Автор: Масленкова Алина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 22
Населённый пункт: поселок Северный
Наименование материала: статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблемa
эффективности
средств
воспитания
ребенка
в
период
дошкольного
детства
относится
к
числу
наиболее
актуальных
проблем
дошкольной педагогики. В качестве традиционных средств, обеспечивающих
досуговую
деятельность,
педагоги
относят
игру
(Н.А.
Короткова,
Н.Я.
Михайленко, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и др.), общение детей со
взрослыми и сверстниками (Е.Е. Кравцова, и др.), детскую литературу (Л.М.
Гурович, Н.С. Карпинская, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова и др.), разнообразные
виды художественной деятельности ребенка (Н.А. Вешугина, Т.С. Комарова,
ПЛ. Сакулина, P.M. Чумичев и др.).
На современном этапе проблема роли детского досуга в социализации
и индивидуализации личности ребенка-дошкольника не достаточно изучена.
С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова,
Г.Г
Волощенко,
А.В.
Даринский,
Е.И.
Добринская,
А.Д.
Жарков,
И.А.
Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.), досуг – важнейшее средство
социализации
и
индивидуализации
личности,
показатель
общего
уровня
культуры.
Досуг
позволяет
ребенку
по
собственному
усмотрению
использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и
склонностей. В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и
др.)
показана
особая
роль
культурно-досуговой
деятельности
в
период
дошкольного
детства.
Разработана
и
апробирована
педагогическая
технология
развития
творческого
потенциала
старших
дошкольников
в
досуговой
деятельности
в
дошкольном
учреждении,
обеспечивающая
ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности
(М.В. Крулехт, М.В. Созинова). Однако в педагогической практике досуг
детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и
праздник. Анализ исследований (С.И. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина,
Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать
досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый
взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения
дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется
возможность
ребенка
самостоятельно
выбрать
предпочитаемый
вид
деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным
интересам
старших
дошкольников.
При
этом
культура
детского
досуга
формируется
под
действием
социума,
благодаря
влиянию
взрослых,
что
требует взаимодействие детского сада и семьи как важнейших институтов
первичной социализации ребенка.
Значимость и сущность становления у детей дошкольного возраста
организационных
умений
теоретически
обосновывают
психолого-
педагогические исследования с опорой на педагогическую практику. Как
показывают исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.И.
Гуткиной,
Е.О.
Смирновой,
Д.Б.
Эльконина,
определенная
степень
организационных умений у детей возрастает к концу дошкольного возраста и
связана
с
формированием
самооценки,
самоконтроля,
психическими
процессами, которые играют существенную роль в обучения. Исследования
Л.И.
Божович,
Л.С.
Славиной
показали,
что
в
формировании
орга низа ционных
уме ний
ва жную
роль
игра е т
в н у т р е н н и й ,
интеллектуальный
план
действий,
который
непосредственно
связан
с
эмоциональным отношением к самому действию. Ученые рассматривают
организационные
умения
как
предпосылку
учебной
деятельности
(Н.И.
Гуткина,
А.Н.
Леонтьев,
Е.Е.Сапогова
и
др.)
(1);
анализируют
процесс
формирования данного умения в общении (Л.С. Выготский, М.И. Лисина и
др.) и в игровой деятельности (Л.И. Божович, О.В. Гударева, А.В. Запорожец,
Н.А. Короткова, З.В. Мануйленко, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др.) (3).
Продуктивно,
интересно
проведенное
свободное
время
детей
-
результат длительной педагогической работы. Без участия взрослых даже
старшим
дошкольникам
сложно
выделить
сходство
и
различие
организационной стороны в разных видах деятельности, установить причины
неудач
своих
начинаний,
элементарно
сориентироваться
в
количестве
свободного
времени.
Приучить
ребенка
к
полезному
содержательному
времяпрепровождению - значит полноценно сформировать его как личность,
развить способности, творческое воображение и многое другое.
Включение
детей
в
самостоятельную
деятельность
происходит
по-
разному: по личной инициативе, по приглашению взрослого, товарищей.
Ребенок
может
быть
активным
участником
игры,
продолжительно
и
увлеченно что-то мастерить, а может включаться в дело лишь фрагментарно,
просто
наблюдать
за
индивидуальной
или
совместной
деятельностью
сверстников.
Дети
вправе
заниматься
одним
делом
в
течение
всего
свободного
времени,
допустимо
выполнение
и
нескольких
видов
деятельности, например, поиграть с товарищами в настольно-печатную игру,
сделать из бумаги самолет, разрисовать его и др (2).
Список использованной литературы:
1 . Акимова, Л.А. Социология досуга : Учеб. пособие для студентов
вузов,
обучающихся
по
специальности
053100
« С о ц . - кул ьту р .
Деятельность» / Л.А. Акимова ; М-во образования Рос. Федерации, Моск.гос.
ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2003. - 123 с., ISBN 5-94778-032-1.
2.
Дошкольная
педагогика
/
Под
ред.
В.
И.
Логиновой,
П.
Г.
Саморуковой, М.:Просвещение, 1988. - 332с.
3. Ежкова, Н. С. Помогите дошкольнику занять себя. /Н.С. Ежкова -
Тула, 1997. – 187с.