Автор: Селин Генадий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Г.Ногинск Московской области
Наименование материала: ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Разработка типовых уроков физической культуры по легкой атлетике в соответствии с требованиями ФГОС и примерных программ НОО
Раздел: среднее образование
Дополнительная профессиональная образовательная программа
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
Разработка типовых уроков физической культуры по легкой атлетике в соответствии с требо-
ваниями ФГОС и примерных программ НОО
Селин Генадий Николаевич
Место работы, должность: МБОУ СОШ №4 г. Ногинск,
учитель по физической культуре
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта: В жизни детей двигательная деятельность является фактором активной
биологической стимуляции совершенствования механизмов адаптации гармоничного физического
развития и состояния здоровья. Растущий организм испытывает потребность в движениях. Удовле-
творение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности (Сухарев А.Г.
Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М: Медицина, 2001. -С.270-272.
В Федеральном законе о « физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено,
что организация физического воспитания и образования в общеобразовательных учреждениях вклю-
чает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных общеоб-
разовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандарта-
ми.
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании
с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебно-
го дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упраж-
нения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физи-
ческой культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовы-
ми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спор-
тивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физи-
ческой культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических заня-
тиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной дея-
тельности, разностороннюю физическую подготовленность (ФГОС НОО, 2010; А.П.Матвеев, 2012).
Большую часть уроков физической культуры составляют уроки королевы спорта, легкой атлетики!
Ученики обучаются технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять чел-
ночный бег 3х10 м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; техники прыжка
в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной
вперёд; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу. Кро-
ме того отдельные физические упражнения и технические элементы легкой атлетики (такие как бег,
прыжки, махи и др.) используются и в других видах и направлениях физического воспитания преду-
смотренных ФГОС, поэтому грамотная организация и проведение уроков по этому виду программы
имеет одно из важнейших значений.
Низкая плотность занятий, отсутствие индивидуального подхода и средств стимуляции интереса к за-
нятиям, приводит к низким темпам обучения и малой прочности усвоения технических приемов. От -
сюда повышенный интерес педагогов физической культуры к грамотным педагогическим подходам в
повышении эффективности школьных уроков (Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок
школьников. -М.: Просвещение, 2001. -С. 5-10.
Помочь повысить эффективность школьных занятий по легкой атлетике может реализация комплек-
сирования соревновательного, игрового, наглядного и других методов обучения в типовых уроках.
В результате выявленных проблемных вопросов, сформулирован основополагающий вопрос: методи-
ческое содержание урока физической культуры в соответствии с требованиями современных ФГОС и
примерных программ.
Цель проекта: разработать методическое содержание урока физической культуры по легкой атлетике
для 1 класса
Задачи:
- изучить и осуществить анализ литературных источников по проблемному вопросу;
- практически апробировать набор средств и методом, которые могут быть включены в типовое заня-
тие физической культуры;
- непосредственно разработать методическое содержание типового урока по легкой атлетике.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- моделирование.
Практическая значимость проекта:
Предлагаемый проект может быть использован не только в качестве типового урока физической
культуры, но также в качестве тренировочного занятия отделения по легкой атлетике для групп на-
чальной подготовки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Технологический блок итоговой работы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
ФИО (полностью)
Авторы, разработчики
Селин Геннадий Николаевич
Предмет
Физическая культура
УМК
1. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебни-
ков А.П.Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
Учреждений. А.П.Матвеев.- М.: Просвещение, 2011.
2. Физическая культура.1-4 классы: учеб. Для общеобразоват. Учрежде-
ний/В.И. Лях. – 13-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-190с.: ил.
Класс
1
Тип урока
Конструирование способа действия
Технология урока
Здоровьесберегающая технология. Развитие физических качеств (разви-
вающая технология). Личностно-ориентированного развития.
Тема урока:
Высокий и низкий старт
Цель
Создание условий для формирования первоначального представления о
технике выполнения низкого старта; научить выполнять общеразвиваю-
щие упражнения
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся: оказывать посильную помощь и
моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий;
проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении
ошибок и способов их устранения; находить отличительные особенности
в выполнении двигательного действия разными учениками, выделяя
отличительные признаки и элементы; организовывать самостоятельную
деятельность (бег из положения низкого старта) с учетом требований ее
безопасности;
получат возможность научиться: в доступной форме объяснять технику
выполнения высокого и низкого старта; соблюдать требования техники
безопасности; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления; формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата; определение общей цели и путей ее достижения.
Личностные УУД: : развитие мотивов учебной деятельности и формиро-
вание личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение
начальными навыками адаптации
Регулятивные УУД: выражают готовность слушать собеседника и вести
диалог; признают возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения,
давать оценку событиям;
Познавательные УУД: овладеют способностью характеризовать и
объективно оценивать действие на основе освоенных знаний и
имеющегося опыта; обнаруживать ошибки при выполнении учебных
заданий (построение и перестроение в одну шеренгу, выполнение
строевых команд, бега, ходьбы); овладеют умением общаться и
взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи; управлять эмоциями при общении со сверстниками и
взрослыми; анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда; осуществлять поиск возможностей и способов их
улучшения; организовывать место занятий;
Задачи:
Образовательные:
1. Создать представление о высоком и низком старте
2. способствовать укреплению здоровья обучающихся посредством раз-
вития физических качеств, координационных и силовых способностей
3. Способствовать развитию физические качества быстроту, ловкость и
координационные способности
Воспитательные:
1. Формировать стойкий познавательного интерес к занятиям физически-
ми упражнениями
2. Формировать умения чётко и организованно работать в группе, вос-
питание чувства товарищества и взаимопомощи
Развивающие:
1. Формировать умение общаться со сверстниками в коллективных дей-
ствий в игре
2. Развивать внимание, скоростно-силовые качества и координацию дви-
жений, коммуникативные навыки обучающихся; умение планировать,
контролировать и давать оценку своим двигательным действиям
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказы-
вания в устной форме
Форма работы учащих-
ся на уроке:.
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Оборудование для учи-
теля:
свисток
Оборудование (и мате-
риалы) для учащихся:
Технологическая карта урока: (урока с подробным описанием видов деятельности учителя и
учащихся).
Этап занятия
(урока)
Вре-
мя
Предметные
УУД
Метапредмет-
ные УУД
Деятельность
учителя
Деятельность уча-
щихся
Вводный этап
Организацион-
ный момент.
Самоопределе-
ние к деятель-
ности
1
мин.
Формирование
умений правиль-
но ставить учеб-
ную задачу и
цель. Проявле-
ние положитель-
ного отношения
к учебной дея-
тельности, фор-
мирование
мотивации к
учению.
Личностные:
Умение самоо-
пределиться к
задачам урока и
принять цель за-
нятия
Регулятивные:
Умение опреде-
лять собствен-
ную деятель-
ность по дости-
жению цели
Организует
учащихся к на-
чалу урока.
Проверяет го-
товность обу-
чающихся к
уроку. Создает
условия для
самоопределе-
ния обучаю-
щихся и при-
нятия ими
цели урока.
Комунникативная:
Слушают учителя.
Строят понятные
для собеседника
высказывания
Регулятивная: При-
нимают и сохраня-
ют учебную цель и
задачу.
Актуализа-
ция знаний
7
мин.
Формирование
умений выпол-
нять комплексы
общеразвиваю-
щих, оздорови-
тельных и кор-
ригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные
способности и
особенности,
состояние здо-
ровья и режим
учебой деятель-
ности
Подавать строе-
вые команды,
Познаватель-
ные: Умение
распознавать и
называть двига-
тельное дей-
ствие.
Регулятивные:
Умение выпол-
нять упражнения
по укреплению
осанки.
Личностные:
Формирование
бережного
отношения к
своему здоровью
Формулирует
задание;
создает
эмоциональны
й настрой,
обеспечивает
мотивацию
выполнения
разминки и
ОРУ (см.
Приложение
1).
Выполняют
упражнения
Личностные:
активно включаются
в общение и
взаимодействие со
сверстниками;
проявляют
дисциплинированно
сть, трудолюбие,
упорство в
достижении
поставленных
целей.
Регулятивные:
планируют
собственную
деятельность и
вести подсчёт
при выполнении
общеразвиваю-
щих упражне-
ний
распределяют
нагрузку
в процессе её
выполнения;
осуществляют
пошаговый
контроль своих
действий,
ориентируясь на
показ движений
учителем
Основной этап. Осмысление
Изучение ново-
го материала
1. Обучение
технике низко-
го старта (см.
Приложение 2).
5 мин
Находить от-
личительные
особенности
в выполне-
нии двига-
тельного дей-
ствия разны-
ми ученика-
ми, выделяя
отличитель-
ные признаки
и элементы
Познавательные
: извлекать
необходимую
информацию из
рассказа
учителя, из
собственного
опыта;
Регулятивные:
адекватно
воспринимать
оценку учителя;
осуществлять
пошаговый
контроль своих
действий,
ориентируясь на
заданный
эталон.
Личностные:
осознавать
неполноту
знаний и
чувствовать
необходимость
учения;
Коммуникативн
ые:
организовывать
и планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
сверстниками,
работать в
группе, задавать
Показывает
правильное
выполнение
низкого старта.
Затем проходит
вдоль шеренги,
помогая
учащимся
принять
правильное
положение
низкого старта.
Образно
воспринимают
двигательное
действие, выделяя
более сложные
элементы техники
выполнения
упражнения.
Метапредметные
результаты:
Регулятивные:
осуществляют
пошаговый контроль
своих действий,
ориентируясь
на показ движений
учителем;
действуют
с учетом
выделенных
учителем
ориентиров;
адекватно
воспринимают
оценку учителя.
Коммуникативные:
умеют
договариваться со
сверстниками;
принимают другое
мнение и позицию.
вопросы;
контролировать
действия
партнера при
выполнении
низкого старта.
2. Выполнить
пробежку
с низкого старта
без ускорения.
5мин.
В доступной
форме объяс-
нять правила
(технику) вы-
полнения двига-
тельных дей-
ствий, анализи-
ровать и нахо-
дить ошибки,
эффективно их
исправлять
Регулятивные:
Умение контро-
лировать свои
действия, ориен-
тируясь на показ
движений учи-
телем
Умение плани-
ровать, контро-
лировать, оцени-
вать деятель-
ность
Личностные и
коммуникатив-
ные: Умение
самоопределить-
ся с заданием и
принять реше-
ние по его вы-
полнению
Формулирует
задание,
осуществляет
индивидуальн
ый контроль.
Выполняют про-
бежку с низкого
страта.
Регулятивные:
осуществляют
пошаговый контроль
своих действий,
ориентируясь
на показ движений
учителем;
действуют
с учетом
выделенных
учителем
ориентиров;
адекватно
воспринимают
оценку учителя.
Предметные
результаты:
- в доступной фор-
ме объяснять прави-
ла (технику) выпол-
нения двигательных
действий, анализи-
ровать и находить
ошибки, эффектив-
но их исправлять
3. Подвижная
игра
«Ловишки» (см.
Приложение 3).
8
мин.
Взаимодейство-
вать со сверст-
никами по пра-
вилам проведе-
ния подвижных
игр и соревнова-
ний
Личностные:
стремятся одер-
жать победу в
мини-игре «Ло-
вишки»; дают
адекватную по-
зитивную самоо-
ценку
Объясняет
правила игры
«Ловишки».
Проводит
подвижную
игру
«Ловишки»
Играют в игру «Ло-
вишки».
Личностные: актив-
но включаться в об-
щение и взаимодей-
ствие со сверстни-
ками на принципах
уважения и добро-
желательности, вза-
имопомощи и со-
переживания
Предметные: орга-
низовывают и про-
водят со сверстни-
ками подвижную
игру, осуществляют
объективное судей-
ство.
Первичное
осмысление и
закрепление
Игра-
упражнение
«Класс,
смирно!» (см.
Приложение 4).
8
мин.
Взаимодейство-
вать со сверст-
никами по пра-
вилам проведе-
ния подвижных
игр и соревнова-
ний
Регулятивные:
принимают и
сохраняют учеб-
ную задачу при
выполнении
упражнений и в
процессе уча-
стия в игре; при-
нимают
инструкцию пе-
дагога и четко
следуют ей; аде-
кватно воспри-
нимают оценку
учителя
Проводит игру
«Класс,
смирно!»;
создает
эмоциональны
й настрой,
обеспечивает
мотивацию
выполнения
Играют в игру
«Класс, смирно!».
Знают правила игры
и умеют организо-
вать подвижную
игру.
Заключительный этап. Рефлексия
Итоги урока.
Рефлексия
3
мин.
Применять жиз-
ненно важные
двигательные
навыки и уме-
ния различными
способами, в
различных изме-
няющихся, вари-
ативных усло-
вий
Личностные:
понимают
значение знаний
для человека и
принимают его.
Умение дать
самооценку
собственной
деятельности
Регулятивные:
прогнозируют
результаты уров-
ня усвоения изу-
чаемого матери-
ала
Построение в
одну шеренгу
и подведение
итогов урока.
Проводит бе-
седу
по вопросам.
Слушают замечания
учителя.
Определяют свое
эмоциональное со-
стояние на уроке
Отвечают на
вопросы.
Осуществлять
контроль и само-
контроль, ставят
оценку.
Коммуникативные:
умеют
договариваться и
приходить к
общему решению.
Регулятивные:
адекватно
воспринимают
оценку учителя,
прогнозируют
результаты уровня
усвоения
изучаемого
материала.
Личностные:
анализ собственной
деятельности на
уроке, умеют
оценивать
собственный вклад
в работу группы.
Приложение № 1: Рефлексия.
Создаю ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощуще-
нием собственной компетентности, самоуважения. Дети анализировали свою деятельность: оценили
свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы. Отвечали на вопросы,
выполняя действия, в зависимости от своего ответа. Определили перспективы выполненного проек-
та.
Приложение 1
Комплекс общеразвивающих упражнений
1) И. п. – о. с. 1 – руки вперед; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – и. п. (Повторить 4
раза.)
2) И. п. – о. с. Руки в стороны. 1 – поворот туловища направо; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища
налево; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.)
3) И. п. – о. с. Руки за головой. 1 – наклон вперед, развести локти как можно дальше, но не отры-
вая ладоней от головы, смотреть вперед; 2 – и. п. (Повторить 4 раза.)
4) И. п. – о. с. Руки за головой. 1 – поднять правое колено и коснуться левого локтя (ладони не
отрываются от затылка); 2 – и. п.; 3 – то же
с другой ноги и другой рукой; 4 – и. п. (Повторить 4
раза.)
5) И. п. – стоя на одной ноге, двумя руками удерживать согнутую ногу. Стоять десять счетов на
правой и десять на левой ноге.
6) И. п. – стойка ноги врозь. 1 – прыжок ноги скрестно, правая нога впереди; 2 – прыжок ноги
врозь; 3 – прыжок ноги скрестно, левая нога впереди; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) В конце упражне-
ния перейти на шаг и остановиться.
7) И. п. – стойка ноги врозь. 1 – прыжком в стойку правая нога впереди, левая сзади; 2 – прыж-
ком в стойку ноги врозь; 3 – прыжком в стойку левая нога впереди, правая сзади; 4 – и. п. (Повто-
рить 4 раза, перейти на шаг и остановиться.)
Приложение 2
Обучение технике низкого старта
Руки ставятся перед линией, толчковой ногой становятся на стопу на расстоянии полстопы от
рук, другой ногой становятся на колено на расстоянии полстопы от толчковой ноги.
Приложение 3
Подвижная игра «Ловишки»
Учитель выбирает игроков-«ловишек». По сигналу «ловишки» стараются поймать остальных
участников игры, а они в свою очередь стараются убежать. В начале игры следует объяснить учени-
кам, что главная цель в ней не просто убежать от ловящего, а не столкнуться с другими игроками.
Эта игра хорошо показывает, как дети ориентируются в пространстве, следят за окружающей быстро-
меняющейся обстановкой.
Приложение 4
Игра-упражнение «Класс, смирно!»
Учащиеся строятся в одну шеренгу, перед ними стоит водящий. По его указанию и показу дети
должны выполнять движение только в том случае, если будет произнесено слово «класс». Если игра-
ющий допустил ошибку (не выполнил движение или выполнил без указания после произнесения сло-
ва «класс»), он делает шаг вперед. Выигрывают те, кто не сделал ни одного шага вперед
Выводы:
1.
Современные литературные источники, удовлетворяющие основные требования ФГОС,
примерные авторские программы по ФК содержат огромное количество физических
упражнений, методов физической и технической подготовки по направлению «Легкая атле-
тика»;
2.
В работе отобраны и применены средства и методы, которые позволяют оптимальным об-
разом дать представление о технике высокого и низкого старта, а также комплексы ОРУ
способствующие хорошей подготовке к физическому выполнению задания.
3.
Типовой урок, технологическая карта которого представлена выше, отлично удовлетворяет
поставленные задачи.