Автор: Гареева Адиля Касымовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ
Населённый пункт: с.Авдон, Уфимского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Деепричастие как часть речи"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как часть речи» 7 класс
Автор: Гареева Адиля Касымовна.
Цели и задачи урока:
образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий,
месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи;
развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи;
умение работать с текстом;
воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Этап
проверки
домашнего
задания.
Ученики
читают
выполненное
упражнение,
комментируя орфограммы.
III.Объявление темы урока. Запись в тетради даты, темы урока.
1.Слово учителя. Наш урок мы начнем, как обычно, с орфоэпической зарядки. На
доске написаны слова, в них надо поставить ударения (в 1-ом столбике – на втором
слоге, в 2-ом и 3-ем столбиках – на первом слоге).
Звонящий могущий созданный
Умерший дышащий начатый
Положенный переданный прожитый
Ученик
ставит
ударения
в
словах,
и
все
их
произносят.
Если
есть
ошибки,
исправляются.
-Ребята, слова какой части речи мы прочитали и произнесли? (Причастие).
-Как вы узнали, что это причастия? (Суффиксы, вопросы, обозначает признак
действия).
4.Изучение новой темы.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Морфологии.
-Что изучается в разделе Морфология?
-Какие части речи вы знаете?
Наша остановка на станции, которая называется «Деепричастие».
Деепричастие…Что это за слово такое странное? В нем нам знакома вторая
часть. Что же означает первая? Попробуем подобрать родственные слова: деятель,
действие, деятельность, дееспособный.
Обратимся к справочнику. Слово деепричастие состоит из двух частей:
«дее»(от глагола «деять»- делать) + причастие. Этот термин возник в XVIII веке,
и объяснить его можно как «причастность к действию».
2.На экране написаны 2 предложения. Прочитайте и запишите эти предложения,
сравните их.
1. Гость улыбнулся хозяевам и взял ложку.
2.Улыбнувшись хозяевам, гость взял ложку.
-Найдите грамматическую основу в 1-ом предложении. Сколько в нем сказуемых?
Что они обозначают? (Два сказуемых. Обозначают однородные действия).
-
Рассмотрим
2-ое
предложение.
Грамматическая
основа
– Гость
взял. А
улыбнувшись чем является?
Попробуем задать вопрос. От какого слова задается вопрос?
-Можно ли сказать, сто слова ВЗЯЛ и УЛЫБНУВШИСЬ обозначают однородные
действия?
(Нет.
Одно
из
них-
взял-
обозначает
главное
действие,
а
второе
–
улыбнувшись- добавочное).
Слово
УЛЫБНУВШИСЬ
является
деепричастием.
Оно
обозначает
добавочное
действие.
-Каким членом предложения является деепричастие? (Обстоятельством)
-Как образуется данное деепричастие, от какого слова? (От глагола улыбнуться).
3. Обратимся к стихотворению Вадима Шефнера.
В 1-ой строфе найдем слово, которое обозначает основное действие (дремлют). А
теперь найдем слова, которые обозначают добавочное действие (сникнув, потеряв).
От какого слова задаем вопрос к этим словам? (дремлют как? что сделав? )
4.Мы
сказали,
что
деепричастия
УЛЫБНУВШИСЬ,
СНИКНУВ,
ПОТЕРЯВ
обозначают добавочное действие. Значит, они имеют глагольные признаки. Какие?
- Вид. Возвратность.
УЛЫБНУВШИСЬ - возвр., сов. вид.
СНИКНУВ - невозвр., сов. вид.
ПОТЕРЯВ - невозвр., сов. вид.
- Попробуйте изменить деепричастия (по родам, числам, падежам, лицам).
Не получается? Значит, это неизменяемая часть речи. А еще какая часть речи не
изменяется?(наречие).
- Какой вывод можно сделать? Что мы узнали о деепричастии как о части речи?
5.
Тренировочные
упражнения. (Выполняем
упражнения
по
учебнику)
–устно,
письменно.
6. Чтобы найти с деепричастием общий язык, что оно не сбивало вас столку в
диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в
лицо. Для этого давайте сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит вас от
проблем в дальнейшем.
Рассмотрим таблицу.
-а
-я
-в
-вши
-ши
-Ребята, как вы думаете, почему я разделила суффиксы в две группы? ( 1-ая группа
образует деепричастия несовершенного вида, другая – совершенного вида).
7.
Теперь
мы
с
вами
поиграем.
Я
буду
называть
глаголы,
а
вы
должны
образовать
деепричастия
с
помощью
суффиксов: проводить,
шлепать,
волноваться,
уважать,
чихнуть, желать, увидеть, пожелать, вернуться, познакомиться.
8.Пользуясь
вашими
инструкциями,
найдите
деепричастия
и
выделите
суффиксы.
Помните, что они отвечают на вопрос что делая? что сделав?
Растаяв,
т а я в ш и й ,
о т с е я в ш и й , держа,
держась,
д е р ж а т ь , сдержавшись,
сдержавшийся,
сдержаться, увидевшись,
у в и д е т ь с я , расколов,
расколовшись,
расколоться, расколовшийся.
9. Учащимся предлагается отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина.
Задание:
Определить,
какое
действие
обозначают
выделенные
слова
(основное
или
добавочное) и записать их, распределив в два столбика.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес залая,
Прибежал и смолк, играя,
В ворота она вышла,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо.
10. Выполнение упр. по учебнику.
11. СПРЫГНУВ С ТРАМВАЯ, У ПАССАЖИРА СЛЕТЕЛА КАЛОША
--Как вы думаете, ребята, это предложение построено правильно?
Деепричастие обычно свободно передвигается в пределах предложения: оно может стоять
в его начале, середине, в конце. (на экране):
УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ, ГОСТЬ ВЗЯЛ ЛОЖКУ.
ГОСТЬ, УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ, ВЗЯЛ ЛОЖКУ.
ГОСТЬ ВЗЯЛ ЛОЖКУ, УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ.
Как
показывают
примеры,
действие,
выраженное
деепричастием
УЛЫБНУВШИСЬ
относится к подлежащему.
А в предложении «спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша» речь идет о двух
действующих предметах: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела).
Причем, действие пассажира не относится к подлежащему. Глагол и деепричастие имеют
разные действующие лица, а ведь деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому
у него не может быть самостоятельного действующего лица.
Запомните:
Деепричастия, оказывается, могут быть и коварными. Давайте попробуем
исправить грамматические ошибки в конструкции предложений:
1)
Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.
2)
Услышав пароль, Сергееву стало ясно, кто перед ним.
3)
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
ПОМНИ: Каждый раз, когда вы конструируете
предложения с деепричастиями, надо
помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с
этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актера, действующее
лицо.
12. Прочитайте стихотворение «Ладорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бушуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Ладоре.
- В чем необычность этого стихотворения?
- Попробуйте теперь прочитать стихотворение, заменяя деепричастие глаголами.
- Что у вас получится?
- А какой текст вам нравится и почему?
(Деепричастия обладают большей выразительностью, лаконичностью).
13. Подведение итогов урока.
Рефлексия
-
Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?
-Какие признаки глагола характерны для деепричастия?
-Какие признаки наречия характерны для деепричастия?
-Чем является деепричастие в предложении?
- А теперь попрошу вас заполнить карточки, что вам понравилось или не понравилось на
уроке.
ПЛЮСЫ
(
записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые
вызвали положительные эмоции)
МИНУСЫ
(записывается все то, что не понравилось на уроке, было непонятно, показалось скучным,
вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)
ИНТЕРЕСНО
(записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось
узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)
Задавание домашнего задания
Запишите домашнее задание: учебник,
Записывают домашнее задание и прощаются.
Слово учителя: В конце урока хочется пожелать вам что-то хорошее и доброе,конечно
же, с использованием деепричастий. Ведь они у нас сегодня «именинники».
Будьте счастливы играя, любя, улыбаясь, сверкая, драя, возвышаясь, облагораживаясь,
хорошея, увлекаясь, добрея, умнея, читая, радуясь, изучая русскую грамматику.
Спасибо за урок! До свидания!