Автор: Молотков Эседулла Мусеевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Полевобикшикская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Полевые Бикшики Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Авторская методическая разработка
Тема: "Туризм в школах Батыревского района"
Раздел: полное образование
ТУРИЗМ В ШКОЛАХ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА
Передовой опыт организации туристско-краеведческой работы в школах Батыревского
района свидетельствует, что учителя географии наряду с подготовкой фактического
туристско-краеведческого материала тщательно продумывают методику его подачи и
составляют тематические планы учетом особенностей окружающей среды уровня
туристско-краеведческих знаний, жизненной практики учащихся. В отличие от календаря
тематических планов по другим школьным предметам в этих планах освещают лишь те
разделы или темы школьных курсов географии, при изучении которых является
возможность осуществления краеведческого принципа.
Особенно важное значение в планировании учебной туристско-краеведческой работы
имеет выполнение требований к содержанию краеведческого материала, используемого на
уроках. Такой материал должен воспитывать учеников, способствовать глубокому и
прочному усвоению ими основных географических знаний, конкретизации и раскрытию
научных понятий, вооружать школьников политехническими знаниями, умениями и
навыками, соответствовать задачам трудового воспитания и сознании отношения к труду,
профессиональной ориентации подрастающего поколения, программным требованиям
курсов школьной географии.
У учеников есть определенные краеведческие знания, но их недостаточно для успешного
осуществления краеведческого принципа преподавания географии. Следовательно,
основная задача учителей нашего района состоит в том, чтобы систематически,
последовательно и целенаправленно обогащать, расширять и углублять краеведческие
знания школьников.
При перспективного планирования надо тщательно продумать вопросы связи изложения
теоретического материала учебников по географии и туристско-краеведческой работы,
есть вопрос реализации краеведческого принципа в преподавании географии. Для
получения наилучших педагогических результатов при планировании определенной темы
необходимо подбирать наиболее существенный туристско-краеведческий материал. Очень
важно, чтобы этот материал был однородным, органично вплетался в тему урока, а также
был доступным для понимания учениками. Туристско-краеведческий материал должен
быть интересным и наглядным, помогать усвоению научных понятий географии,
способствовать раскрытию сути географических закономерностей, взаимосвязей и
взаимозависимости между географическими объектами, явлениями и процессами. Он
должен способствовать решению образовательных и воспитательных задач, обеспечивать
возможность применения эффективных форм и методов обучения. Связь учебного
процесса с туристско-краеведческой работой осуществляется в различных темах и на
разных стадиях их изучения.
Опыт работы многих учителей географии Батыревского района дает возможность
выделить следующие подходы к отбору краеведческого материала и его включение в
учебные планы.
1. Туристско-краеведческая работа предшествует изучению темы. Так, в 5-8 классах под
руководством учителя ведутся наблюдения погоды при изучении тем «Воздух»,
«Атмосфера», «Евразия», «Климат России». При этом изучение перечисленных тем может
начинаться не по программным вопросам, а из сообщений учащихся о результатах
наблюдений за погодой. Учитель должен так спланировать и организовать наблюдение,
чтобы они подтверждали примерами и убедительными выводами научные понятия и
теоретические обобщения тех тем, которые изучаются.
2. Туристско-краеведческий материал органично входит в содержание темы. При этом
туристско-краеведческая работа проводится одновременно с изучением программного
материала. Так, в 6 классе составные элементы гранита определяют во время
практической работы по теме «Горные породы». При изучении в 7 классе темы
«Изображение Земли на глобусах и картах» производятся практические работы по
измерению расстояний, определение направлений, ориентирование на местности,
составление схематического плана небольшого участка местности и топографического
плана своей местности.
3. Туристско-краеведческая работа приходится на конец изучения темы. Ряд тем школьной
программы по географии заканчивается экскурсий в природу. Так, после изучения в 6
классе темы «Биосфера» проводят экскурсию с целью ознакомления с компонентами
природы своей местности.
В 7 классе с целью изучения и описания природных комплексов, различия которых
обусловлены климатом, экскурсию проводят по окончании темы «Географическая
оболочка». С целью комплексного описания природы на участках с разными условиями
увлажнения и тепла после того, как изучены весь программный материал, производится
весенняя экскурсия.
Учитель должен помнить, что во всех случаях туристско-краеведческий материал
используется так, чтобы подвести детей к тем обобщений и закономерностей, которые они
должны усвоить по данной теме.
Краеведческий подход в преподавании географии в школе применяется:
при проверке знаний, умений и практических навыков школьников;
при изучении нового материала;
в процессе проведения практических и самостоятельных работ;
при повторении и закреплении изученного материала.
Основные методы и приемы внедрения. Туристско-краеведческий материал является
составной учебных программ по школьной географии, которые учитывают современный
уровень географической науки и задачи по дальнейшему укреплению связи обучения и
воспитания с жизнью. Учебная программа по географии предусматривает организацию
систематических наблюдений за природными объектами, явлениями и процессами,
трудовой деятельностью людей своего края. В программе намечено практические работы
непосредственно на своей местности и обязательные экскурсии для изучения отдельных
природных объектов, явлений и процессов или всего природно-территориального
комплекса. Однако теми конкретными указаниями и, рекомендациями, содержащимися в
программе, не исчерпывается связь преподавания географии с туристско-краеведческой
работой. Учитель географии может широко использовать туристско-краеведческий
материал как на уроках, так и во внеклассной работе.
Первые краеведческие наблюдения возле школы начинаются еще в начальной школе (в 1-4
классах). Здесь дети учатся наблюдать погоду и составлять календари погоды, проводить
простые фенологические наблюдения. С каждым годом краеведческие наблюдения
усложняются, а учащиеся приобретают все новых и новых практических навыков и
расширяют свои знания о родном крае. Конкретный местный материал, собранный
школьниками на экскурсиях и в туристских походах, является хорошей краеведческой
базой при преподавании и усвоении курсов школьной географии. В старших классах уже
можно рекомендовать географические наблюдения во время туристских путешествий за
пределами родного края.
Туристско-краеведческий материал должен быть исходным при изучении различных тем
курсов школьной программы по географии. Если в процессе обучения программный
материал будет органично сочетаются с конкретными понятиями и навыками,
приобретенными на экскурсиях и в туристских походах, возникать ассоциации,
способствовать облегчению понимания и запоминания изложенных учителем вопросов.