Напоминание

"Общая характеристика речи детей 5-7 лет"


Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Общая характеристика речи детей 5-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Общая характеристика речи на 6-ом году жизни».
Главное направление развития речи на шестом году жизни – освоение внеситуативного общения, связной контекстной речи. У некоторых детей этот процесс начинается уже с четырёх лет, но особое значение приобретает в старшем дошкольном возрасте. Если в 4 года основным полем речевой деятельности ребёнка являлись игра и повседневное общение на темы из личного опыта, то теперь на первый план выступает обучение связной речи и рассказыванию, организуемое на специальных занятиях (как коллективных, так и индивидуальных) В 5-6 лет продолжается развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. С этой целью взрослый: - знакомит детей с многообразием окружающего мира; - учит рассказывать об источнике полученной информации(телепередача, рассказ, посещение выставки, детского театра и т.д); - объясняет, как улаживать конфликты с помощью убеждения, доказательства, объяснения. На данном этапе необходимо развивать уже усвоенные ребёнком умения: совершенствовать диалогическую форму речи, пересказ, описание – и формировать новые. В 5-6 лет дошкольники должны: - осваивать монологическую форму речи; - с помощью взрослого по образцу описывать предмет, сюжет картины, составлять по картинкам рассказ с последовательно развивающимся действием; - развёрнуто говорить о событиях из личного опыта; - придумывать свои концовки к сказкам; - сочинять небольшие рассказы на заданную тему.
Этапы и приёмы формирования речемыслительной

деятельности.

1.

Психологический этап.
Дети получают разъяснение о цели действия, объекте(например, картине), тех ориентирах, руководствуясь которыми будут добиваться решения поставленной перед ними цели. На основе внутренней программы действий рождается
модель высказывания. Важную роль здесь играют мотивы действия: игровые, познавательные, коммуникативные, социальные и др. для формирования внутренней программы высказывания можно использовать моделирование. Например, при составлении рассказа.
Модель повествовательного рассказа:
- в каком месте, в какое время происходило событие; - кто главный герой и какой он; - с чего начинались его приключения; - что с ним происходило, кого он встретил; - чем всё закончилось.
Модель описательного рассказа:
- что будет описываться; - последовательное выделение частей объекта, описание их свойств и качеств; - выражение своего отношения к объекту.
Модель рассуждения:
- высказывание предположения, мысли; - приведение доказательств; - сравнение своих доказательств с имеющимися знаниями; - если мнение неверно , рассуждение начинается сначала.
2. Лингвистический этап.
Будущее высказывание оформляется по правилам грамматики родного языка.
3.Сенсомоторный этап
. Активизируется общая, мелкая и артикуляционная моторика – происходит моторно-программное высказывание. При благоприятном протекании всех этапов затруднений в создании осознанного речевого высказывания не возникнет. Следовательно, необходимо использовать такие методы и приёмы развития речи, которые были бы адекватны деятельности ребёнка на данных этапах и учитывали возрастные особенности детей 5-6 лет. Всестороннее развитие речи включает работу по совершенствованию фонетического, лексического, грамматического строя высказывания.
Взрослый формирует
звуковую культуру речи
ребёнка, обучая, как: - правильно, отчётливо произносить звуки; - различать на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: (с-з, с-ш, ш-ж, ж-з, ч-ц, р-л); - определять место звука в слове (начало, середина, конец); - правильно ставить ударение в слове; - говорить выразительно. Активизирует
словарь
детей, показывая, как: - использовать слова в точном соответствии со смыслом; - подбирать существительные к прилагательному (белый - снег, сахар, мел); - группировать слова со сходным значением (шалун – озорник – проказник) и противоположным (слабый – сильный, пасмурно- солнечно); - находить слова, обозначающие взаимоотношения людей, их профессии. Формирует
грамматический строй речи,
объясняя, как: - согласовывать слова в предложениях(пять груш, трое ребят); - образовывать новые однокоренные слова (хлеб – хлебница, масло – маслёнка); - составлять по образцу простые и сложные предложения; -пользоваться прямой и косвенной речью.
Существуют ли универсальные приёмы

развития речи.
Освоение речи лучше происходит в специальных коммуникативных ситуациях: игре-драматизации и во время устного рассказа, который разворачивается как ролевая совместная деятельность. В игре-драматизации наглядно моделируется художественный текст при помощи сцен(эпизодов), соотнесения слова и движения, действия, мимики, жеста, взгляда. Совершается «многогранное» восприятие текста. Всё это создаёт благоприятные условия для заимствования, понимания и активизации форм и конструкций речи. Аналогичное воздействие на речь имеют народные игры «Репка», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др., а также конкурсы загадок. С детьми 5-6 лет
инсценируют народные сказки «Гуси-лебеди», «Рукавичка», авторские сказки и рассказы: «Поезд» Я.Тайца, «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Про глупого мышонка» С.Маршак и др. Дети могут разыгрывать театрализованные представления для родителей, детей из других групп. В обучении дошкольников речи большую роль играют художественные произведения. Дети эмоционально реагируют на повествование: стараются угадать развитие сюжета, переживают за любимых героев, часто ассоциируют себя с ними. Произведение должно иметь высокую художественную ценность, быть доступным для восприятия детей и подходить в качестве материала для объяснения новых понятий, явлений, отношений. Необходимо специально создавать вокруг ребёнка гармоничную обстановку, которая помогала бы войти в мир художественных образов.
Почему важно научить ребёнка не только

говорить, но и слушать, наблюдать?
При обучении связной речи не менее важно привить ребёнку умение слушать активно. Этому может помочь только взрослый, давая ребёнку образец речевого поведения.
Проблема
. Родители часто игнорируют слова ребёнка, считая их не стоящими внимания, перебивают, не дослушав до конца, не проявляют заинтересованности в разговоре.
Решение
. Услышать – значит сосредоточиться на том, что говорит собеседник, стремиться понять, что он хочет сказать, и воспринять не только смысл слов, но и его эмоции, душевное состояние. Выслушивать ребёнка непросто. Требуется время и огромное терпение. Часто даже для того, чтобы просто дать ребёнку возможность говорить, не перебивая его. Внимательно выслушивая ребёнка , мы принимаем его как личность. В заключение отметим, что для детей важна реакция взрослого на то, что и как он говорит. Она должна быть честной, спокойной и доброжелательной. Воспитатели, родители обязаны слушать и слышать его всегда. И обязательно – с любовью.


В раздел образования