Автор: Наумова Елена Александровна
Должность: воспитатель 1кк
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4 "Теремок"
Населённый пункт: г. Семилуки, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Е
.А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок»
Г. Семилуки Воронежской области
По мере развития игры ребенок переходит от простых, элементарных , готовых сюжетов к
сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы
действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без
многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,
какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок
приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в
дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть,
например, «Программу обучения и воспитания в детском саду», то речь идет в основном о
сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот
девочки играют в магазин. Одна – продавец, одна взвешивает товар, заворачивает его в бумагу,
получает деньги. Другая – покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку,
кладет ее в сумку, несет ее домой. Другими словами, берется какой – то сюжет – тема и
разыгрывается, оживляется с помощью ролей. Соединение этих двух линий и дает название игре –
сюжетно – ролевая.
Этот вид игры, выделенный взрослыми, стал объектом их пристального внимания. Ему
посвящаются многочисленные научные исследования, о нем говорят на серьезных совещаниях и
семинарах, он стал темой огромного количества практических разработок… А в это время дети
практически перестали играть. Нет, они могут старательно делать то, чему их научили взрослые:
взвешивают, одевают, но игре в их деятельности не остается места.
Несколько лет назад нам пришлось быть в одном детском саду, где игра, по мнению
специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Запомнилась игра в старшей
группе, вовремя которой дети играют «во врача».
За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка
в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их «кабинетом»,
совсем как в жизни сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях – это мамы с детьми.
По очереди степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет
температуру, затем сестра выписывает «рецепт». Посмотрев на эту процедуру, начинаем сильно
хромать и стонать и подходить к очереди. «А где ваша дочка?» - спрашивают дети. «А я без дочки,
у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно меня без
очереди?»
Дети заинтригованы – нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность
событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже услышал, что к
нему пришел необычный пациент, идущий без дочки и вне очереди. Тем не менее он предлагает
показать горло.
- Откройте рот.
- Но у меня болит пятка.
- Откройте рот, надо посмотреть горло.
- Зачем? Я наступил на гвоздь, и у меня идет кровь!
- Тогда давайте измерим температуру.
- Температура здесь ни при чем.
- Сестра, выпишите рецепт ( произносит он совсем растерявшись ).
Что делал ребенок? Играл? Да нет же. Он просто повторял заученные действия с игровыми
предметами. А где воображаемая ситуация? Где расхождение смыслового и видимого поля? Их
нет, как нет игры в таких и аналогичных действиях детей. А если нет игры, нет и воображения.
Многие исследователи, которые занимались изучением игры, отмечали, что в игре ребенок
становится «выше себя на голову». А в подобной игре? По – моему, он стал не выше, а ниже. И
даже не наголову, а значительно больше. Мы потом долго беседовали с этим мальчиком.
Конечно, он хорошо знает, что пятку, когда идет кровь, надо смазать йодом, а не смотреть в этом
случае горло. Но творческая игра превратилась у него, да и у большинства современных детей, в
машинальные, автоматические операции с игровыми предметами.
Что же случилось с игрой? Причин несколько. Главная заключается в том, что сюжетно – ролевая
игра не единственный вид игры в дошкольном возрасте и, главное, не первый вид игры. Ребенок
до ее появления должен овладеть двумя другими видами игры. А если он не научился, не овладел
ими, если мы, взрослые, не помогли ему в этом, то тогда он не сумеет играть не в сюжетно –
ролевую игру, ни в другие виды игры, возникающие вслед за ней. Что это за виды игры?
В сюжетно – ролевой игре прослеживаются две линии. Одна связана с сюжетом, другая – с
ролевыми позициями, при помощи которых осуществляется игра. А если есть две довольно не
зависимые линии, значит, ребенку необходимо овладеть каждой из них, прежде чем он сможет
играть в собственно сюжетно – ролевую игру.