Автор: Герасименко Александр Пантелеевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: с.Вольно-Надеждинское Приморского края
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Технология точения древесины на токарном станке".
Раздел: среднее образование
08.11.2017г.
Предмет: Технология, 6 класс
план-конспект урока выполнил : учитель высш. категории А.П.Герасименко
МБОУ СОШ №1 с.В-Надеждинское Приморский край.
урок 17-18 в разделе: «Технология ручной и машинной обработки древесины»
Тема урока: ТЕХНОЛОГИЯ ТОЧЕНИЯ
ДРЕВЕСИНЫ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ
Демонстрационный материал и оборудование:
токарный станок по дереву, разметочный
инструмент, штангенциркуль, стамески, заготовки из древесины, наждачная бумага, чертёж детали,
образцы готовых изделий, проектор.
Цель урока:
научить учащихся выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки,
отбирать режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учётом свойств
древесины; контролировать качество обработанной заготовки.
Ход урока:
Введение.
1.Подготовка к уроку.
2. Организационный момент.
3. Повторение ранее изученного материала:
А). Беседа по вопросам:
- Назовите основные части токарного станка и их назначение.
- Какое движение в станке называется главным, а какое вспомогательным?
Б). Брейн - ринг по теме «Токарный станок».
Вопросы к брейн-рингу по теме «Токарный станок»:
1) Опора для шпинделя. (Передняя бабка.)
2) Вращающийся вал станков с устройством для закрепления заготовок. (Шпиндель.)
3) Часть станка, поддерживающая заготовку. (Задняя бабка.)
4) Точение вдоль оси вращения заготовки. (Продольное.)
5) Перемещение стамески перпендикулярно оси вращения заготовки.
(Поперечное точение.)
6) Деталь ремённой или канатной передачи, колесо, обод которого имеет цилиндрическую, бочкообразную
или профилированную (для клиновых ремней) форму. (Шкив.)
7) Приспособление, устанавливаемое на шпинделе деревообрабатывающего станка для закрепления на
нем обрабатываемых деталей или инструмента. (Планшайба.)
8) Деталь деревообрабатывающего станка - подвижная в осевом направлении гильза, в которую может
быть встроен шпиндель задней бабки. (Пиноль.)
9) Обработка снятием стружек, поверхностей тел вращения. (Точение.)
10. Вращательное движение заготовки. (Главное.)
Основная часть.
1.
Сообщение темы и цели урока.
2. Изложение программного материала. Иллюстративный рассказ.
А). Сущность процесса резания при точении заключается в снятии слоя древесины с обрабатываемой
заготовки в виде стружки ( см. рис.1.)
Рис.1. Точение на токарном станке.
Б). Подготовка заготовки к точению включает следующие операции: - отпилить
заготовку по длине;
- осмотр состояния древесины;
- разметка центров вращения;
- придание заготовке формы, близкой к цилиндрической.
Рис.2. Подготовка заготовки для точения:
а) - измерение; б) - разметка окружности, касательных и ребер восьмигранника.
После разметки заготовку крепят на станке.
Посмотрите, какие бывают виды стамесок:
Рис.3.
а)- желобчатая полукруглая (для черновой обработки);
б)- желобчатая полукруглая вогнутая;
в)- чистовая (косая) для чистовой обработки, вытачивания конусов; подрезания торцов.
Режущая часть резца (лезвие) имеет клиновидную форму
Передняя часть предназначена для схода стружки. Задняя обращена к обрабатываемой заготовке.
Угол между передней и задней поверхностями называется углом заострения .
20°-40° принят для точения мягкой древесины, 40° - для точения твердой древесины.
Заточки стамесок выполняют на наждачном круге, доводку лезвия на наждачном бруске. Запомните!
Заточку стамесок выполняет только учитель.
Изучение технологической карты:
Прежде чем начать точение, необходимо тщательно изучить технологическую карту обработки изделия.
Технологическая карта:
Изготовление картофелемялки.
Объяснение и показ работы на станке:
Перед изготовлением детали выполняют подготовку станка, которая состоит из следующих
последовательных действий:
1) надежно крепят заготовку;
2) надежно крепят подручник, чтобы расстояние до обрабатываемой поверхности заготовки было 3-5 мм;
3) выбирают нужную частоту вращения заготовки;
4) подбирают и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.
Перед началом работы нужно одеть рабочую одежду и очки. (учитель показывает, как установить
стамеску на подручник, затем, включив станок, демонстрирует приёмы точения) :
- вначале выполняют черновое точение полукруглой стамеской, оставляя припуск 3-6 мм.
- чистовое точение выполняют косой стамеской,
Обратите внимание на такое важное обстоятельство: нельзя допускать врезания в заготовку
острого угла стамески, так как возможен выброс стамески, что может привести к травме.
Контроль размеров заготовок осуществляется следующими инструментами:
- кронциркулем;
- штангенциркулем.
- линейкой
Рис.4.Проверка прямолинейности цилиндрической поверхности линейкой.
(Учитель показывает приёмы контроля размеров измерительными инструментами).
При необходимости деталь обрабатывают:
-
шлифовальной колодкой;
- бруском из более твёрдой древесины.
Перегрев в зоне полирования даёт декоративную отделку в виде подгоревших волокон древесины
различных цветов:
-желтого;
- коричневого;
- черного.
После остановки станка снимают заготовку, пилой с мелкими зубьями отрезают шейки и торцы,
зачищают их напильником или шлифовальной шкуркой.
Инструктирование по правилам безопасной работы на станке:
1) Не включать станок без разрешения учителя.
2) Надёжно крепить заднюю бабку станка.
3) Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин, сучков и «включений».
4) Надёжно закрепить заготовку.
5) Тщательно подготовить рабочее место.
6) Проверить рабочий инструмент.
7) Заправить одежду, застегнуть пуговицы, одеть берет.
8) Перед пуском станка одеть очки.
9) В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки.
10) Периодически подводить подручник.
11) Во время работы не отходить от станка и не отвлекаться.
12) Все настроечные операции проводить только при выключенном станке.
13) Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.
14) Не останавливать заготовку руками.
15) Обо всех неисправностях сообщать учителю.
Практическая работа.
1.Выбор объекта труда - картофелемялка
2. Выполнение заданий (технологических операций):
1. Прочитать чертёж и технологическую карту.
2. Выбрать заготовку.
3. Подготовить заготовку (разметить, запилить торцы; разметить, отстрогать рёбра заготовки).
3. Разметить и установить заготовку на станке.
4. Выбрать режущие инструменты и проверить их.
5. Выполнить черновое точение.
6. Выполнить чистовое точение.
7. Зачистить заготовку шлифовальной шкуркой.
8. Проконтролировать размеры.
9. Снять заготовку, предварительно выключив станок.
10. Отпилить и зачистить торцы.
Все операции выполняются под руководством учителя.
Заключение:
1.Повторение и закрепление материала
2. Показ и характеристика лучших деталей.
3. Анализ допущенных ошибок.
4. О ц е н к а практической работы.
Подведение итогов урока.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание
: прочитать параграф № 9 (стр.51 – 61). учебник «Технолгия»,
В.Д.Симоненко
Ответить на вопросы:
1. Какой инструмент используется для токарных работ?
2. Можно ли по внешнему виду заготовки определить вид резца, которым проводим её обработку?
3. Почему короткую заготовку можно не зажимают; в центрах, а длинную - обязательно?
4. Как проверить правильность установки подручника?
5. Как производится черновое и чистовое точение?
6
.
Как правильно закончить точение детали на станке?