Напоминание

"Использование песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ"


Автор: Пантюхина Анжелика Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №18 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Железногорск Курской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование песочной терапии в работе

педагога-психолога ДОУ».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому

песочная терапия приобретает все большую актуальность при работе с детьми

дошкольного возраста. Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок –

это

язык

детства.

На

смену

ему

приходит

речь,

письмо

и

другие

средства

выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует «везде и всем»: и

карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными

ребенку-дошкольнику

средствами.

Дети

используют

для

этой

любимой

деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и на бумаге, и на

асфальте, и на обоях, и пр. Для раннего

возраста игры с песком в песочнице

используются в период адаптации - важного момента в жизни ребенка и мамы.

Для

старшего

дошкольного

возраста

можно

предложить

песочные

столы

с

подсветкой или планшеты.

Песочная терапия полезна для:

• развития когнитивных процессов;

• раскрытия и развитие творческого потенциала;

• формирования коммуникативных навыков;

• развития мелкой моторики рук;

• развитие крупной моторики;

• гармонизации психоэмоционального состояния.

Игры с песком разнообразны:

• рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)

• обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);

• познавательные игры (о многообразии окружающего мира);

• проективные игры (развитие творчества и фантазии).

При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря

чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так

же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть

руки: и ладонь, и пальцы.

Развитие

общей

моторики:

рисование

на

песочном

столе

происходит

стоя,

поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит

укрепление

костно-мышечного

аппарата,

формирование

правильной

осанки,

координации движений.

Развитие

мелкой

моторики:

систематические

упражнения

по

тренировке

движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности

коры

головного

мозга,

влияет

на

центры

развития

речи,

развивает

ручную

умелость, помогает снять напряжение.

Релаксация:

упражнения

с

песком

выполняются

в

сопровождении

приятной,

спокойной

музыки.

Комплекс

упражнений

на

релаксацию

используется

для

обучения

детей

управлению

собственным

мышечным

тонусом,

приемами

расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним

детям

снять

напряжение,

другим

сконцентрировать

внимание,

снять

возбуждение, расслабить мышцы.

При

контакте

с

песком

снижается

эмоциональная

нагрузка,

повышается

стрессоустойчивость. Дети, как и мы, взрослые, разные. Каждый из них уникален,

каждый по-своему переносит воздействие на психику внешних факторов.

Песочные столы имеют цветную подсветку, благодаря чему в своей работе можно

использовать

еще

и

цветотерапию.

Это

очень

важно

так

же

для

передачи

настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих

способностей детей.

Сказкотерапия:

При

работе

с

песком

часто

используются

маленькие

фигурки

животных

или

героев сказок. С их помощью разыгрываются различные истории и ситуации. В

таких сюжетах ребёнок может раскрыть причины своих переживаний и проблем,

также с помощью фигурок можно знакомить детей со сказками. Главное чтобы

игра в песке завершилась положительными эмоциями и чтобы "добро всегда

побеждало зло".

Какой материал для рисования привлекает ребенка? Практика работы с детьми

свидетельствует,

что

детям

нравится

такие

средства

для

рисования,

которые

позволяют:

не ограничивать движения,

свободно манипулировать изобразительными средствами,

оставлять четкий, яркий след,

быстро получить изображение,

легко исправить неточность в рисунке,

играть, трансформировать рисунок в другое изображение,

экспериментировать с художественным материалом,

выразить

посредством

изобразительных

материалов

в

рисунке

свое

состояние, настроение,

вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок,

проявлять творчество.

Всем этим запросам отвечает такой материал, может быть нетрадиционный для

рисования,

как

песок.

В

песок,

как

среду

для

игры

и

появления

творчества

ребенок

погружается

с

первых

лет

жизни.

Ребенка

в

песке,

прежде

всего,

привлекают

те

приятные

сенсорные

ощущения,

которые

он

получает

от

манипулирования

песком:

пересыпания,

сжимания

в

руках,

разгребания,

прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во

взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с

детства

материал,

характеризуется

одновременно

сыпучестью,

податливостью,

возможностью

трансформации,

что

позволяет

использовать

его

ребенку

для

воплощения своих дизайнерских задумок.

В детском возрасте увлажненный песок в основном используется как средство для

конструирования: лепки куличей, создания разнообразных формочек, постройки

различных

сооружений

(замков,

мостов,

пещер,

дорог,

домов),

среды

для

сюжетных игр с маленькими игрушками. Возможно, сырой песок для некоторых

становится полотном для рисования прутиком, особенно на месте убегающей

волны водоема.

Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для

создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее

время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений

изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой

изобразительной техники - «Sand-Art».

Художественное

творчество

занимает

одно

из

ведущих

направлений

содержания образовательного процесса дошкольников. Ребёнок может передать

свои

впечатления

об

окружающей

действительности

с

помощью

не

только

карандаша,

красок,

фломастеров,

пастели,

мелков

и

других

изобразительных

материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным

дошкольника

является

рисование

песком

–«

Sand-Art».

Трудно

переоценить

развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный

материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по

своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для

изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития

познавательных

процессов

(внимания,

образного

мышления,

творческого

воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных

эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком и – это погружение в

сказку,

мир

фантазий,

причудливых

образов,

извилистых

линий.

Создание

ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы

чувств,

пробуждает

его

творчество,

создаёт

благоприятную

эмоциональную

атмосферу.

Для рисования используется не обычный речной или морской, а вулканический

песок. Так, морской песок не пригоден для анимационной работы из-за того, что

имеет слишком круглую форму и не способен создать нужные линии, рассыпаясь

и

«убегая»

на

картине.

Поскольку

вулканический

песок

является

достаточно

дорогим материалом, сегодня чаще всего используется кварцевый песок, который

можно приобрести у производителей. Однако, при его применении возникает

проблема его электризации, то есть он будет прилипать к стеклу или скапливаться

в конкретных областях рабочей поверхности. Чтобы этого не происходило, нельзя

его долго держать на открытой поверхности, так сказать, без работы. Поэтому

нужно

либо

обеспечить

надлежащее

хранение,

либо

использовать

бытовой

антистатик.

Периодически

песок

необходимо

обрабатывать

(прокаливать,

подвергать

воздействию

специальных

ламп),

что

позволит

свести

к

минимуму

распространение инфекции и болезнетворных бактерий через песок. Поскольку

песок частично высыпается со столов (планшетов) его необходимо постоянно

подсыпать. А в целях оперативной уборки иметь щетки с совком для подметания.

В целях безопасной организации деятельности необходимо проверить отсутствие

у ребенка аллергии на пыль от сухого песка, наличие кожных заболеваний и

порезов на руках.

Также

для

рисования

можно

использовать

и

другие

сыпучие

материалы,

в

частности,

соль,

сахар,

манку,

кофе

и

другие.

Однако

они

имеют

ярко

выраженную

кристаллическую

форму,

поэтому

не

всегда

с

их

помощью

получается создать красивые образы.

Изобразительная

деятельность

осуществляется

на

столах

(планшетах)

с

прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные

оттенки: теплый белый свет, холодный белый свет, а также цветные оттенки)

размером 50х70 см или 30х40 (для детей 3-4 лет. Также используются большие

световые столы или планшеты для демонстрации изображения или коллективной

работы.

Планшеты

в

целях

техники

безопасности

должны

быть

желательно

изготовлены производственным способом, и иметь сертификат соответствия.

Каждый ребенок рисует за своим планшетом, в исключительных случаях дети

могут

работать

парами

или

коллективно

на

больших

планшетах.

Стол

или

планшет устанавливаются таким образом, чтобы ребенок мог работать стоя, и у

него

была

возможность

подойти

к

столу

с

нескольких

сторон.

Высота

расположения планшета должна соответствовать росту детей. Планшет должен

быть

изготовлен

с

учетом

техники

безопасности

(безопасное

соединение

и

расположение провода, выключателей, крепления ламп или светодиодной ленты

внутри планшета). Дети перед началом занятий должны быть ознакомлены с

техникой безопасности (взаимодействия с электрическими приборами).

Педагог работает за своим световым столом или планшетом, с которого идет

трансляция изображения через видеокамеру на экран. Следовательно, кабинет

песочного рисования должен быть оборудован видеокамерой, которая крепится на

штативе

над

планшетом,

мультимедийным

проектором,

транслирующим

с

видеокамеры изображением, экраном.

Желательно иметь фотоаппарат для фиксации нарисованных детьми картин на

световых

планшетах.

Фотографии

позволят

сохранить

песочные

картины,

существование

которых

ограничено,

и

познакомить

с

творчеством

детей

родителей и сверстников, распечатанные фотографии могут стать украшением

интерьера, подарком на праздник.

Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для рисования можно

использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные

следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие предметы с

шипами, зазубринками. Необходимо позаботиться, чтобы это были предметы,

изготовленные

из

мягкой

пластмассы,

резины

или

силикона,

чтобы

они

не

царапали поверхность стола (планшета).

Комната, где ведутся занятия, должна иметь достаточный уровень затемнения, что

достигается использованием светотеневых штор или жалюзи.

Желательно, чтобы у детей была возможность вымыть руки после работы или

вытереть их влажными салфетками.

Психолого-педагогические

условия

реализации

основной

образовательной

программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. В

соответствии с ФГОС они предполагают:

обеспечение

эмоционального

благополучия

детей

через

непосредственное

общение

с

каждым

ребенком,

уважительное

отношение

к

его

чувствам

и

продуктам изобразительной деятельности.

Формирование и поддержка у детей положительной самооценки, уверенности в

собственных возможностях и способностях;

поддержка

проявления

индивидуальности

и

самостоятельности

в

процессе

рисования, выражения своих чувств и мыслей в изобразительной деятельности;

создание условий для свободного выбора способа, приема рисования, сюжета

песочной картины, выбора детьми материалов, недирективной

помощи детям,

поддержки инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми

на занятии, в том числе имеющими различные особенности; коммуникативных

способностей детей, развития включаться вместе со сверстниками в коллективное

творчество.

ориентация в процессе реализации содержания программы на уровень развития

способностей

ребенка,

на

организацию

изобразительной

деятельности,

способствующей развитию мышления, речи, воображения, детского творчества и

в целом художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанного,

интуитивного рисования; использование в процессе реализации программы форм

и

методов

работы

с

детьми,

соответствующих

их

психолого-возрастным

и

индивидуальным особенностям;

соблюдение временного режима занятий в соответствии с возрастом ребенка,

чередование работы и отдыха, проведение для детей физкульминуток.

В

качестве

одного

из

важных

психолого-педагогических

условий

реализации

программы выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в

целях

привлечения

их

внимания

к

изобразительной

деятельности

детей.

В

качестве форм работы с родителями можно порекомендовать следующие:

• выставки детских работ,

• открытые занятия с участием родителей,

• совместный сбор творческого портфолио ребенка (фото песочных картин),

• индивидуальные консультации,

• мастер-классы для родителей, включение родителей в творческую деятельность,

обучение приемам техники «Sand-Art»,

• презентация детских работ на сайте ДОО.

Кадровые и методические условия

Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом,

психологом, художником.

Подготовленный

специалист

должен

владеть

общепедагогическими

умениями,

знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте

профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Кроме

общепедагогических

квалификационных

характеристик

педагог

должен

владеть графическими навыками работы на световых планшетах, уметь создавать

изображения,

сюжетные

картинки

в

песочной

технике,

простейшие

песочные

анимации, демонстрировать последовательность графических действий. Также

педагог

студии

песочного

рисования

должен

владеть

навыками

работы

с

мультимедийной

техникой

(компьютер,

мультимедийный

проектор,

камера,

цифровой фотоаппарат), создавать для демонстрации мультимедийные продукты –

презентации, электронное портфолио ребенка.

В

ситуации

использования

арт-терапевтических

упражнений

и

заданий,

предлагаемых в программе, специалист должен владеть основами арт-терапии,

арт-педагогики

и

профессиональными

умениями

проведения

арт-техник.

Поскольку в программе приводятся несложные арт-техники, педагогу в данном

направлении достаточно получить грамотную консультацию у психолога, арт-

терапевта и заняться самообразованием.

Повышению

профессиональной

компетенции

в

области

художественно-

эстетического развития дошкольников, арт-педагогики, основ арт-терапии будет

способствовать

изучение

литературы

представленной

в

программе.

Работа

с

предложенной и другой дополнительной литературой, изучение опыта работы

других педагогов, представленного в том числе и в сети интернет, в целом будет

способствовать достижению требуемой компетентности в реализации программы

«Песочные фантазии» Е.Н. Тупичкиной.

Таким образом, песочное рисование является здоровьесберегающей технологией

и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.

Давно

известно,

что

появление

эмоциональных

расстройств,

нарушение

поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных

событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть

одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или

просто

непоследовательность

в

системе

наказаний

вот

далеко

не

полный

перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу

высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако

для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться

знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать,

что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их

поведение проблемным, трудным.

Как показывает опыт работы в качестве психолога - консультанта, проблемными

называют

тех

детей,

с

которыми

у

взрослых

возникают

затруднения:

это

агрессивные дети, ничем не интересующиеся, тревожные, дети не уверенные в

себе, испытывающие страх, тревогу.

Анализ

показывает,

что

данные

проблемы

ребенка

зависят

от

его

семейного

окружения,

воспитательных

подходов

его

родителей,

ошибок,

которые

они

допускают в воспитании.



В раздел образования