Автор: Екуенко Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: Новосибирского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Значение устного народного творчества: на нравственное воспитание детей третьего года жизни".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Чебурашка»,
Новосибирского района Новосибирской области
р.п. Краснообск
Сообщение
на тему:
«Значение устного народного творчества: на нравственное
воспитание детей третьего года жизни».
Воспитатель 2-млад. группы
«Подсолнушки», д/с. «Чебурашка».
Екуенко Елены Алексеевны.
п. Краснообск – 2015 г.
«Воспитание
у
детей
нравственных
чувств
–
сложный
процесс.
Он
предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений,
обобщенных и дифференци- рованных / что значит быть хорошим, добрым,
справед- ливым, чутким и т. п./
Народная педагогика ещё в глубокой древности выработала прием
воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, вводимый
в этом возрасте, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизни-
радостного
человека,
с
точки
зрения
взрослого
человека,
поэтических
произведениях – в потешках, прибаутках, песенках. Впервые качественные
записи потешек
дал И.П. Сахаров. «Сорока, как игра детская увеселяет
только
детей
и
матерей
и
свято
соблюдается
в
семейной
жизни.
Е.А.
Покровский писал, что потешки – это школа игры, а «беспрестанная забота о
развитии детей – есть вопрос жизни государства».
Наука должна раскрыть сокровенные тайны детства родителям и помочь
детям полнее развить лучшие душевные качества: «Когда широко открытые
глазенки смотрят на Вселенную,- писал А.В.Луначарский,- и от любопытства
открывается вслед за ними и ротишко, строгая Наука сажает ребят к себе на
к о л е н и
и
р а с с к а з ы в а е т
и м
с в о и
в е л и к и е
с к а з к и » .
Ценность
детского
фольклора
заключается
в
том,
что
с
его
помощью
взрослый легко устанавливает с ребенком вначале эмоциональный контакт, а
затем и эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом
любви и добра.
Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает удовольствие не только
у
малыша,
но
и
у
взрослого,
использующего
образный
язык
народного
поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в
здоровый
рост
ребенка,
его
силу,
смешливый
ум,
красоту,
например:
«Коленька хороший, Коленька пригожий», «Это конь – богатырь для Алеши –
удальца», «Маша черноброва», «Расти, косонька, до пят, все волосыньки в
ряд». И т.д.
Знакомство с художественными произведениями начинается с малых
фольклорных форм народного поэтического творчества: пестушек, потешек,
прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песен.
По содержанию маленькие произведения народного поэтического
творчества
образны
и
многоплановы.
В
них
оживают
явления
природы,
например» «Солнышко – ведрышко обогрело телят, ягнят, ещё маленьких
ребят»,
олицетворяются
животные
/кисонька
–
мурысонька,
курочка
–
рябушечка,
сорока
–
белобока,
козонька
–
рогатая/
и
многие
другие
персонажи. Описание их не только поэтично, но и образно, что раскрывается
в действиях: курочка – рябушечка идет на речку за водичкой – цыпляток
поить; сорока – белобока кашу варила – деток кормила; котик покупает
пирожок;
белка
продает
орешки
и
т.д./
Они
трудолюбивы,
ласковы,
заботливы: собачка не лает, «чтобы нашу детку не испугать», а «котик –
серый лобик» качает люлечку и т.д.
Через олицетворение этих персонажей, их поступков, высказываний
подчеркивается любовь к ребенку, заботу о нем.
Потешки эмоционально насыщенны, содержат обращения или просьбы, в
них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление.
Вопросительные интонации хорошо передаются в потешке «Ладушки –
ладушки». Поочередная смена интонаций активизирует слушателя. Строгие
интонации слышатся в потешке о сороке – белобоке, которая отчитывает
нерадивого
сына.
После
прочтения
произведения,
в
котором
слышатся
строгие,
повелительные,
недовольные
интонации
голоса,
необходимо
прочитать
веселые
потешки,
песенки,
в
которых
звучат
радостные,
восклицательные интонации: «Чики, чики, кички…»
Народные произведения, содержащие звукоподражание музыкальным
инструментам. Например дудочке/ Ой, ду-ду, ду-ду/; свирели/Ай, люли- люли
–люли/; колокольчику /Тили-бом! Тили-бом!/, хорошо передают не только
восклицательные интонации, но и настроение читающего.
Детей следует учить воспрятию фольклорных текстов, формировать у них
умение
слушать
и
слышать.
Тогда
посте-
пенно
по
законам
красоты
«открывается» перед ними притягательная сила народного слова – «чутьё
языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному,
национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному
дому, к родному краю, Родине.
Детей нашей группы мы уже познакомили с такими потешками: «Нам
водичка
добрый
друг»,
«Солнышко-
ведрышко»,
«Водичка
–
водичка»,
«Сорока – ворона», «Кисонька – мурысонька», «Курачка – рябушечка», «Как
у нашего кота».
Для того чтобы вызвать желание читать мы проводим предварительную
работу: подготавливаем игровой момент /игры, приход героя/, рассматриваем
иллюстрации. После прочтения потешек мы ведем беседу, обыгрываем их и
в течении дня повторяем несколько раз в разные режимные моменты.
Для родителей, мы выставляем произведения, беседуем, предлагаем дома
повторить, то, что запомнили дети. Ведь тесная работа с родителями может
помочь детям надолго запомнить устное народное творчество.