Автор: Ермакова Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 г.Йошкар-Олы "Колосок"
Населённый пункт: Республика Марий Эл г.Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство повышения качества образования"
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность как средство
повышения качества дошкольного образования.
На
современном
этапе
развития
общества
в
связи
с
обновлением
содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание
активной,
творческой
личности,
способной
легко
адаптироваться
к
изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в
практической
жизни,
значительно
возросли
требования
к
качеству
воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического
процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в
его практику метод проектирования.
1
Реализации
разнообразных
проектов
позволяет
осуществлять
интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской
деятельности
и
формы
работы
с
детьми,
развивать
индивидуальность,
самостоятельность,
инициативность,
познавательную
активность
дошкольников
с
учетом
зоны
их
ближайшего
развития,
активно
взаимодействовать с семьями воспитанников.
2
Использование
метода
проектирования
позволяет
оптимизировать
профессиональный
уровень
воспитателей, развивать
их
способности
и
готовность к планированию и реализации профессиональной деятельности.
Значимость
метода
проектов
для
современного
образования
обсуждалась
многими исследователями. Так, М.И. Гуревич:
- В основе метода проектов лежит интеграция различных областей, что
позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира
и
служит
средством
реализации
здоровьесберегающих
технологий
в
1
Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений.- М.: Мозаика — Синтез, 2008. – 9 с.
2
Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 23 с.
дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.
3
Внедрение
метода
проектов
в
практику
дошкольного
образовательного
учреждения,
требует,
прежде
всего,
профессиональной
готовности
педагогов,
их
ориентированности
на
творческое
взаимодействие
с
коллег ам и,
воспитанниками
и
их
родителями.
С
какими
трудностями
сталкиваются
воспитатели
при
организации
проектной
деятельности
дошкольников?
Во-
первых,
отсутствие
необходимых
теоретических
знаний
и
опыта
в
практической
деятельности;
во-вторых,
недостаточный
уровень
владения
компетенциями
целеполагания
и
планирования.
Чтобы
помочь
педагогам
преодолеть
существенные
трудности,
необходимо
организовать
работу
по
внедрению проектного метода, определив цели и задачи для всех участников
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а .
Для педагогов – это повышение уровня профессиональной компетентности;
для
детей
-
повышение
уровня
освоения
образовательной
программы
в
процессе
проектной
деятельности;
для
родителей
–
повышение
уровня
педагогической
грамотности.
А
для
дошкольного
учреждения
в
целом
-
повышение качества образования. В нашем детском саду «Колосок» (г.Йошкар-
Ола) в 2013 -2014 учебном году был реализованы образовательный проект с
детьми старшего дошкольного возраста: «Зацветет наш детский сад». Цель
проекта:
совершенствование
работы
по
оформлению
и
благоустройству
территории детского сада. Было решено
в преддверии весны и организации
летней работы с детьми,
разбить на территории детского сада цветники. С
детьми провели ряд бесед, рассмотрели фотографии наших участков и пришли
к выводу, что они не красивые, потому что мало цветов. Несколько занятий
посвятили
тому,
чтобы
дети
сами
поняли
и
сформулировали
цель,
задачи,
условия,
необходимые
действия
по
реализации
проекта.
Использовали
картинки, фотографии, условные обозначения. В результате вместе с детьми
3
М.И. Гуревич, Сасова И.А. “Метод проектов в технологическом образовании школьников”. Пособие для
учителя под ред. И.А. Сасовой М., “Вентана- Граф”, 2003.-15с.
выстроили модель проекта, в которой условно была обозначена его структура.
По ходу работы над
проектом выяснилось, что некоторые действия по его
реализации
невозможно
выполнить
без
помощи
родителей.
Разработали
соответствующий
план
совместных
мероприятий.
Началась
работа
по
реализации проекта. Несколько занятий посвятили посадке семян для рассады,
используя
модель
последовательности
действий,
чтобы
добиться
большей
самостоятельности детей. Далее разбили клумбы и высадили рассаду. После
каждого этапа сверялись с моделью проекта, восстанавливая, таким образом,
общую структуру стремясь получить результат. Уже в середине лета территория
детского сада расцвела. Дети с восхищением рассматривали цветы, не забывали
их поливать и полоть. Ни одного цветка не было сорвано, и такая красота
радовала детей и родителей до поздней осени. В конце проекта был проведен
праздник
«Вальс
цветов»,
в
котором
приняли
участие
дети,
родители
и
педагоги. В ходе реализации проекта повысился уровень качества образования:
дети не умели – а в результате научились ухаживать за растениями, педагоги
творчески отнеслись к работе, родители воспитанников не придавали значения
благоустройству территории детского сада -
а в результате стали обращать
внимание
на
цветущие
клумбы
в
детском
саду.
Организация
проектной
деятельности в дошкольном учреждении имеет большое значение для развития
познавательной активности и коммуникативных качеств дошкольников, умения
ориентироваться
в
информационных
ресурсах,
способствует
успешной
социализации. Опыт нашего образовательного учреждения показал, что метод
проектов активизирует всех участников образовательного процесса, поднимая
его на новый качественный уровень.
Литература:
1.
Веракса
Н.Е.,
Веракса
А.
Н.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика — Синтез, 2008.
– 112 с.
2.Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников”.
Пособие для учителя “Вентана- Граф”, 2003.- 157с.
3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: –
М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.