Напоминание

"Туризм в школах Батыревского района"


Автор: Молотков Эседулла Мусеевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Полевобикшикская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Полевые Бикшики Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Авторская методическая разработка
Тема: "Туризм в школах Батыревского района"
Раздел: полное образование





Назад




ТУРИЗМ В ШКОЛАХ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА

Передовой опыт организации туристско-краеведческой работы в школах Батыревского

района свидетельствует, что учителя географии наряду с подготовкой фактического

туристско-краеведческого материала тщательно продумывают методику его подачи и

составляют тематические планы учетом особенностей окружающей среды уровня

туристско-краеведческих знаний, жизненной практики учащихся. В отличие от календаря

тематических планов по другим школьным предметам в этих планах освещают лишь те

разделы или темы школьных курсов географии, при изучении которых является

возможность осуществления краеведческого принципа.

Особенно важное значение в планировании учебной туристско-краеведческой работы

имеет выполнение требований к содержанию краеведческого материала, используемого на

уроках. Такой материал должен воспитывать учеников, способствовать глубокому и

прочному усвоению ими основных географических знаний, конкретизации и раскрытию

научных понятий, вооружать школьников политехническими знаниями, умениями и

навыками, соответствовать задачам трудового воспитания и сознании отношения к труду,

профессиональной ориентации подрастающего поколения, программным требованиям

курсов школьной географии.

У учеников есть определенные краеведческие знания, но их недостаточно для успешного

осуществления краеведческого принципа преподавания географии. Следовательно,

основная задача учителей нашего района состоит в том, чтобы систематически,

последовательно и целенаправленно обогащать, расширять и углублять краеведческие

знания школьников.

При перспективного планирования надо тщательно продумать вопросы связи изложения

теоретического материала учебников по географии и туристско-краеведческой работы,

есть вопрос реализации краеведческого принципа в преподавании географии. Для

получения наилучших педагогических результатов при планировании определенной темы

необходимо подбирать наиболее существенный туристско-краеведческий материал. Очень

важно, чтобы этот материал был однородным, органично вплетался в тему урока, а также

был доступным для понимания учениками. Туристско-краеведческий материал должен

быть интересным и наглядным, помогать усвоению научных понятий географии,

способствовать раскрытию сути географических закономерностей, взаимосвязей и

взаимозависимости между географическими объектами, явлениями и процессами. Он

должен способствовать решению образовательных и воспитательных задач, обеспечивать

возможность применения эффективных форм и методов обучения. Связь учебного

процесса с туристско-краеведческой работой осуществляется в различных темах и на

разных стадиях их изучения.

Опыт работы многих учителей географии Батыревского района дает возможность

выделить следующие подходы к отбору краеведческого материала и его включение в

учебные планы.

1. Туристско-краеведческая работа предшествует изучению темы. Так, в 5-8 классах под

руководством учителя ведутся наблюдения погоды при изучении тем «Воздух»,

«Атмосфера», «Евразия», «Климат России». При этом изучение перечисленных тем может

начинаться не по программным вопросам, а из сообщений учащихся о результатах

наблюдений за погодой. Учитель должен так спланировать и организовать наблюдение,

чтобы они подтверждали примерами и убедительными выводами научные понятия и

теоретические обобщения тех тем, которые изучаются.

2. Туристско-краеведческий материал органично входит в содержание темы. При этом

туристско-краеведческая работа проводится одновременно с изучением программного

материала. Так, в 6 классе составные элементы гранита определяют во время

практической работы по теме «Горные породы». При изучении в 7 классе темы

«Изображение Земли на глобусах и картах» производятся практические работы по

измерению расстояний, определение направлений, ориентирование на местности,

составление схематического плана небольшого участка местности и топографического

плана своей местности.

3. Туристско-краеведческая работа приходится на конец изучения темы. Ряд тем школьной

программы по географии заканчивается экскурсий в природу. Так, после изучения в 6

классе темы «Биосфера» проводят экскурсию с целью ознакомления с компонентами

природы своей местности.

В 7 классе с целью изучения и описания природных комплексов, различия которых

обусловлены климатом, экскурсию проводят по окончании темы «Географическая

оболочка». С целью комплексного описания природы на участках с разными условиями

увлажнения и тепла после того, как изучены весь программный материал, производится

весенняя экскурсия.

Учитель должен помнить, что во всех случаях туристско-краеведческий материал

используется так, чтобы подвести детей к тем обобщений и закономерностей, которые они

должны усвоить по данной теме.

Краеведческий подход в преподавании географии в школе применяется:

при проверке знаний, умений и практических навыков школьников;

при изучении нового материала;

в процессе проведения практических и самостоятельных работ;

при повторении и закреплении изученного материала.

Основные методы и приемы внедрения. Туристско-краеведческий материал является

составной учебных программ по школьной географии, которые учитывают современный

уровень географической науки и задачи по дальнейшему укреплению связи обучения и

воспитания с жизнью. Учебная программа по географии предусматривает организацию

систематических наблюдений за природными объектами, явлениями и процессами,

трудовой деятельностью людей своего края. В программе намечено практические работы

непосредственно на своей местности и обязательные экскурсии для изучения отдельных

природных объектов, явлений и процессов или всего природно-территориального

комплекса. Однако теми конкретными указаниями и, рекомендациями, содержащимися в

программе, не исчерпывается связь преподавания географии с туристско-краеведческой

работой. Учитель географии может широко использовать туристско-краеведческий

материал как на уроках, так и во внеклассной работе.

Первые краеведческие наблюдения возле школы начинаются еще в начальной школе (в 1-4

классах). Здесь дети учатся наблюдать погоду и составлять календари погоды, проводить

простые фенологические наблюдения. С каждым годом краеведческие наблюдения

усложняются, а учащиеся приобретают все новых и новых практических навыков и

расширяют свои знания о родном крае. Конкретный местный материал, собранный

школьниками на экскурсиях и в туристских походах, является хорошей краеведческой

базой при преподавании и усвоении курсов школьной географии. В старших классах уже

можно рекомендовать географические наблюдения во время туристских путешествий за

пределами родного края.

Туристско-краеведческий материал должен быть исходным при изучении различных тем

курсов школьной программы по географии. Если в процессе обучения программный

материал будет органично сочетаются с конкретными понятиями и навыками,

приобретенными на экскурсиях и в туристских походах, возникать ассоциации,

способствовать облегчению понимания и запоминания изложенных учителем вопросов.



В раздел образования