжным

спутником

жизни

нового

поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом

возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочередной задачей ставит

воспитание физически здорового ребёнка.

Однако статистика показывает, что за время обучения в школе около

половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только

10%

выпускников

полностью

здоровы.

Уберечь

своего

ребенка

от

заболеваний

и

сохранить

его

здоровье

на

максимально

высоком

уровне

вполне по силам родителям и педагогам - нужно лишь понимать важность

этой проблемы и действовать грамотно.

В

вопросе

здорового

образа

жизни

школьника

задача

педагогов

и

родителей подразумевает три основных направления:

1.

создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая

мебель и т.п.);

2.

составление гармоничного режима труда и отдыха;

3.

воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его

важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Каждый из компонентов по-своему важен. Игнорирование даже одного

из них может свести на нет все прочие усилия. Рассмотрим подробнее.

1.Правильное питание

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным.

Энергии

и

питательных

веществ

должно

хватать

на

рост

и

ежедневную

активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной

ценности одинаково вредны.

2. Рациональный режим дня

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную

нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

3.Оптимальная физическая нагрузка

Любой

ребенок,

даже

самый

«неспортивный»,

должен

заниматься

физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии

обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику

рекомендуется

посещать

спортивную

секцию

и

выделять

время

на

подвижные игры на свежем воздухе.

4. Закаливание

Зака ливание

являет ся

отличным

средством

п о в ы ш е н и я

сопротивляемости

организма:

человек

становится

менее

подверженным

простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во

время эпидемий.

5.Соблюдение гигиенических норм

В

эту

группу

входят

все

основные

гигиенические

мероприятия:

поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота

постельного и нательного белья, использование только личных предметов

гигиены и т.п.

6. Отказ от вредных привычек

Курение,

алкоголь,

любая

форма

наркомании

несовместимы

со

здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития,

формированием различных заболеваний и даже смертью.

7. Благоприятная психологическая обстановка в семье

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются

основой психического здоровья школьника.

Между тем, знание компонентов, общих принципов здорового образа

жизни само по себе не дает положительного эффекта: здоровье не улучшится

до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении.

Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с

первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового

образа

жизни.

После

прохождения

ежегодного

медицинского

осмотра

классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут

дальнейшую работу с родителями.

Физическое

здоровье

определяется

не

только

наличием

детских

болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить

детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за

телом.

С момента поступления ребенка в школу проводятся беседы о гигиене,

о правильной осанке.

Правильно

организованный

режим

позволяет

сохранять

высокую

работоспособность

организма

ребёнка,

способностей

нормальному

физическому развитию и укрепляет здоровье.

Напряжённые

занятия

в

школе,

трудные

домашние

задания,

дополнительные

занятия

иностранным

языком

или

музыкой,

соблазн

посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников

времени,

необходимого

для

отдыха,

прогулок,

занятием

физической

культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это

ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не

допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо

соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время

для

отдыха,

прогулки,

подвижных

игр

и

т.д.

Необходимо

чередовать

умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать

переутомления

и

сохранить

здоровье

ребёнка.

Нельзя

перегружать

его

занятиями, жертвуя сном и отдыхом.

После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной

нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для

ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это

приводит

к

ухудшению

деятельности

сердечно-сосудистой

системы,

развитию

утомления,

снижению

работоспособности

и

сопротивляемости

организма.

Основными

моментами

рациональной

организации

учебной

деятельности

школьника

является:

нормирование

учебной

нагрузке;

регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность

каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их

оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение

оптимальных

условий

для

учёбы

и

отдыха.

Одной

из

причин,

способствующих

возникновению

многих

заболеваний

сердца

и

сосудов,

является недостаток двигательной активности. Двигательная активность –

один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского

организма,

его

адаптационные

возможности.

Исследования,

проведённые

различными медиками в различные годы показали, что детская активность у

большинства детей ниже физиологического минимума.

Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя

гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного

дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые

виды

движений

могут

рассматриваться

как

взаимозаменяемые.

Так,

например,

занятия

в

спортивных

секциях

и

в

некоторых

кружках

художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть

вполне

сопоставимы

по

интенсивности

и

объёму

физической

нагрузки.

Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в

школе ложится на уроки физкультуры.

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям

Общие

принципы

мало

приемлемы

для

конкретного

человека:

учитывайте

возраст

своего

ребенка. Это

касается

практически

каждого

аспекта

здорового

образа

жизни:

питание,

продолжительность

сна,

допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на

основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните

о

разном

исходном

запасе

здоровья,

физической

выносливости

и

индивидуальных

особенностях

психики

школьника. Не

секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе -

обязательно

стройте

распорядок

дня

своего

школьника

с

учетом

этих

особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов

жизни и возникновения острых заболеваний. Если в один из переходных

периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности

снизьте

учебную

и

дополнительную

нагрузку. Не

переусердствуйте:

постарайтесь не давить на ребенка

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая

способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть,

например,

«такую

полезную»

цветную

капусту,

если

он

ее

не

любит

возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не

заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет

вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны. Ничего страшного

не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не

совсем полезную пищу. Будьте последовательны и постоянны

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным.

Список использованной литературы

1.

Барин Л.Г. Мама, папа, я – здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005. – 254с.

2.

Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, - Минск: Вышейшая школа,

2004. – 303с.

3.

Буцкина Д.К. Младший школьник, - Москва: Аверсев, 2001. – 152с.

4.

Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, - Минск.: Вышэйшая школа, 2003. –

223с.

5.

Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников.

Москва.: Панорама, 2005. – 144 с.

6.

Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва.: Центр,

2004. – 92 с.

7.

Куркович А.О. Здоровый образ жизни, - Москва: Овал, 2002. – 233с.

8.

Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, - Москва:

Аверсев, 1997. – 393с.

9.

Лебедева

Н.И.

Формирование

здорового

образа

жизни

младших

школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005. – 112 с.

10.Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и

ответы. Москва.: Мысль, 2002. 236 с.



В раздел образования