Напоминание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Масленкова Алина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 22
Населённый пункт: поселок Северный
Наименование материала: статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемa

эффективности

средств

воспитания

ребенка

в

период

дошкольного

детства

относится

к

числу

наиболее

актуальных

проблем

дошкольной педагогики. В качестве традиционных средств, обеспечивающих

досуговую

деятельность,

педагоги

относят

игру

(Н.А.

Короткова,

Н.Я.

Михайленко, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и др.), общение детей со

взрослыми и сверстниками (Е.Е. Кравцова, и др.), детскую литературу (Л.М.

Гурович, Н.С. Карпинская, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова и др.), разнообразные

виды художественной деятельности ребенка (Н.А. Вешугина, Т.С. Комарова,

ПЛ. Сакулина, P.M. Чумичев и др.).

На современном этапе проблема роли детского досуга в социализации

и индивидуализации личности ребенка-дошкольника не достаточно изучена.

С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова,

Г.Г

Волощенко,

А.В.

Даринский,

Е.И.

Добринская,

А.Д.

Жарков,

И.А.

Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.), досуг – важнейшее средство

социализации

и

индивидуализации

личности,

показатель

общего

уровня

культуры.

Досуг

позволяет

ребенку

по

собственному

усмотрению

использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и

склонностей. В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и

др.)

показана

особая

роль

культурно-досуговой

деятельности

в

период

дошкольного

детства.

Разработана

и

апробирована

педагогическая

технология

развития

творческого

потенциала

старших

дошкольников

в

досуговой

деятельности

в

дошкольном

учреждении,

обеспечивающая

ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности

(М.В. Крулехт, М.В. Созинова). Однако в педагогической практике досуг

детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и

праздник. Анализ исследований (С.И. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина,

Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать

досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый

взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения

дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется

возможность

ребенка

самостоятельно

выбрать

предпочитаемый

вид

деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным

интересам

старших

дошкольников.

При

этом

культура

детского

досуга

формируется

под

действием

социума,

благодаря

влиянию

взрослых,

что

требует взаимодействие детского сада и семьи как важнейших институтов

первичной социализации ребенка.

Значимость и сущность становления у детей дошкольного возраста

организационных

умений

теоретически

обосновывают

психолого-

педагогические исследования с опорой на педагогическую практику. Как

показывают исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.И.

Гуткиной,

Е.О.

Смирновой,

Д.Б.

Эльконина,

определенная

степень

организационных умений у детей возрастает к концу дошкольного возраста и

связана

с

формированием

самооценки,

самоконтроля,

психическими

процессами, которые играют существенную роль в обучения. Исследования

Л.И.

Божович,

Л.С.

Славиной

показали,

что

в

формировании

орга низа ционных

уме ний

ва жную

роль

игра е т

в н у т р е н н и й ,

интеллектуальный

план

действий,

который

непосредственно

связан

с

эмоциональным отношением к самому действию. Ученые рассматривают

организационные

умения

как

предпосылку

учебной

деятельности

(Н.И.

Гуткина,

А.Н.

Леонтьев,

Е.Е.Сапогова

и

др.)

(1);

анализируют

процесс

формирования данного умения в общении (Л.С. Выготский, М.И. Лисина и

др.) и в игровой деятельности (Л.И. Божович, О.В. Гударева, А.В. Запорожец,

Н.А. Короткова, З.В. Мануйленко, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др.) (3).

Продуктивно,

интересно

проведенное

свободное

время

детей

-

результат длительной педагогической работы. Без участия взрослых даже

старшим

дошкольникам

сложно

выделить

сходство

и

различие

организационной стороны в разных видах деятельности, установить причины

неудач

своих

начинаний,

элементарно

сориентироваться

в

количестве

свободного

времени.

Приучить

ребенка

к

полезному

содержательному

времяпрепровождению - значит полноценно сформировать его как личность,

развить способности, творческое воображение и многое другое.

Включение

детей

в

самостоятельную

деятельность

происходит

по-

разному: по личной инициативе, по приглашению взрослого, товарищей.

Ребенок

может

быть

активным

участником

игры,

продолжительно

и

увлеченно что-то мастерить, а может включаться в дело лишь фрагментарно,

просто

наблюдать

за

индивидуальной

или

совместной

деятельностью

сверстников.

Дети

вправе

заниматься

одним

делом

в

течение

всего

свободного

времени,

допустимо

выполнение

и

нескольких

видов

деятельности, например, поиграть с товарищами в настольно-печатную игру,

сделать из бумаги самолет, разрисовать его и др (2).

Список использованной литературы:

1 . Акимова, Л.А. Социология досуга : Учеб. пособие для студентов

вузов,

обучающихся

по

специальности

053100

« С о ц . - кул ьту р .

Деятельность» / Л.А. Акимова ; М-во образования Рос. Федерации, Моск.гос.

ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2003. - 123 с., ISBN 5-94778-032-1.

2.

Дошкольная

педагогика

/

Под

ред.

В.

И.

Логиновой,

П.

Г.

Саморуковой, М.:Просвещение, 1988. - 332с.

3. Ежкова, Н. С. Помогите дошкольнику занять себя. /Н.С. Ежкова -

Тула, 1997. – 187с.



В раздел образования