Автор: Бачинова Екатерина Вячеславовна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский градостроитлеьный колледж
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ АРХИТЕКТУРА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 07.02.01 АРХИТЕКТУРА СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Преподаватель ГПОУ ЯО ЯГК
Кафедры ИТ Бачинова Е.В.
Важным условием адаптации специалиста в современном информационном
обществе
является
наличие
у
него
информационно-коммуникационно-
технологической
(ИКТ)
-
компетенции
как
уникального
объединения
профессиональных знаний, навыков и опыта работы специалиста, выраженных в
технологии
решения
профессиональных
задач
средствами
современных
информационных и коммуникационных технологий.
Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают
сегодня
качество
профессионального
образования,
обе спечивающее
конкурентоспособность
выпускника
на
рынке
труда.
Формирование
профессиональной
компетентности
-
управляемый
процесс
становления
профессионализма,
т.
е.
по
существу,
это
образование
и
самообразование
специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных
компетенций.
Дисциплина
«Информатика»
занимает
уникальное
место
в
системе
профессионального образования, использование информационных технологий в
учебном
процессе
позволяет
поддерживать
высокий
уровень
мотивации
студентов,
развивает
интеллектуальные,
творческие
способности
студентов
и
содействует развитию коммуникативных навыков работы с информацией.
На
основе ФГОС СПО общие компетенции специалиста архитектурного
профиля, формируемые на уроках информатики, включают в себя способность
осуществлять поиск информации, анализировать, организовывать, представлять,
передавать ее; использовать информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) для эффективного выполнения задач профессионального и личностного
развития;
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Подготовку
студентов
в
Градостроительном
колледже
на
специальности
«Архитектура»
в
области
информатики
и
информационных
технологий
мы
осуществляем на двух уровнях: в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ» (1
курс), в рамках дисциплины «Информатика» (2 курс).
При изучении теоретического материала уроки проводятся в форме лекций,
семинаров,
зачетов,
самостоятельных
работ
учащихся,
уроков
с
защитой
рефератов.
Для
этого
были
разработаны
вопросы
к
зачету,
темы
рефератов,
каталог рекомендуемой литературы.
Изучению
теоретического
материала
способствует электронный учебно-
методический
комплекс,
созданный
в
ВОС
Moodle.
Благодаря
возможностям
данной
среды
преподаватель преподносит материал
блоками,
управляет
структурой курса, в частности открывает или закрывает определенные темы,
использует
дополнительные электронные продукты: презентации, видеоуроки и
другие файлы. По окончанию определенного блока тем учащиеся выполняют
тестирование,
причем
форма
проведения
может
быть,
как
локальная,
так
и
удаленная.
Также
система
Moodle
обладает
большим
набором
средств
коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с
преподавателем, но и форум, чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Есть
возможность
выставить
для
обсуждения
какую-то
актуальную
тему,
на
которую студентам интересно высказать свое мнение.
Поскольку
программный
курс
дисциплины
является
практико-
ориентированным, основную часть аудиторного и внеаудиторного времени в курсе
занимает лабораторный компьютерный практикум, в рамках которого студенты
получают
необходимые
навыки
работы
с
программным
обеспечением
персонального компьютера. В результате, формируются умения использования
ЭВМ в различных областях деятельности человека, умение применять готовое
прикладное программное обеспечение, а также умение применять компьютер в
деятельности архитектора и дизайнера. А именно на занятиях студенты учатся
создавать
документацию,
таблицы
с
диаграммами
и
графиками,
выполняют
разработки
в
рамках
каждой
содержательной
линии
с
помощью
средств
ИТ
(продукты,
имеющие
практическую
значимость
для
решения
задачи
профессионального
роста:
резюме,
презентационные
материалы, каталоги,
визитки, Web-сайты, различную документацию).
Традиционным
стало
проведение
обобщающего
занятия
по
пакету MS
Office
в
форме
деловой
игры,
на
котором
студенты специальности
07.02.01
Архитектура работают в командах и имитируют работу архитектурных фирм,
начиная от написания заявления о приеме на работу в MS Word, создания проекта
дома, его планировочного решения в MS Visio, расчета материалов в MS Excel и
заканчивая презентациями своих проектов, роль экспертов играют сами студенты.
Будущие специалисты должны иметь представление об информационных
ресурсах Internet по темам их будущей профессиональной деятельности; знать
наиболее популярные Web-сайты по вопросам архитектуры и дизайна; уметь
производить поиск в электронных каталогах и базах данных информационных
центров, занимающихся проблемами их профессиональной деятельности и многое
другое.
По завершению основных разделов практической части курса проводится
компьютерное тестирование, которое реализуется средствами программы MyTest.
Причем с помощью MyTestX можно организовать как локальное, так и сетевое
тестирование.
Для формирования общих компетенций на занятиях информатики нами
используются различные программные средства: MS PowerPoint,
MS Word,
MS
Excel, MS Outlook, MS Visio, MS Publisher.
Внеурочная
деятельность,
также
способствует
формированию
общих
компетенций.
Одним
из
способов
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
является
проведение
творческих
конкурсов
.
Ежегодно
в
нашем
колледже
проводятся
конкурсы
:
Турнир
знатоков
информатики
,
Лучший
пользователь
ПК
.
Наши
студенты
принимают
активное
участие в
областных
дистанционных
конкурсах
компьютерного
творчества. Конкурсы помогают выявить наиболее способных студентов, готовят
к
будущей
деятельности,
формируют
активную
жизненную
позицию.
Их
подготовка и проведение выполняет важнейшую функцию профессионального
развития и социализации.
Как показывает практика, использование информационных компьютерных
технологий при преподавании технических дисциплин значительно усиливает у
учащихся интерес к обучению, повышает качество усвоения учебного материала,
активизирует
мыслительную
и познавательную
деятельность,
актуализирует
зрительную и логическую память. Позволяет гарантированно получить нужное
количество
выпускников,
способных
к
решению
профессиональных
задач
с
использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и
нестандартных ситуациях.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ, ССЫЛКИ, ЛИТЕРАТУРА
1.
Информатика: лабораторный практикум. Грошев А.С. (Арх.ГТУ, 2012, 148с.)
2.
Информационные
технологии:
Учебное
пособие
/
Л.Г.
Гагарина,
Я.О.
Теплова, Е.Л. Румянцева и др.; Под ред. Л.Г. Гагариной - М.: ИД ФОРУМ:
НИЦ ИНФРА-М, 2015.
3.
Практикум по информатике. Под ред. Макаровой Н.В. (2012, 320с.)
4.
Санина
Н.А.
Формирование
компетенций
у
студентов
среднего
профессионального
образования
в
рамках
освоения
информатики.
[электронный ресурс]
5.
Теория
и
методика
обучения
информатике/Лапчик
М.П.,
Семакин
И.Г.,
Хеннер Е.К. и др.; Под ред. М. П. Лапчика - М.:Академия, 2008.
6.
Российское образование. Федеральный портал. [электронный ресурс]