Автор: Муллагалямова Насима Надировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Проект по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе
Тема: "Моя малая Родина - Белорецк!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 1 г. Белорецк
Согласовано: старший воспитатель
МАДОУ детский сад №1 г. Белорецк
___________ Костенкова Р.М.
Проект по ознакомлению с родным краем в
подготовительной группе
«Моя иалая Родина – Белорецк!»
Выполнила:
воспитатель
Муллагалямова Н.Н.
г. Белорецк.
Тема: «Моя малая Родина - Белорецк!»
Цели: Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, о памятниках, улицах,
людях, живущих здесь, государственной символике.
Задачи: Формировать умение коротко и точно отвечать на вопросы; закрепить
умение
объяснять,
аргументировано
строить
рассуждение.
Развивать
у
детей
логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за
команду. Воспитывать чувство гордости за свой город, за людей, живущих в нём.
Доминирующая область: познавательное развитие
Интеграция областей: речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное
Методы и приёмы: Игра «Большие буквы», вопросы к детям, художественное
слово, показ фотографий.
Ожидаемый
результат: принимают
активное
участие
в
ходе
организованно-
образовательной деятельности, умеет формулировать ответы на вопросы педагога,
владеет диалогической формой речи, активно и доброжелательно ведет себя в
процессе коллективной деятельности.
Оснащение:
фотографии
«История
Белорецка»,
фотографии
памятников
г.
Белорецк, Гербы г. Белорецк и других городов Башкортостана, буквы из набора
магнитной азбуки, кубики с буквами (Аллея Героев), большие буквы из цветного
картона «БЕЛОРЕЦК», магнитная доска, цифры 1-10, карта для расшифровки слова
(Тирлянская), карта со словом «ГОРОД» для морфологического анализа, небольшая
ёмкость с песком.
Ход:
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет!
- Давайте и мы, ребята, сейчас поздороваемся со всеми гостями.
- А теперь послушайте меня. Если глобус покрутить, многое заметишь,
Если глобус повертеть, многое поймёшь.
Очень много городов есть на белом свете,
Но один есть лучше всех, - тот, где ты живёшь!
= В каком городе живём мы с вами? В какой республике он находится?
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Большие буквы», а посвящена
эта игра будет нашему родному городу Белорецку. Хотите поиграть?
-
Вам
предстоит
выполнить
много
нелёгких
заданий.
За
каждое
правильно
выполненное
задание
вы
будете
получать
большую
букву.
В
конце
игры
вы
составите из них ключевое слово.
- Итак, первое задание – разминка. В ёмкости с песком отыщите 11 букв, из них вы
составите два слова. Каждому слову соответствуют буквы одного цвета.
Дети выполняют задание, из букв составляют «ВОЛЧЬЯ ШКУРА».
- Ребята, что у вас получилось? Какое отношение имеет волчья шкура к нашему
городу?
Дети рассказывают легенду о возникновении города.
- Молодцы! Вы заработали первую большую букву.
На стенде выставляю большую букву из цветного картона «Р».
- Да, ребята, когда-то очень давно два русских купца Твердышев и Мясников
решили построить здесь железоделательный завод.
«Век восемнадцатый… По царскому указу
Работный люд и мастера пришли.
Пришли – жизнь закипела сразу.
Где глухомань была вчера,
Лес корчевали. Прямо у реки
Рубили избы. Домну возводили.
В тележных коробушках мужики
Руду для этой печки подвозили…»
- Рядом с заводом образовалось поселение – наш будущий город. Постепенно рос
завод, а вместе с ним и городок. Посмотрите, каким маленьким он был раньше
(показываю фотографии «История г. Белорецк»). Не было высоких домов, красивых
широких улиц. Да и улиц когда-то было совсем мало. Сейчас в Белорецке 223
улицы. А какие, вы назовёте мне сами.
- Хорошо, много улиц вы назвали! На доске зашифрована ещё одна улица нашего
города. Расшифруйте её название. Каждой букве соответствует цифра, расставьте
цифры по порядку, начиная с первой.
Дети составляют слово «ТИРЛЯНСКАЯ».
- Так она называлась в прошлом. Почему её так называли? (по ней можно уехать в
п. Тирлян) Как называется эта улица сейчас? (ул. Ленина).
- Молодцы! Получайте вторую большую букву! На стенде выставляю букву «Ц».
- Давайте, ребята, мысленно совершим прогулку по улице Ленина. Какие здания мы
увидим? Дети перечисляют: Дворец Культуры, Дом творчества, магазины «Сезам»
и «Универмаг», краеведческий музей, картинная галерея.
- Заглянем в картинную галерею. Что мы здесь увидим? Да, это музей картин, здесь
выставляются картины художников разных жанров живописи: портреты, пейзажи,
натюрморты. Здесь очень много картин наших художников - белоречан. Назовите
белорецких художников. (Ирина Аникина, П. Казбан, В. Федчун, Тимарцев, Знот,
Фролов)
- Молодцы! Получайте ещё одну букву! На стенде появляется буква «Л».
-
Рядом
с
картинной
галереей
находится
главное
здание
нашего
города
–
Администрация.
У
каждого
государства,
республики
есть
государственные
символы – герб, флаг и гимн. У города Белорецка тоже есть свой герб. Найдите его
среди гербов других городов Башкортостана.
- Правильно! Композиция герба нашего города отражает его историю. Центральной
фигурой герба является золотой соболь, т.к. ещё в 1799 г. марка «Старый соболь»
была
присвоена
Белорецкому
заводу
и
использовалась
в
качестве
клейма
для
изделий из белорецкой стали. Соболь и сейчас обитает в окрестностях нашего
города. Его золотой цвет символизирует справедливость, богатство и милосердие.
Серебряный молот в лапах соболя является символом развитой промышленности
города. Зелёное поле в гербе, помимо леса, обозначает надежду, мир и покой.
Серебряная
оконечность
герба
обозначает
реку
Белую,
от
имени
которой
происходит название города. Кроме того, серебряный цвет – символ благородства,
чистосердечности. Автор герба – наша белоречанка Елена Сафонова.
- А вы, ребята, получаете очередную большую букву! Выставляю букву «Б».
- Пройдёмся дальше по бывшей Тирлянской улице. Мы с вами подошли к стадиону.
Какие спортивные объекты есть здесь ещё? (бассейн «Дельфин», спортивный зал)
- В нашем городе очень любят спорт. У нас есть стадионы, спортивные площадки,
спортивная школа, горнолыжная база. Небольшой уральский город воспитал много
спортсменов,
имеющих
международную
известность.
Назовите,
кого
из
спортсменов – белоречан вы знаете.
- Отлично! Вот вам ещё одна буква! Посчитайте, сколько их у вас? Выставляю на
стенде букву «О».
- Давайте-ка, ребята, и мы с вами немного посоревнуемся. Предлагаю провести
эстафету. Для этого вы должны поделиться на две команды.
Провожу физминутку – эстафету, в ходе которой дети получают по одному кубику с
буквой.
- Вот вам и новое задание. Составьте из кубиков слова. Кубики одинакового цвета
принадлежат одному слову.
Дети составляют из кубиков слова «АЛЛЕЯ ГЕРОЕВ».
- Давайте вспомним Героев Советского Союза, сражавшихся с фашистами в годы
Великой
Отечественной
войны.
(Алексеев,
Губин,
Артамонов,
Серебренников,
Сухов и др.) Ребята, почтим память Героев и всех павших минутой молчания.
- Аллея Героев находится на площади Славы. Какие ещё памятники мы встретим
здесь и в других местах нашего города? Дети перечисляют.
-
А
сейчас
фотовопрос.
Что
это
памятник
и
где
он
находится?
(показываю
фотографии памятника Лётчикам-белоречанам, памятник Сталевару)
- Вы назвали много памятников. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним. Это
– памятник учителям и учащимся школы № 1, погибшим в Великой Отечественной
войне. (показываю фотографию) Во дворе школы № 1 высится бетонная стела
высотой 11 метров с надписью на постаменте: «И у мёртвых безгласных есть
отрада одна: мы за Родину пали, но она спасена». Автор памятника - художник П.
Е Казбан.
- Ну а вы, ребята, получаете сразу две большие буквы. Выставляю буквы «Е».
-
Последнюю
большую
букву
вам
помогут
получить
наши
гости.
Дайте,
пожалуйста,
определение
нашему
городу,
используя
морфологический
анализ.
Какой он?
Г– гордый, героический (много Героев Советского Союза), главный (это наша
родина)
О – обворожительный, отличный
Р – родной, радостный
О – обаятельный
Д – добрый, дружный, душевный, деловой.
- Вот, ребята, какой у нас получился наш город Белорецк! Нашим гостям – спасибо
за помощь, а вам - большая буква «К».
- Вы собрали все буквы. Составьте из них ключевое слово.
Дети составляют слово «БЕЛОРЕЦК».
- Наш город появился на свет в далёком 1762 году. Ему уже больше 250 лет.
Каждый год белоречане празднуют день рожденья Белорецка – День города. И мы с
вами
тоже
готовимся
к
этому
дню:
разучиваем
песни,
заучиваем
стихи.
Пожалуйста, Лиза и Тимофей, прочтите нам стихи о Белорецке.
Дети читают стихотворение Муршиды Гайнуллиной «Белорецк»:
Цветы проснулись оттого, что нежно
Им солнце целовало лепестки,
И ветер, ободряющий и свежий,
Заигрывая, дул на них с реки.
Проснулись птицы, зажужжали пчёлы,
Земля от сна очнулась, наконец…
Где родина моя? - Меня ты спросишь,
И я тебе отвечу – Белорецк!
Стоят дома, то скучась, то рядками,
Шумят деревья, кланяясь земле,
Мне дорог каждый кустик, каждый камень,
И каждая тропинка во дворе.
Вдали тебя тоскую, понимаю,
И повторяю, словно во хмелю:
Мой Белорецк! Земля моя родная!
Как безгранично я тебя люблю!
- Вот и подошла к концу наша игра. Вы, ребята, справились со всеми заданиями,
ответили на многие вопросы. Я считаю, что вы заслужили звание Знатоков родного
города и хочу вручить вам медали «Знаток Белорецка».
- Наше занятие я хочу закончить стихотворением Нины Зиминой
«О Родина! Мой светлоокий дом,
В краю уральском, на земле Башкирской.
Здесь сосны хороводят над прудом
И Белая под лесом серебрится»