Напоминание

"Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Малышева Татьяна Леонидовна, Лыченкова Олеся Анатольевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 13 комбинированного вида
Населённый пункт: Киселевский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа детский сад № 13

комбинированного вида

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Малышева Татьяна Леонидовна, старший воспитатель

Лыченкова Олеся Анатольевна, воспитатель

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитие экологической

культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том

числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте

ребёнок

начинает

выделять

себя

из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы

нравственно-экологических

позиций

личности,

которые

проявляются

во

взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний,

норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность

в

решении

некоторых

экологических

проблем.

Это

при

накоплении знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.

Они – необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и

действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного

экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт

задача

формирования

у

дошкольников

основ

культуры

рационального

природопользования.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении

зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.

Если

в

группе

будет

создана

система

работы

с

детьми

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

и

их

родителей,

то

возрастёт

уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их

экологическая

воспитанность.

Природно-развивающаяся

среда

группы

и

участка

будет

способствовать

сохранению

и

укреплению

здоровья

и

экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Основным содержанием экологического воспитания является

формирование

у

дошкольников

осознанно-правильного

отношения

к

природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми

он знаком в дошкольном детстве.

Процесс

осознанно

-

правильно

отношения

к

природе

сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут

служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это

самостоятельные наблюдения, опыты и эксперименты, вопросы, стремление

рассказать

о

переживаниях

и

впечатлениях,

обсуждать

их,

воплощать

в

различную

деятельность

(отражать

в

игре,

продуктивная

деятельность,

ухаживать за животным и растениями).

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего,

воспитание

человечности,

т.е.

доброты,

ответственного

отношения

и

к

природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно

оставить

землю

пригодной

для

полноценной

жизни.

Экологическое

воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит

вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.

Поэтому

необходимо

сделать

воспитательную

работу

незаметной

и

привлекательной

для

детей.

Необходимо

вести

эту

работу

в

виде

игры,

поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности.

Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы,

направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры

на занятии, т.е. ребёнок учится играя.

Для этого есть очень много интересных игр. Игры и игровые

элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные

качества

и

облегчают

восприятие

излагаемых

проблемных

ситуаций

и

знаний.

Главной

целью

экологического

воспитания

является

способствование становлению современного дошкольника в нравственном,

мировоззренческом,

творческом

плане,

формирование

основ

целостной

экологической картины окружающего мира.

Для того чтобы сформировать у ребёнка основы начальных здоровье

сберегающих

компетентностей,

осознанно-правильное

отношение

к

природным явлениям и объектам, которые окружают его, и которыми он

знакомится в дошкольном детстве, мы поставили перед собой следующие

задачи:

1)

Формирование

у

детей

элементарных

представлений

о

взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания,

бережного отношения к природным объектам.

2)

Развитие устойчивого интереса детей к природе, её неживым и

живым

объектам

и

природным

явлениям,

потребности

познания

окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

3)

Формирование

системы

практических

умений

по

изучению

и

улучшению

состояния

окружающей

природы,

умение

видеть

причину

и

следствие

того

или

иного

явления,

делать

выводы,

строить

логические

суждения

(т.е.

формирование

основ

экологического

мышления,

познание

основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе).

4)

Формирование умения ответственно ухаживать за растениями и

животными,

желания

наблюдать

за

жизнью

растений

и

поведением

животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов

передвижения, питания, приспособления. К старшему возрасту дети чётко

представляют, что с наступлением холодов одни животные впадают в спячку

(медведь, ёж, жаба, лягушка), другие перемещаются туда, где находят себе

пропитание

(кочующие

птицы,

лоси,

олени),

третьи

заблаговременно

запасают себе корм (грызуны).

5)

Чтение книг, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций

очень важный метод в работе с детьми, с помощью которых дети узнают

много нового и интересного. Все эти мероприятия позволяют сформировать

элементарное представление о единстве и целостности мира природы.

Все

эти

задачи

реализуются

через

систему

экологического

образования дошкольников.

Игровая деятельность:

дидактические игры

сюжетно-ролевые игры

настольно-печатные игры

словесные игры

театрализованные игры и инсценировки.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

подвижные игры в группе и на прогулке

экскурсии

походы, целевые прогулки

музыкальная деятельность

пение,

танцы,

музыкально-дидактические

игры,

музыкальные

досуги, праздники и развлечения.

Художественная деятельность:

беседы

чтение художественной литературы

рассматривание иллюстраций, репродукций, картин.

Экспериментально-практическая деятельность:

непосредственно-образовательная деятельность

наблюдения в уголке природы

опыты

эксперименты

На протяжении учебного года проводятся всевозможные наблюдения

(за цветущими растениями на участке, за песком в песочнице, за зимующими

птицами

на

участке,

за

ростом

лука,

ветками

деревьев

в

воде,

за

пробуждением мать-мачехи и одуванчика, за божьей коровкой и т.д.)

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за

погодой, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по

одежде определяют степень тепла и холода.

При правильном руководстве, наблюдением окружающего ребёнок

начинает

понимать,

что

хорошо,

а

что

плохо,

всем

сердцем

переживает

доброе и злое, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить»

с птицей и цветком, солнцем и ветром и любит их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая

природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от

детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не

продолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает

познавательную окраску, что развивает в детях наблюдательность, стойкий

интерес к природе, формирует отчётливые конкретные представления об

особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря погоды – ещё одно дело повседневной жизни,

которое сочетается с наблюдением.

Уже в старшей группе дети учатся обозначать значками погодные

явления.

Также обязательно проводятся наблюдения за птицами на участке,

дети находят картинки с изображением птиц, которых видели, в календаре

обозначают их галочками соответствующего цвета.

Ещё

один

вид

календаря

это

рисунки,

отображающие

последовательно рост какого – либо растения. Это может быть луковица в

банке с водой, в почве, в песке. Ветки поставлены в воду с разных деревьев.

Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени,

отражают последовательность роста развития растения, его зависимость от

внешних условий жизни.

Необходимо проводить с детьми экскурсии, можно провести

праздник, посвящённый например дню воды, земли и т.д. Педагогический

смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей

положительный эмоциональный отклик на природное содержание: эмоции

рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом.

Методика

работы

с

детьми

по

экологическому

воспитанию

разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе всей работы

дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают

музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки

и рассказы.

Очень важно привлечь к работе по экологическому воспитанию

родителей. Провести конкурс на лучшую поделку, развлечение, выставку.

В экологическом уголке можно поместить советы для родителей.

Хорошо

оформить

экологический

стенд,

где

помещаются

статьи,

стихи,

загадки по теме, примеры, словесные игры для разучивания и занятий с

детьми

дома.

Чтобы

выяснить

отношение

родителей

к

проблеме

экологического воспитания можно провести анкетирование.

Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей. Мы

должны дать ребёнку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные

ценности, на созидание и творчество, и осуществляться это должно в едином

непрерывном процессе воспитания, развития, обучения, начиная с первых лет

жизни, и охватывать все этапы дошкольного, школьного образования, в их

преемственной связи и развитии.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и

оберегать всё живое.

Мы уже выяснили, что для экологического образования крайне важно

рассматривать

окружающий

мир

с

точки

зрения

взаимосвязей

живых

организмов между собой и с окружающей средой. Как это выглядит на

практике? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с

деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется,

— например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы:

Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у

дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть

ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменить характер

обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для этого

необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не

может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают

из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь,

ветер, который разносит семена, и т.п.

Вопрос

«Чему

учить?»

всегда

является

очень

важным,

а

для

дошкольного

возраста

особенно

важным.

Этот

вопрос

встает

перед

каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического

образования.

Ведь

информации

сейчас

огромное

количество!

Принципы

отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-

первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы

непрерывного

экологического

образования.

Значит,

нужно

рассмотреть

принципы

отбора

содержания,

разработанные

для

других

уровней

образования.

При

этом

их

нужно

адаптировать,

конкретизировать

и

дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом

случае

будет

соблюден

основной

принцип

системы

непрерывного

экологического образования — преемственность. Важно помнить и о том, что

в

дошкольном

возрасте

знания

играют

гораздо

меньшую

роль,

чем

на

последующих

уровнях

образования.

К

тому

же

они

должны

быть

доступными и привлекательными для дошкольника.

Исходя из этого, мы предлагаем выделить ряд общепедагогических

принципов

отбора

экологического

образования

дошкольников.

Они

включают:

общепедагогические

принципы

(гуманизма,

научности,

систематичности

и

др.),

принципы,

специфические

для

экологического

образования

(прогностичности,

интеграции,

деятельности

и

др.),

и

принципы,

свойственные

именно

экологическому

образованию

дошкольников (эти принципы сформулированы нами).

Научность. П р и н ц и п

н ау ч н о с т и

п р ед п ол а га е т

з н а ко м с т в о

дошкольников

с

совокупностью

элементарных

экологических

знаний,

которые

служат

основой

формирования

мотивации

действий

ребенка,

развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е.

«сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для

ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что,

с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до

уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам

знания, которые превышают их умственный уровень развития.

Доступность. Крайне

важным

и

тесно

сопряженным

с

принципом

научности

является

принцип

доступности

материала

для

ребенка

определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить

детей с абстрактной и малопонятной для них информацией, например, с

такой: «...за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг

углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Доступность предполагает

также

значимость

для

ребенка

получаемых

знаний,

их

эмоциональную

окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять

научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено

в

д о с т у п н о й

и

п р и в л е к а т е л ь н о й ф о р м е .

Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно

опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным

мышлением детей данного возраста.

Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием

экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает

формирование

человека

с

новыми

ценностями,

владеющего

основами

культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести

здоровый

образ

жизни.

В

конечном

счете

и

целью

экологического

образования

является

сохранение

здоровья

человека

в

здоровой,

экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и

через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне

мало

внимания.

Содержание

экологического

образования

должно

способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как

части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни

н а

п л а н е т е .

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка,

умения

сочувствовать,

удивляться,

сопереживать,

заботиться

о

живых

организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту

окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы,

маленького паучка.

Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в

результате экологического образования у детей формируются элементарные

представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих

представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к

окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях

(элементы

рационального

использования

ресурсов).

По

сравнению

со

школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка

прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения

оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей

среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не

нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей

планеты»

(или

окружающей

среды,

как

это

нередко

предлагается!).

Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить

птиц и выращивать растения.

Деятельностность. Экологические

знания

должны

помочь

понять

ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его

самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в

посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в

процессе

такой

деятельности

происходит

становление

и

формирование

отношения «ребенок — окружающая среда». Так, Г.А. Ягодин отмечал, что

«экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и

навыки,

это

мировоззрение,

это

вера

в

приоритет

жизни...

Поэтому

важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках,

закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Одно дело — провести

беседу о правилах поведения, и совсем другое — создать условия, в которых

ребенок

смог

бы

реализовать

эти

правила

на

практике.

Принцип

деятельностности

лежит

в

основе

различных

экологических

проектов,

участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного

возраста.

Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно

реализуется

в

дошкольном

экологическом

образовании.

Важность

его

применения

обусловлена

несколькими

причинами:

во - пе р в ы х ,

интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых,

рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего

развития

личности

ребенка

и,

в-третьих,

особенностями

организации

и

методики

всей

работы

в

дошкольном

учреждении.

Последнее

делает

реализацию

принципа

интеграции

в

дошкольных

учреждениях

более

реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в

необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива

и

экологизации

различных

видов

деятельности

ребенка

чем

мы

еще

поговорим).

Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ

именно

дошкольному

экологическому

образованию.

Он

отражает

прежде

всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с

миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении

также

должен

строиться

с

учетом

целостного

подхода

отличие

от

поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш

взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую. Программа

«Наш дом — природа» предполагает вначале введение ребенка в целостный

мир природы и только затем — рассмотрение ее отдельных компонентов

(воды, воздуха, почвы и т.п.).

Конструктивизм. Данный

принцип

особо

важен

при

отборе

содержания экологического образования именно дошкольников, однако не

всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве

примеров

для

дошкольников

должна

использоваться

только

нейтральная,

положительная

или

отрицательно-положительная

информация.

Последнее

предполагает,

что,

приводя

отрицательные

факты

влияния

человека

на

природу,

педагог

обязан

показать

ребенку

положительный

пример

или

вероятный

выход

из

обсуждаемой

ситуации.

Крайне

важно

при

этом

подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад,

привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно

на примерах ближайшего окружения.

В

настоящее

время

специальная

литература,

конспекты

занятий

по

экологии

нередко

содержат

негативную

информацию,

катастрофизм.

Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со

знаком

минус)

будет

подана

информация

для

ребенка,

тем

эффективнее

окажется

результат.

Уже

в

пятилетнем

возрасте

детям

рассказывают

о

кислотных дождях, которые «отравили землю» («страшный дождик, опасный

и

ядовитый»,

после

которого

«...пожелтели

листья,

пожухла

трава,

а

на

помидорах и огурцах появились черные пятна»), об «отравленном воздухе»,

«воде, которую невозможно пить». Особенно такой негативизм характерен

при

рассмотрении

темы

об

исчезнувших,

редких

животных,

растениях,

которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти. Однако при

этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как

люди

могут

спасти

«умирающую

землю»

и

т.д.

Результат

«тревожного»

подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми,

так и воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские

рисунки,

плакаты,

на

которых

природа,

будущее

людей

изображаются

исключительно

в

темных,

мрачных

тонах,

а

надписи

пестрят

словами

«тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая катастрофа» и т.п. Яркий

пример — плакат в защиту природы, выполненный для выставки в одном из

дошкольных учреждений: на одной половине листа бумаги на разноцветном

фоне нарисована половина улыбающегося лица ребенка, на другой половине,

закрашенной

в

черный

цвет,

к

лицу

ребенка

в

качестве

продолжения

дорисован

череп.

Вряд

ли

такой

агитационный

материал

окажет

положительное

воздействие

на

детей,

скорее,

он

их

испугает,

вызовет

неприятие экологических проблем. Задачи же экологического образования

должны быть совершенно другими, а слово «экология» — вызывать у детей

положительные

эмоции,

интерес,

желание

действовать,

сохранять

среду

обитания, красоту окружающего мира.

Изобилие

отрицательных

фактов,

изложенных

к

тому

же

в

крайне

эмоциональной

окраске,

производит

на

ребенка

сильное

отрицательное

впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов и т.п.

Так, по рассказам педагогов, один мальчик, прослушав, как убивают бельков,

в

течение

нескольких

дней

находился

в

подавленном

состоянии

и

даже

плакал,

затем

сочинил

стихи.

Главное,

из-за

чего

он

переживал,

невозможность хоть как-то повлиять на ситуацию.

Системность. В

некоторых

дошкольных

учреждениях

работа

по

экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей

не

связана

между

собой.

Наиболее

эффективным

представляется

формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных

видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения

знаний,

когда

«каждое

последующее

формирующееся

представление

или

понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое

значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их

умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в

экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают

реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены

представления

и

элементарные

понятия,

отражающие

основные

законы

природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются

разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о

неживой природе.

Преемственность. П р и н ц и п и а л ь н а я

о с о б е н н о с т ь

с и с т е м ы

экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как

правило,

выделяют

несколько

ступеней

(уровней,

звеньев)

системы

непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз —

повышение

квалификации

специалистов

население.

Принцип

преемственности предполагает, что содержание экологического образования

дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы

непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в

работе детского сада и начальной школы.



В раздел образования