Напоминание

"Значение устного народного творчества: на нравственное воспитание детей третьего года жизни".


Автор: Екуенко Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: Новосибирского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Значение устного народного творчества: на нравственное воспитание детей третьего года жизни".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Чебурашка»,

Новосибирского района Новосибирской области

р.п. Краснообск

Сообщение

на тему:

«Значение устного народного творчества: на нравственное

воспитание детей третьего года жизни».

Воспитатель 2-млад. группы

«Подсолнушки», д/с. «Чебурашка».

Екуенко Елены Алексеевны.

п. Краснообск – 2015 г.

«Воспитание

у

детей

нравственных

чувств

сложный

процесс.

Он

предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений,

обобщенных и дифференци- рованных / что значит быть хорошим, добрым,

справед- ливым, чутким и т. п./

Народная педагогика ещё в глубокой древности выработала прием

воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, вводимый

в этом возрасте, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизни-

радостного

человека,

с

точки

зрения

взрослого

человека,

поэтических

произведениях – в потешках, прибаутках, песенках. Впервые качественные

записи потешек

дал И.П. Сахаров. «Сорока, как игра детская увеселяет

только

детей

и

матерей

и

свято

соблюдается

в

семейной

жизни.

Е.А.

Покровский писал, что потешки – это школа игры, а «беспрестанная забота о

развитии детей – есть вопрос жизни государства».

Наука должна раскрыть сокровенные тайны детства родителям и помочь

детям полнее развить лучшие душевные качества: «Когда широко открытые

глазенки смотрят на Вселенную,- писал А.В.Луначарский,- и от любопытства

открывается вслед за ними и ротишко, строгая Наука сажает ребят к себе на

к о л е н и

и

р а с с к а з ы в а е т

и м

с в о и

в е л и к и е

с к а з к и » .

Ценность

детского

фольклора

заключается

в

том,

что

с

его

помощью

взрослый легко устанавливает с ребенком вначале эмоциональный контакт, а

затем и эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом

любви и добра.

Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает удовольствие не только

у

малыша,

но

и

у

взрослого,

использующего

образный

язык

народного

поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в

здоровый

рост

ребенка,

его

силу,

смешливый

ум,

красоту,

например:

«Коленька хороший, Коленька пригожий», «Это конь – богатырь для Алеши –

удальца», «Маша черноброва», «Расти, косонька, до пят, все волосыньки в

ряд». И т.д.

Знакомство с художественными произведениями начинается с малых

фольклорных форм народного поэтического творчества: пестушек, потешек,

прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песен.

По содержанию маленькие произведения народного поэтического

творчества

образны

и

многоплановы.

В

них

оживают

явления

природы,

например» «Солнышко – ведрышко обогрело телят, ягнят, ещё маленьких

ребят»,

олицетворяются

животные

/кисонька

мурысонька,

курочка

рябушечка,

сорока

белобока,

козонька

рогатая/

и

многие

другие

персонажи. Описание их не только поэтично, но и образно, что раскрывается

в действиях: курочка – рябушечка идет на речку за водичкой – цыпляток

поить; сорока – белобока кашу варила – деток кормила; котик покупает

пирожок;

белка

продает

орешки

и

т.д./

Они

трудолюбивы,

ласковы,

заботливы: собачка не лает, «чтобы нашу детку не испугать», а «котик –

серый лобик» качает люлечку и т.д.

Через олицетворение этих персонажей, их поступков, высказываний

подчеркивается любовь к ребенку, заботу о нем.

Потешки эмоционально насыщенны, содержат обращения или просьбы, в

них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление.

Вопросительные интонации хорошо передаются в потешке «Ладушки –

ладушки». Поочередная смена интонаций активизирует слушателя. Строгие

интонации слышатся в потешке о сороке – белобоке, которая отчитывает

нерадивого

сына.

После

прочтения

произведения,

в

котором

слышатся

строгие,

повелительные,

недовольные

интонации

голоса,

необходимо

прочитать

веселые

потешки,

песенки,

в

которых

звучат

радостные,

восклицательные интонации: «Чики, чики, кички…»

Народные произведения, содержащие звукоподражание музыкальным

инструментам. Например дудочке/ Ой, ду-ду, ду-ду/; свирели/Ай, люли- люли

–люли/; колокольчику /Тили-бом! Тили-бом!/, хорошо передают не только

восклицательные интонации, но и настроение читающего.

Детей следует учить воспрятию фольклорных текстов, формировать у них

умение

слушать

и

слышать.

Тогда

посте-

пенно

по

законам

красоты

«открывается» перед ними притягательная сила народного слова – «чутьё

языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному,

национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному

дому, к родному краю, Родине.

Детей нашей группы мы уже познакомили с такими потешками: «Нам

водичка

добрый

друг»,

«Солнышко-

ведрышко»,

«Водичка

водичка»,

«Сорока – ворона», «Кисонька – мурысонька», «Курачка – рябушечка», «Как

у нашего кота».

Для того чтобы вызвать желание читать мы проводим предварительную

работу: подготавливаем игровой момент /игры, приход героя/, рассматриваем

иллюстрации. После прочтения потешек мы ведем беседу, обыгрываем их и

в течении дня повторяем несколько раз в разные режимные моменты.

Для родителей, мы выставляем произведения, беседуем, предлагаем дома

повторить, то, что запомнили дети. Ведь тесная работа с родителями может

помочь детям надолго запомнить устное народное творчество.



В раздел образования