Напоминание

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе


Автор: Эрдман Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ село Лазарево, Ленинский район, ЕАО
Населённый пункт: село Лазарево,Ленинский район, ЕАО
Наименование материала: статья
Тема: Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация мыслительной деятельности

учащихся на уроке математики

Учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Лазарево

Учебный процесс в школе может быть успешным только при условии, если методы и

приемы обучения будут давать пищу уму и чувствам детей, обеспечивают их интенсивное

умственное развитие. Поэтому вопрос «Как учить?» по-прежнему остается

первостепенным и требует от учителей совершенствования методов обучения в целях

более эффективного внимания на развитие познавательных способностей детей.

Одним из направлений совершенствования учебного процесса является активизация

работы детей. Известно, что знания, полученные на основе активного мышления,

усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со

слов учителя. Поэтому при работе с классом необходимо возбуждать и организовывать

активную познавательную деятельность и самостоятельность учащихся на каждом уроке,

соблюдая следующие условия:

1. Ученики не должны просто запомнить сумму знаний, фактических сведений, а прежде

всего, осмыслить изучаемый материал на основе сравнения главных и второстепенных

признаков, обобщения основных признаков наблюдаемых явлений.

2. Не называть и не объяснять детям того, что они могут увидеть и понять сами.

3. Создать на уроке такие условия, которые привлекают внимания учащихся, так как

внимание, по словам К.Д. Ушинского единственная дверь, через которую впечатления

жизни входят в душу ребенка.

Учебный процесс обычно начинается с изучения нового материала. Задача учителя

заключается в том, чтобы обеспечить сознательное восприятие учащихся новых знаний.

Однако восприятие нового осуществляется успешнее, когда дети уже несколько

подготовлены к нему. Поэтому еще задолго до систематического изучения того или иного

раздела программы необходимо организовать наблюдения, практические упражнения,

создавая тем самым у учащихся прочную базу для обобщения и выводов.

Так в 3 классе при прохождении темы «Изменение результатов действий в зависимости

от изменений одного из компонентов», которая относиться к числу сложных тем, дети не

будут испытывать особых трудностей, если заранее еще в 1 и2 классах их подводить к

выводам и обобщениям по теме. Для этого в устный счет, в самостоятельные работы часто

включать такие упражнения, которые требуют от учащихся умения на основе наблюдений

сделать соответствующие выводы. Еще в 1 классе нужно обратить внимание на сравнение

выражений типа 4+2 3+2 и путем постановки следующих вопросов создать проблемную

ситуацию. Благодаря этому мысль детей непрерывно работает, они самостоятельно ищут

ответы на вопросы, которые перед ними поставлены: чем похожи эти выражения? чем они

отличаются? в каком примере сумма больше и почему? Таким образом дети подводились к

выводу о том, что результат сложения больше в том случае, когда одно из слагаемых

больше, при условии что вторые слагаемые одинаковы.

При подготовке к объяснению нового материала необходимо еще и заинтересовать детей,

возбудить их активную мыслительную деятельность. С этой целью сильным ученикам, за

несколько уроков до объяснения новой темы, даются задания в более сложной форме для

закрепления материала, а слабым раздаются карточки с заданием, которые подготавливают

их к восприятию новой темы.

Я обращаю внимание на творческие виды работ учащихся по самостоятельному

составлению задач. Одним из наиболее эффективных видов таких упражнений является

составление новых задач путем преобразования. Прием преобразования задач повышает

активность учащихся, развивает интерес, развивает мышление и сообразительность

учащихся. В большинстве случаев преобразование приводит к новым очень интересным

задачам, для решения которых требуется со стороны учащихся проявление

сообразительности и смекалки.

Например:

1) учащимся предлагается к условию задачи поставить вопрос;

2) по плакату составить задачу;

3) по краткой записи задачи составить задачу;

4) по решению задачи и ответу составить условие задачи;

5) по главному вопросу составить условие задачи;

6) вставить в задачу пропущенные числовые данные;

7) по числовым данным составить задачу на указанное действие.

После такой работы можно приступить к решениию прямых и обратных задач (1).

Повышает активность учащихся работа по обучению записи решения задач числовой

формулой. Для этого нужно предварительно ознакомить учащихся с порядком выполнения

арифметических действий в примерах без скобок и со скобками. Это необходимо, так как в

большинстве полученных формул есть действия 1 и 2 ступени.

Активизации учащихся служат и такие методы: например, при проверке домашних

заданий учащиеся работают весьма активно, если они привлекаются к взаимопроверке

выполненных работ. Проверяя работу своего товарища, ученик глубоко сосредотачивается

и прилагает все усилия к тому, чтобы заметить ошибку, не пропустить её.

Повышается активность учащихся и в том случае, когда им при опросе разрешается

составить опрашиваемым товарищам дополнительные вопросы.

Вообще же активность учащихся на данном этапе урока во многом зависит от стиля

работы учителя. Если учитель научит детей слушать ответы своих товарищей,

вырабатывать у них привычку следить за этими ответами, быть всегда готовым к тому,

чтобы по первому вызову исправить замеченную ошибку или дополнить ответ, то этого

достаточно, чтобы внутренняя активность учеников была на высшем уровне.

В процессе изучения нумерации очень уместно давать сравнивать два числа, например 18

и 36. Дети называют, и сколько цифр понадобилось для записи этих чисел и из скольких

десятков и единиц они состоят, и сколько единиц не хватает до круглого числа, и насколько

эти числа делятся, и чему равна их сумма и разность и т.д. Для выполнений этих заданий

ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, без чего

операция сравнения носит формальный характер, но и уметь установить между ними

взаимосвязь, проявить наблюдательность, проанализировать данные, полученные из

наблюдений. А это способствует не только осознанному усвоению материала, но и

умственному развитию детей.

Задания, опирающиеся на жизненный опыт детей, также направлены на активизацию

приобретения детьми ранее практических знаний и умений. Так, например, во 2 классе

учитель должен познакомить учащихся с задачами на разностное сравнение. Редко

найдется в классе ученик, который не может определить, которая из двух лент длиннее, а

которая короче, многие покажут, на какой именно кусок одна длиннее другой. Однако

арифметическое решение этой задачи если и известно, то только отдельным учащимся. С

этой целью полезно начать изучение нового материала с самостоятельной работы. Детям

раздаются по две полоски бумаги различной длины, и предлагается выяснить, которая из

них длиннее и на сколько. Дети выполняют эту работу практически (накладывая одну

полоску на другую) и ответ дают наглядно показывают, на какой кусок одна полоска

длиннее другой. Учитель предлагает рассказать, как они узнали, насколько одна полоска

длиннее и в ответах оттеняет, что для этого пришлось оторвать, или отогнуть от большой

полоски полоску равную ей. После этого перед учащимися ставиться такой, например

практический вопрос – задача. «Как на соревнованиях по прыжкам в длину определить,

кто из двоих учеников прыгнул на большее расстояние». Под руководством учителя

выясняется, что если прыжок производился от одной и той же черты, то для ответа на

вопрос, можно измерить только расстояние между концами прыжка первого и второго

ученика.

Лучшему усвоению нового способствует показ, где практически могут быть применены те

или иные математические знания. Например:

1. В 1 минуту завод выпускает 10 холодильников, а за 4 минуты

сколько выпустили?

2. На кондитерской фабрике за 1 мин. изготавливают 20кг. шоколада. Сколько шоколада

изготовят за 5 мин.?

Интерес всегда связан с желанием узнать, радостью исканий, торжеством открытий. Всем

классом мы побывали в ателье, где познакомились с различными видами тканей, их ценой,

качеством расходуемого материала. И теперь детей активизирует составление задач по

таблице на тему: цена, количество, стоимость.

Чтобы свести до минимума утомляемость ребенка в течение всего времени поддерживать

внимание учащегося надо систематически вводить на урок элементы игры. Игра на уроке

не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает сообразительность, инициативу

и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, приучает к дисциплине.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее

усилие и усилие мысли» - писал А. С Макаренко. Стоит сказать на уроке «поиграем» и

класс оживает и преображается, самые невнимательные становятся активными

участниками игры.

Математических игр очень много. Например:

1. Игра «молчанка»

2. Лесенка.

3. Устный счет на бытовые темы: игра «Магазин», «В столовой», «В нашем школьном

буфете»

4. При изучении темы «сложение и вычитание в пределах 100 можно проводить игру

«Юный художник»

Для игры необходимы карточки и цифрами от 1 до 9, на обратной стороне каждой

карточки – половина рисунка. Подбирается задание, например сумму чисел 28 и 12

уменьшить на 8 (28 и 12) – 8.

Из расставленных на планке доски карточек ученик должен выбрать карточки для ответа.

Соединив карточки числа и повернув их классу обратной стороной, показывает

получившийся рисунок. Если ответ подсчитан неверно, из двух карточек одного рисунка

не получиться.

5. Игру « У кого примеров больше» удобно использовать при изучении таблично и

внетабличного умножения и деления.

6. «Поймай рыбку».

7. «Лучшие счетчики летят на вертолете»

8. «Кто скорее, кто вернее»

9. «Эстафета»

10. «Ответ вдвоем»

11. «Сигнальные диски»

12. «Математические диктанты»

13. Занимательные квадраты и задачи занимательного характера.

Последним я старюсь уделять хоть частичку времени на каждом уроке. В народе давно

получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению

математики. Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей

к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач,

рассматривавшихся на уроках. Однако ситуация описания в задачах шутках, обычно

требует иного решения. Они воспитывают у детей наблюдательность, внимательного

отношения к содержанию задач.

Примеры таких задач:

1. Три товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух

товарищей – учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу?

2. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей?

3. Что тяжелее кг ваты или кг железа?

4. На дорожке сидело 6 воробьев, к ним прилетело ещё 5 воробьев. Кот подкрался и

схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке?

5. Один мальчик шел - пятак нашел, двое пойдут - сколько найдут?

6. Пара лошадей пробежала 20 километров. По сколько километров пробежала каждая

лошадь?

7. Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. Сколько таких же рыбок он поймает за 6 минут?

Активизируют детей также занимательные задачи. Например:

1. Что больше полметра, 5 дм или 50см.?

2. Что больше сумма чисел 0,1,2,3,4,5 или их произведение?

3. Игры по таблице Пифагора «Найди сомножители», «Найди делитель и частное».

4. Какие 3 числа надо перемножить, чтобы получить 5? и др.

Нравятся детям и хоровое заучивание, если оно ритмично. Так это можно использовать

при заучивании таблицы умножения. Например – таблица на 5.

5 х 5 – 25 вышли в садик погулять

5 х 6 – 30 братец и сестрица

5 х 7 – 35 стали веточки ломать

5 х 8 – 40 подошел к ним сторож

5 х 9 – 45 если будете ломать

5 х 10 – 50 не пущу вас больше в сад.

Большую роль в повышении активизации учащихся играет правильное использование

наглядных пособий. Эффективными оказываются те наглядные пособия, которые

изготовляли учащиеся под руководством учителя на уроке трудового обучения и дома.

Таким пособиями могут быть линейный сантиметр, дециметр, метр, квадратный

сантиметр, квадратный метр. Обеспечить полную активность на уроке можно лишь в том

случае, если работать с учетом индивидуальных способностей учащихся. На уроке

необходимо следить, чтобы каждый ученик все время был занят работой. Задания детям

давать с учетом их способностей, сильные получают более трудные и примеры и задачи.

Так после разбора задачи под руководством учителя сильным ученикам можно

предложить записать решение другим способом, а слабым тем способом, которые

разобрали. При самостоятельном решении задач сильным ученикам дается текст условия

задачи на доске, а слабым – индивидуальные карточки с записью краткого условия задачи.

Сильные ученики получают упражнения, где требуется составить задачи по выражениям,

краткой записи условия, а слабые получают готовые тексты с условием задачи. На всех

этапах урока нельзя забывать о таких учениках, которые выполняют работу быстро. Для

них на доске или карточках даются дополнительные вопросы и задания.

На уроках математики особое место отводится самостоятельным работам, они укрепляют

умение и навыки, развивают самостоятельность, убеждают детей в необходимости владеть

знаниями для практической деятельности. И вот здесь детям помогают справочные

таблицы, памятки, которые помогают им определить ход работы, восстановить в памяти

некоторые данные.

И подведя итоги можно сказать:

При объяснении нового учебного материала, мыслительную деятельность учащихся

активизирует эвристический метод объяснения, когда учитель путем применения

наглядности и системы, умело поставленных вопросов подводит учащихся к

определенным обобщениям и выводам.

На этапе закрепления полученных знаний активизирует учащихся широкое применение

самостоятельных упражнений и в особенности упражнений, требующих применения

приобретенных знаний, умений , навыков при решении некоторых практических

вопросов.

Наконец для активизации учащихся в процессе выполнения домашних заданий следует

вводить в содержание заданий, наряду с примерами и задачами учебника, вопросы

практического характера, требующие подбора и использования числовых данных из жизни

семьи или окружающей действительности. Сюда относятся составление задач,

аналогичным данным и использование чисел, которые можно получить в семье.

Все эти задания, вопросы способствуют активизации учащихся в процессе обучения на

уроках математики.



В раздел образования