Автор: Симонов Александр Борисович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики"
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Защита информации"
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № 2018г
____________________________
Председатель: _______________
УТ В Е Р Ж Д А Ю:
Зам. директора по УВР работе
____________________________
Методическая разработка учебного занятия
Тема: "Защита информации"
Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
Златоуст 2018
Данная
методическая
разработка
содержит
материалы
проведения
открытого занятия «Защита информации».
Методическая
разработка
предназначена
для
практического
применения
преподавателями дисциплины «Информатика и ИКТ» специальности 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Введение
В
современном
информационном
обществе
вопросы
защиты
информации являются одними из самых актуальных. Поэтому тема «Защита
информации» в курсе «Информатика и ИКТ» занимает особое место. Тема
эта достаточно глубокая и объемная, от преподавателя требуется, с одной
стороны,
кратко и ясно изложить теоретический материал и, с другой
стороны,- обеспечить студентам практическое усвоение основных приемов
защиты информации.
Данное занятие- усвоения нового материала. Тема рассчитана на 2 часа. В
первой части студентам на конкретных примерах объясняется актуальность
темы, чтобы они увидели все опасности утраты информации и важность ее
защиты. Затем излагается теоретический материал о видах угроз и методах
защиты от них. Для наглядности используется электронная презентация, на
основании которой студенты могут составить краткий опорный конспект
темы. Первая часть заканчивается опросом по основным положениям темы и
выводом.
Вторая часть- знакомство с Брандмауэром Windows и лабораторная работа, в
процессе которой студенты отрабатывают навыки защиты информации: от
в и р у с н ы х
а т а к
с
п о м о щ ь ю
а н т и в и р у с н о й
п р о г р а м м ы ;
о т
несанкционированного доступа – с помощью установок паролей.
В
конце
занятия
проводится
беседа
в
форме
«вопрос-ответ»
для
фиксирования основных моментов темы и делается общий вывод.
Для
проведения
данного
занятия
используются
следующие
средства
обучения-
ПК,
видеопроектор,
презентации.
Данное
учебное
занятие
помогает
формировать
навыки
работы
в
парах,
развивать
творческое
и
логическое
мышление,
самостоятельно
систематизировать
информацию,
формировать навыки этической и правовой культуры, воспитывать чувство
ответственности
к
соблюдению
правовых
норм
информационной
деятельности.
План учебного занятия
Тема занятия: «Защита информации»
Дата: ___________
Курс: 1. Группа_________
ФИО преподавателя: Симонов Александр Борисович
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Тип занятия: Изучение нового учебного материала
Вид занятия: теоретическая и практическая самостоятельная работа
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающая:
Обеспечить усвоение основных угроз компьютерной информации и средств
защиты от них
Задача: усвоить основные средства и методы защиты информации.
Развивающая:
Способствовать развитию умения учащихся высказываться на заданную тему,
сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Задача: Продолжить развитие навыков работы за ПК.
Воспитательная:
Активизировать
у
учащихся
формирование
познавательной
потребности,
интереса к предмету.
Задача: Продолжить воспитание у учащихся доброжелательного отношения
друг к другу при совместной работе.
В результате изучения темы студент должен:
Уметь защитить информацию на компьютере, используя
соответствующие программные средства.
Знать основные виды угроз информации и методы защиты от них.
Формируемые общие компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно
-
коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод),
индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и
других
социальных
выплат,
используя
информационно-компьютерные
технологии.
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки
правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую
оценку,
используя
периодические
и
специальные
издания,
справочную
литературу, информационные справочно-правовые системы.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: компьютеры; комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
презентация; раздаточный материал
Междисциплинарная связь: правоведение
Структура учебного занятия:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний: беседа
3.
Постановка задачи.
4.
Объяснение нового материала: словесный рассказ преподавателя с
использованием презентации
5.
Первичное закрепление знаний: вопросы.
6.
Знакомство с Брандмауэром Windows
7.
Лабораторная работа.
1.
Работа с антивирусом avast
2.
Установка паролей
8.
Оценивание работы студентов.
9.
Домашнее задание.
10.Рефлексия
11. Общий вывод
Преподаватель: Симонов А.Б.
Структура учебного занятия
Элементы
занятия
Действия преподавателя
Действия студентов
Обеспеченность
занятия
Вре
мя,
мин
Организацио
нный момент
Приветствие. Проверка явки
обучающихся,
со стояние
внешнего вида.
Занимают свои места,
с о о б щ а ю т
о б
отсутствующих
Доска
5
Актуализация
знаний
Н а з в а н и е
т е м ы .
Формирование
интереса
к
теме,
важности
усвоения
предлагаемых знаний
Слушают, записывают
в
т е т р а д ь ,
настраиваются
н а
тему,
отвечают
на
вопросы.
доска
5
Постановка
задачи
Формулирование задачи
Слушают, записывают
в тетрадь
Экран
Презентация
5
Объяснение
нового
материала
Показ на экране основных
угроз компьютерной
информации и методов
защиты
Слушают, записывают
в тетрадь основные
пункты
Экран
Презентация
25
Первичное
закрепление
знаний
Заключение по
теоретической части.
Вопросы по теме
Слушают, записывают
в тетрадь, отвечают
на вопросы
Экран
Презентация
5
Знакомство с
работой
Брандмауэра
Показ на экране режимов
работы Брандмауэра
Слушают, записывают
в тетрадь, отвечают
на вопросы
Экран
Приложение 1
5
Практическа
я работа
Распределение на группы.
Название лабораторной
работы, объяснение хода
выполнения, раздача листов
Включают ПК.
Получают рабочие
листы, слушают,
выполняют работу
Экран,
раздаточный
материал, ПК.
Приложение 2,
Приложение 3
25
Оценивание
работы
группы
Анализ
выполненных
работ
Разбор ошибок и замечаний.
Выставление оценок.
Слушают
и
задают
вопросы.
Оценочный лист
(Приложение 4)
5
Домашнее
задание
Задание для домашней
работы на ПК
Записывают в тетрадь
Экран.
Презентация
5
рефлексия
Обсуждение трудных
вопросов
Слушают, задают
вопросы
Экран.
Презентация
5
Общий вывод
Вывод по теме
Слушают
5
всего
90
Ход учебного занятия (1 часть, 45 мин.)
I.
Организационный этап. Актуализация знаний. Постановка задачи
Здравствуйте! Сегодня наше занятие будет посвящено такой важной теме, как
защита информации на компьютере. Информация в современном обществе
обладает не меньшей ценностью, чем материальные предметы.
Как
вы
думаете,
какая
ценная
информация
может
храниться
на
компьютере, например, на домашнем:
Ответ
студентов
(предположительно):
личные
данные
(фотографии,
переписка),
А на профессиональном ПК?
Ответ
студентов
(предположительно):
профессиональные
разработки
(программы, чертежи, документация).
Кроме этого на компьютере могут храниться и
финансовые документы, и
пароли доступа к банковским счетам и многое другое.
И, конечно, нежелательно, чтобы эта ценная информация была украдена,
использована в корыстных целях кем-то другим, испорчена или уничтожена.
Ущерб может исчисляться не только крупными денежными суммами, но и
потраченным временем и силами.
Чтобы
не
допустить
таких
негативных
явлений,
разработаны
методы
и
средства
защиты
компьютерной
информации.
Более
того,
существует
законодательные акты по защите информации на уровне государственных
законов.
Наша задача: изучить основные виды угроз для компьютерной информации
и отработать основные приемы защиты от этих угроз.
II.
Объяснение нового материала. Первичное закрепление знаний
Давайте посмотрим на экране от каких угроз и с помощью каких средств
можно защитить информацию на компьютере (Презентация)
1.
Защита информации от вирусов
Вирусы- программы, наносящие вред компьютерной информации
способны к «размножению»
не обнаруживаются ОС
проникают через носители (CD, flash) или по сети
Антивирусы-
программы
по
обнаружению
и
уничтожению
вирусов,
а
также лечения зараженных файлов
Платные: антивирус Касперского, DrWeb, NOD32
Бесплатные: avast, 360 total security
Основные правила:
Полное сканирование 1 раз в неделю
Проверка всех копируемых на ПК файлов
Обновление антивирусных баз
2.
Использование паролей
Пароль для учетной записи
Пароль на важные файлы, папки, архивы
Пароли для аккаунтов в Интернете:
o
Разные пароли для разных учетных записей
o
Верификация паролей через № телефона
o
Длинные пароли (используя генератор паролей)
Также можно переименовывать важные папки и документы, делать
их скрытыми или упрятывать подальше
3.
Шифрование информации на компьютере
Используя возможности ОС
Используя специальные программы (например TrueCrypt)
o
Взлом практически невозможен
o
Формируется контейнер с зашифрованной информацией, который
можно копировать или пересылать по сети
o
Пароль (ключ) лучше формировать через генератор паролей
4.
Резервное копирование
Делается на случай утраты информации по каким-либо причинам
Простые способы: дублировать на CD, flash-карту или виртуальный
жесткий диск сервера или в Интернете
Используя специальные программы (например Acronis)
Если все же информация удалена, используйте программы
восстановления данных (например Recuva)
5.
Защита информации при работе в сети
Брандмауэр (firewall) - межсетевой экран
o
отслеживает передачу данных между сетями,
o
осуществляет контроль текущих соединений,
o
выявляет подозрительные действия и тем самым предотвращает
несанкционированный доступ из Интернета в локальную сеть.
Брандмауэр
может
быть
установлен
и на
отдельный
персональный
компьютер с целью защиты
от несанкционированного доступа со
стороны других компьютеров локальной сети или сети Интернет.
Вопросы:
Понимаете ли вы важность вопроса по защите информации и
почему?
Какие методы защиты информации вам стали известны, перечислите
их?
Заключение по теоретической части: Для надежной защиты информации
необходимо использовать различные средства защиты в комплексе.
Ход учебного занятия (2 часть, 45 мин.)
III.
Знакомство с Брандмауэром Windows (Приложение 2)
На
студенческих
ПК
нет
прав
управления
брандмауэром,
но
мы
можем
запустить его и посмотреть (на экране) основные режимы работы.
Войдите Пуск- Панель управления- Система и безопасность- Брандмауэр
Windows.
Прочитайте информацию о состоянии Брандмауэра. Обратите внимание на
пункт
«Разрешить
запуск
программе
или
компоненту
через
Брандмауэр
Windows.
Обратите внимание на вкладку «Включение и отключение Брандмауэра».
здесь
показано,
включена
ли
защита
для
домашней
(рабочей)
или
общественной сети.
Обратите
внимание
на
вкладку
«Дополнительные
параметры».
Здесь
открывается
окно
«Брандмауэр Windows
в
режиме
повышенной
безопасности». Прочитайте информацию в окне «Обзор»
Обратите
внимание
на
пункт
верхнего
меню
«Действие».
Здесь
можно
«Восстановить политику по умолчанию»
Внимание: для защиты сети Брандмауэр должен быть включен!
IV.Лабораторная работа
1.
Работа с антивирусом avast (Приложение 2)
Запустите программу (см. ярлык на рабочем столе)
Перейти на вкладку «Сканировать компьютер»
Обратите внимание на предложенные варианты сканирования:
экспресс сканирование - сканирование системных файлов
полное сканирование – помимо системных файлов, антивирус
Аваст проверит абсолютно все файлы, на всех дисках
сканирование съемных носителей – сканирование flash
накопителей и CD/DVD дисков
выберите папку для сканирование – сканирование заданного
каталога
Выберете для сканирования папку, например, «Мои документы»
Просмотрите результаты сканирования. Покажите преподавателю
2.
Установка паролей (Приложение 3)
Запустите программу 7Zip (Пуск- Все программы- 7Zip- 7Zip File
Manager)
Найдите на сетевом диске «Студенты» или на диске D: свою папку
(например D:\1Б). Поставьте курсор на папку.
Выберете «Добавить к архиву»
В открывшемся окне:
o
в пункте «Уровень сжатия» поставьте «без сжатия»
o
в пункте «Шифрование» введите пароль 12345
o
в пункте «подтвердите пароль» повторите его
o
нажмите ОК
Будет создан архив без сжатия для вашей папки (например, 1Б.7z).
Войдите в эту папку, попробуйте открыть один из файлов,
убедитесь, что при этом необходимо задать пароль (12345).
Покажите преподавателю.
Закройте файл, удалите архивную папку (например, 1Б.7z)
IV.
Оценивание работы группы и студентов. Домашнее задание.
Общий вывод.
Домашнее задание:
1.
На
основе
конспекта
лекции
изучить
основные
методы
защиты
информации, также прочитать в учебнике Михеевой Е.В. , 146-158с
2.
С помощью установленного на домашнем ПК архиватора создать архив
паки (любой непустой) и установить пароль доступа к файлам. Архив
скопировать на flash-карту.
Рефлексия
С какими трудностями вы столкнулись:
при усвоении теоретического материала,
при выполнении практической работы?
Общий
вывод:
Сегодня
мы
с
вами
рассмотрели
основные
угрозы
компьютерной
информации
и
отработали
некоторые
методы
защиты.
Надеюсь,
что
эти
знания
пригодятся
вам
как
для
личной,
так
и
профессиональной
компьютерной
деятельности.
На
втором
курсе
мы
вернемся к этой теме и изучим правовые аспекты защиты информации.
Используемая литература
1.
Колмыкова Е.А., «Информатика»: учебное пособие для студентов среднего
профессионального образования /Е.А. Колмыкова, И.А.
Кумскова.-М.:
Издательский центр «Академия», 2010
2.
Михеева, Е.В. «Информатика» учебник для студ.учрежденийсред.проф.
образования/Е.В.Михеева,
.И.Титова.
М.:
Издательский
центр«Академия»,
2011г.
3.
Сергеева,
А.А.,
«Информатика»
для
студентов
с р ед н е го
профессионального
образования,
/А.А.
Сергеева,
А.А.Мазулевская,
Н.В.
Тарасова – Москва ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М – 2010г.
4.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред.проф.
обр.- М.: Издательский центр «Академия», 2012
Приложение 1
Знакомство с брандмауэром Windows
1.
Войдите Пуск- Панель управления- Система и
безопасность- Брандмауэр Windows.
Прочитайте информацию о состоянии Брандмауэра. Обратите внимание на
пункт
«Разрешить
запуск
программе
или
компоненту
через
Брандмауэр
Windows.
Обратите внимание на вкладку «Включение и отключение Брандмауэра»,
здесь
показано,
включена
ли
защита
для
домашней
(рабочей)
или
общественной сети.
Обратите
внимание
на
вкладку
«Дополнительные
параметры».
Здесь
открывается
окно
«Брандмауэр Windows
в
режиме
повышенной
безопасности». Прочитайте информацию в окне «Обзор»
Обратите
внимание
на
пункт
верхнего
меню
«Действие».
Здесь
можно
«Восстановить политику по умолчанию»
Приложение 2.
Работа с антивирусом Avast.
1.
Запустите программу (см. ярлык на рабочем столе)
2.
Перейти на вкладку «Сканировать компьютер»
3.
Обратите внимание на предложенные варианты сканирования:
экспресс сканирование - сканирование системных файлов
полное сканирование – помимо системных файлов, антивирус Аваст
проверит абсолютно все файлы, на всех дисках
сканирование съемных носителей – сканирование flash накопителей и
CD/DVD дисков
выберите папку для сканирование – сканирование заданного каталога
2.
Выберете для сканирования папку «Мои документы»
3.
Выполните сканирование
4.
Просмотрите результаты сканирования
Приложение 3
Установка паролей
1.
Запустите программу 7Zip (Пуск- Все программы- 7Zip- 7Zip File
Manager)
2.
Найдите на сетевом диске «Студенты» или на диске D: свою папку
(например D:\1). Поставьте курсор на папку.
3.
Выберете «Добавить к архиву»
4.
В открывшемся окне:
в пункте «Уровень сжатия» поставьте «без сжатия»
в пункте «Шифрование» введите пароль 12345
в пункте «подтвердите пароль» повторите его
нажмите ОК
5.
Будет
создан
архив
без
сжатия
для
вашей
папки
(например,
1Б.7z).
Войдите в эту папку, попробуйте открыть один из файлов, убедитесь, что
при этом необходимо задать пароль (12345). Покажите преподавателю.
6.
Закройте файл, удалите архивную папку (например, 1Б.7z)
Оценочный лист практической работы студентов
Приложение 4
Группа: ______
Тема: «Защита информации»
№
П
К
Фамилия студента
ЛР-1
ЛР-2
ЛР-3
Итог
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Лабораторная работа
Критерии оценки
ЛР-1- Работа с
антивирусом avast
«5»- пака проверена, результаты показаны
«4»- папка проверена, результаты не показаны
«3»- проверена, но не та папка
«2»- проверка не выполнена
ЛР-2- Работа с
Брандмауэром Windows
«5»- Брандмауэр включен для частного и общего
профиля, разрешение для MediaPlayer включено
«4»- не выполнен один из пунктов задания
«3»- не выполнено 2 пункта задания
«2»- не выполнено 3 и более пунктов
ЛР-3- Установка паролей
«5»- выполнен вход в папку через пароль
«4»- не указан параметр «без сжатия»
«3»- вход в папку не выполнен
«2»- не может создать архив