Напоминание

"Деепричастие как часть речи"


Автор: Гареева Адиля Касымовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ
Населённый пункт: с.Авдон, Уфимского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Деепричастие как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как часть речи» 7 класс

Автор: Гареева Адиля Касымовна.

Цели и задачи урока:

образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий,

месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи;

развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи;

умение работать с текстом;

воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Этап

проверки

домашнего

задания.

Ученики

читают

выполненное

упражнение,

комментируя орфограммы.

III.Объявление темы урока. Запись в тетради даты, темы урока.

1.Слово учителя. Наш урок мы начнем, как обычно, с орфоэпической зарядки. На

доске написаны слова, в них надо поставить ударения (в 1-ом столбике – на втором

слоге, в 2-ом и 3-ем столбиках – на первом слоге).

Звонящий могущий созданный

Умерший дышащий начатый

Положенный переданный прожитый

Ученик

ставит

ударения

в

словах,

и

все

их

произносят.

Если

есть

ошибки,

исправляются.

-Ребята, слова какой части речи мы прочитали и произнесли? (Причастие).

-Как вы узнали, что это причастия? (Суффиксы, вопросы, обозначает признак

действия).

4.Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Морфологии.

-Что изучается в разделе Морфология?

-Какие части речи вы знаете?

Наша остановка на станции, которая называется «Деепричастие».

Деепричастие…Что это за слово такое странное? В нем нам знакома вторая

часть. Что же означает первая? Попробуем подобрать родственные слова: деятель,

действие, деятельность, дееспособный.

Обратимся к справочнику. Слово деепричастие состоит из двух частей:

«дее»(от глагола «деять»- делать) + причастие. Этот термин возник в XVIII веке,

и объяснить его можно как «причастность к действию».

2.На экране написаны 2 предложения. Прочитайте и запишите эти предложения,

сравните их.

1. Гость улыбнулся хозяевам и взял ложку.

2.Улыбнувшись хозяевам, гость взял ложку.

-Найдите грамматическую основу в 1-ом предложении. Сколько в нем сказуемых?

Что они обозначают? (Два сказуемых. Обозначают однородные действия).

-

Рассмотрим

2-ое

предложение.

Грамматическая

основа

– Гость

взял. А

улыбнувшись чем является?

Попробуем задать вопрос. От какого слова задается вопрос?

-Можно ли сказать, сто слова ВЗЯЛ и УЛЫБНУВШИСЬ обозначают однородные

действия?

(Нет.

Одно

из

них-

взял-

обозначает

главное

действие,

а

второе

улыбнувшись- добавочное).

Слово

УЛЫБНУВШИСЬ

является

деепричастием.

Оно

обозначает

добавочное

действие.

-Каким членом предложения является деепричастие? (Обстоятельством)

-Как образуется данное деепричастие, от какого слова? (От глагола улыбнуться).

3. Обратимся к стихотворению Вадима Шефнера.

В 1-ой строфе найдем слово, которое обозначает основное действие (дремлют). А

теперь найдем слова, которые обозначают добавочное действие (сникнув, потеряв).

От какого слова задаем вопрос к этим словам? (дремлют как? что сделав? )

4.Мы

сказали,

что

деепричастия

УЛЫБНУВШИСЬ,

СНИКНУВ,

ПОТЕРЯВ

обозначают добавочное действие. Значит, они имеют глагольные признаки. Какие?

- Вид. Возвратность.

УЛЫБНУВШИСЬ - возвр., сов. вид.

СНИКНУВ - невозвр., сов. вид.

ПОТЕРЯВ - невозвр., сов. вид.

- Попробуйте изменить деепричастия (по родам, числам, падежам, лицам).

Не получается? Значит, это неизменяемая часть речи. А еще какая часть речи не

изменяется?(наречие).

- Какой вывод можно сделать? Что мы узнали о деепричастии как о части речи?

5.

Тренировочные

упражнения. (Выполняем

упражнения

по

учебнику)

–устно,

письменно.

6. Чтобы найти с деепричастием общий язык, что оно не сбивало вас столку в

диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в

лицо. Для этого давайте сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит вас от

проблем в дальнейшем.

Рассмотрим таблицу.

-вши

-ши

-Ребята, как вы думаете, почему я разделила суффиксы в две группы? ( 1-ая группа

образует деепричастия несовершенного вида, другая – совершенного вида).

7.

Теперь

мы

с

вами

поиграем.

Я

буду

называть

глаголы,

а

вы

должны

образовать

деепричастия

с

помощью

суффиксов: проводить,

шлепать,

волноваться,

уважать,

чихнуть, желать, увидеть, пожелать, вернуться, познакомиться.

8.Пользуясь

вашими

инструкциями,

найдите

деепричастия

и

выделите

суффиксы.

Помните, что они отвечают на вопрос что делая? что сделав?

Растаяв,

т а я в ш и й ,

о т с е я в ш и й , держа,

держась,

д е р ж а т ь , сдержавшись,

сдержавшийся,

сдержаться, увидевшись,

у в и д е т ь с я , расколов,

расколовшись,

расколоться, расколовшийся.

9. Учащимся предлагается отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкина.

Задание:

Определить,

какое

действие

обозначают

выделенные

слова

(основное

или

добавочное) и записать их, распределив в два столбика.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес залая,

Прибежал и смолк, играя,

В ворота она вышла,

На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.

10. Выполнение упр. по учебнику.

11. СПРЫГНУВ С ТРАМВАЯ, У ПАССАЖИРА СЛЕТЕЛА КАЛОША

--Как вы думаете, ребята, это предложение построено правильно?

Деепричастие обычно свободно передвигается в пределах предложения: оно может стоять

в его начале, середине, в конце. (на экране):

УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ, ГОСТЬ ВЗЯЛ ЛОЖКУ.

ГОСТЬ, УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ, ВЗЯЛ ЛОЖКУ.

ГОСТЬ ВЗЯЛ ЛОЖКУ, УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ.

Как

показывают

примеры,

действие,

выраженное

деепричастием

УЛЫБНУВШИСЬ

относится к подлежащему.

А в предложении «спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша» речь идет о двух

действующих предметах: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела).

Причем, действие пассажира не относится к подлежащему. Глагол и деепричастие имеют

разные действующие лица, а ведь деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому

у него не может быть самостоятельного действующего лица.

Запомните:

Деепричастия, оказывается, могут быть и коварными. Давайте попробуем

исправить грамматические ошибки в конструкции предложений:

1)

Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.

2)

Услышав пароль, Сергееву стало ясно, кто перед ним.

3)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

ПОМНИ: Каждый раз, когда вы конструируете

предложения с деепричастиями, надо

помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с

этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актера, действующее

лицо.

12. Прочитайте стихотворение «Ладорский водопад»

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бушуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Ладоре.

- В чем необычность этого стихотворения?

- Попробуйте теперь прочитать стихотворение, заменяя деепричастие глаголами.

- Что у вас получится?

- А какой текст вам нравится и почему?

(Деепричастия обладают большей выразительностью, лаконичностью).

13. Подведение итогов урока.

Рефлексия

-

Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

-Какие признаки глагола характерны для деепричастия?

-Какие признаки наречия характерны для деепричастия?

-Чем является деепричастие в предложении?

- А теперь попрошу вас заполнить карточки, что вам понравилось или не понравилось на

уроке.

ПЛЮСЫ

(

записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые

вызвали положительные эмоции)

МИНУСЫ

(записывается все то, что не понравилось на уроке, было непонятно, показалось скучным,

вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)

ИНТЕРЕСНО

(записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось

узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)

Задавание домашнего задания

Запишите домашнее задание: учебник,

Записывают домашнее задание и прощаются.

Слово учителя: В конце урока хочется пожелать вам что-то хорошее и доброе,конечно

же, с использованием деепричастий. Ведь они у нас сегодня «именинники».

Будьте счастливы играя, любя, улыбаясь, сверкая, драя, возвышаясь, облагораживаясь,

хорошея, увлекаясь, добрея, умнея, читая, радуясь, изучая русскую грамматику.

Спасибо за урок! До свидания!



В раздел образования