Авторы: Фарберова Татьяна Романовна, Кокорина Светлана Васильевна
Должность: директор, заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль общественного и государственно-общественного управления в рамках внутиршкольной оценки качества образования в МБОУ "Лицей № 2" в условиях введения ФГОС общего образования"
Раздел: полное образование
Фарберова Татьяна Романовна, директор;
Кокорина Светлана Васильевна,
заместитель директора по учебной работе,
МБОУ «Лицей №2»,
г. Нижневартовск
Роль общественного и государственно-общественного управления в
рамках
внутиршкольной
оценки
качества
образования
в
МБОУ
«Лицей№2» в условиях введения ФГОС общего образования
Аннотация. Описывается
опыт
системы
внутришкольной
оценки
качества
образования,
в
основу
которой
положена
независимая
оценка
доступности
качественного
образования,
развития
общественного
и
государственно-общественного
контроля
в
условиях
развивающейся
информационной среды организации.
Ключевые слова: государственно-общественный контроль, независимая
оценка,
анкетирование
родителей,
обучающихся,
педагогов,
комиссии
общественного
контроля,
лицейские
задания,
рейтинг
успешности,
общественная оценка и признание.
«Подчеркну, независимая оценка нам нужна,
разумеется, не для галочки. Это реальная возможность
для людей влиять на процесс изменений
в работе тех учреждений, которые наиболее
важны в конкретной, ежедневной практической
жизни: это больницы, поликлиники, учреждения образования и культуры...»[1]
(В.В. Путин, совместное заседание Государственного совета
И Комиссии при Президенте по мониторингу
достижения целевых показателей
социально-экономического развития России, 04.05.2017г.)
Опыт
опережающего
введения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
в
условиях
региональной инновационной площадки, статус которой МБОУ «Лицей №2»
города
Нижневартовска
имел
в
период
с
2013
по
2016
год,
показал,
что
использование
методов
и
организационных
форм
проектирования,
использованных для разработки федеральных государственных образовательных
стандартов
общего
образования
в
полной
мере
отвечает
принципам
гуманистического
образования,
природе
демократического,
гражданского
общества.
В
ходе
диалога
субъектов
образовательной
деятельности
(обучающегося,
общества,
государства)
стандарты
общего
образования
приобретают
характер
общественного
договора
(конвенциональной
нормы),
становятся для всех уровней управления образованием единым ориентиром,
направляющим инновационное развитие на повышение качества образования.
Таким образом, стандарт отражает социальные ожидания по отношению к
образованию со стороны личности, семьи, общества и государства [4].
Качество
образования
-
комплексная
характеристика
образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы (глава 1, ст.2 п.29 Федерального закона
РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации) [3].
Основной формой оценки качества образования является контроль. Любой
контроль
включает
два
элемента:
получение
информации
о
фактическом
состоянии
объекта
(для
продукции
-
о
ее
качественных
и
количественных
характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными
требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной
информации.
С
учетом
мероприятий,
предусмотренных
Федеральной
программой
развития образования развития образования на 2016-2020 годы, инновационная
деятельность МБОУ «Лицей №2» ориентирована на выполнение
комплекса
мероприятия
по
развитию
независимой
системы
оценки
качества
[2]
с
привлечением государственно-общественного контроля в условиях оптимизации
отчетности и сокращения бумажного документооборота.
Сформировать
мобильную,
консолидированную,
открытую
для
всех
участников
образовательных
отношений
внутришкольную
систему
оценки
качества - важная цель, на достижение которой направлена инновационная
деятельность коллектива МБОУ «Лицей №2» в условиях введения федерального
государственного образовательного стандарта общего образования посредством
решения следующих задач:
спроектировать
решение
проблемных
зон
образовательной
деятельности
для
успешного
выполнения
требования
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования;
организовать профессионально-общественное сообщество для
консолидации
усилий
всех
участников
образовательных
отношений
в
целях успешной реализации требований федерального государственного
образовательного
стандарта
общего
образования
и
разделение
ответственности за качество образовательных результатов;
модернизировать
механизм
управления
кач е с т вом
образования на основе системы мониторинга.
Система оценки качества в МБОУ «Лицей№2» предполагает
внешний
и
внутренний
контроль,
а
также
новые,
инновационные,
технологии оценки качества.
Анализ
действующей
до
перехода
на
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования
внутришкольной
системы
оценки
качества
позволил
выявить
выявил
следующую
проблему:
доминирование технологий внутришкольного контроля, ориентированных на
методы авторитарной, консервативной, закрытой от общественности оценки
качества.
В
связи
с
чем,
очевидна
необходимость
совершенствования
и
реконструкции традиционно существующей внутришкольной системы оценки
качества.
В основу инновационной внутришкольного контроля МБОУ «Лицей №2»
положена многоуровневая оценка качества:
оценка обучающимися (степень удовлетворённости семьи);
оценка
работодателем
(уровень
признания
и
конкуренто-
способности на рынке труда);
оценка
государством
(государственная
аттестация
и
аккредитация, лицензионный контроль);
самооценка лицея (внутренний мониторинг качества).
Основными
принципами
инновационной
внутиришкольной
системы
оценки
качества
являются:
открытость
и
прозрачность;
объективность
и
релевантность;
аргуметированность
и
упорядоченность;
ранжированность
и
валидность.
Главная
идея,
которая
положена
в
основу
системы
инновационной
внутиришкольной системы оценки качества в лицее, базируется на развитии
независимой оценки доступности качественного образования на трех уровнях:
«обучающиеся»,
«родители»,
«педагоги»
с
обязательным
участием
членов
Управляющего совета, Совета родителей.
Все мероприятия по проведению независимой оценки качества на уровне
организации согласуются с Управляющим Советом.
Члены Управляющего Совета, Совета родителей также входят в состав
комиссии по оценке эффективности деятельности педагогов и качества труда
работников лицея.
Важной формой проведения независимой оценки являются анкетирование
и
различного
вида
опросы,
организуемые
на
родительских,
ученических
собраниях, а также посредством раздела «Актуальный опрос», размещенного на
главной странице сайта МБОУ «Лицей №2».
Так в рамках проведенного в текущем году анкетирования родителей
удовлетворенность качеством образовательной деятельности в лицее высказали
85%
респондентов.
Оценка
востребованности
инженерно-технического
профиля,
реализуемого
в
лицее,
по
5-балльной
шкале
в
среднем
оценена
родителями на 4,05, что также свидетельствует о достаточно высоком уровне
удовлетворенности.
Анализ
результатов
анкетирования
обучающихся
показывает,
что
используя
5-балльную
шкалу,
лицеисты
достаточно
высоко
оценивают
режимные, здоровьесберегающие аспекты урока. Они считают, что учителя на
оптимальном
уровне
используют
ИКТ-
возможности
учебных
кабинетов,
организуют урок с применением разнообразных форм и методов. Однако ребята
обращают
внимание
и
высказывают
пожелание
об
увеличении
количества
уроков, которые проводятся педагогами в нестандартной форме.
Для
осуществления
экспертизы
и
независимой
оценки
доступности
качественного образования в лицее по инициативе Управляющего Совета при
Совете
родителей
созданы
и
осуществляют
деятельность
5
комиссий
по
основным
направлениям
деятельности:
организация
питания,
пропускной
режим; санитарно-гигиенические условия в лицее, материально-техническая
оснащенность кабинетов, соблюдение требований к внешнему виду лицеистов.
Для
оперативного
получения
обратной
связи
на
сайте
лицея
создана
вкладка «Задай вопрос руководителю», посредством которой можно написать
письмо
и
получить
квалифицированный
ответ
в
уст ановленные
законодательском сроки.
Также
на
сайте
лицея
в
разделе
«Форум»
можно
обсудить
важные
вопросы образования, вступив в диалог с педагогами, обучающимися лицея по
следующим направлениям:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Образовательный процесс;
Организация питания в школьный столовой;
Государственная итоговая аттестация;
Сделаем наш сайт лучше и др.
Второй год в лицее проводится анкетирование учителей с целью оценки
сложившейся в организации системы управления. В результате проведенной
независимой
оценки
педагогами
отмечается
достаточно
высокий
уровень
менеджмента административной команды, равный 4,14 по 5-балльной шкале
оценивания, в условиях общей комфортности управления, оцененной на 4,58
Вместе с тем в результате данного опроса выявлены проблемные зоны в
управлении,
связанные
с
развитием
и
повышением
мобильности
информационных каналов, получением обратной связи и документооборота.
Развитие внутришкольного контроля предполагает ежегодное проведение
следующих оценочных процедур:
разработка долгосрочных на уровне организации итоговых
(лицейских)
заданий
для
классных
коллективов
и
учителей
–
предметников;
согласованность
критериев
мониторинга
кач е с т ва
образования
с
критериями,
определяющими
порядок
распределения
выплат стимулирующего характера в условиях эффективного контракта
характера;
формирование
рейтинга
эффективности
деятельности
педагогических работников по итогам учебного года;
Большую
роль
в
инновационной
внутришкольной
системе
контроля
качества образования имеет «общественная оценка и признание», которая в
МБОУ
«Лицей
№2»
представлена
следующими
ежегодно
проводимыми
мероприятиями:
использование
накопительного
рейтинга
достижений
обучающегося,
портфолио,
для
выявления
и
предст авления
общественности
группы
лидеров,
динамики
изменений
позиций
лидерства с периодичностью 1 раз в год (конкурс «Лучший ученик»);
формирование
рейтинга
успешности
с
использованием
технических
и
информационных
возможностей
электронного
журнала
«Аверс»
(конкурс
«Успешный
ученик»),
в
рамках
которого
все
обучающиеся 2-11 классов лицея выстраиваются в общий рейтинг по
среднему оценочному баллу, список 100 лучших публикуется на сайте
организации,
а
лидерам
рейтинга
присваивается
звание
«успешный
ученик» на период одного полугодия;
использование общественного голосования для выявления и
представления общественности лидеров среди учителей лицея ежегодная
церемония
«Педагогический
триумф»
с
определением
лидеров
в
следующих номинациях: «Сердце отдаю детям», «Учительница первая
моя»,
«Педагогическая
эрудиция»,
«Лицейский
дебют»,
«Чуткость
и
тактичность» др.
В
основе
мероприятий
«общественная
оценка
и
признание»
лежит
комиссионная
работа
по
заранее
разработанным
и
согласованным
с
Управляющим советом критериям.
Средствами,
обеспечивающими
открытость
и
доступность
результатов
оценочных
процедур
в
МБОУ
«Лицей
№2»,
являются:
официальный
сайт
организации, орган печати «Лицейский вестник».
Единая внутрилицейская система кабельного телевидения, объединяющая
тепепанно
на
всех
4
этажах
здания
лицея,
является
важным
аспектом
информационного поля, созданного в лицее: в течение учебного дня участники
образовательных отношений имеют доступ к новостной информации, видео и
фотоматериалам, готовящимся обучающимися в рамках занятий в видеостудии
«Лицей2Медиа».
Электронные информационные киоски, размещенные в фойе первого и
второго этажей обеспечивают доступ к информационным каналам, интернет-
приемным не только лицея, но и департамента образования, администрации
города,
надзорных
органов,
а
также
виртуальному
музею,
форуму,
размещенным на сайте лицея.
Таким образом, инновационное развитие внутишкольной системы оценки
качества образования в лицее позволяет:
1)
сделать
внутришкольную
систему
оценки
качества
образования
прозрачной
и
открытой
для
всех
участников
образовательных
отношений;
2)
планировать,
прогнозировать
желаемые
результаты
при
независимой
оценке, экспертизе качества образования;
3)
достигать
ориентиров,
дающих
возможность
организации
занять
достойное место в муниципальной системе образования;
4)
обеспечить динамичное, поступательное развитие лицея;
5)
обеспечить оперативное влияние Управляющего совета, общественным
институтам на образовательные процессы, способствующие развитию
качества образования;
6)
удовлетворить потребности в качественном образовании всех участников
образовательных отношений.
Управление
инновационным
развитием
внутишкольной
системы
оценки
качества
образования
в
лицее
осуществляется
посредством
разработанных
единичных
проектов,
таких,
как
«Обсуждаем,
разрабатываем,
утверждаем»,
«Независимая оценка и общественная экспертиза» и др.
МБОУ «Лицей №2» активно участвует в процедуре независимой оценки
доступности качественного образования на муниципальном, региональном и
федеральном уровнях и имеет положительные результаты. Так, в течение двух
последних лет МБОУ «Лицей №2» занимает первое место в муниципальном
рейтинге
эффективности
образовательных
организаций,
подведомственных
департаменту
образования
города.
В
региональном
рейтинге
сайт
МБОУ
«Лицей №2» в 2016 году занял 3 позицию и вошел в ТОП - десятку сайтов
образовательных организаций по критерию «Самый посещаемый сайт». На
федеральном уровне официальный сайт МБОУ «Лицей №2» отмечен как «Сайт
высокого уровня» (2014 г.) и «Отличный сайт» (2015г.).
Таким
образом,
сложившаяся
на
уровне
МБОУ
«Лицей
№2»
система
внутиршкольной
оценки
качества
образования,
неразрывно
связана
с
государственно
-
общественным
и
общественным
контролем
в
рамках
деятельности Управляющего Совета и Совета родителей.
Список литературы
1.
Материалы совместное заседание Государственного совета и Комиссии при
Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-
экономического развития России, 04.05.2017г.
2.
Федеральная целевая программе развития образования на 2016 - 2020 годы",
утв.
постановлением
Правительства
РФ
от
23.05.2015
N
497
(ред.
от
09.09.2017)
3.
Федеральный закон №273-фз от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
федерации»
(с
изменениями,
внесенными
Федеральным
законом
от
06.04.2015 № 68-ФЗ).-Новосибирск: Норматика, 2016
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
(в
редакции
приказов
МО
России
от
17.12.2010г.
№1897,
от29.12.2014г. №1644)