Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка" Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Общая характеристика речи детей 5-7 лет" Раздел: дошкольное образование
Общая характеристика речи на 6-ом году жизни».
Главное направление развития речи на шестом году жизни –
освоение внеситуативного общения, связной контекстной речи.
У некоторых детей этот процесс начинается уже с четырёх
лет, но особое значение приобретает в старшем дошкольном
возрасте.
Если в 4 года основным полем речевой деятельности ребёнка
являлись игра и повседневное общение на темы из личного
опыта, то теперь на первый план выступает обучение связной
речи и рассказыванию, организуемое на специальных занятиях
(как коллективных, так и индивидуальных)
В 5-6 лет продолжается развитие свободного общения со
взрослыми и сверстниками. С этой целью взрослый:
- знакомит детей с многообразием окружающего мира;
- учит рассказывать об источнике полученной
информации(телепередача, рассказ, посещение выставки,
детского театра и т.д);
- объясняет, как улаживать конфликты с помощью убеждения,
доказательства, объяснения.
На данном этапе необходимо развивать уже усвоенные
ребёнком умения: совершенствовать диалогическую форму речи,
пересказ, описание – и формировать новые.
В 5-6 лет дошкольники должны:
- осваивать монологическую форму речи;
- с помощью взрослого по образцу описывать предмет, сюжет
картины, составлять по картинкам рассказ с последовательно
развивающимся действием;
- развёрнуто говорить о событиях из личного опыта;
- придумывать свои концовки к сказкам;
- сочинять небольшие рассказы на заданную тему.
Этапы и приёмы формирования речемыслительной
деятельности.
1.
Психологический этап.
Дети получают разъяснение о цели действия,
объекте(например, картине), тех ориентирах, руководствуясь
которыми будут добиваться решения поставленной перед ними
цели. На основе внутренней программы действий рождается
модель высказывания. Важную роль здесь играют мотивы
действия: игровые, познавательные, коммуникативные,
социальные и др. для формирования внутренней программы
высказывания можно использовать моделирование. Например,
при составлении рассказа.
Модель повествовательного рассказа:
- в каком месте, в какое время происходило событие;
- кто главный герой и какой он;
- с чего начинались его приключения;
- что с ним происходило, кого он встретил;
- чем всё закончилось.
Модель описательного рассказа:
- что будет описываться;
- последовательное выделение частей объекта, описание их
свойств и качеств;
- выражение своего отношения к объекту.
Модель рассуждения:
- высказывание предположения, мысли;
- приведение доказательств;
- сравнение своих доказательств с имеющимися знаниями;
- если мнение неверно , рассуждение начинается сначала.
2. Лингвистический этап.
Будущее высказывание оформляется по правилам грамматики
родного языка.
3.Сенсомоторный этап .
Активизируется общая, мелкая и артикуляционная моторика –
происходит моторно-программное высказывание.
При благоприятном протекании всех этапов затруднений в
создании осознанного речевого высказывания не возникнет.
Следовательно, необходимо использовать такие методы и
приёмы развития речи, которые были бы адекватны
деятельности ребёнка на данных этапах и учитывали
возрастные особенности детей 5-6 лет.
Всестороннее развитие речи включает работу по
совершенствованию фонетического, лексического,
грамматического строя высказывания.
Взрослый формирует звуковую культуру речи ребёнка, обучая,
как:
- правильно, отчётливо произносить звуки;
- различать на слух и произносить сходные по артикуляции и
звучанию согласные звуки: (с-з, с-ш, ш-ж, ж-з, ч-ц, р-л);
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- правильно ставить ударение в слове;
- говорить выразительно.
Активизирует словарь детей, показывая, как:
- использовать слова в точном соответствии со смыслом;
- подбирать существительные к прилагательному (белый - снег,
сахар, мел);
- группировать слова со сходным значением (шалун – озорник –
проказник) и противоположным (слабый – сильный, пасмурно-
солнечно);
- находить слова, обозначающие взаимоотношения людей, их
профессии.
Формирует грамматический строй речи, объясняя, как:
- согласовывать слова в предложениях(пять груш, трое ребят);
- образовывать новые однокоренные слова (хлеб – хлебница,
масло – маслёнка);
- составлять по образцу простые и сложные предложения;
-пользоваться прямой и косвенной речью.
Существуют ли универсальные приёмы
развития речи.
Освоение речи лучше происходит в специальных
коммуникативных ситуациях: игре-драматизации и во время
устного рассказа, который разворачивается как ролевая
совместная деятельность.
В игре-драматизации наглядно моделируется художественный
текст при помощи сцен(эпизодов), соотнесения слова и
движения, действия, мимики, жеста, взгляда. Совершается
«многогранное» восприятие текста. Всё это создаёт
благоприятные условия для заимствования, понимания и
активизации форм и конструкций речи. Аналогичное воздействие
на речь имеют народные игры «Репка», «У медведя во бору»,
«Гуси-лебеди» и др., а также конкурсы загадок. С детьми 5-6 лет
инсценируют народные сказки «Гуси-лебеди», «Рукавичка»,
авторские сказки и рассказы: «Поезд» Я.Тайца, «Кто сказал
«мяу»?» В.Сутеева, «Про глупого мышонка» С.Маршак и др. Дети
могут разыгрывать театрализованные представления для
родителей, детей из других групп.
В обучении дошкольников речи большую роль играют
художественные произведения. Дети эмоционально реагируют
на повествование: стараются угадать развитие сюжета,
переживают за любимых героев, часто ассоциируют себя с ними.
Произведение должно иметь высокую художественную
ценность, быть доступным для восприятия детей и подходить в
качестве материала для объяснения новых понятий, явлений,
отношений. Необходимо специально создавать вокруг ребёнка
гармоничную обстановку, которая помогала бы войти в мир
художественных образов.
Почему важно научить ребёнка не только
говорить, но и слушать, наблюдать?
При обучении связной речи не менее важно привить ребёнку
умение слушать активно. Этому может помочь только
взрослый, давая ребёнку образец речевого поведения.
Проблема . Родители часто игнорируют слова ребёнка, считая
их не стоящими внимания, перебивают, не дослушав до конца, не
проявляют заинтересованности в разговоре.
Решение . Услышать – значит сосредоточиться на том, что
говорит собеседник, стремиться понять, что он хочет сказать,
и воспринять не только смысл слов, но и его эмоции, душевное
состояние.
Выслушивать ребёнка непросто. Требуется время и огромное
терпение. Часто даже для того, чтобы просто дать ребёнку
возможность говорить, не перебивая его. Внимательно
выслушивая ребёнка , мы принимаем его как личность.
В заключение отметим, что для детей важна реакция
взрослого на то, что и как он говорит. Она
должна быть
честной, спокойной и доброжелательной.
Воспитатели, родители обязаны слушать и слышать его
всегда. И обязательно – с любовью.