Автор: Морозова Наталья Даниловна
Должность: старший воспитатель мдоу
Учебное заведение: детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: д.Волковойно Камешковский район Влдимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
Цель:
формирование умений дифференцировано подходить к организации работы с
родителями;
оптимальные пути разрешения конфликтов;
поиск новых способов поведения в контактах с родителями;
приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: 2 рабочих группы.
Оборудование: конфеты на всех участников (разного цвета по 4 штуки); шары
воздушные с вопросами внутри — 8 штук, вырезанные цветы; фломастеры,
гуашь, краски, клей, ножницы — 8 шт.; 2 плаката для коллажа; 2 листа для
названия команды; вырезки из журналов; списки детей по группам — 4 листа
Ход игры
Педагогам
предлагается
угощение
на
выбор
конфеты
двух
цветов,
происходит автоматическое деление на команды.
Определение названия команды (написать название).
Выбор капитана
Представление жюри:
1 часть. Теоретическая
Капитанам команды предлагается поочерёдно выбирать воздушный шар с
вопросом, прокалывая шар, извлекать из него вопрос.
Капитан команды читает вопрос, определяет члена команды, который будет
отвечать. При необходимости другие члены команды дополняют.
Жюри за полный ответ дарит красный цветок — 5 баллов;
за не полный, не уверенный, не чёткий ответ - нет цветка.
Подводятся итоги. Определяется команда - победитель
Примерные вопросы для обсуждения на деловой игре
1. Что такое работа с родителями?
2. Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями?
3. Формы работы с родителями?
Массовые:
- совместные мероприятия педагогов и родителей;
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
Индивидуальные.
Наглядно — информационные
- информационно — просветительская;
- информационно — аналитическая.
4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные
стороны анкетирования.
5. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли
у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Считаете ли Вы эффективными такие формы с родителями, как День открытых
дверей, открытое занятие, выпуск газеты. Что это даёт педагогам и родителям?
2 часть. Анализ педагогического диктанта.
Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то можем увидеть, что
проблема эффективности взаимодействия педагогов и родителей в нашем ДОУ
актуальна.
По мнению наших педагогов, отношение родителей к воспитателям должны
быть:
добрыми и отзывчивыми;
уважительное и тактичное;
взаимопонимания и сотрудничества;
партнёрскими и сотрудничества;
доверять и уважать.
Но с реальным поведением родителей это отношение не совпадает.
Почему?
3 часть. Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с
родителями (по В. Ф. Ряховскому)
Инструкция: вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов.
Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда». Оценка ответов:
«да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко; «нет» - 0 очков
Вам предстоит беседа с одним из родителей, выбивает ли Вас её ожидание из
колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение вступить с докладом,
информацией перед родителями?
Не
откладываете
ли
Вы
неприятную
беседу
о
сложном
ребёнке
с
его
родителями до последнего момента?
Считаете
ли
Вы,
что
не
следует
лично
беседовать
с
родителями
об
особенностях
воспитания
в
семье,
а
лучше
провести
анкетирование,
письменный опрос?
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей ДОУ.
Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
Любите ли Вы делиться своими впечатлениями от общения с родителями с
коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно
задаёт Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они
разговаривают на «разных языках»?
Постеснялись бы Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли
выполнить?
Вызывает ли у Вас досаду просьба родителей разобраться в том или ином
воспитательном вопросе?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по воспитательному
вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в сор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами
и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного
воспитания и других мнений на этот счёт Вы не приемлете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем
провести устную консультацию?
30 — 32 очка
Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не
Коммуникабельны. Это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами.
Но и окружающим вас людям не легко.
На Вас трудно положиться в деле,
которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь
свести
к
минимуму.
В
основном
они
формальны.
Причины
трудностей
в
общении
Вы
стремитесь
переложить
на
родителей.
Вы
убеждены,
что
большинство
родителей
—
это
всегда
недовольные,
придирчивые
люди,
ищущие в Вашей работе недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему
мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что
они стремятся избегать общения с вами. Постарайтесь стать общительнее,
контролируйте себя.
25 — 29 очков
Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов
надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас
сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего
характера
и
бываете
недовольны
собой.
Однако
в
неудачных
контактах
с
родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную
коммуникабельность. В ваших силах изменить особенности своего характера.
Вспомните,
ведь
участие
в
общем
интересном
деле
позволяет
Вам
легко
находить общий язык с родителями!
19 — 24 очка.
Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете
себя
вполне
уверенно.
Вам
удаётся
достаточно
легко
наладить
контакты
с
большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не
стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику
«присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако
порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки
исправимы.
14 — 18 очков.
У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем
всегда
можно
найти
«общий
язык».
Вы
охотно
выслушиваете,
достаточно
терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая
её при этом другому. Индивидуальное и коллективное общение с родителями
не
вызывает
у
Вас
неприятных
переживаний.
Родители
также
стремятся
поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время
Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать
ненужных конфликтов.
9 — 13 очков
Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в контакт с
родителями,
но
часто
эти
беседы
носят
бессодержательный
характер.
Вы
любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не
всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное
мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что
способно вызвать у них раздражение. Вы вспыльчивы. Но отходчивы. Вам
недостаёт терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При
желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4 — 8 очков
Вы
чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю.
Быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и
дискуссиях. Всегда охотно берётесь за любое дело, хотя не всегда успешно
можете довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и
всегда
стремитесь
его
высказать.
Возможно,
по
этой
причине,
родители
и
коллеги относятся к Вам с опаской и сомнением. Вам следует задуматься над
этими фактами.
3 очка и менее
Ваша
общительность
носит
болезненный
характер.
Вы
многословны,
вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь
судить
о
проблемах,
в
которых
совершенно
не
компетентны.
Вольно
или
невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и
среди родителей. Общаясь с родителями бываете грубоваты, фамильярны. Вас
отличают
необъективность,
обидчивость.
Любую
проблему
Вы
стремитесь
вынести на всеобщее обсуждение. Серьёзное общение с родителями не для Вас.
Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на
все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит?
Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к
людям.
4 часть. Практикум
А какая она современная семья?
Предлагаю
провести
срез
представлений
педагогического
персонала
о
современной
семье,
проанализировать
идеальные
установки
на
семью
воспитанников и реальные условия.
Игровое упражнение «Современная семья — какая она?»
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной
семье,
проанализировать
идеальные
установки
на
семью
воспитанников
и
реальные условия.
Ход проведения.
Каждой
команде
вручается
набор
журналов,
бумагу
для
основы,
клей,
ножницы.
Задача:
1 команда — изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых
иллюстраций;
2 команда — изобразить идеальную семью в виде коллажа с помощью любых
иллюстраций;
Через 10 — 15 минут совместной работы каждая команда рассказывает о
своём представлении семьи.
Жюри подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное
виденье в каждой команде.
Есть ли разница в представлении современной и идеальной семьи?
В чём она заключается?
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Инструкция: Создайте обобщённый портрет родителя, общение с которым
всегда вызывает у Вас:
отрицательные чувства;
положительные чувства.
Анализ упражнения.
Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам
неприятно вступать в контакт.
Какие качества Вы отразили в этом портрете?
Были ли у Вас в практике такие родители?
Что Вы чувствовали при создании этого портрета?
Есть ли в Вашей группе такие родители?
Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые
Вам неприятны?
Упражнение «Список претензий к родителям»
Ц е л ь : осознание
воспитателями
невозможности
построения
общения
на
взаимных претензиях.
Инструкция: Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с
родителями. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом.
Иногда, даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции.
Временами нас не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем
наше
недовольство
родителями
воспитанников.
И
назовём
это
«списком
претензий, которые должны быть чёткими и конкретными. Претензии нужно
вносить в список на листе напротив фамилии родителей.
1 этап - индивидуальная работа. На работу отводится 5 минут. Претензии могут
быть незначительными, но обязательно конкретными.
2 этап — совместная деятельность членов команды. Члены команды обсуждают
результаты
анализа
между
собой,
составляют
список
претензий,
капитаны
команд озвучивают.
Анализ упражнения
Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
Возможно
ли
построение
общения
с
другим
человеком
без
взаимных
претензий? Что для этого необходимо сделать?
5 часть. Заключительная
«Родители и педагогический коллектив. Методология взаимодействия»
Вопросы командам (в шарах)
Что такое работа с родителями?
Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями?
Назовите формы работы с родителями:
совместные мероприятия педагогов и родителей;
Назовите
ф
ормы работы с родителями:
совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
Назовите наглядно — информационные формы работы с родителями:
- информационно — просветительская;
- информационно — аналитическая.
Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные
стороны анкетирования.
Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли
у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными
семьями?
Считаете
ли
Вы
эффективными
такие
формы
с
родителями,
как
День
открытых дверей, открытое занятие, выпуск газеты. Что это даёт педагогам
и родителям?
Примерные ответы
1. Что такое работа с родителями?
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога,
включающая:
повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей;
помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания
необходимых условий правильного воспитания детей;
взаимодействие воспитателя и родителей в процессе развития детей.
2. Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями?
изучение семей детей;
привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и психологии.
3. Формы работы с родителями.
1. Массовые формы работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей:
родительские собрания;
конференции;
консультации;
вечера для родителей;
кружки для родителей;
школа для родителей;
клубы по интересам.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
Дни открытых дверей;
кружки;
КВН;
Викторины;
совместное творчество;
праздники;
родительские собрания;
выпуск газеты;
концерты;
соревнования.
2. Индивидуальные формы работы
беседы;
посещения на дому;
выполнение индивидуальных поручений.
3. Наглядно — информационные формы работы
информационно — просветительская (ознакомление родителей с
особенностями ДОУ);
информационно — аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные
стороны анкетирования.
Слово «анкета» в переводе с французского языка означает «список вопросов».
Этот метод пришёл в педагогику из социологии. Анкетирование предполагает
жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание
способа ответов.
Различают
открытые
вопросы
(варианты
ответов
не
предполагаются)
и
закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).
При
помощи
анкеты
можно
узнать
состав
семьи,
особенности
семейного
воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на
вопросы анкеты родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об
особенностях воспитания ребёнка.
Положительные стороны: Возможность охвата большого количества родителей,
простота обработки.
Недостатки: формализм педагогов, неискренние ответы родителей.
Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у
Вас
такие
семьи?
Какую
работу
необходимо
проводить
с
трудными
семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно
заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни
(дети
в
таких
семьях,
если
только
они
не
являются
педагогически
запущенными, поддаются влиянию).
Другой
тип
семьи
—
внешне
благополучный,
где
родители
материально
обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое
положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне
затруднительно.
Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны
педагогов,
психологов,
руководителя
ДОУ.
Наиболее
эффективны
индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких
родителей к наблюдению за детьми.
Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как
День открытых дверей, открытое занятие, выпуск газеты. Что это даёт
педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы.
В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с
участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы,
пожелания педагогам.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество
педагогов
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
ребёнка,
посмотреть на него со стороны с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,
следовательно,
помочь
в
понимании
его
индивидуальных
особенностей,
развитии способностей ребёнка.
Интересной формой сотрудничества может стать выпуск газеты. В создании
газеты участвуют администрация, педагоги, родители, дети.